Список книг по данной тематике

Реклама

Вера Буданова.   Готы в эпоху Великого переселения народов

2. Готы — участники варварских вторжений в Римскую империю

История передвижений готов в III в. тесно связана с участием их в морских и сухопутных походах. В историографии этому вопросу уделялось немалое внимание. Одни исследователи отстаивали тезис о руководящей роли готов, представляя их в качестве организаторов (führende Stamme) и инициаторов (Tonangebende) вторжения в Римскую империю1. Обосновывалась и точка зрения о значительной роли в походах III в. причерноморских и примеотийских племен2. По поводу участия готов в тех или иных походах среди исследователей имеются разногласия. Во многом они объясняются особенностями источниковедческой базы, в первую очередь наличием в источниках смешения «готов» со «скифами». Позиция исследователя зачастую определяется тем, как он раскрывает этникон «скифы» в сочинениях того или иного автора. Поэтому некоторые исследователи относят все «скифские» походы III в. главным образом к готам. Однако давно отмечено также и то, что «скифы» в сочинениях III—IV вв. — понятие собирательное и что древние авторы, следуя античным штампам, называли этим именем не только одних готов, но и ряд других варварских племен. Однако далеко не всегда даже у одного и того же автора в разных частях его сочинения принцип смешения «готов» со «скифами» совпадает. Лишь в отдельных ситуациях можно говорить о равнозначности этих понятий.

Необходимо принимать во внимание также направление походов, их географию, этнический состав варваров, что дает возможность судить о передвижениях готов III в. Благодаря работам А.M. Ременникова мы имеем общую картину варварских походов III в. Это избавляет от необходимости подробно останавливаться на проблемах датировки и самом ходе военных действий, стратегии и тактике вторгавшихся варваров. Представляется целесообразным попытаться определить роль и участие в этих походах готов.

Одно из первых вторжений в правобережные провинции Дуная связано с возможным участием готов в «скифской» войне 232—238 гг., единственным косвенным подтверждением которого является фрагмент из сочинения Петра Патрикия. Он сообщает: «...народ карпы, завидуя, что готы получали ежегодно от римлян дань, отправили послов к Тулию Менофилу (наместнику Нижней Мёзии. — В.Б.) и с дерзостью требовали денег»3, ссылаясь на то, что они якобы храбрее готов. Судя по отрывку из текста Дексиппа, готы могли принимать участие в «скифской» войне лишь нa заключительном ее этапе, во время правления Пупиена и Бальбина, т.е. в 238 г. «При них, — сообщает Дексипп, — карпы сражались с мисийцами, и в то же время началась скифская война и была разорена Истрия»4. На основании столь скудных свидетельств практически невозможно высказать какое-либо предположение по поводу конкретных действий и значительности участия готов в этой войне. Но очевидно, что если в некоторых случаях можно назвать районы расселения готов, то не всегда имеются достаточные основания говорить об их политической гегемонии в это время в левобережных областях Нижнего Дуная.

Из сообщения Петра Патрикия мы узнаем о попытке со стороны империи вызвать враждебные отношения между карпами и готами, что имело смысл в том случае, если речь шла о соседствующих племенах, когда совпадали районы их вторжения в империю. Поэтому можно считать, что в «скифской» войне 232—238 гг. участвовали придунайские готы (везеготы). Кроме того, после 238 г. именно везеготы выступают во вспомогательных войсках империи. Так, в 242 г. при императоре Гордиане III (238—244) они входят в состав войск, направленных на борьбу с персами5.

О следующем вторжении готов в Нижнюю Мёзию сообщает лишь Иордан и относит его к концу правления императора Филиппа (244—249), к 248 г.6 Дексипп повествует об осаде Маркианополя «скифами»7. По Иордану, это вторжение было организовано королем готов Остроготой (218—250). В историографии «проблема Остроготы» сводится к следующим вопросам. Во-первых, был ли в действительности такой король у готов? Одни исследователи считают, что его имя вымышленное8 и что это предводитель везеготов Книва9. Другие подчеркивают, что Острогота исторически реален10. Во-вторых, если Острогота являлся реальной исторической фигурой, то в какое время он жил? К концу III в. его деятельность относили Л. Шмидт и Г. Гутшмид11. Некоторые исследователи считают, что Острогота был современником императора Филиппа (244—249)12. В-третьих, являлся ли Острогота последним королем над всеми готами, т. е. до их разделения, как считал Р. Хахман, или первым королем остроготов, как утверждает вслед за Р. Венскусом X. Вольфрам13? Р. Хахман полагает, что принадлежность Остроготы к Амалам остается неясной и что Аблабий называл его вождем всех готов. Лишь Кассиодор в силу известных политических причин акцентировал внимание на том, что Острогота господствовал только над частью готов (остроготов)14.

Союзниками Остроготы, кроме певкинов, тайфалов, вандалов-асдингов, были карпы, которые представили ему три тысячи воинов.

Как полагает Е.Ч. Скржинская, король готов, чтобы лишить карпов самостоятельности в военных действиях, присоединил к ним некоторое количество воинов из своего племени и всех певкинов и поставил во главе этого крупного отряда двух вождей — своих соплеменников Аргаита и Гунтериха15. Р. Кепке впервые высказал мнение, что биограф императора Гордиана (238—244) Капитолии соединил имена Аргаита и Гунтериха в одно имя Аргунт16. По Капитолину, вторжение в империю скифского царя Аргунта относится к 244 г. Однако еще Л. Шмидт обратил внимание на то, что Капитолий ошибочно переносил поход Аргунта-Аргаита и Гунтериха на более раннее время17. В результате этого похода была опустошена Мёзия и Фракия. Но так как упоминается лишь осада Маркианополя, то, вероятно, нападению подверглась не вся Мёзия, а только ее восточная часть и прилегающие к ней районы Фракии. Откуда было предпринято вторжение, Иордан не указывает, но говорит, что готы жили «в отдалении» (remoti) за Дунаем, «в своей стране» (in patria... versantur), т.е. не на землях империи. Он говорит об их переходе через Дунай, причем совершенном вброд (Danubium vadati)18.

Состав участников вторжения дает основания полагать, что поход 248 г. был совершен придунайскими готами (везеготами), так как обычно объединения варварских племен для вторжения в земли империи формировались, как правило, из тех племен, районы расселения которых находились недалеко друг от друга. В составе участвовавших в походе 248 г. нет ни одного племени, жившего восточнее Днестра, хотя Дексипп и называет участников набега «скифами».

К событиям 248 г. в тексте Иордана примыкает рассказ о готских племенах, которые состояли из двух ветвей19. Иордан называет их «остроготы» и «везеготы». Однако эти племенные названия относятся ко времени самого Иордана, а не к III в.20 Эти этниконы появляются в древней историографии после того, как готы ушли из Северного Причерноморья и частично с Балкан, т.е. в V—VI вв., в период Вестготского и Остготского королевств в Западной Европе. У Поллиона, биографа императора Клавдия, мы встречаем лишь древние формы этих названий «визи» (Visi) и «австроготы» (Austrogoti)21. Возникает вопрос: почему Иордан так упорно говорит о разделении готов именно после описания похода 248 г.? С одной стороны, отмечая факт совершившегося разрыва, он подчеркивает превосходство остроготов. Оно состояло в том, что предводитель именно этого племени — Острогота возглавил поход 248 г. С другой стороны, Иордан, видимо, не располагал материалом, подтверждающим могущество остроготов в припонтийских областях, и, возможно, он сознательно переносит часть везеготской истории, в данном случае поход 248 г., к деятельности остроготов. До сих пор остается неясным, какой материал, кроме сочинения Кассиодора, об остроготах имел перед собой Иордан и насколько подробно он включил в свой труд тексты сочинений Кассиодора и Аблабия. Так, Э. Льонрот с сожалением констатирует факт невозможности установить более подробно, чем это уже сделано Р. Хахманом, какие именно сообщения из текста Аблабия о готах включил в свое сочинение Иордан22.

