Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Всеволод Авдиев.   Военная история Древнего Египта. Том 2

Значение первого похода Тутмоса III в Сирию

«Анналы Тутмоса III» очень кратко сообщают о том, как хозяйничали египетские завоеватели в занятой ими стране. Очевидно, не только во время осады Мегиддо, но и после взятия этого города египтяне жестоко опустошили всю окружающую местность, в частности сняв жатву с полей. Правители всех городов и областей были смещены, а на их место фараон «заново назначил правителей каждого города».59) Отсюда можно сделать вывод, что местное население было далеко еще не полностью покорено, что часть местной аристократии упорно сопротивлялась египетскому господству и что поэтому Тутмос III был вынужден применить политику террора по отношению к мятежной части местного населения, опираясь на проегипетскую группу местной аристократии.

Однако первый поход Тутмоса III был расценен современниками в качестве крупного события. Именно поэтому этот поход столь подробно описан в «Анналах Тутмоса III» и отдельные его эпизоды упомянуты в других надписях того времени. И действительно, спустя долгое время египетские войска снова вторглись в Палестину и Сирию, наголову разбили коалицию сиро-палестинских князей, которую, возможно, поддерживала [122] Митаннийская держава, покорили племена Палестины и ливанских предгорий, захватили большую добычу и завоевали обширную территорию, пробив тем самым широкую дверь в страны Передней Азии.

Чтобы отметить большое значение этого похода и одержанных во время него побед, Тутмос III учредил целую серию торжественных праздников и пожертвовал большие богатства храму Амона в Фивах. На внутренней стороне южной части шестого пилона Карнакского храма высечена особая надпись, в которой подробно описываются все религиозные торжества и царские дары жречеству, которые имели большой социально-политический смысл, так как должны были укрепить опору рабовладельческой» деспотии — аристократическое жречество и тем самым упрочить рабовладельческий строй в целом. В этой надписи говорится о том, что царь установил «праздник победы», после того как он вернулся «из первого победоносного похода, разгромив презренную страну Речену, расширив границы Египта в 23-м году после победы». Судя по этому описанию, царь трижды праздновал свой «праздник победы», причем торжество каждый раз продолжалось несколько дней. Одновременно с этим были учреждены и богатые жертвоприношения, в частности большим обелискам, которые царь поставил в храме Амона, а также царским статуям, что должно было укрепить не только культ бога Амона, но и культ обоготворенного царя.60) Особенно характерно в этой надписи подробное сообщение о передаче царем храму Амона большого количества пленников и даже трех городов, завоеванных в Сирии. Наконец, в этой же надписи царь дает подробное наставление жрецам, чтобы они были «бдительны в исполнении своих обязанностей».61) Так все более укреплялась связь между высшим фиванским жречеством и царской властью.

Первый поход Тутмоса III в Сирию значительно упрочил положение Египта в Передней Азии в качестве сильной и могущественной военной державы, энергично вступившей на путь завоеваний с целью захвата добычи и использования ресурсов Палестины, Сирии и Финикии. Вполне естественно, что даже объединенным силам сиро-палестинской коалиции было трудно сопротивляться египетскому нашествию. Мы имеем некоторые основания предполагать, что большое Митаннийское государство оказывало некоторую поддержку сиро-палестинским князьям, ведшим упорную борьбу с Египтом; Митанни в этот период, опасаясь усиления Египта в Передней Азии, с одной стороны, поддерживало те страны и государства, которые вели войну с Египтом, а с другой — оказывало давление на покоренные народы, стремившиеся освободиться от митаннийского ига и для этого заручиться поддержкой Египта. [123]

