Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

под ред. А. Черинотти.   Розенкрейцеры: из молчания – свет

Элиас Эшмол

Если в отношении Бойля и Ньютона (см. предыдущую главу) связь с духовной алхимией представляется проблематичной и требует дальнейших исследований, то приверженность к этому эзотерическому знанию Элиаса Эшмола (1617-1692), одного из основоположников Лондонского королевского общества, не вызывает ни малейших сомнений.

Храня верность монархии, этот необычный человек в годы гражданской войны и республиканского периода держался вдали от общественной сцены. Вследствие этого он имел возможность без помех удовлетворять интерес к алхимии, магии, астрологии и эзотерическим знаниям в целом, а также предаваться своей истинной страсти - коллекционированию антиквариата.

Из оставленных им сочинений видно, что Эшмол был хорошо знаком с манифестами розенкрейцеров (причем перевод, которым он пользовался, отличался от перевода, опубликованного Воганом в 1652 г.), разделял идеалы таинственного Братства и даже обращался к нему с письменной просьбой принять его в свои ряды.

Эшмол и «добрая магия»




В том же 1652 г. Эшмол заканчивает труд «Theatrum chemicum britannicum» («Британский алхимический театр»), собрание сочинений английских алхимиков; во вступлении он выражает неподдельное восхищение Михаэлем Майером (см. главу «Роберт Фладд и Михаэль Майер») и сожалеет, что Англия не удостоила его того внимания, которого он заслуживал. Эшмол с одобрением отзывается также об Эдварде Келли и Джоне Ди (см. главу «Джон Ди»). Когда в конце пятидесятых годов развернулась клеветническая кампания против Ди, Эшмол встал на его защиту. Удивительно, но это не помешало ему вступить в Лондонское королевское общество; более того - имя Эшмола было внесено в список его основателей.

Кроме того, Эшмол написал историю Ордена Подвязки, высшего из английских рыцарских орденов, учрежденного Эдуардом III в середине XIV в. Орден находился под покровительством св. Георгия. В этом произведении он, между прочим, упоминает о вручении высочайшей награды Фридриху V по случаю его бракосочетания с дочерью Якова I (см. главу «...и свадьба королевская»). Это наводит на мысль, что он был осведомлен о политическом проекте, связанном с этой свадьбой, и что Орден каким-то образом участвовал в нем, хотя бы и вопреки политическому курсу монарха.

Впрочем, наибольшая загадка личности Эшмола - его предполагаемые связи с истоками современного масонства. Если бы мы располагали большим количеством документов, чем несколько строк из его дневника, то, наверное, смогли бы яснее понять причины и суть той двойственности, с которой этот человек развивал идеи розенкрейцеров. В конце концов вышло так, что одна часть его духовного наследия влилась в русло научной академии, другую же взяли на вооружение тайные общества.

Рембpaндт. Доктор Фауст (1652-1653).

Рембpaндт. «Доктор Фауст» (1652-1653). Этот человек peaльно существовал: он родился около 1480 г. в Нюртемберге, изучал (вероятно, в Кракове) магические искусства и очень скоро, благодаря своим чудесным способностям, стал известен в Германии, Голландии и Швейцарии. Слава о нём докатилась до Англии, но уже в виде легенды; Mapло сделал его главным действующим лицом своей драмы, которую опубликовал анонимно в 1601 г. Своё авторство он указал лишь в 1604 г. Личность Фауста - геройское воплощение человеческой сущности, стремящейся к крайним пределaм познания, хотя бы ценой договора с дьяволом, была особенно притягательна в те времена, поскольку интерес к магии продолжал жить и послe первых побед современной науки.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Эндрю Росс Соркин.
Слишком большие, чтобы рухнуть

Этьен Кассе.
Ключ Соломона. Код мирового господства

Александр Дугин.
Конспирология

Эрик Лоран.
Нефтяные магнаты: кто делает мировую политику
e-mail: historylib@yandex.ru