Если считать достоверным сообщение Иордана о том, что готы уже в середине III в. были разделены на остроготов и везеготов, то относительно участия их в походе 248 г. можно высказать три предположения. Во-первых, если буквально следовать тексту Иордана, то в походе 248 г. принимали участие обе ветви23. Во-вторых, участниками похода наряду с везеготами могла быть только часть остроготов, т.е. те из них, которые находились территориально ближе к своим западным соплеменникам. Возможно, ими были грейтунги. Остроготы в это время передвигаются в районе Меотиды, где, как будет показано ниже, совместно с племенем боранов принимают участие в набегах на малоазийские провинции империи.

На мой взгляд, более вероятно третье предположение. В поход 248 г. включились те готы, которые размещались западнее Днестра, т.е. везеготы и тервинги. Эти племена не идентичны. У древних авторов второй половины III—IV в. можно проследить различие между ними, хотя трудно установить, в чем оно состояло. Однако они называют эти племена рядом как существующие самостоятельно. Так, Поллион в биографии императора Клавдия сообщает: «...грутунги, австроготы, тервинги, визи... вступили в римские пределы» (...Gruthungi, Austrogoti, Tervingi, Visi... in Romanorum solum inruperunt)24. Мамертин в панегирике императору Максимиану прямо заявляет, что тервинги — это «другая часть готов» (Tervingi pars alia Gothorum)25. В V в. Орозий писал, что «Дакия, где и Готия» (Dacia ubi et Gothia) — и что там живут тайфалы, виктуалы и тервинги26.

Описание Иорданом дальнейших событий позволяет уточнить, о каких именно готах идет у него речь. Он пишет, что после похода 248 г. готы ушли «в свои земли» (ad рrорrа), где находились вплоть до смерти Остроготы, т.е. до 250 г., а после того, как готы, обогащенные добычей, вернулись в свои земли, на них напали гепиды, но готы их разбили. Иордан дает два очень важных ориентира для определения района местожительства готов. Первый — послы гепидов искали Остроготу, «засевшего в горах, охваченного дикостью и чащей лесов»27. Следовательно, это не могло быть Северное Причерноморье. Второй — Иордан указывает, что сражение готов с гепидами произошло возле города Гальтиса, т.е. в южной части Семиградья, в верхнем течении Алуты (ныне р. Олт). Свидетельства Иордана и Мамертина о времени этого столкновения отличаются противоречивостью28. В литературе хронология и локализация битвы готов с гепидами различны. Л. Шмидт и X. Вольфрам относят ее к 290 г.29 С. Кауфман считает, что это столкновение произошло в 268 г. около города Гальтиса30. К. Дикулеску высказывал мнение о двух сражениях: одно в 262 г. у Гальтиса, второе (место он не указывает) — в 290 г.31 Интересные замечания по поводу сообщения Иордана о сражении готов с гепидами высказывает Р. Хахман. Он полагает, что это свидетельство исходит от везеготского историка Аблабия, который основывался на «готских песнях», а также сочинениях Дексиппа и Аммиана Марцеллина32. Не представляется достаточно убедительным мнение К. Хоредта и X. Вольфрама, что гото-гепидский конфликт произошел не в Семиградье, а на среднем или верхнем течении Прута у Оппидума33. Я присоединяюсь к версии А.М. Ременникова, который отмечал, что римские авторы все же относили борьбу готов с гепидами к более позднему времени, т.е. к концу II в.34 Но даже при такой поздней датировке сражения возможность расселения остроготов в III в. в Семиградье вызывает сомнения. Именно поэтому, очевидно, Е.Ч. Скржинская считала, что путь готов, двигавшихся с севера и сражавшихся с гепидами в Семиградье, неясен35.

Более вероятно, что с гепидами сражались не остроготы, а везеготы, так как именно между этими племенами в конце III в. шла борьба за продвижение к Дунаю. Везеготы и гепиды соперничали в захвате территорий, удобных для заселения и нападений на провинции империи.

Заслуживает внимания и то сообщение Иордана, когда он говорит, предваряя рассказ о походе 248 г. под руководством Остроготы, что «под его (Остроготы. — В.Б.) десницей нередко лежал вандал, принужден был к дани маркоманн, были обращены в бегство цари квадов»36. Как могли сложиться подобные отношения между остроготами, жившими в области Мотиды, и племенами, закрепившимися на Среднем Дунае? Только в том случае, вероятно, если с гепидами конфликтовали везеготы.

Таким образом, в походе 248 г. участвовали, по всей вероятности, везеготы, которые к этому времени занимают области за Истром. Как сообщает Иордан, они уже тогда были федератами империи37. И естественно, как федераты, должны были находиться недалеко от ее границ.

В письменных источниках имеются сведения о походе 251 г., который был осуществлен союзом племен, так как его участники именуются у Иордана «готами», у Лактанция «карпами» и «скифами» у Зосима38. В сделанной Георгием Синкеллом выписке из труда Дексиппа речь идет о «скифах, называемых готами» (Σκύθαι. . . λεγόμενοι Γότθοι)39. Поход возглавил король везеготов Книва40, наследовавший, по мнению А. Гутшмида, власть над ними после смерти Остроготы и идентичный с Овидой41. Он отождествлял Книву (Овиду?) также с «Gothorum dux Cannabas sive Cannabaudes»42. Известно, что генеалогия Балтов содержит исторически более реальные лица, нежели у Амалов. Для III в. это Нидада и Овида, в IV в. это вожди готов—федератов императора Константина. Это и Геберих, внук Книвы, который в 30-е годы IV в. победил вандалов-асдингов во главе с королем Визимиром на реке Маризии.

Иордан рассказывает, что Книва перед началом похода разделил войско (exercitum) на две части (duas partes)43. Как известно, в условиях военной демократии разделение войска было равнозначно расчленению племени, ибо последнее представляло собой ядро боеспособных мужчин, за которыми двигались женщины и дети. Участвовавшие в этом походе готы прошли следующие районы: Книва появился около города Новы (ныне Свиштов) на правом берегу Дуная, затем он двинулся к Никополю. Избегая встречи с императором Децием (249—251), Книва отошел к югу, перешел Гем (Балканы) и приблизился к Филиппополю. Вслед за Книвой перешел Гем и Деций и оказался близ города Берои (ныне Стара-Загора). Здесь на римскую армию напал Книва и совершенно разбил ее. Деций отступил, перейдя Гем, в Мёзию, а Книва после длительной осады ворвался в Филиппополь44.

Указание источников на сражение под Абриттом, где погиб император Деций и его старший сын, к сожалению, не дает представления о месте расселения за Истром везеготов, отступавших после вторжения в империю в 251 г. И Дексипп, и Зосим говорят здесь о «скифах» как о племенах, выступавших из земель Скифии. Причем под ней подразумевается не какая-либо конкретная территория, а вообще «варварская», не относящаяся к империи земля как противопоставление nostrum solum. По сообщению Дексиппа, к Абритту отступали именно те скифы, которые осаждали Филиппополь45. Для Зосима это скифы, которые «стали опустошать разные местности во Фракии» (διαβάντες έληίζοντο τα περί την Θρά-
κην)46. И в том и в другом случае «скифы» — это собирательное название всех участников похода 251 г.

