Розенкрейцеры и масонство
Парадоксально, но, чтобы определить степень влияния розенкрейцеров на зарождение современного масонства, прежде всего следует выяснить, действительно ли... розенкрейцеры существовали, или, точнее, существовали ли они как организация, имеющая чётко выраженную структуру.
Двойственность этой проблемы признают и учёные академического направления, и представители эзотеризма, и самые строгие историки-масоны, но все относятся к ней по-разному. Учёные академического толка вынуждены были воздерживаться от категоричных суждений: во-первых, из-за отсутствия достоверных документов, подтверждающих существование тайного розенкрейцерского общества; во-вторых, манифесты и «Химическую свадьбу» Андреэ можно истолковать как призыв к научному, религиозному и политическому обновлению, брошенный просто группой просвещённых людей в переломный для Европы период; наконец, их смущает излишняя шумиха вокруг этого вопроса, что явно противоречит самому понятию тайного общества. Одна из проблем в реконструкции истоков созерцательного масонства связана с тем, что во время Великого пожара в Лондоне в 1666 г. (на иллюстрации) погибли документы и списки членов лож. Эксперты в эзотерических материях различают истинных Братьев Розы и Креста и тех, кто просто называл себя розенкрейцерами: «Истинные розенкрейцеры никогда не создавали организации, имеющей некую определенную форму [...], так как термин "розенкрейцер" обозначает степень посвящения, т. е. определенное духовное состояние, которое, очевидно, не связано с непременной принадлежностью к какой-то оформленной организации. Это состояние можно называть совершенством, так как сам символ "розы-креста" благодаря двум образующим его элементам, означает погружение индивидуума в это состояние и наиболее полное развитие его индивидуальных возможностей» (Р. Геном. «Paзмышления о пути посвящения»). Специалисты по масонству проявляют большую гибкость, но тоже не отваживаются прийти к единому мнению: «Не до конца ясно, являлись ли розенкрейцеры реальным сообществом, преданным пансофическому идеалу, традиции алхимических знаний, христиaнскому эзотеризму и спагирической медицине, или просто такое название, в высшей степени впечатляющее, указывало на способ воплощения в жизнь глубинного импульса, направленного на то, чтобы значительно повысить способность человека распознавать возвышенное в мире, который, начиная уже с Возрождения, переживает постепепную утрату всего святого и отдаление этого от человека» (М. Морамарко. «Новая масонская энциклопедия», 1997). Если принять точку зрения Генона и провести различие между понятиями «роза-крест» и «розенкрейцеры», то вопрос о влиянии розенкрейцерствa на масонство приобретает дополнительные аспекты. Реконструкция одного из трёх порталов Храма Соломона, сделанная на основе видения Иезекииля, взятого из Библии. Для А.К.Т. Джексона, английского учёного масонской ориентации, автора эссе о влиянии розенкрейцерства на масонство, ступень Мaстера является переходом легенды о Христиане Розенкрейце в легенду о Хираме, мифическом основателе Храма в масонской традиции. Другая проблема заключается в том, можно ли установить, когда, как и где возникло масонство. Мнения по этому вопросу в литературе весьма многочисленны и противоречивы. Упомянем, что уже в XVII в. в Англии и Шотландии различные ложи (сообщества «вольных каменщиков», с внутренним уставом и символикой, испытавшими в той или иной степени влияние местных традиций) стали принимать в свои ряды образованных дворян («допущенных масонов»), которых некоторые считали членами Братства Розы и Креста. Первое издание (1723) «Конституций» Андерсона. Вторая часть книги, Обязанности масона возвещает о существенных изменениях в образе мыслей и действий масонов. Мы знаем, что Элиас Эшмол (см. предыдущую главу) в 1646 г. был принят в одну из лож в Уоррингтоне, Ланкашир. Лорд Роберт Мори (см. главу «Истоки Лондонского королевского общества»), культурные запросы которого были близки интересам Эшмола, аналогичным образом попал в 1641 г. в Эдинбургскую ложу (после этого года, кстати, мы не