Реклама

Я. В. Минкявичюс.   Католицизм и нация

3. Эксплуатация католицизмом школы и культуры

Наряду с семьей церковь использует для своего закрепления на национальной почве также и школу. Преподавание «закона божьего», пронизывание учебных программ по всем предметам (особенно гуманитарным) религиозной интерпретацией, воспитание детей в духе христианской морали, специальные конфессиональные учебные заведения создают видимость, будто бы католицизм относится к национальным ценностям, является неотъемлемым компонентом жизни нации.

В эпоху всеобщего образования и всеобщей грамотности школа является важным объектом борьбы церкви. Поэтому она стремится юридически и фактически закрепиться в школе. Нераздельность школы и церкви в некоторых католических странах является средневековым анахронизмом. Несмотря на особые привилегии церкви в области народного просвещения, она обычно не имеет сильного влияния среди учительства. Тем не менее при помощи реакционных государственных режимов церковь в ряде стран до сих пор пользуется большим влиянием в школьном деле.

В буржуазной Литве школа была по существу ориентирована на клерикально-националистическое воспитание. Существовавший в довоенной Польше правый христианско-националистический блок проводил среди учителей и учащихся в школах политику конфессиональной и национальной дискриминации. В резолюции съезда этого блока, проходившего в 1937 г. в Ченстохове, содержится требование, «чтобы преподавание всех предметов было проникнуто учением католической церкви, ее традицией и обычаями... ответственные обязанности учителей в польских школах выполнять должным образом могут только поляки... в школах, в которых обучается христианская молодежь, не должны быть еврейские дети»1.

Космополитический католицизм особенно старается охватить своим влиянием ту часть интеллигенции нации, которая больше всего связана с формированием национального сознания, является для каждого нового поколения передатчиком национальной традиции. К такой интеллигенции относится прежде всего учительство.

Придавая исключительное значение делу образования, просвещения и воспитания и всей школьной системе вообще, католическая церковь на II Ватиканском соборе приняла специальный документ — «Декларацию христианского воспитания», свидетельствующий о том что в своих исключительно больших претензиях на школу церковь учитывает современный научно-технический прогресс и социальную функцию воспитания. Декларация, излагающая основные принципы христианского воспитания, прежде всего подчеркивает «всеобщее право на всяческое воспитание». Основой воспитания считается религиозное и этическое воспитание. Поэтому среди «всеобщего права на всяческое воспитание» основным оказывается право на христианское воспитание. Собор призвал все звенья католической церкви внедрять христианское воспитание в разных странах исходя из условий национального характера, указал на необходимость осуществлять универсальное христианское воспитание, «приспособленное к национальной культуре и обычаям и вместе с тем благоприятное общению с другими нациями»2.

В стремлении реализовать христианское воспитание на национальной почве, католические иерархи, как это явствует из названной декларации, разделяют права и обязанности в этом между тремя инстанциями: семьей (родители), государством (школа) и церковью. Семье при этом принадлежит неотъемлемое первенство. «Родители обязаны в своей семье создать атмосферу, пронизанную любовью к богу и к ближнему, поощряющую полное личное и социальное воспитание детей. Поэтому семья является первой школой общественных добродетелей, которые необходимы каждому обществу... Пусть подумают родители, какое значение имеет по-настоящему христианская семья для жизни и прогресса самого божьего народа»3. Собор призвал родителей требовать религиозного обучения детей в школах. «Церковь напоминает родителям очень важную обязанность — все так упорядочивать и даже требовать, чтобы их дети могли бы воспользоваться услугами церкви и чтобы их христианское воспитание гармонически сочеталось со светским»4. Что касается прав и обязанностей государства, то его роль ограничивается упорядочением «временного блага общества». Это значит, что государство так должно вести школьное дело, чтобы забота о «временном благе» не противоречила заботе о «вечном благе». Хотя «Декларация христианского воспитания» провозглашает признание церковью плюрализма, терпимости, диалога, но во всем этом выражается односторонний церковный интерес и государство предупреждается против «всякой монополии в школах, противоположной естественным правам человеческой личности»5, к которым, согласно католической доктрине, относится прежде всего конфессиональное право, происходящее якобы от врожденности самого религиозного феномена.

Католическая «Декларация христианского воспитания» разделяет права и обязанности в деле воспитания таким образом, что семье принадлежит первенство перед государством, а себе церковь присваивает высшее право по нравственному воспитанию и формированию личности в христианском духе. Первейшим средством такого воспитания считается катехизация, а все остальное, в том числе и школа, лишь подсобные средства. При этом следует отметить характерную деталь: отмечая значение школы для воспитания молодежи, декларация подчеркивает классово-примирительную задачу школы, ибо она, «сплачивая в дружеское общение воспитанников разных характеров и сословий, создает в них дух взаимопонимания»6.