В ряде источников место финального сражения римлян с вторгшимися варварами переносится на территорию за Истром, как и гибель Деция in solo barbarico, trans Danubium47. Однако историческая битва как финал похода 251 г. произошла, согласно современникам этих событий Дексиппу и Иордану, именно под Абриттом. Античные авторы не дают точной локализации этого города, сообщая лишь, что он находился в Нижней Мёзии, А.М. Ременников переносит его в область Добруджи48. Вслед за А. Альфёльди X. Вольфрам отождествлял Абритт с современным Гисарлаком возле Разграда на территории Болгарии49. Важно особо отметить, что Зосим связывает место гибели Деция с Танаисом, уточняя, что «в болотах Танаида погиб Деций, воюя со скифами»50. Поскольку, согласно античной и средневековой исторической традиции, топоним «Танаид» часто являлся именем нарицательным для любой реки и означал воду, поток, реку, ручей51, можно предположить, что Зосим не ошибочно, а вполне обоснованно обозначал «Танаидом» ту обильную водой местность, где произошло сражение, т.е. район Нижнего Дуная.

Если передвижения везеготов в III в. частично отражены в источниках и их можно локализовать на Балканах, то из описаний древними морских рейдов варварских племен в области империи можно извлечь лишь очень незначительные данные.

Давая общую характеристику варварским вторжениям 50—60-х годов III в., Зосим говорит, что «снова готы, бораны, уругунды и карпы стали опустошать европейские города... не оставили не опустошенной ни одной части Италии и Иллириды»52. Под европейскими городами имеются в виду населенные пункты наиболее восточной небольшой части диоцеза Фракии, которая была выделена в провинцию Европу. Хотя представление об Иллирике у древних авторов не всегда было отчетливым, однако в V в. у Зосима под Иллириком, вероятно, уже понимается диоцез, та восточная часть префектуры Италии, куда входило шесть провинций, в том числе Верхняя и Нижняя Паннония. Эпиграфический материал подтвераздает продвижение в течение 256—258 гг. везеготов в район Нижней Паннонии53. Фраза «Graecia, Macedonia, Pontus, Asiae vastata est per Gothos» (Греция, Македония, Понт и Азия опустошены готами) словно рефрен повторяется при описании варварских вторжений в империю Евсевием Кесарийским, Евтропием, Орозием, Иеронимом, Проспером54.

Выяснение участия остроготов в морских и сухопутных походах III в. представляет немалые трудности, так как в материалах письменных источников, относящихся ко второй половине III в., нарастает этническая путаница.

Я опиралась на хронологию походов, разработанную А.М. Ременниковым в монографии «Борьба племен Северного Причерноморья с Рымом в III в.». В последние годы возобновилась дискуссия о датировке морских и сухопутных вторжений готов в III в. Исследование М. Сэлэмона, основанное на сравнении греческой и римской письменной традиции, дает некоторые новые подтверждения хронологии отдельных набегов55.

ПОХОДЫ ГОТОВ НА БАЛКАНЫ И В МАЛУЮ АЗИЮ В III в. 1 — разграбленные зорода: 2 — поход 258 г.,- 3 — поход 263 г.; 4 — поход 269 г.
ПОХОДЫ ГОТОВ НА БАЛКАНЫ И В МАЛУЮ АЗИЮ В III в. 1 — разграбленные зорода: 2 — поход 258 г.,- 3 — поход 263 г.; 4 — поход 269 г.

Первый морской поход состоялся в 2?5 или 256 г. Единственный источник, который дает достаточно подробное описание не только этого, но и следующего рейда, — это Зосим. Судя по его рассказу, оба были предприняты по восточному побережью Понта с целью грабежа. На судах, взятых у боспорян, участники вторжения направились к Путиунту (ныне Пицунда) и, разграбив его, возвратились обратно56. Вторая экспедиция в том же направлении была совершена в 257 г. Зосим сообщает, что были осаждены Фасис (ныне Рион), Питиунт, Трапезунт (ныне Трабзон)57.

Племена, принявшие участие в этом походе, Зосим обозначает собирательным названием «скифы». Однако здесь же он упоминает племя боранов. Выводы А.М. Ременникова58 о руководящей роли боранов в этих двух набегах представляются более адекватными материалу письменных источников, чем традиционная точка зрения видеть в организаторах походов готов59. Как готы, так и бораны для Зосима суть варвары-«скифы». Однако он ни слова не говорит не только о какой-либо инициативе со стороны готов, но даже не упоминает их в качестве рядовых участников рейда. Эта особенность сообщения Зосима постоянно игнорируется. Поскольку мы имеем не фрагментарные материалы, а полный текст сочинения, это дает возможность проследить эволюцию интереса Зосима к этнографическим сведениям. Его данные о составе варварских коалиций, вторгавшихся в империю, в ряде случаев трезвы и реалистичны. Как справедливо заметил Э. Кондураки, Зосим является для исследователей готской проблемы одним из лучших и важнейших источников60.

Признать возможность участия остроготов в первых двух морских походах можно лишь в случае определения четких позиций по следующему вопросу: относится ли собирательное название «скифы» в рассказе Зосима только к боранам, или за ним скрываются и другие племена, в том числе и готы. Для ответа обратимся к каноническому посланию, написанному в 262 г. Григорием Чудотворцем, епископом Неокесарии, к епископу Трапезунда. Варвары, вторгшиеся в провинцию Понт, в этом послании называются «боранами» и «готами»61. Из этого следует, что в рассматриваемых фрагментах сочинения Зосима (I. 31—33) под «скифами», вероятно, подразумевались несколько племен, в том числе готы. Причем это могли быть только остроготы, а не везеготы, если учесть, что флот варваров отправлялся из устья Танаиса, то мы можем говорить о расселении остроготов в середине III в. где-либо в примеотийских областях, видимо, по соседству с плеименем боранов. Л. Шмидт размещал боранов на восточном берегу Меотиды62. А.Д. Удальцов видел в боранах протославянское племя, идентифицировал их с «борусками» Птолемея и размещал в III в. по Днепру63. А.М. Ременников полагает, что бораны то какое-то скифо-сармато-аланское племя64. К скифо-сарматам относил боранов И.Ф. Альтхайм65. Данные этнонимии письменных источников времени Великого переселения народов не дают оснований сделать какое-либо новое предположение относительно этнической принадлежности боранов.

В следующем походе 258 г., согласно единственному свидетельству — главы 34—35 первой книги «Новой истории» Зосима, — приняли участие «соседние скифы». Зосим сообщает, что поход довершался двумя отрядами: по суше и по морю. Варвары проследовали до Филеатинского озера, минуя устье Истра, города Томы (ныне Констанца) и Анхиал. У Филеатинского озера отряды объединились и дальше двигались по морю. Были разграблены Халкедон, Никомедия (ныне Измиу), совершен набег на Никею (ныне Изник), Киус, Апамею (ныне Мидик), Прусу (ныне Брусса). Река Риндак помешала грабежу Кизика(город близ южного берега Мраморного моря)66. В рассказе Зосима о походе 258 г. его участники как бы отделены от коалиции племен прежних двух походов: «Соседние скифы, увидев привезенные богатства, возымели желание совершить нечто подобное...»67

Вторгшихся в империю варваров Зосим называет также «скифами», но это «соседние», «пограничные» (όμοροΰντων) по отношению к тем «скифам», которые совершили первые два похода. Это позволяет предполагать, что Зосим имеет в виду некую новую коалицию варварских племен, базировавшуюся, скорее всего, западнее остроготов и боранов, и последние в представлении Зосима были их соседями, граничили с ними. Эти «соседние скифы» избрали другой путь и другие районы вторжения в малоазийские провинции империи. Объясняя причину этого, историк пишет: «Они не признали возможным совершить экспедицию одинаковым с боранами способом как продолжительную, трудную и по опустошенным уже местностям»68.