встречаем более доказательств существования «созерцательного масонства»). Мы знаем также, что оба аристократа входили в число учредителей Лондонского королевского общества и некоторым образом имели дело с движением розенкрейцеров. По мнению некоторых учёных, именно в этот период в масонстве произошли коренные изменения. Дж. Ганджи, уверенный, что «допущенные масоны» несомненно были розенкрейцерами (см. главу «Истоки Лондонского королевского общества»), пишет: «Со вступлением розенкрейцеров масонство охватила волна обновления, повлекшая за собой глубокие изменения как масонских ритуалов, так и масонского эзотеризма. [...] Можно сказать, что с этого времени масоны стали преемниками эзотеризма розенкрейцеров, взяв на вооружение их основные символы, такие как пеликан, двуглавый орел, феникс, возрождающийся из пепла. Другими словами, с середины XVII в. истинное Общество Розы и Креста вошло в состав масонства и оказало па пего сильное влияние». Но есть нечто, что не укладывается в этот вывод. Действительно, только 24 июня 1717 г. четыре ложи Лондона объединились для создания Великой Материнской ложи Мира, и это событие обычно считается началом современного масонства. В нём также видят причину того, что созерцательное направление масонства постепенно возобладало над деятельным. Через шесть лет (в 1723 г.) были опубликованы «Конституции», написанные пастором Андерсоном, которые называют «хартией современнoго масонства», а небольшая группа «реформаторов» взяла на себя труд пересмотреть и обновить все прежние правила (включая ритуалы). Масонская символика. Буква G, в центре сверкающей звезды. означающей просветлeние посвящённого, так до конца и не былa расшифрована: некоторые считают её символом геометрии, другие утверждают, что это символ Бога (God - «Бог» по-английски). Если указанные даты принять за точки отсчета, то неизбежно теряет убедительность гипотеза, высказываемая в масонских сочинениях, что розенкрейцеры были лишь «созерцательными масонами». Однако остается в силе предположение, что представители розенкрейцерского движения или, по крайней мере, «дух» их манифестов дали импульс для создания Великой Материнской ложи Мира в Лондоне. Этого мнения придерживается А. Шмидт в своих «Историко-идеологическнх соображениях о розенкрейцерстве и масонстве». «Идея толерантности проникла в масонство через Андреэ и Коменского. Значительный вклад внесла специфическая атмосфера просветительско-деистской мысли в Англии XVII в. [...] Всемирное человеческое Братство, задуманное Коменским, предваряет масонскую идею о цепи, соединяющей Братьев всего мира». Наконец, нужно вкратце остановиться на сходстве символики масонов и розенкрейцеров; это сходство используется некоторыми как докзатсльство преемственности между двумя организациями. По этому поводу П. Арнольд пишет: «...Де Куинси считает, что масоны взяли у розенкрейцеров большую часть эзотерических символов: лестница Иакова, Солнце, Луна и т. д. Но розенкрейцеры, и в частности Майер, в свою очередь, позаимствовали их у алхимиков, которые использовали эту символику задолго до появления Братства и продолжают использовать по сей день. Это общий фонд, общее наследие эзотеризма, и его применение ничего не доказывает в плане родства движении». Интерпретация розенкрейцерского символа в XIX в. Вместе с крестом и розой изображён пеликан (см. текст в рамке) И здесь мы ставим точку в разговоре о связи между розенкрейцерством и масонством, так как уже к концу XVIII в. это общее наследие стали использовать многочисленные течения и ответвления, наиболее важные из которых перечислены в конце книги. Рисунок из «Масонского учебника» 1820 г. (отличительный знак Верховного Князя Розенкрейцера), на котором изображен пеликан. В заключение отметим, что до сих пор нет недостатка в людях, готовых верить, будто, «несмотря на беспорядочное умножение ритуалов и эзотерических организаций... мудрецам удалось удержать в одной упряжке различные течения, порой противоречащие друг другу, а главное, сохранить связь с теми, кого называют "Верховными неизвестными" (А.К. Амбези). |
загрузка...