Другими важными положениями этого документа являются ставка на молодежь, интеллектуализм и науку в системе воспитания вообще, а также специально на католические школы и университеты, усилия по модернизации всей системы подготовки католических кадров для церковного и светского воспитания молодежи. Молодежь именуется надеждой церкви, поэтому последняя призывается опекать молодежные движения и организации. Католические университеты обязываются готовить церковные кадры интеллектуалов в духе томистской философии на уровне современной науки для «более трудных задач интеллектуального апостолата»7. Они же должны заниматься научными исследованиями. «Святой синод сильно желает, чтобы процветали католические университеты и факультеты, надлежащим образом размещенные во всех частях света, чтобы они были известны не числом, а научными достижениями и чтобы ими могли легко пользоваться бедные, но перспективные студенты, особенно происходящие из новых наций»8. Таким образом, космополитический католицизм усиленно стремится закрепиться в сфере народного образования, в школах и в научно-исследовательских заведениях разных стран для того, чтобы таким путем проникать во все поры национальной жизни.

В области культуры в целом произошло такое же изменение, как и в области народного образования И в школьном деле. Культура новых времен — это в основном светская, технически оснащенная, массовая культура. По своей этнической форме — это национальная культура. Если в эпоху средневековья культура в значительной степени была внутренним делом церкви, то в новые времена церковь вынуждена была в свою очередь приспособиться к буржуазной культуре. Но, приспосабливаясь, католицизм долгое время (начиная от Ренессанса и Просвещения и вплоть до начала XX в.) сохранял свою враждебность к светской культуре и к массовым средствам ее распространения.

II Ватиканский собор, рассматривая вопросы культуры, отметил ее универсальный характер, напомнил томистскую позицию об автономности светской культуры и примате веры, подчеркнул необходимость использования средств современной культуры в интересах церкви. В наши дни церковь выражает свою претензию на роль покровительницы культуры. Эта претензия обосновывается в первую очередь этическими мотивами. В пастырской конституции «О церкви в современном мире» говорится, что христианство «беспрерывно очищает и возвышает обычаи народов... как бы изнутри обогащает, укрепляет, дополняет и обновляет учением Христа вековые особенности всех народов и эпох. Этим способом церковь, выполняя свою задачу, вместе с тем поощряет и поддерживает человеческую и гражданскую культуру»9. Этот документ также подчеркивает право наций и национальных меньшинств на развитие своей культуры и на пользование общечеловеческой культурой.

Однако такая претензия католической церкви в области культуры не является адекватным выражением ее действительной позиции относительно культуры. Католицизм относится к светской культуре, к национальным и интернациональным культурным ценностям прежде всего и главным образом как к средствам своих религиозно-космополитических целей. На II Ватиканском соборе культура подобно семье рассматривалась в аспекте сохранения с ее помощью старых традиций (и, конечно, традиции веры) перед лицом «динамизма и экспансии новой культуры». Особая забота церкви — «гармония культуры и христианства». Поэтому собор подчеркнул необходимость для верующих быть на уровне современной культуры. Так, используя современную культуру, церковь стремится удерживать и укреплять свои позиции в развитых капиталистических странах и развивающихся странах.

Еще в период своего распространения в условиях формирования феодализма христианство заняло враждебную позицию относительно «языческих» памятников античной культуры, которые были объявлены опасными для новой религии и поэтому беспощадно уничтожались. Подобному уничтожению подвергались и плоды дохристианской народной культуры в Литве. Такую акцию космополитической церкви тогдашние и последующие ее идеологи изображали как необходимую для созидания нового типа нравственной культуры христианского народа. Но известно, что христианство утверждало феодальную мораль. Для литовских крестьян христианство и крепостничество были неразрывным делом. Выступая против реакционной роли христианства в области литовской народной культуры, некоторые крупные деятели национального движения в Литве обращались к источникам литовской языческой культуры. Литовский писатель, просветитель и историк С. Даукантас (1793—1864) указывал на благородный нравственный облик древних литовцев, которые затем были деморализованы христианством. Другой литовский буржуазный общественный деятель и ученый, И. Басанавичюс (1851—1927), отмечал, что с распространением христианства в Литве утвердилось немало социального зла, что оно упразднило свободу древних литовцев и узаконило неволю. Эти взгляды им были изложены в специальном труде об отношении христианства к религии и культуре древних литовцев10.

В условиях национального движения в ряде стран Европы (Польша, Литва, Чехословакия, Венгрия) часть католического духовенства приобщилась в определенной мере к созданию национальной культуры (национальный язык, письменность, печать, литература, школы). Но церковные интересы при этом всегда преобладали над национальными. Духовенство рассматривало национальный язык, печать, литературу, школу прежде всего как средства распространения религии, что соответствовало религиозной концепции, в соответствии с которой основной и главной ценностью культуры считается религия. На этом основании духовенство подчеркивает свой «вклад» в национальную культуру католических стран. Церковь стремилась реализовать на национальной почве концепцию однородной католической культуры для всего общества данной страны, что отражало одновременно клерикальную и националистическую политику в области культуры. В этой политике переплеталась национальная и конфессиональная нетерпимость.