«Соседние скифы», видимо, имели представление о том, что путь по западному побережью Понта будет более коротким и сможет привести в Малую Азию, которая не подвергалась опустошению в предыдущих походах. Допустимо также предположение, что часть «соседних скифов»(отдельное племя или часть племени) уже ранее пыталась вторгаться в империю западным путем. Косвенным подтверждением этому служит более удачный, комбинированный характер экспедиции (по морю и по суше). Маршрут движения по Нижней Мёзии и Фракии до Филеатинского озера был известен, возможно, ранее, а морской способ передвижения «соседние скифы» вполне могли позаимствовать у боранов и остроготов, с которыми они несомненно были определенным образом связаны.

Следует подчеркнуть, что нет ни одного письменного свидетельства, используя которое можно было хотя бы гипотетически идентифицировать «соседних скифов» Зосима с какой-либо частью готских племен. Традиционная точка зрения приписывать поход 258 г. остроготам основана на несколько упрощенном объяснении, что будто бы «скифы» в сочинении Зосима во всех случаях то же самое, что и готы. Сопоставляя этническую характеристику Зосимом участников разных походов (например: 256, 262, 269 гг.), можно сказать, что термин «скифы» действительно употребляется им в собирательном смысле, но по отношению к самым разным племенам, а не только и не всегда только к готам. Описание похода 258 г. является ярким примером его индифферентности к этнографической карте мира за римским лимесом69.

Следующее вторжение готов (здесь речь может идти, видимо, о походе везеготов в дунайские провинции) относится к 262 г. В это же время были опустошены западные провинции империи нападением германских племен франков и аламанов. Источники не дают возможности выяснить подробности этого вторжения готов. Однако, по довольно скудным сообщениям Зосима и Поллиона, можно считать, что оно вновь создало напряженную обстановку в империи. Зосим говорит, что «скифы, вступив в соглашение и сплотившись воедино из всякого племени и рода, одной частью своих войск опустошали Иллирию и разоряли в ней города, а другая часть заняла Италию и дошла до Рима»70. В данном случае под «скифами» у Зосима подразумеваются аламаны, франки, готы. Поллион пишет, что «готы... захватив Фракию, опустошали Македонию, осадили Фессалоники»71.

Об участии готов в морском походе 263 г. сообщает только Иордан. Поллион именует его участников «скифами». По словам Иордана, готы под предводительством Респы, Ведука, Турвира пеереправились через Геллеспонтский пролив и перешли в Азию72. Ими были опустошены города Халкедон, Троя, Анхиал. В Эфесе [древний город Карий на западном побережье Малой Азии) они разрушили знаменитый храм Дианы Эфесской73. Нагруженные добычей варвары «вернулись в свои места» (ad proprias sedes regressi)74.

Откуда пришли эти племена и куда возвратились после, вторжения, источники не сообщают. Участвовали ли в этом походе остроготы или везеготы, также неясно, так как Поллион пишет об этом довольно неопределенно: «...скифы, то есть часть готов, рпустошали Азию» (Scythae autem, hoc est pars Gothorum Asiam wastabant)75. Возможно, Поллион хотел сказать этим, что в набеге участвовала только часть готских племен. В таком случае он, скорее всего, исходил из областей Западного Причерноморья, и той частью готов, которая принимала в нем участие, могли быть грейтунги. Возможно и иное толкование этого текста. Под «скифами» Поллион мог подразумевать местные причерноморские племена, которые находились в союзе с готами и были названы по имени более известного римлянам врага, поэтому, может быть, и не случайны встречающиеся у Поллиона противопоставления: «напротив, скифы...» или «скифы же...» (Scythae autem). Подтверждение или опровержение высказанного предположения связано с дальнейшим уточнением этимологии имен предводителей похода — Респы (Respa), Ведука (Veduc) и Тарвара {Tharuar)76.

При толковании слов Поллиона необходимо учитывать, что «История Августов» составлялась в IV в.77, когда римляне воспринимали готов как одно из варварских племен, поселившееся в провинциях империи. Среди них были и те, кто ранее жил за Истром, т.е. везеготы и остроготы, которые под натиском гуннов продвинулись к границам империи и нашли убежище на ее землях. И возможно, в словах Поллиона заключался самый обыденный и понятный читателю IV в. смысл: «скифы» — это та часть теперешних (т.е. IV в.) готов, которая пришла для поселения в империю с востока. Другими словами, это грейтунги. Остроготы Не могли принять участие в походе 263 г., так как они вместе с другими примеотийскими племенами занимались подготовкой к вторжению 264 г., направленному в глубь восточных малоазийских провинций Вифинии, Каппадокии и Галатии.

В историографии существует мнение, что поход 264 г. в Каппадокию, Галатию и Вифинию был предпринят готами78. Предметом дискуссии является вопрос о том, осгроготы или везеготы были участниками этого похода. Материалы источников не позволяют ответить на этот вопрос, как и определенно сказать, участвовали ли готы в этом походе вообще. Только два автора, Поллион и Филосторгий говорят о нем. И оба пишут о вторжении в Каппадокию «скифов»79. Раскрыть содержание этого этникона и уточнить стоящие за ним племена пока не представляется возможным. Единственная надпись того времени из Галатии говорит просто о «варварском нападении» (βαοοαρίκαι ε<ροδο)80. Не представляется возможным определить его исходный пункт и направление. Поллион сообщает, что «скифы» продвигались с юго-востока на северо-запад: Каппадокия—Галатия—Вифиния. Подобный маршрут позволяет предположить, что поход был начат из областей Мёотиды, тем более что предыдущие морские набеги в восточные области Малой Азии предпринимались, как правило, с берегов Мео- тиды. Не исключено, что в числе участников похода 264 г. были и остроготы. Филосторгий дает иную схему маршрута «скифов»: с запада на восток через Галатию и Каппадокию, т.е. с берегов Западного Причерноморья. К рассказу Филосторгия следует относиться с большей осторожностью, чем к сообщениям Поллиона. Для первого описание похода только повод, чтобы рассказать о происхождении везеготского епископа Ульфилы. Как известно, дед Ульфилы вместе с другими пленниками был захвачен варварами в Садагалтине (селение в Каппадокии). Отец его был везеготом, а мать — греко-каппадокийского происхождения. Сам же Ульфила родился в 311 г. в районе к северу от Дуная. Это может свидетельствовать о том, что предки будущего епископа были вывезены как в Западное Причерноморье, так и в район Меотиды. Последнее было бы вполне возможно, если бы между остроготами и везеготами существовали более или менее постоянные контакты. Но говорить о них у нас нет оснований.

В 266 г. вновь произошло вторжение в пределы империи в Вифинию, в район Гераклеи Понтийской (ныне Эрегли)81. Л. Шмидт, А. Альфельди, X. Вольфрам считают, что совершено оно готами82. Однако единственные свидетельства об этом походе — беглая заметка Поллиона из жизнеописания императора Галлиена и небольшой отрывок из Георгия Синкелла — не рассеивают сомнений по этому поводу. И Поллион, и Синкелл называют вторгшихся на римскую территорию «скифами», причем первый говорит, что «скифы... оттуда вернулись с добычей (cum preda)83 в свою землю» (in solum рrорrium)84. Такая неопределенность выражений была характерна для древних авторов в том случае, когда они не представляли отчетливо этническую принадлежность варваров, и поэтому даже четко локализованные центры их зачастую подменяли определениями типа barbaricum, ad patrium solum, ad propria и им подобными85.