Ассирия долго была под митаннийским влиянием и неоднократно боролась за свою независимость с митаннийскими царями в середине II тысячелетия. На 24-м году царствования Тутмоса III, т. е. вскоре после его первого похода в Переднюю Азию, ассирийский царь прислал различные ценности фараону, которые автор «Анналов» горделиво назвал «приношениями вождя Ашшура», перечислив их наряду с приношениями из страны Речену, т. е. с данью завоеванной страны. Разумеется, Ассирия не могла в то время ни быть завоеванной Тутмосом III, ни послать в далекий Египет свою дань, признав гегемонию Египта. Поэтому неправ Грапов, который слово  — «приношения» понимает и переводит как «дань». Впрочем, он сам не всегда придерживается такого понимания этого слова, иногда переводя его как «приношения» или иначе.62) Очевидно, эти «приношения» ценных предметов, в частности лазурита, были лишь знаками внимания и сочувствия египтянам, которые таким образом выразил ассирийский «князь» (или вождь) египетскому фараону. С другой стороны, это могли быть товары, присланные в Египет с целью установления торговых отношений между Ассирией и Египтом. Ведь несколько позднее ассирийский царь Ашшурубаллит писал Эхнатону о своем намерении отправить в Египет посла и о своем желании получить из Египта золото, по-видимому, в обмен на ассирийские товары, колесницы, лошадей и лазурит, которые Ашшурубаллит послал Эхнатону. В письме Ашшурубаллит напоминал Эхнатону, что некогда ассирийский царь Ашшурнадинаххе получил из Египта 20 талантов золота.63) Ассирийские цари, конечно, знали, что хурриты, тесно связанные с Митаннийским царством, довольно глубоко проникли в Сирию и Палестину. На это указывает ряд фактов, частично извлекаемых из переписки Амарнского архива.64) Именно поэтому, стараясь освободиться от митаннийского влияния, ассирийский царь пытался установить непосредственные сношения с египетским фараоном, который нанес сильный удар митаннийскому влиянию в Палестине и Сирии, разгромив сиро-палестинский союз князей, поддерживаемый Митанни.

Наряду с приношениями «князя Ашшура» египетский летописец под 24-м годом царствования Тутмоса III отметил приношения из страны Речену (по реконструкции текста Зете). Очевидно, в Египте особенно ценили эти «приношения», состоявшие частично из дани, а частично из товаров. Это были главным образом кожаные и деревянные изделия, служившие для оборудования колесниц и запряжек, а также различные ценные сорта дерева. Ведь последние издревле вывозились из Сирии в Египет, а конная упряжь, колесницы и лошади в большом [124] количестве доставлялись из Передней Азии в Нильскую долину в течение всего периода XVIII династии. Вполне естественно, что торговые города Сирии, Палестины и Финикии, в частности города в районе Ливана, играли большую роль в достатке этих ценных для Египта предметов. Завоевание Тутмосом III больших территорий в этих странах дало возможность египтянам увеличить доставку в Египет ценных сортов дерева и всякого рода оборудования для колесниц и конных запряжек. Таким образом, египетский летописец, не мудрствуя лукаво, отметил один из экономических результатов первого похода Тутмоса III в Переднюю Азию.

Первый поход Тутмоса III в Палестину и Сирию настолько укрепил господствующее положение Египта в этих странах, что египтяне стали смотреть на Хару и Верхнее Речену как на страны, поверженные самим богом Амоном «под сандалии» фараона, как это ясно говорится в одной надписи из «Праздничного храма»  в Карнаке, возможно, приуроченной к 25-му году царствования Тутмоса III. Тут же около этой надписи помещены многочисленные изображения растений и животных, доставленных в Египет из Верхнего Речену. В сопровождающей эти изображения надписи говорится:

«...Растения всякие необыкновенные и всякие прекрасные цветы, происходящие из страны бога, [доставленные могуществу] его величества, после того как направился его величество и Верхнее Речену, чтобы покорить страны [северные], согласно приказу отца Амона, который поверг все страны под сандалии его от [этого дня] и до [истечения] миллионов лет».65) Очевидно, египтяне использовали завоевание областей Палестины и Сирии в хозяйственном отношении, вывозя из этих стран не только богатую добычу, но и различные, неизвестные ранее египтянам, виды растений и животных с целью их акклиматизации в Нильской долине.


59) K. Sethe. Urkunden.., IV, 663.

60) K. Sethe. Urkunden.., IV, 740, 599. О культе обоготворенного фараона в древнем Египте см. В. И. Авдиев. Идеология обоготворения царя и царской власти в древнем Египте. — «Историк-марксист», 1935, № 8-9, стр. 133-152.

61) K. Sethe. Urkunden.., IV, 752. Последняя строчка этого отрывка ярко характеризует обрядовую культовую чистоту, соблюдению которой придавалось столь большое значение в древнем Египте. Об этом сохранилось ясное указание и в труде Геродота (см. Геродот, II, 37).

