Другая точка зрения
Для учёных академического направления и для историографов науки появление и закат розенкрейцеров - это событие в ряду других подобных. Несмотря на неясность некоторых деталей (тем более, что главные действующие лица отнюдь не стремились их обнародовать), его, с одной стороны, рассматривают в общем русле становления современной науки, а с другой - соотносят с неким политическим проектом утопического характера.
Иллюстрация к книге Р. Фладда «История макро- и микрокосма». Божественный дух обозначает светом границы существа. Свет как дух, как созидательная силa и божья искра в человеке, помогающие ему достичь просветления и избавиться от рабства материи - эта тема свойственна большенству культур и религий. Эзотерики ставят вопрос совершенно иначе и связывают розенкрейцерство прежде всего с традицией, которую редко освещали в письменных источниках и, вообще, старались не разглашать. Отсюда вытекает следующее утверждение: «Корни розенкрейцерства уходят в глубь веков. Можем даже утверждать, что их питают мифы, и в этом смысле они отправляют нас к младенчеству человечества, к тем временам, когда оно не низверглось ещё в материю» (А.К. Амбези). Впрочем, даже те, кто разделяет данную точку зрения, стараются подойти к истории розенкрейцеров диахронически, т. е. рассматривать её сквозь призму времени. Главное - не забывать о том, что первоначальное наследие, которое передается из поколения в поколение, считается неизменным благодаря своему божественному происхождению, но постоянно подвергается риску повреждения или засорения. Теперь, после этого вступления, мы можем приступить к знакомству с направлениями, которые в публикациях эзотерического толка считаются хранителями Традиции, ставшей впоследствии основой учения розенкрейцеров. Изображение лестницы также имеет глубокий символический смысл; его можно встретить в культе Осириса («тот, кто стоит на вершине лестницы»), в иудаизме (на рисунке - библейская лестница Иакова в представлении У. Блейка), в митраизме, исламе, а также в эзотерических системах, таких как Каббала и алхимия. Как считает историк религий М. Элиаде, лестница воплощает понятие уровней. Соединяя небо и землю, а также землю и преисподнюю, она дает возможность переходить из одного мира в другой. Если ограничиться христианской эрой, то, согласно Папюсу («Методический трактат об оккультной пауке». Париж, 1891), «классику», до сих пор имеющему последователей, то можно выделить три основных направления, синтезом которых стало учение розенкрейцеров: • гностицизм, которого придерживались катары, вальденсы, альбигойцы и тамплиеры (высшее «современное» воплощение этого учения связано с Данте Алигьери); • католическое монашество; • герметическая, алхимическая и каббалистическая традиции. Разумеется, каждое из этих направлений является важным достижением в духовных исканиях Запада и достойно отдельного изучения. Но последний пункт мы, по крайней мере бегло, уже рассмотрели, поэтому сейчас попытаемся столь же кратко продемонстрировать связь с движением розенкрейцеров первых двух. |
загрузка...