Общим принципом описания военных конфликтов у римских и ранневизантийских писателей являлось изображение их по определенному образцу и выведение их почти всегда из стремлений вторгавшихся племен к грабежу. Отсюда частое применение Поллионом слова «добыча» (praeda). По свидетельству Зосима, варвары, выбирая район вторжения, руководствовались отчасти тем, где можно было больше награбить. Уже сама география набегов, особенно когда речь шла о малоазийских городах империи, преподносится Зосимом как пример грабительских устремлений варваров86.

Основным источником, который дает сведения о походе 267— 268 гг., является Дексипп. В известной его речи к гражданам Афин (на нее ссылаются почти все исследователи) содержатся сведения о нем. Осталась, однако, незамеченной важная, на мой взгляд, деталь в этой речи. Вторгшихся в империю в 267 г. варваров Дексипп вообще не определяет по их этнической принадлежности. Он употребляет общие слова: неприятели, варвары, враги87. Зосим, описывая этот же поход, говорит о «скифах», Синкелл — о «гелурах», Поллион — о «скифах» и «готах»88. Остановлено, что все они пользовались сочинением Дексиппа, но, видимо, каждый из них по-своему представлял этнический состав варваров» его речи. Причина этого, возможно, кроется в том, что Поллион писал в IV в., Зосим — в V в., Синкелл — в VIII в. Естественно, что для первого «готы» были более знакомыми и серьезными врагами империи, чем для последнего. Не исключено, что какая-то часть остроготов из Меотиды могла быть вовлечена в этот поход гелурами.

По данным письменных источников, поход 267 г. проходил следующим образом. Флот гелуров и остроготов двинулся из Меотиды в составе 500 судов89 и, пройдя Понт, вошел в устье Истра. Соединившись там с везеготами и подвергнув разорению ближайшие районы, варвары направились в район Боспора Фракийского, где состоялось их сражение с римскими войсками, возглавляемыми Венерианом90. Потерпев поражение, варвары отступили, переправились через Боспор Фракийский, Пропонтиду (Мраморное море), опустошили Кизик, подвергли разгрому прибрежные районы провинции Азия, острова Скирос и Лемнос91. Были захвачены Афины, Спарта, Коринф. Все эти события Поллион описывает скупо и лаконично: «Затем готы опустошили Кизик и Азию, а потом и всю Ахайю»92.

Когда варвары громил Грецию, у ее берегов появилась римская эскадра во главе с Клеодамом и Афинеем93. Флот варваров был уничтожен, часть их войска потерпела поражение и на суше. Германцам пришлось отступить на север через Беотию, Эпир и Македонию.

На границе Македонии и Фракии произошло сражение с римскими войсками Галлиена (254—268)94. Варвары были разгромлены и понесли многочисленные потери (по словам Поллиона, plurimos), Синкелл называет три тысячи человек95. Остатки варваров с боями продолжали отступать на север Фракии к Мёзии, а затем за Дунай. Поллион сообщает, что «скифы пыталпсь бежать через гору Гессак»96. Этот топоним не встречается ни в античных, ни в средневековых источниках. А.М. Ременников высказал предположение, что это могли быть Родопские горы97. Отметим также, что сила и мощь вторгавшихся в империю германцев, в том числе и готов, выражается у римских и византийских писателей через преувеличение их численности. Если некоторые просто говорят о «многочисленных племенах готов», об их «множестве» и «несметных полчищах»98, то в ряде случаев в источниках встречаются даже конкретные цифры. При описании похода 267 г. у Поллиона и Зосима встречаем 320 тыс., а у Дексиппа 300 тыс. варваров. Было бы неправомерно истолковывать эти данные как отражение реальной картины варварских вторжений. Скорее это гиперболы, показатель общего отношения к вторгавшимся племенам. Уже Г. Дельбрюк отмечал, что «римляне, так же как и греки, находились в отношении войск варваров под каким-то численным гипнозом»99. Прямолинейная трактовка некоторыми исследователями количественных данных источников приводила зачастую к преувеличению масштаба походов100.

Таким образом, в походе 267—268 гг. приняла участие группа племен. Вероятно, среди них были и везеготы. И вместе с племенем гелуров, которые выступают в источниках как организаторы этого похода, среди его участников могли находиться также и остроготы.

В 269 г. готы принимают участие в новом нападении на империю, по характеру и масштабам отличавшемся от всех предыдущих. Готы, видимо, были намерены поселиться на римской территории, так как вместе с воинами выступили в поход и их семьи101. Коалиция племен состояла из певкинов, грейтунгов, австроготов, тервингов, визи, гепидов, герулов и загадочных celtae. Поллион сообщает, что «различные скифские народности — певкины, грейтунги, австроготы, тервинги, визи, гепеды, а также кельты и эрулы, охваченные жаждой добычи, вторглись в римскую землю и произвели там большие опустошения...»102. В перечне «скифских», т.е. варварских, народов Поллион называет четыре племени готов: грейтунги, остроготы, тервинги, везеготы. Возможно, это были четыре самостоятельных отряда, представлявшие каждое из этих племен, которые, видимо, чем-то различались между собой, что не прошло мимо внимания Поллиона. Важно подчеркнуть и то, что именно в 269 г. готы впервые выступают под всеми четырьмя названиями. До этого источники называли их «гетами», «скифами» или просто «готами».

На основании письменных источников представляется следующая картина похода. Он начался от устья Днестра103. Варвары двигались по суше н по морю на двух тысячах судов104. Их общая численность составляла, по Зосиму, 320 тыс. человек105. Сухопутные войска двигались через Мёзию. Штурм городов Томы (около нынешней Констанцы) и Маркианополя закончился для германцев неудачей106. В то же время флот варваров шел к Боспору Фракийскому107. Попытка захватить Византии оказалась также безуспешной, но варвары взяли штурмом Кизик. Затем их флот вышел в Эгейское море и достиг Афона108. После отдыха там варвары приступили к осаде Фессалоники (ныне Салоники) и Кассандрии109. В то же время часть кораблей предприняла нападение на прибрежные районы Греции и Фессалии. Как говорит Зосим, «скифы... стали опустошать тамошние местности»110.

На помощь Фессалоннке и Кассандрии из Сирмия (ныне Сремска Митровица) двинулось войско во главе с императором Клавдием (268—270). Узнав о приближении римского войска, германцы сняли осаду и часть их двинулась на север111. Сухопутный отряд варваров к этому времени уже, видимо, прошел Мёзию и находился в западной части провинции Фракии. Для соединения с ним и двигалось все войско от Фессалоники. По пути продвижения этого войска на север в Македонии на него напала конница далматов, в сражении с которой варвары потеряли три тысячи человек112.

Решающее сражение между римским войском и варварскими племенами произошло у города Наисса (ныне Ниш). Варвары потерпели поражение и отступили на юг в Македонию. Отступая, они несли тяжелые потери от преследовавших их римских войск, голода, холода и вспыхнувшей эпидемии чумы113. Оставшиеся в живых были отброшены в горы Гема. В начале 270 г. разбитые толпы варваров пробились на север и напали на Анхиал и Никополь114. Другая их часть, не ушедшая на север после прекращения осады Фессалоники и Кассандрии, отправилась на кораблях к островам Родос, Кипр и Крит, осадила город Сиду и Памфилий115. В нескольких морских сражениях она была разбита римским флотом.