Со временем церковь приняла себе на вооружение массовые средства информации и распространения культуры. Она стремилась установить свой контроль над этими средствами, подчинить себе печать, кино, театр, радио и телевидение. Появились специальные энциклики папства по этим вопросам11. В странах, где имеется значительная католическая интеллигенция (Франция, Бельгия, Италия, Германия), церковь попыталась создать католическую кинематографию и католический театр, свою художественную литературу. В народной Польше церковь развила специальную деятельность среди творческой интеллигенции и работников культуры. В годы осуществления программы празднования 1000-летия христианства в Польше проводились католические съезды и богомольческие походы в Ченстохову (святое место Марии — королевы Польши) писателей, журналистов, библиотекарей, кинематографистов и т. д. Церковь развернула среди этой категории интеллигенции соответствующую работу. При епископате работает специальная комиссия по делам кино, радио, телевидения и театра. В ее указаниях для духовенства значится: «Очень важным делом является также специальная пастырская деятельность среди деятелей киноискусства, радио, театра, среди актеров, режиссеров, операторов»12.

Подобным образом церковь стремится проникнуть во все сферы общественной жизни, пронизать своим влиянием различные группы интеллигенции и служащих, наиболее связанных с широкими народными массами. Так, в Польше католическая церковь в довоенные годы организовала католическое движение среди работников медицины и здравоохранения, юристов, инженеров, писателей, художников, студентов. Обычно в таких движениях объединялись клерикальное и националистическое направления. Вот программные пункты «Союза католических писателей Польши», изложенные его председателем графом В. Собаньским на конференции представителей католической печати в 1937 г. в Варшаве: «1) пробуждение в широких массах религиозного и национального сознания и тем самым содействие в организации монолитного польского католического фронта... 2) углубление познания основ католической веры... 3) охрана нерасторжимости брака и тем самым охрана семьи; 4) решительное выступление против всяких богохульских атак на церковь и веру; 5) распространение польских культурных традиций, надлежащее их освещение и извлечение их из забвения; 6) поиски путей справедливого разрешения еврейского вопроса, а также вопроса национальных меньшинств; 7) сердечное сближение с молодежью... 8) установление тесной связи с широким мировым философски-религиозным течением. Выход ему навстречу»13.

Таким образом, глубокое проникновение католицизма в различные сферы национальной жизни создает видимость, что якобы эта космополитическая по своему существу религия является национальной ценностью, национальным атрибутом. Фактически она входит в общее русло реакционной идеологии господствующей буржуазии, наряду с буржуазным национализмом затушевывает классовую структуру общества, препятствует развитию классового сознания трудящихся, способствует распространению ложного буржуазного и клерикального патриотизма. Союзу католического клерикализма и буржуазии способствуют объективные условия определенной страны.

Но нельзя умалять значения субъективного фактора в том, что та или другая нация принимает характер католической нации. Для того чтобы сделать поляков, литовцев, ирландцев или испанцев католиками, церковь использовала огромный механизм непосредственного воздействия на народы. В эти средства воздействия входят как собственно церковный, так и светский механизм, как материально-экономические, так и духовные, моральные, психические и иные способы влияния на массы. II Ватиканский собор в «Декрете о пастырских обязанностях епископов» снова подчеркнул необходимость проникновения во все поры семейной, общественной и индивидуальной жизни людей, «семья, ее единство и прочность, деторождение и воспитание, гражданские общества с их законами и призваниями, труд и досуг, искусство и технические изобретения, нужда и изобилие богатств — одним словом, пусть (епископы. — Я. М.) касаются всего...»14



1 Цит. по: W. Mysłek. Košciŏł katolicki w Polsce w latach 1918—1939. Warszawa, 1966, str. 435.
2 «Gravissimum educationis», l.
3 Там же, 3.
4 Там же, 7.
5 Там же, 6.
6 «Gravissimum educationist», 4.
7 Там же.
8 Там же, 10.
9 «Gaudium et spes», 58.
10 J. Basanavičius. Rinktiniai raštai. Vilnius, 1970, str. 156—225.
11 Как уже отмечалось, II Ватиканский собор также уделил большое внимание этому вопросу и принял декрет «О средствах социального общения» («Inter mirifica»).
12 Цит. по: W. Mysłek. Košciŏł katolicki i ysiąclecie, str. 155.
13 Цит. по: W. Mysłek. Košciŏł katolicki w Polsce w latach 1918—1939, str. 411—412.
14 «Christus Dominus», 12.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Я. В. Минкявичюс.
Католицизм и нация

Д.Е. Еремеев.
Ислам: образ жизни и стиль мышления

Л.И. Емелях.
Происхождение христианских таинств

Л. Ануфриев.
Религия и жизнь: вчера и сегодня

М. С. Беленький.
Что такое Талмуд
e-mail: historylib@yandex.ru
X