62) H. Grapow. Studien zu den Annalen Thutmosis des Dritten.., 28-29.

63) J. A. Knudtzon. Die El-Amarna Tafeln. Leipzig, 1915, S. 127; S. Merсer. The Tell el Amarna Tablets, vol. I. Toronto, 1939, p. 58-61. Ср. В. И. Авдиев. Военная история древнего Египта, т. I, стр. 272- 273.

64) В библии упоминаются хорреи, название которых можно отождествить с племенным названием хурритов (ср. египетское «Хару» . Эти "палестинские” хорреи-хурриты населяли большую [230] часть Палестины, в особенности западные склоны гор Иудеи, гор Сеира, к югу от Мертвого моря, а также район Сихема. Различные источники, как, например, клинообразные надписи с хурритскими именами, инвентарь храма в Катне, содержащий хурритские имена, и, наконец, амарнские дипломатические письма, указывают на значительное хурритское население в Палестине и на влияние хурритов на другие племена Палестины. Так, в письмах из Амарнского архива встречаются имена, содержащие имена хурритских божеств. В этом отношении интересно имя Абд-Хипа, в состав которого входит имя богини Хипы. С именем Абд-Хипа можно сопоставить митаннийские имена Гилу-Хипа и Таду-Хипа, а также имя хеттской царицы Пуду-Хипы. Вебер, комментируя амарнское письмо, в котором упоминается Абд-Хипа, предполагает, что культ богини Хипы сохранялся в Иерусалиме со времен «митаннийского переселения» (Mitannieinwanderung) в Палестину. Однако источники не сохранили никаких указаний на какое-либо «переселение» хурритов в Палестину. Очевидно, это был скорее длительный процесс инфильтрации хурритов в Палестину, которые исподволь колонизовали области Палестины и прилегающие районы. В другом амарнском письме Риб-Адди, князь Библа, пишет египетскому «великому наместнику» (amelu rabu), что митаннийский царь бросил взгляд на страну Амурру и спросил «чья эта страна? Это — большая страна». И предостерегая египетского фараона против возможного митаннийского нашествия или тайной поддержки митаннийцами сиро-палестинских князей, Риб-Адди просит египетского наместника прислать войска для оккупации страны Амурру (J. A. Knudtzon. Die El-Amarna Tafeln. Brief No 95, Lief. 5, S. 440-443). В другом письме Риб-Адди сообщает Аманаппе, что Библ терпит тяжелые лишения и что большая добыча увезена в страну Митанни. Судя по другому амарнскому письму из Иркаты, из одного сирийского города были посланы в страну Субари (Митанни) 30 лошадей и колесниц. Наконец, в амарнских письмах встречаются указания на то, что сыновья Абдаширты, организовавшие антиегипетское движение в Сирии и Палестине, отправляли лошадей, колесницы и войска в страну Сури (Субари, Митанни). Таким образом, нет никаких сомнений в том, что митаннийцы не только глубоко проникли в области Сирии и Палестины, не только колонизовали эти районы, но и смотрели на них как на районы своего экономического и военно-политического проникновения; см. В. И. Авдиев. Военная история древнего Египта, т. I, стр. 260; J. A. Knudtzon. Die El-Amarna Tafeln. Lief. 14, S. 1333-1334; Brief No 86, Lief. 5, S. 412-415; Brief No 26, Lief. 5, S. 542-543; Lief. 13, S. 1228; Brief No 100, Lief. 5, S. 451; Lief. 13, S. 1194; Brief No 108, Lief, 5. S. 476-477; Книга Бытия, XIV, 5-6; A. Lods. Israel. Paris, 1930, p. 63; F. Hrozny. Älteste Geschichte Vorderasiens und Indiens. Praha, 1940, S. 113; S. Mercer. The Tell-el-Amarna Tablets, vol. II, p. 882.

65) K. Sethe. Urkunden.., IV, 775-776.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Мариан Белицкий.
Шумеры. Забытый мир

Леонард Вулли.
Ур халдеев

Д. Ч. Садаев.
История древней Ассирии

Виолен Вануайек.
Великие загадки Древнего Египта

Шинни Питер.
Нубийцы. Могущественная цивилизация древней Африки
e-mail: historylib@yandex.ru