О походе варваров 269 г. часто писали историки последующих веков, особенно IV в., поскольку он был связан с военными и политическими успехами императоров Клавдия и Аврелиана. Интерес к этому походу сохранялся у историков Византийской империи, так как для нее отношения с готами были в течение нескольких веков важной проблемой внешнеполитической истории.

Была, возможно, и еще одна причина повышенного интереса историков к победам Клавдия. После сражения под Наиссом в 269 г. несколько меняется характер взаимоотношений между империей и готами. До этого типичными были военные конфликты. После данного события практикуется расселение части готов вдоль правого берега Дуная, в пограничной полосе империи, чти и отразилось в литературной традиции IV в. Поллион сообщает, что «гот стал поселенцем пограничной линии с варварами»116. Победы империи над варварами в 269—270 гг. действительно были значительными и существенными для дальнейших взаимоотношений ее с готами. Они так и воспринимались в позднейшей традиции. В 310 г. в «Панегирике Константину Августу» неизвестный автор, глядя с унынием и страхом на варварские вторжения, вспоминает победы III в. как символ надежды и уверенности в будущем империи117. Эта тема звучит и в одном из стихотворений другого современника императора Константина — Порфирия118. В сочинении Евтропия, написанном, как известно, по поручению императора Валента, уделено большое внимание борьбе с готами при Клавдии и победе над ними119. Сочинение Евтропия обретает совершенно особый смысл, если вспомнить, что сам труд создавался в обстановке постоянного страха перед варварскими нашествиями на дунайской границе, в обстановке отчаянной решимости не допустить новых вторжений. Таким образом, экскурсы в прошлое столетие для авторов IV в., — это, возможно, попытка отыскать оптимистические примеры борьбы с готами, причем они встречаются у латинских авторов гораздо чаще, чем у греческих.

В 275 г. примеотийские племена предприняли вторжение в малоазийские провинции120. Сведения об этом можно найти у Вописка, Зосима, Иоанна Зонары и Моисея Хоренского. Ни у одного из этих авторов нет упоминания, что среди вторгшихся варваров были готы. Так, современник событий Вописк, который, вероятно, пользовался при написании биографии императора Тацпта (275—276) рассказами очевидцев, не называет готов, но говорит о «многих варварах с Меотиды» (a Meotide multi barbari) или просто о «меотидах»121. Это бросается в глаза, так как в других биографиях, написанных тем же автором, этнонимы «гот», «готский» применялись весьма широко122. Более поздние авторы Зосим и Зонара, сообщая об этом походе, также не называют готов, а лишь «скифов». У Зосима под «скифами» подразумевались «боспорские скифы», т.е. какие-то племена Приазовья. В литературе, однако, принято считать, что примеотийские готы имели отношение к этому походу. Основывается это утверждение на нумизматическом и эпиграфическом материале. Победы Тацита над вторгшимися в империю варварами отразились в легендах монет как Victoria Gotthica и Victoria Pontica123. В надписи из Галлии
император Тацит назван Gothycus maximus124. Но если нумизматический материал и надписи подтверждают участие остроготов в этом походе, то, однако, этого недостаточно для того, чтобы считать его чисто готским или предпринятым коалицией племен по инициативе и во главе с готами. Как точно заметил А.М. Ременников, имя одного из предводителей этого похода — Ардашир. Его сообщает Моисей Хоренскпй, и оно не готское, а скорее алано-
сарматское125.

Поход проходил следующим образом. Варвары переправились через Меотиду, вошли через Боспор Киммерийский в Понт. По мнению А.М. Ременникова, Боспорское царство и на этот раз вынуждено было предоставить им свои корабли126. В дальнейшем, вероятно, они двигались знакомой по предыдущим походам дорогой — вдоль восточного берега Понта. Достигнув Фасиса, они не стали штурмовать город, а, как передает Зонара, «переправились через реку Фасис и напали на Понт»127. Основная масса вторгшихся варваров форсировала Фасис и затем двинулась в глубь Малой Азии. Не встречая существенного сопротивления, они прошли провинции Понт и Вифинию, проникли в Галатию, Каппадокию и дошли до границ Киликии. Из беглых заметок древних авторов можно заключить, что римляне действовали против варваров двумя армиями: одна в Понте, другая в Киликии128.

О том, как шло изгнание варваров из малоазийских провинций, имеются очень скудные данные. Потерпев ряд поражений от армии Тацита, варвары погрузились на корабли, которые все это время крейсировали где-то у южных берегов Понта, и начали отступление к Меотиде129. По сообщению Зосима, у Боспора Киммерийского они потерпели поражение от преследовавшего их римского флота130. Оставшаяся в Малой Азии часть варваров была побеждена императором Пробом (276—282). Легенда монеты (Victoria Gothica) свидетельствует о победе над готами131. О том же сообщают и надписи. Они называют Проба «Gutthico», т.е. победитель над готами132. Можно предположить, что готская часть коалиции варваров действовала преимущественно в Понте, поэтому победы Тацита и Проба над ними нашли отражение в надписях и легендах монет.

Древние авторы умалчивают о том, почему готам не удалось уйти обратно в Меотиду. Маловероятно, что в суматохе отступления они не успели погрузиться на отплывающие в Меотиду суда. Можно предположить, что остроготы задержались в провинции Понт, имея намерение поселиться здесь. Постоянный и активный интерес примеотийских готов на протяжении всего III в. именно к малоазийским провинциям логически должен был завершиться переселением какой-то части племени в эти районы. История предшествующих походов показывает, что вторжения в провинцию Понт для примеотийских готов проходили, как правило, без особых потерь. Это был, пожалуй, единственный район Малой Азии, где они не встречали значительного сопротивления.

Таким образом, материалы письменных источников позволяют обрисовать довольно сложную картину вторжений готов в пределы империи и открывают возможность поставить вопрос об участии в них отдельных частей готских племен. Так, районом первых вторжений остроготов в империю явились не Балканы, а малоазийские провинции (походы 255—256, 257, 264 и 275 гг.). Уже в 40-е годы III в. часть везеготов становится федератами, но это не препятствует их вторжениям в империю в 238, 248, 251, 267—268 гг. О причастности отдельных готских племен и всей массы готов вообще к некоторым походам (258, 262, 263, 266 гг.) нельзя судить безоговорочно в силу противоречивости данных письменных источников.




