2. Семья как сфера сближения национального и религиозного
Помимо тех «линий» воспринятия католицизмом национальных форм, которые становятся атрибутами самого культа, католицизм закрепляется в целом ряде важнейших сфер национальной жизни и через эти сферы обретает черты национальной специфики. Семья, школа, культура — вот те важнейшие сферы, в которых происходит формирование национального сознания и которые являются носителями национальных форм. Как раз в этих сферах происходит переплетение национальных и религиозных факторов, а церковь стремится это использовать, сама закрепляясь в названных сферах национальной жизни.
Семья является носителем национальной принадлежности. Она дает важнейшие признаки этой принадлежности — национальный язык, национальные обычаи, нравы, традиции, быт. Здесь первоначально формируется национальный психический склад, национальное сознание и самосознание. Одновременно в семье начинается религиозное образование, здесь закрепляется религиозная практика. Поэтому семья и семейные отношения и традиции составляют такую область общественной и личной жизни, которая является объективной и весьма устойчивой основой для взаимосвязи национального и религиозного факторов. Церковь постоянно держит семью в поле зрения своей деятельности. Венчание, крещение и погребение являются основными рычагами воздействия церкви на семью. Католическая доктрина мистифицирует семью как объект своего влияния, признавая в ней помимо естественных связей и ценностей еще и божественный промысел. Как известно, брачные отношения и деторождение в католической догматике имеют сакраментальное значение. Поскольку семья составляет элементарную ячейку нации, а последняя представляется «расширенными пределами семейного очага», то религиозная мистификация (сакраментальность) относится одновременно к семейным и национальным узам. «Христианская семья является первичной и наиболее фундаментальной общностью в жизни нации... — пишет кардинал Вышинский. — Брак есть дело сердца и мысли бога... Он имеет, следовательно, исключительно религиозный, сверхъестественный характер, хотя и является общественно-правовым союзом... таким образом, каждая католическая семья представляет собой своеобразную каморку церкви... Семья является здесь на земле позицией воюющей церкви...»1 Мистифицируя семейно-брачные отношения, церковь обосновывает своё право на вмешательство в эти отношения в пастырских целях. Считая основной функцией семьи воспитание детей, она на первый план выдвигает их религиозное воспитание и вменяет это в обязанность родителей, которых она рассматривает как своих уполномоченных по привитию детям духа пиетизма. «В сфере богооткровенной религии родители являются одновременно и доверенными Христовой церкви»2. Исходя из этого церковь борется за клерикализацию семейной жизни, выступая против светского воспитания детей. На этой почве церковь зачастую находится в конфликте с гражданскими и общественными институциями, а также нередко и с самой семьей. Борясь за религиозное воспитание в семье, церковь апеллирует одновременно к религиозным и национальным чувствам, призывает родителей передать детям христианскую веру, а детям внушает мысль воспринять и чтить веру предков, веру родины. В отношении к семье церковь стремится противопоставить «естественное право» в католической интерпретации светскому авторитету. По программе 1000-летия польской католической церкви проводился «год святости семьи», в котором епископат предпринял кампанию предвзятой спекуляции религиозными, национальными и семейными чувствами поляков, изображая атеистов врагами семьи, нации и морали. Вот выдержка из проповеди кардинала Вышинского по этому вопросу: «Врагов нашей нации узнаем по тому, как они относятся к богу и христианской морали... Желая уничтожить нацию, уничтожают ее веру и христианскую мораль... Для нации наиважнейшей силой и бастионом является семья. Кто является приятелем нации — укрепляет семью, кто является врагом нации — уничтожает семью. Нация более безопасна в семье, чем в пределах государства. Граница нации и государства проходит через колыбель... Семья сильна богом»3. Стремясь сохранить свое влияние на семью, католическая церковь развила в разных странах широкую деятельность по рехристианизации семьи. В ряде стран имеются государственные ведомства по делам семьи на уровне министерств, которые, как правило, находятся в ведении клерикалов. Много внимания уделяется семейному пастырству, существует светский апостолат семьи. В разных странах действуют учреждения и существуют движения по борьбе с дехристианизацией семьи: в Испании — «Asociacion de Padres de Familia», во Франции — «Equipes Notre Dame», в ФРГ — «Katholische Elternschaft», в Англии — «Catholic Marriage Advisory Council», в США — «Christian Family Movement». Деятельность этих клерикальных организаций не ограничивается только сферой религии; она охватывает также области материальной помощи семьям, воспитания, консультаций по вопросам семейной жизни вплоть до самых интимных отношений. В некоторых странах существуют специальные заведения — «Католические консультации супружеской жизни». Делая ставку на семью, церковь преследует целый комплекс своих целей — не только сохранить христианство в масштабе нации, но и реализовать свою социально-политическую ориентацию, в том числе использовать семью в качестве опоры антикоммунистической борьбы. Например, в ряде латиноамериканских стран действует антикоммунистическое общество «защиты традиции, семьи и собственности». В программе так называемого народного развития Чили ее христианско-демократическая партия считает «семью, коммуну, корпорацию, кооператив» основными каналами национального развития на основе «экономического гуманизма», что в сущности означает лишь разновидность давно скомпрометировавшей себя модели «народного капитализма». Рассматривая роль семьи в плане «интегрального развития человека» и «солидарного развития человечества», Павел VI в энциклике «Populorum progressio» связывает надежду сохранения основных устоев старого мира в условиях крушения «старинных социальных структур» в развивающихся странах с устойчивостью семейного института. Семья является главным хранителем и передатчиком традиций, потому что в ней сходятся поколения. Указав на неизбежное изменение социальных структур, Павел VI пишет: «Тем не менее семья, хотя бы и построенная в естественном порядке, т. е. нерасторжимая и моногамная, как положил ей быть господь бог в первичном своем установлении и как осветила ее Христовa церковь, должна продолжать свою важную роль, как место встречи нескольких поколений, которые взаимно оказывают помощь для приобретения более глубокой мудрости и научаются сочетать права личности с другими требованиями социальной жизни»4. Существеннейшие изменения общественной жизни в XX столетии затронули также и семью, которая начинает уходить из-под влияния церкви. Поэтому со стороны последней предпринимаются усилия сохранить свои позиции. Как пишет польский исследователь католицизма В. Мыслек, «среди многих областей общественной жизни семья является одной из последних общественных структур, где церковь постоянно имеет свою серьезную опору. Обозначающаяся перспектива потери этой опоры является по существу для церкви проблемой «быть или не быть». Через семью церковь проникает глубже всего в общественную жизнь. Следовательно, она не может позволить себе утратить канал, через который может оказывать давление на вероисповедание и мировоззренческие позиции людей в их личной жизни»5. Естественно поэтому, что католический консерватизм в отношении семьи сохраняется особенно упорно. Это относится к догматическому учению о семье, к семейной этике, к пастырской деятельности в семье и т. п. Ватикан до сих пор отстаивает свое догматическое вето в вопросах целенаправленного регулирования деторождения и нерасторжимости брака, чем, как известно, вызывает критику не только массы рядовых верующих, но и значительных кругов духовенства. II Ватиканский собор рассматривал проблему брака и семьи среди «наиболее актуальных проблем, вызывающих всеобщую озабоченность»6. Повторяя церковно-догматический тезис о святости (сакраментальности) брака («сам бог является автором брачного союза»7) и о Христовом источнике супружеской любви, пастырская конституция «О церкви в современном мире» подчеркивает, что значение семьи еще и в том, что в ней сохраняются обычаи народов и времен» и «сходятся вместе разные поколения». Собор особо акцентировал религиозное воспитание детей в семье: «Видя пример родителей и сообща молясь, дети и все домочадцы легче отыщут путь человечности, спасения и святости. Супруги, украшенные благородством и обязанностями отцовства и материнства, будут усердно воспитывать, особенно религиозно, своих детей, ибо воспитание в первую очередь является задачей родителей»8. В этом документе собора также сформулирована соответствующая директива церкви по подготовке духовенства для пастырской деятельности в семье: «Ксендзы должны получить надлежащее обучение по вопросу семьи. Они постараются опекать призвание материнства разными средствами пасторации, провозглашением слова божьего, литургическими обрядами и иной духовной поддержкой. Они будут укреплять супругов в трудностях своей человечностью и терпением, они будут их укреплять в любви, чтобы росло влияние действительно хороших семей»9. Разумеется, что такая забота церкви о семье есть прежде всего забота о своих собственных интересах. 1 Stefan kardynał Wyszynski. W. šwiatłach tysiąclecia, str. 95, 96, 100. 2 W. Brugger. Philosophisches Worterbuch, Art. «Familie». 3 Цит. по: W. Mysłek. Košciŏł katolicki i tysiąclęcie. Warszawa, 1963, str. 189. 4 «Populorum progression, 36. 5 W. Mysłek. Košciŏł katolicki i tysiąclęcie, str. 195. 6 «Gaudium et spes», 46. 7 Там же, 48. 8 «Gaudium et spes», 48. 9 Там же, 52. |
загрузка...