Реклама

Я. В. Минкявичюс.   Католицизм и нация

Часть вторая. Католицизм и национальный вопрос

Как известно, национальный вопрос является вопросом о взаимоотношениях между нациями в различных сферах их общественной жизни.

Марксистско-ленинская теория по национальному вопросу сложилась в борьбе против буржуазного национализма, правого и левого оппортунизма.

На основе диалектико-материалистического понимания общественной истории основоположники марксистской философии вскрыли определяющий фактор национальных взаимоотношений. «Взаимоотношения между различными нациями зависят от того, насколько каждая из них развила свои производительные силы, разделение труда и внутреннее общение... Но не только отношение одной нации к другим, но и вся внутренняя структура самой нации зависит от ступени развития ее производства и ее внутреннего и внешнего общения»1.

Способ производства, социальная структура и политическая организация общества, соотношение классов внутри нации, уровень ее культуры, национальная политика господствующих классов определяет национальные взаимоотношения. Исходя из этого марксизм-ленинизм вскрывает истинные причины национального угнетения и разрешение национального вопроса понимает как полную эмансипацию наций, устранение всякого антагонизма между ними, всемерное их развитие, преодоление их обособленности, их сближение вплоть до слияния. Ставя разрешение национального вопроса в зависимость от осуществления идей демократии и социализма, марксизм-ленинизм конкретно-исторически, с классовых позиций раскрывает национальные идеи и интересы, этапы и формы их реализации, отличает два аспекта национализма (общедемократический и узкоклассовый буржуазный), разделяет два типа нации. Со стороны марксизма-ленинизма в диалектике национального и интернационального подчеркивается значение национального момента. Католическая интерпретация национального вопроса в своей сущности противоположна марксистско-ленинской.

Как уже показано, теоретическая и практическая стороны отношения католицизма к национальному вопросу определяются его теологически-идеалистической философией и космополитической миссией христианской церкви. В католической социальной доктрине противопоставляются orbis catholicus и orbis nationalis. Несмотря на то что в практике католической церкви имеется весьма широкий диапазон изменения позиции по отношению к национальным движениям (от анафемы до слияния клерикализма с национализмом), доктринально католицизм всегда выражал негативное отношение к национальному фактору, к национальным формам и ценностям. Все это исходило из противопоставления трансцендентной ценности абстрактного человека посюсторонним и преходящим ценностям его существования в земных (исторических) и в том числе этнических формах бытия. Классовому анализу национального вопроса, характерному для марксизма-ленинизма, противостоит католическая его аргументация с помощью тезисов абстрактного христианского гуманизма, теологизированного естественного права и иерархии ценностей.

В этой части работы рассматривается такая совокупность вопросов, как католическое понятие нации и соответствующая интерпретация национальных отношений, позиция католицизма по отношению к национальным движениям, христианское толкование взаимоотношений между нациями и роль церкви в этой области, отношение церкви к «еврейскому вопросу», расизму и национализму, католицизм перед фактом интернационализации общества, христианский космополитизм.



1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 19—20.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Д.Е. Еремеев.
Ислам: образ жизни и стиль мышления

Л.И. Емелях.
Происхождение христианских таинств

Я. В. Минкявичюс.
Католицизм и нация

Л. Ануфриев.
Религия и жизнь: вчера и сегодня

М. С. Беленький.
Что такое Талмуд
e-mail: historylib@yandex.ru