1 См., например: Rappaport Br. Die Einfalle der Goten in das römische Reich bis auf Constantin. Leipzig, 1899; Altheim F. Niedergang der alten Welt: Eine Untersuchung der Ursachen. Frankfurt a. Main, 1952. Bd. 1—2; Alföldi A. Studien zur Geschichte der Weltkrise des dritten Jahrhunderts nach Christus. Darmstadt, 1967; Wolfram H. Geschichte der Goten; Salamon M. The Chronology of Gothic Incursions into Asia Minor in the III Century A. D. // Eos. 1971. T. LIX. P. 109-139.
2 См., например: Ременников A.M. Борьба племен Северного Причерноморья с Римом в III в. М., 1954.
3 Petr. Patric. Fr. 7.
4 Dexipp. Fr. 13; Wolfram H. Geschichte der Goten. S. 42—43.
5 См.: Bailey H.W. A Parthian fteference to the Goths//Eng[ish and Germanie Studies. Birmingham, 1961. № 7. P. 82—83. У него см. греческий текст надписи, посвященной нападению римского императора Гордиана III на Персию и битве, которая состоялась в 242 г.: δπως επίτην βασιλίαν τνν εθνών εστημεν Γορδιανάς χαΐααρ άπο πάσης της 'Ρωμαίων αρχή;
Γοόϊδων τε χαί Γερμανών έβ-νίον δύναμιν <συνέλεξε?>ν χαι εις την Άσβυρίαν των Άριανων ε8·νοί tai ήμας έπηλθεν (и когда впервые я воздвигнулся на земле, император Гордиан собрал войска со всего Рима и из гуттов и германцев, и он пришел к ассирийцам против ариан и нас). См.также Wolfram H. Geschichte der Goten. S. 7.
6 Iord. Get. 90—93.
7 Dexipp. Fr. 18.
8 Krause W. Op. cit. S. 8; Ременников A.M. Борьба племен Северного Причерноморья.. С. 41; Gutschmid A. Zu Jordanis//Jahrbücher für Classische Philologie. 1862. Bd. 8. S. 147.
9 Wolfram H. Geschichte der Goten. S. 44.
10 Hachmann R. Die Goten und Skandinavien. S. 48.
11 Schmidt L. Geschichte der deutschen Stamme... S. 202—205; Gutschmid A. Op. cit. S. 145.
12 Скржинская. Иордан. С. 256; Hachmann. Die Goten und Skandinavien.S. 114.
13 Wenskus R. Stammesbildung und Verfassung: Das Werden der frühmittelalterlichen gentes. Köln; Graz, 1961. S. 469—472; Wolfram H. Geschichte der Goten. S. 44.
14 Hachmann R. Die Goten und Skandinavien. S. 48.
15 Скржинская. Иордан. С. 253—254.
16 SHA. Gordiani tres. 34, 2; Köpke R. Die Anfänge des Königtums bei den Goten. B., 1859. S. 98.
17 Schmidt L. Geschichte der deutschen Stämme... S. 205. Anm. 6
18 Iord. Get. 90, 92.
19 Ibid. 98.
20 Hachmann R. Die Goten und Skandinavien. S. 43. Anm. 31; 58; Svennung J. Jordanes und die gotische Stammsage // Studia Gotica. Stockholm, 1972. S. 35-36.
21 SHA. Claud. 6. 2.
22 Lönnroth E. Op. cit. S. 58.
23 Этой точки зрения придерживается X. Вольфрам. См.: Wolfram H. Geschichte der Goten. S. 61.
24 SHA. Claud. 6. 2.
25 XII paneg. lat. XI (III). 17, 1—2.
26 Oroś. I. 2. 59.
27 lord. Get. 98 «...inclusum se montium quaeritans asperitate sivarumque densitate coiistrictum...»
28 XII paneg. lat., XI (III), 17, 1—2. Латинский текст и перевод см. гл. II, § 2.
29 Schmidt L. Geschichte der deutschen Stämme... S. 102; Wolfram H. Geschichte der Goten. S. 61.
30 Kaufmann S. Die Peukiner und ihre Schicksale im Donauraum: Ein Beitrag zur Herkunftsfrage der Baier // Salzburger Museum: Jahresschrift für 1963. Salzburg, 1964. Bd. 9. S. 123.
31 Diculescu C. Die Wandalen und die Goten in Ungarn und Rumänien. Leipzig, 1923. S. 11, 18.
32 Hachmann R. Die Goten und Skandinavien. S. 110.
33 Horedt K. Zur Geschichte der frühen Gepiden im Karpatenbecken // Apulum.
Alba—Julia, 1971. Vol. 9; Idem. Beziehungen zwischen Dakern und Germanen // Festgabe Kut Tackenberg. Bonn, 1974. S. 165; Wolfram H. Geschichte der Goten. S. 61.
34 Ременников А.М. Борьба племен Северного Причерноморья... С. 52.
35 Скржинская. Иордан. С. 256.
36 Iord. Get. 89.
37 Ibid. 89; Stock K. The Alans //Francia. 1977. № 5. S. 852—858; Chrysos E. Op. cit. S. 49—52; Gesa M. Überlegungen zur Föderatenfrage // MIÖG. 1984. Bd. 92, H. 3/4. S. 307—316.
38 Iord. Get. 101—103; Zosim. l. 23; Lact. De mort. pers. 4. 3.
39 Syncell. 376 a; Dexipp. FT. 16 a.
40 Обзор литературы о Книве см.: Alföldi A. Op. cit. S. 315—317.
41 Iord. Get. 113.
42 SHA. Aurelian, 22. 2; Gutschmid A. Op. cit. S. 146—148.
43 Iord. Get. 101.
44 Iord. Get, 101—103; Dexipp. Fr. 19—20.
45 Dexipp. Fr. 16.
46 Zosim. I. 23, 1.
47 Aur. Victor. Epitom. XXIX, 3; Aur. Victor. De Caesarib. XXIX, 4; Amm. Marceli. XXXI. 13, 13; Euseb. Rist. eccl. VII, 1; Zosim. I. 23; Oros. VII. 21, 3; Eutrop. IX. 4; Zonar. 20.
48 Ременников A.M. Борьба племен Северного Причерноморья... С. 60
49 Alföldi A. Op. cit. S. 319—321; Wolfram H. Geschichte der Goten. S.46. Из новейшей литературы по истории и археологии Абритта см., например: Иванов Т. Абритус: Римски кастел и ранновизантийски град в Долна Мизия. С., 1980. Т. 1; Иванов Т., Стоянов С. Abritus: История и археология. Разград, 1985.
50 Zosim, l. 23.
51 Брун Ф. Опыт соглашения противoпoложных мнений о Геродотовой Скифии в смежных с ней землях // Черноморье. Одесса, 1860. Ч. 2. С. 53; Думшик Г. О реках Скифии. Б. м. С. 20; Востоков А. X. Задача любителям этимологии // Санкт-Петербургский вестник. 1812. Вып. 2.С. 68.
52 Zosim. I. 27; 31; «...αυλις Гоτϑα χαί Βορβνοί χαί Οΰρουγοΰνϊοι χαί Кαρποι υας χατα -ψ Εΰρώκην εληιςоυτо πόλςεις ... μερоς оυδευ t ης Ίταλιαΐ η tης Ίλλυριоς χαταλιίπоντες αδήωτον διέτέλоυ...».
53 CIL. III. 3228.
54 Еuseb. Chron. 2279; Eutrop. IX. 8, 2; Oroś. VII. 22, 7; Hieron. Chron. 2279; Prasper. Chron. 877.
55 Salamon M. Ор. cit. P. 109—139.
56 Zosim. I. 31-32.
57 Ibid. 32—33.
58 Ременников А.М. Борьба племен Северного Причерноморья... С. 90.
59 Из новых работ см., например: Wolfram Я. Geschichte der Goten. 48 (готы — die Vorkämpfer, т.е. застрельщики).
60 Konduracki E. Diskussion Teil І // Studia Gotica. Stockholm, 1972. S. 68.
61 Greg. Thaumat. PG. T. 10. Gol. 1040, 1037 (Epist. can. 5) («... как бораны и готы поступили с ними вражески, так и сами они сделались боранами и готами для других»). Сагарда Н. Святой Григорий Чудотворец, епископ Неокесарии. Пг., 1916. С. 60. Дмитрев А.Д. Народные движения... С. 120; Ryssel V. Gregorius Thaumaturgus sein Leben und seine Schriften. Leipzig, 1880. S. 10—12.
62 Schmidt L. Geschichte der deutschen Stämme... S. 210.
63 Удальцов А.Д. Племена Европейской Сарматии II в. н. э. //СЭ. 1946. № 2. С. 49.
64 Ременников А.М. Борьба племен Северного Причерноморья... С. 90.
65 Altheim F. Niedergang der alten Welt... S. 80—83.
66 Zosim. I. 34-35
67 Ibid. 34.
68 Ibid.
69 Удальцова 3.В. Указ. соч. С. 97—99; Козлов А. С. Указ. соч. С. 52—59.
70 Zosim. I. 37: «...Σχύ9αι δε δμογνωμονήσαντες χα'ι έχ παντός ευνου; τε χαί γένους εις εν συνελθόντες της τε Ίλλυρίδα μοίρα τινί άγων έληίζοντο τ.αί τάς εν ταύτη πόλεις έπόρβουν, μοίρα δε άλλη την Ίταλίαν χαταλαβόντες και άχρι της 'Ρώμης έπήεσαν».
71 SHA. Gallien. 5, 6: «...occupantis Thraciis Macedouiam vastaverunt, Thessalonicam obsederunt...»
72 Iord. Get. 107-108.
73 SHA. Gallien. 6, 2; Iord. Get. 107
74 SHA. Gallien. 7, 3; Iord. Get. HO.
75 SHA. Gallien. 6, 2.
76 По поводу имен, приводимых Иорданом в § 107, в отечественной литературе высказывались противоположные мнения. Одни считали их славянскими (Забелин И. История русской жизни с древнейших времен. М., 1908. Ч. 1. С. 376; Ременников А.М. Борьба племен Северного Причерноморья... С. 90—91), другие — готскими (Скржинская Е.Ч. Иордан. С. 258—260). Ср.: Schönfeld M. Wörterbuch der altgermanischen Personen- und Völkernamen. Heidelberg, 1911. S. 188, 239, 259—260.
77 Штаерман E.M. «Scriptores Historiae Augustae» как исторический источник // ВДИ. 1957. № 1. С. 233—245; Доватур А. И. История изучения «Scriptores Historiae Augustae» // Там же. С. 245—256.
78 Из новых работ см.: Wolfram H. Geschichte der Goten. S. 53.
79 SHA. Gallien. II, 1; Philastorg. Hist. eccl. II. 5.
80 GIG. III. 4015
81 SHA. Gallien. 12, 6; Syncell. 716—717.
82 Schmidt L. Geschichte der deutschen Stämme... S. 214—216; Alföldi A. Op. cit. S. 323—325; Wolfram H. Geschichte der Goten. S. 53.
83 SHA. Gallien. 23, 6, 12; 25, 6.
84 Ibid. 12, 6.
85 Ibid. 7, 3; SHA. Claud. 7, 6; Weiler J. Orbis Romanus und Barbaricum //Carnuntum Jahrbuch. Gra/; Köln, 1965. S. 34—39.
86 Zosim. I. 33—34.
87 Dexipp. Fr. 21.
88 Zosim. I. 39; Syncell. 717; SHA. Gallien. 13, 6—10.
89 Syncell. 717.
90 SHA. Gallien. 13. 6—7.
91 Ibid. 18,8; Ременников А/М. Борьба племен Северного Причерноморья... С. 116; Wolfram H. Geschichte der Goten. S. 54.
92 SHA. Gallien. 13, 8
93 Ibid. 13, 6; Ременников А.М. Борьба племен Северного Причерноморья... С. 117.
94 SHA. Gallien. 13, 8; Zosim. I. 39, 1.
95 По сообщению Синкелла, это сражение произошло на пограничной реке Несте между провинциями Македонии и Фракии. См.: Syncell. 717; Thompson E. A. The Early Germans. Oxford, 1965. P. 145—150; Alföldi A. Op. cit. S. 324—326; Schmidt L. Geschichte der deutschen Stämme... S. 216. Anm. 7; Wolfram H. Gotische Studien II. S. 313. Anm. 103.
96 SHA. Gallien. 13. 9
97 Ременников А.М. Борьба племен Северного Причерноморья... С. 110.
98 А nоn. Vales. Pars рrіоr. VI. 34; SHA. Gallien. 23, 13; Theodor. Hist. eccl. V. 36; Philostorg. Hist. eccl. II. 5; Zosim. IV. 12; Oros. VII. 15; XII paneg. lat. VII (VI). 2; Claud. Claudian. Carm. VII.
99 Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. М., 1937. Т. 1. С. 402.
100 См., например: Rappaport Вт. Ор. cit. S. 101—103; Altheim F. Niedergang der alten Welt. S. 108; Alföldi A. Op. cit. S. 37; Holmquist W. Diskussion Teil I.// Studia Gotica. Stockholm 1972. S. 65
101 SHA. Claud. 6, 2; 8, 6; 9, 4; Zosim. I, 42—46.
102 SHA. Claud. 6, 2: «...Scytharum diversi populi: Peucini, Greuthungi, Austrogothi, Tervingi, Visi, Gepedes, Celli etiam et Eruli praedae cupiditate in Romanum solum inruperunt atque illio pleraque vastarunt...»
103 Zosim. 1. 42, 1; Ременников А.М. Борьба племен Северного Причерноморья... С. 129—130.
104 SHA. Claud. 8, 4; Atnm. Marceli. XXXI. 5, 15.
105 Zosim. I. 42, 1.
106 Ibid.; SHA. Claud. 9, 3; Ременников А.М. Борьба племен Северного Причерноморья... С. 133.
107 Zosim. I. 42, 2.
108 SHA. Claud. 9, 7; Zosim. I. 43, 1; Ременников А.М. Борьба племен Северного Причерноморья... С. 134.
109 SHA. Claud. 9, 8; Zosim. I. 43, 1.
110 Zosim. I. 42, 2.
111 Ibid. 43, 1.
112 Ibid. 43, 2.
113 Ibid. 45, 1.
114 SHA. Claud. 12, 4; Damerau P. Kaiser Claudius II Goticus // Klio. Leipzig, 1934. Beiheft 33 (N. F. 20). S. 99—105.
115 Dexipp. Fr. 23: SHA. Cland. 12, 1.
116 SHA. Claud. 9, 4. См. также: Burian J. Der Gotenkrieg unter Claudius II// Eirene. Pr., 1983. T. 20. S. 87-94.
117 XII paneg. lat. VI (VII), 2.
118 Porphyr. Carm. VIII (XVII). 27—28.
119 Eutrop. IX. 11-12.
120 Подробный анализ похода 275—276 гг. см.: Ременников А.М. Борьба племен Подунавья и Северного Причерноморья с Римом в 275—279 гг.н. э. // ВДИ. 1964. № 4. С. 131- 138.
121 SHA. Tacit. 13, 2—3.
122 SHA. Aurelian. passim; Prob, passim.
123 Cohen H. Tacitus. 157, 168.
124 CIL. XII. 5563.
125 Ременников А.М. Борьба племен Подунавья... С. 133; MOS. С/юг.II. 73.
126 Ременников А.М. Борьба племен Подунавья... С. 133.
127 Zonar. XII. 28.
128 Mos. Chor. II. 73. См.: Ременников А.М. Борьба племен Подунавья... С. 133
129 SHA. Tacit. 12, 2; Zosim. I. 64, 2; Zonar. XII. 28.
130 Zosim. I. 64, 2.
131 Kneissl P. Die Siegestitulatur der römischen Kaiser // Hypomnemata. Göttingen, 1969. H. 23. S. 174—180.
132 CIL. II. 3738; XI. 11766; XII. 5511, 5467, 5472.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Мария Гимбутас.
Балты. Люди янтарного моря

Сирарпи Тер-Нерсесян.
Армения. Быт, религия, культура

И. М. Дьяконов.
Предыстория армянского народа

Жаклин Симпсон.
Викинги. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru