1. Появление готов в Северном Причерноморье и на Балканах
Родиной готов, как сообщает Иордан, была Скандинавия. Отсюда они в IV—II вв. до н.э. переселились на «трех кораблях» на континент, а в I—II вв. н. э. продвинулись в район среднего течения Вислы. Во II в. н.э. начинается движение их на юг. Решение проблемы миграции готов тесно связано с определением районов продвижения их на юг. Отмечу, что специфика сообщений древних авторов не позволяет говорить о точных координатах продвижения готов. С известной долей вероятности правомерно ставить вопрос лишь о его направлениях. Мнения по этому поводу разделились. Одна группа ученых считает, что миграция готов на юг шла по Дунаю, в верховья которого племена вышли из области Шлезвига. Путь их здесь облегчался якобы тем, что они двигались среди родственных германских племен, с I в. н. э. находившихся в районе Среднего Дуная. Другие исследователи полагают, что продвижение готов на юг шло по Висле, захватив районы Верхнего и Среднего Поднепровья.
Свидетельства источников об этом процессе, к сожалению, весьма немногочисленны и ограничиваются данными Иордана, который говорит о трех местах их расселения. В его рассказе, очевидно, отразилось представление, сохранявшееся среди готов до времени Иордана. Историк сообщает: «Мы читали, что первое расселение (готов) было в Скифской земле около Меотийского болота; второе — в Мизии, Фракии и Дакии; третье — на Понтийском море с другой стороны Скифии»1. Возникает вопрос: каких готов имеет в виду Иордан? Идет ли речь о готах вообще, безотносительно к их делению на остроготов и везеготов, или только о первых, т. е. об Амалах. Если допустить подобное, как считала Е. Ч. Скржинская, то получается, что в целях утверждения древности остроготов и для подтверждения родства их с гетами Иордан указал на вовсе не связанное с ранней историей готов «второе» место их расселения в Дакии, Мёзии и Фракии2. Подобная интерпретация этого свидетельства Иордана принимается многими исследователями. Готский историк действительно во многих случаях присоединял к истории остроготов факты и события, не имеющие к ним никакого отношения. Однако известно, что, создавая свою историю о деяниях готов, он пользовался сочинением из двенадцати книг по истории остроготов Кассиодора. Последний же древнее прошлое остроготов основывал как на устной традиции, так и на сочинении по истории не только остроготов, но и везеготов предположительно не только везеготского историка Аблабия, но и еще какого-то неизвестного нам везеготского автора3. Это позволяет предположить, что в рассказе Иордана о трех местах расселения речь идет, скорее всего, об общей массе готов, а не только об остроготах. В связи с этим допустимо считать, что эта ветвь племени двигалась в направлении к «крайней части Скифии, соседящей с Понтийским морем»4 и расселилась в области Меотиды. Везеготы же, отделившись, продвигались на Балканы к границам Римской империи и проникли на ее территорию значительно раньше и независимо от движения остроготов в Северное Причерноморье. Иордан «приписывает» остроготам первые места расселения везеготов на том основании, что в III в. остроготы якобы возглавляли обе ветви племени готов. Иордан относит их разделение ко времени не раньше второй половины III в., когда остроготы уже находились в районе Меотиды. Он пишет: «В третьей области на Понтийском море, став уже более человечными... более просвещенными, они разделились между двумя родами своего племени: везеготы служили роду Балтов, остроготы — преславним Амалам»5. Однако на вопрос о том, продвигались ли везеготы вместе с остроготами к Северному Причерноморью, скорее всего, можно ответить отрицательно. История этой ветви у древних авторов связана главным образом с Балканами. В сочинении Олимпиодора, написанном в 425 г., сохранилась интересная деталь. Он передает, что вандалы называют везеготов «трудами» (Τρούλους)6. Известно, что «Трул» — это одно из древних названий Днестра7. И во времена Олимпиодора для везеготов, ранее живших в Поднестровье, топоним «Трул» вполне мог перейти в этноним8. Поэтому Днестр являлся той границей, восточнее которой древняя историческая традиция крайне редко отмечает везеготов. То, что путь готов с севера на юг мог идти в нескольких направлениях, подтверждается и другим пассажем Иордана. Он говорит, что к югу начало следовать все войско готов (exercitus Gothorum) во главе с королем Филимером. Но затем уже в походе от Филимера отделилась половина войск (mediaetate exercitus)9. Иордан не сообщает о том, куда именно направилась отделившаяся часть готов (pars Gotborum). Возможно, за этим сообщением стоит начало процесса размежевания готов на «остроготов» и «везеготов»10. И естественно, судьбы последних, отделившихся от Филимера, были в меньшей степени интересны, чем судьбы первых, как для Кассиодора, так и для Иордана. Дальнейшее продвижение остроготов Иордан связывает с областью «Ойум», относительно локализации которой было высказано множество предположений. Г.В. Вернадский помещал «Ойум» возле Киева11. В. Краузе и Е. Шварц считали, что это южнорусская степь12. Г. Ловмянский локализовал ее в двух местах: на правобережье Днепра и возле Азовского моря13. Т. Левицкий, ссылаясь на Плиния и Менандра Протиктора, помещал «Ойум» на Керченском полуострове14. Е.Ч. Скржинская подразумевала под готской «Ойум» Гилею15, а X. Вольфрам переносил ее на берег Азовского моря16. В.Н. Топоров ассоциировал ее с Дунайскими плавнями17. Однако вне внимания исследователей осталась противоречивость сообщений Иордана об «Ойум». Она упоминается дважды. В первом случае историк говорит: «В поисках удобнейших областей и подходящих мест (для поселения) он (Филимер. — В.Б.) пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум»18. Но далее: «Та часть готов, которая была при филимере, перейдя реку, оказалась, говорят, перемещенной в области "Ойум" и завладела желанной землей»19. Сопоставление этих двух фрагментов показывает, что в первом случае «Ойум», у Иордана, довольно широкое понятие, близкое по смыслу к «земле Скифии». Во втором фрагменте топоним «Ойум» — это более конкретное географическое определение тех областей в Скифии, куда двигались остроготы, так как в этой «Ойум» готы перешли какую-то, вероятно, большую, реку. Однако, как ни важно иметь в виду эту неясность данных Иордана при рассмотрении вопроса о локализации «Ойум», в рамках данной работы необходимо подчеркнуть другое. Тот конкретный географический регион в Скифии, который обозначен историком как «Ойум», не стал для готов конечным пунктом их передвижений, но лишь промежуточным звеном в переходе с севера на юг. Независимо от того, куда предполагается привязать этот топоним, даже в случае одного из наиболее восточных вариантов — Гилей Геродота, следует иметь в виду, что готы лишь прошли через эту область, а не обжились в ней. Иордан сообщает, что, достигнув «Ойум», готы «тотчас же, без задержки (nес mоrа) подступают к племени спадов и, завязав сражение, добиваются победы. Отсюда (exinde) уже как победители спешат они «в крайнюю часть Скифии, которая находится по-соседству с Понтийским морем»20. К сожалению, пассаж Иордана о столкновении остроготов со спадами не дает однозначного представления о дальнейшем направлении их похода из «Ойум». Этническая принадлежность спадов Иордана спорна. В зависимости от идентификации их со спорами Прокопия или спалеями Плиния эти племена переносят то на правобережье Днепра, то в район Танаиса (р. Дон)21. Если спады то же самое, что и спалеи Плиния22, то столкновение с ними должно было произойти в Приазовье. Ведь Иордан дважды сообщает, что «первое место расселения было в Скифской земле, около Меотийского болота» (iuxta Meotidem), что готы во главе с Филимером «жили в Скифии у Меотиды»23. Размещение готов в этой области отмечали Стефан Византийский (конец VI—начало VII в.). В его обширном этнографическом словаре, дошедшем в сокращении Гермолая, говорится, что готы — это племена, «жившие прежде в области Меотиды; впоследствии они переместились во внешнюю Фракию»24. Мы не знаем точно, как связаны между собой свидетельства Иордана и Стефана Византийского. Возможно, оба автора пользовались каким-то общим источником. «Мы читали» (legimus habitasse), — пишет Йордан. Возможно, оба автора позаимствовали сведения о местопребывании готов в районе Меотиды из неизвестного нам источника. Размещение готов в III в. в области Меотиды25 подтверждается и Вописком. В биографии императора Аврелиана (270—275) мы читаем, что император Клавдий (268—270) поручил Аврелиану ведение «всей войны против меотийцев (опте contra Maeotidas bellum)26. Известно, что Клавдий вел военные действия против коалиции племен, куда входили и готы. Название последних «местами» означает, что эти племена выступали из Меотиды. Относительно фразы Иордана о переселении готов «в крайнюю часть Скифии, которая находится по-соседству с Понтийским морем», следует подчеркнуть: если следовать тексту источника (§ 28), то готы лишь спешат (properant), другими словами, ускоряют свое движение к этому району, а не оседают в нем. Занявшись обзором Скифии (§ 30—37), Иордан прерывает свой рассказ, но когда он вновь возвращается к вопросу о расселении остроготов (§ 38), то здесь с редкой для него определенностью относит их к области Меотиды, совершенно игнорируя припонтийский район. Ничего не говорят об этом районе и другие источники. Называя область Меотиды в качестве первого места остановки готов, Иордан не поясняет, где именно в том районе находились их «первые стоянки» (primae mansiones). Нет об этом сведений и у других авторов. Возможно, это было северо-западное Приазовье. Е.Ч. Скржинская полагала, что именно этот район определялся Иорданом, конечно в весьма широком смысле, как «готские пределы» (Gothorum fines) и «Скифская земля»27. Т.Левицкий считает, что более правдоподобно обитание готов на северном побережье Азовского моря28. Таким образом, несмотря на определенные трудности интерпретации источников, все же известия о путешествии готов к «крайней части Скифии, которая находится по-соседству с Понтийским морем» определенно свидетельствуют, что оно шло через Северное Причерноморье в район Меотиды. Согласно традиционной точке зрения, в Северном Причерноморье произошел также раскол готских племен на две ветви: «восточные» готы направились в область Меотиды, «западные» в 30—40-е годы III в. проникли на Балканы. Однако ряд отрывков древних авторов позволяет поставить вопрос о возможном появлении готов на Балканах уже в начале III в. Косвенным свидетельством этого можно считать сообщение Иордана о том, что с Филимером в «Ойум» проследовала лишь часть готов. Ни Иордан, ни другие источники не говорят о том, что другая, отпочковавшаяся от Филимера часть готов осела в районе разделения. Вероятнее предположить, что, подчиняясь общей тенденции движения всех варварских, в том числе и готских, племен к границам Римской империи, эта ветвь готов продолжала свой путь в направлении Балкан и появилась в этом регионе ранее готов, подошедших к нему позднее из Меотиды. Дион Кассий отмечает, что в 180 г. в пределы империи было принято 12 тыс. свободных даков29. На основании этого сообщения уже высказывалось предположение, что переселение даков было вызвано натиском на них готов30. Кроме того, как передают нарративные и эпиграфические источники, император Каракалла (211—217) по пути на Восток совершал специальный военно-инспекционный рейд в Дакию с целью укрепления ее границ и упорядочения взаимоотношений с соседними племенами31. Прибытию Каракаллы в Дакию предшествовало продвижение к ее границам с северо-востока карпов32 и с севера гепидов. Иордан, как известно, говорит, что в короткий срок от Балтийского моря к границам империи передвинулись и вандалы33. Если учесть, что имеются письменные свидетельства (рассказывающие, правда, о несколько более позднем времени) о том, что в решающих выступлениях против империи готы, несмотря на межплеменные конфликты, выступали вместе с вандалами и гепидами, то можно предположить, что какая-то часть готов была в числе варварских племен, осуществлявших натиск на границы империи в начале III в. В свете этого предположения более достоверно может восприниматься известное место из «Истории Августов», где говорится о победе Каракаллы над готами. «Не будет неуместным, — рассказывает составитель биографии Каракаллы Спартиан, — сообщить здесь одно сказанное о нем (Каракалле. — В. Б.) насмешливое словцо: когда он присвоил себе прозвания Германского, Парфянского, Арабского и Алеманского... Гельвий Пертинакс... говорят, в шутку сказал: добавь еще, если угодно, "Величайший Гетский", намекая на то, что он убил своего брата Гету и что гетами называются готы, которых он, отправляясь на Восток, победил в беспорядочных сражениях»34. Анализ этого свидетельства в исторической литературе сводился преимущественно к решению вопроса о том, о готах или гетах идет здесь речь35. Высказывались также предположения, что рассказ о победе Каракаллы над готами является вымыслом, вольной композицией, основанной на факте убийства Каракаллой своего брата Геты и на созвучии названия «готы—геты»36. Оставив в стороне вопрос о том, является ли титул «Величайший Гетский» литературным эпитетом, обратим внимание на анализ самой возможности столкновения Каракаллы с готами. Источники сообщают, что, направляясь на войну с Парфией, Каракалла вел во Фракии сражения37. Здесь важно определить возможный путь следования Каракаллы по дунайским провинциям и далее на Восток, где могли произойти «беспорядочные стычки» (tumultuariis proeliis) с готами. Согласно Спартиану, император вначале прибыл в Рецию, где имели место сражения, очевидно, с аламаннами («...он убил немалое число варваров...»), затем он прервал свой путь и остался в Дакии, а остальной маршрут он совершил по Фракии, направляясь в Азию против Парфии38. Можно предположить, что из Паннонии, из Бригециана (ныне Сень) Каракалла двинулся к Лугио (ныне Дунасекчо), откуда вела дорога в Дакию через Портискум (ныне Сегед) в долину реки Муреш. Путь по реке был частью отрезка Панноно-Понтийской дороги, и через Апул (ныне Альба Юлия) по большой магистрали он достиг Напоки (ныне Клуш) и Поролисса (ныне Мойград)39. Во Фракию, вероятнее всего, Каракалла следовал по дороге от Апула через горный проход «Красная башня» в Трансильванских Альпах по сильно укрепленному крепостями пути, проходящему между Малой и Большой Валахией, по долине реки Олт и затем по Дунаю к Эску (р. Искыр) и дальше к Никополю (ныне Секуриска). Из Никополя к Черному морю он мог лопасть или дорогой, идущей к Маркианополю (около нын. Варны) и затем к морю, или через Адрианополь (ныне Ускудама) к Византию40. Следуя по этому маршруту Каракаллы, можно считать, что наиболее вероятными местами его столкновений с варварами и с готами были северо-западные, северо-восточные или восточные районы Дакии. Дион Кассий сообщает, что во время пребывания Каракаллы в Дакии он победил там восставших даков и взял у них заложников41. Не исключено, что эти «свободные даки» включали в себя готов. О том, что везеготы могли утвердиться на Балканах значительно раньше, чем продвинулись сюда остроготы из Меотиды, может свидетельствовать и рассказ из «Истории Августов» о происхождении императора Максимина (235—238). У Юлия Капитолина есть два фрагмента, касающиеся географии готов на Балканах. В одном отрывке, указывая на родство императора Максимина с готами, он пишет: «Он был родом из фракийского поселка, находившегося на границе с варварами; варварами же были его отец и мать, из которых первый был из страны готов, а вторая из племени аланов. Говорят, что имя отца было Микка, а матери — Габаба»42. О. В. Кудрявцев писал, что и отец и мать Максимина — фракийцы и что они могли происходить из числа тех племен, которые были 4п3оселены в дунайских провинциях после Маркоманнских войн43. Тем самым О.В. Кудрявцев допускал возможность участия готов в этих войнах и размещения какой-то их части в пределах империи уже в конце II в. н.э. Очевидно, Капитолии говорит об одном из таких поселений варваров, которые, как правило, располагались по приказу римского правительства вблизи границы, но под наблюдением военных лагерей. В этом фрагменте обращает на себя внимание также то, что Капитолии говорит: «отец был из страны готов» (alter a Gothia) а мать «из племени ала-нов» (ex Alanis genitus)44. Готия как географическое название района, где жили готы, появляется у авторов IV—VI вв. и ввязывается только с территорией, расположенной вне границ империи, к северу от Нижнего Дуная45. Топоним претерпел сложную эволюцию. В IV в. «Готией» называлась часть провинции Дакии. В V в. «Готия» стала отождествляться со всей Дакией46. Затем в VI в. это тождество усложнилось: Дакия—Готия—Гепидия47. Утверждение X. Вольфрама о том, что «вначале Gutthia античной этнографии лежала в Крыму или, точнее, на Керченском полуострове»48, не обосновано материалом письменных источников III—V вв. И лишь в VI в. Прокопий говорит, как совершенно верно отметил X. Вольфрам, о боспорской Готии, где живут тетракситы или трапезиты49. Отметим, что топоним «Готия» дольше сохраняется в среде везеготов50. Согласно представлениям самих готов, Gutpiuda («страна - готов») размещалась на Балканах51. Капитолии говорит, что Максимин «приобрел себе земельные владения во Фракии, в том поселке, откуда он был родом, и все время поддерживал связи с готами. Готы особенно любили его, словно своего соплеменника. Аланы, приходившие к берегу реки, признавали его своим другом и обменивались с ним дарами»52. Очевидно, готы располагались уже недалеко от дунайской границы империи. Сознавая ограниченность источников, я рассматриваю полученные наблюдения лишь как вполне вероятную гипотезу о появлении некоторой части готов на Балканах уже в конце II—начале III в. Заслуживает внимания в этой связи и сообщение Исидора Севильского о том, что к середине III в. везеготы продвинулись к границам империи и что шли они со стороны Альп, где обитали (Gothi descensis Alpibus, quibus inhabitabant)53. РАЙОНЫ КОНЦЕНТРАЦИИ ГОТСКИХ ПЛЕМЕН У МЕОТИДЫ И ИХ ПОХОДЫ В ΠΙ в. 1 — поход 255 (256) г.; 2 — поход 257 г.; 3— поход 264 г.; 4 — поход 266 г.; 5 — поход 275 г. Речь в данном случае, вероятнее всего, идет о Трансильванских Альпах. Исидор (VII в.) при написании «Истории готов, вандалов и свевов» опирался, как известно, на труды более ранних авторов (Дион Кассий, Орозий, Сальвиан, Евтропий)54, и это тоже свидетельствует в пользу предположения об отдельном от остроготов передвижении везеготов на Балканы. Данные письменных источников о переходах готов к III в. в Северном Причерноморье и на Балканах, а также об их разделении немногочисленны, фрагментарны, зачастую недостаточно определенны. Вторая группа материалов освещает историю передвижений готов, начиная с 238 г., со времени их первых вторжений в пределы Римской империи, а точнее, на правобережье Дуная. Они также фрагментарны и могут быть интерпретированы неоднозначно. Однако они более многочисленны, порой более конкретны и дают возможность не только характеризовать хронологию и географию перемещений в целом, но и содержат значительно больше данных, позволяющих хотя бы гипотетически составить представление о путях следования отдельных частей готских племен (остроготов, везеготов, тервингов, грейтунгов). Такое изменение характера источников закономерно. Римские и византийские историки вынуждены были уделять больше внимания новому врагу империи, представлявшему немалую опасность. Таким образом, за исключением области Меотиды и «варварской земли» за Истром, источники не упоминают о каком-либо определенном регионе локализации готских племен в III в. Топоним «Готия» появляется в письменных источниках не раньше IV в., а сообщения об «Ойум», «желанной земле» готов, могут быть соответствующим образом оценены лишь при ориентировке на эту особенность истории готов в III в. «Ойум», к какому бы конкретному географическому региону она ни была отнесена, выступает лишь как одна из областей Скифии, через которую готы проследовали в своем движении к югу. Свидетельства древних авторов позволяют высказать предположение о более сложной, чем это отражает традиционная точка зрения, картине появления готов на Балканах. Вполне правомерна гипотеза о том, что уже и начале III в. часть готских племен, минуя Северное Причерноморье, двинулась на Балканы. Готы, пришедшие сюда в середине III в. из Меотиды, были уже «второй волной». 1 lord. Gel. 38. 2 Скржинская. Иордан. С. 225. 3 Hachmann R. Die Goten und Skandinavien. B., 1970., S. 66—68; Wolfram H. Geschichte der Goten. München, 1979. S. 11. Anm. 36; Lönnroth E.Die Goten in der modernen kritischen Geschichtsauffassung // Studia Gotica. Stockholm, 1972. S. 58—62. 4 lord. Get. 28. 5 Ibid. 42. 6 Olympiod. Fr. 29. 7 Латышев В.В., Малицкий H.В. Сочинение Константина Багрянородного «Об управлении государством» // ИГАИМК. М.; Л., 1934. Вып. 91. С. 63; Вестберг Ф. К анализу восточных источников о Восточной Европе // ЖМНП. 1908. Ч. 14. Отд. 2. Март. С. 49; Брун Ф. Берег Черного моря между Днепром и Днестром по морским картам XIV—XV вв. // Черноморье. Одесса, 1879. Ч. 1. С. 78. 8 Выяснение этимологии названия «труды» предпринималось Н. Вагнером, который считал, что «трулы» — это гномы, жители непригодных для обработки земель в Скандинавии. См.: Wagner N. Getica: Untersuchungen zum Leben des Jordanes und zur frühen Geschichte der Goten. В., 1967. S. 82—83). Правомерность подобного объяснения не без основания подвергается сомнению X. Вольфрамом, который полагает, что такое толкование данного термина основано лишь на простом созвучии слов различных языковых групп (Trolle, τροΰ/.ο')· См.: Wolfram H. Geschichte der Goten. S. 19. 9 lord. Get. 27—28. 10 См., например: Wolfram Η. Geschichte der Goten. S. 40. 11 Vernadsky G. Ancient Russia. 2nd Ed. New Haven Yale univ. press., 1943. P. 113—114. 12 Krause W. Handbuch des Gotischen. München, 1953. S. 8; Schwarz E. Die Urheimat der Goten und ihre Wanderungen ins Weichselland und nach Südrussland//Saeculum. 1953. Bd. 4, H. 1. S. 22. 13 Lowmiański Η. Początki Polski. Warszawa, 1963. Т. 1. S. 261. 14 Lewicki T. Zagadnienie Gotóv na Krymie // Pzegląd Zachodni. 1951. R. VII, № 5/8. S. 82. 15 Скржинская Ε. Ч. Иордан. С. 195. 16 Wolfram Η. Geschichte der Goten. S. 40. 17 Топоров В.Η. Древние германцы в Причерноморье: Результаты и перспективы // Балто-славянские исследования. М., 1983. С. 254. 18 lord. Get. 27. «Qui aptissimas sedes locaquae dum quereret congrua, pervenit ad Scythiae terras, quae lingua eorum Oium vocabantur...» 19 Ibid. 28: «Haec ergo pars Gothorum, quae apud Filimer dicitur in terres Oium emenso amne transposita, optatum potiti solura». 20 Ibid. 21 Скржинская Ε.Ч. Иордан. С. 196. 22 Vernadsky G. The Spalv of Jordanis and the Spori of Procopius // Byz. 1938. T. 13. P. 263—266; Lowmiański Η. Op. Git. T. 1. S. 260. 23 lord. Get. 38, 39. 24 Steph. Βyz. 212, 8.: «...έθνος πάλαι otidjaav εντός της Μαιώτιδος, ύστερον δέ εις τήν έχτος Θράχην μετανέοτηααν...» 25 Археологические материалы подтверждают, что в 40-е годы III в. в районе Меотиды происходят массовые миграции племен. В III в. в наступлении на Боспор участвовали различные группы племен, двигавшихся с востока, юга, запада. См.: Кругликова И.Т. Культура Боспора в позднеантичный период // Античное общество. М., 1967. С. 151; Она же. Боспор в позднеантичное время. М., 1966. С. 16—17. В нем могли участвовать и остроготы. Об этом свидетельствуют последующие события, описанные Зосимом. Остроготы, видимо, проникли к берегам Меотиды в середине 40-х годов III в., что совпадает с временем гибели Танаиса. См.: Zosim. I. 31—33; Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. М.; Л., 1949. С. 444; Тиханова М. А. Дорос-Феодоро в истории средневекового Крыма // МИА. 1953. Вып. 34. С. 322—323; Шелов Д. В. Танаис и Нижний Дон в первые века нашей эры. М., 1972. С. 302—304. Однако, если можно связать падение Танаиса с передвижениями варваров, то совершенно неправомерно, как справедливо подчеркивает Д. Б. Шелов, утверждать, что на Танаис могли напасть собственно готы. См.: Шелов Д. В. Указ. соч. С. 302. Археологический материал подтверждает, что появление их в области Меотиды не сопровождалось разрушением городов и поселений. И. Т. Кругликова объясняет это тем, что варвары вошли в соглашение с Фарсанзом, который наряду с законным царем Рескупоридом появляется на боспорском престоле в 253—254 гг. Она высказывает предположение, что отношения боспорской аристократии и племенной знати новых пришельцев не были враждебными. См.: Кругликова И. Т. Боспор III—IV вв. в свете новых археологических исследований // КСИА АН СССР. 1965. Вып. 103. С. 8. Каким путем готы проследовали на Боспор, не совсем ясно, вероятнее всего, по северному побережью Азовского моря. 26 SHA. Aurelian. 16, 4. 27 Скржинская Е.Ч. Иордан. С. 274. 28 Lewicki T. Ор. cit. S. 80. 29 Dio. Cass. LXXII. 3. 30 Schmidt L. Geschichte der deutschen Stämme bis zum Ausgang der Völkerwanderung. München, 1934. Bd. I: Die Ostgermanen. S. 200. 31 Dio. Cass. LXXVII. 20, 3; LXXVIII. 27, 5; CIL. III. 795, 796, 12533, 1376, 1378; Daicoviciu. C. Einige Probleme der Provinz Dazien während des 3. Jahrhunderts//Studii Clasice. Bucuresti, 1965. T. 7. S. 237. 32 CIL. III. 14416. 33 lord. Get. 113. 34 SHA. Caracall. 10. 5-6. 35 Дмитрев А.Д. Народные движения в восточноримских провинциях в период дунайских войн III в. (236—278) // ВВ. 1956. Т. VIII. С. 97—126. Reusch W. Der historische Wert der Caracallavita in den Scriptores Historiae Augustae // Klio. 1931. Bd. 24. C. 34—35; Schmidt L. Geschichte der deutschen Stämme... S. 200—201; Macrea M. Apärärea granilei de vest si nord-vest a Daciei pe timpul impäratului Caracalla // SCIV. 1957. T. 8. P. 240; Hohl E. Über das Problem der Historia Augusta // Wiener Studien. 1958. Bd. 71. S. 132—152; Idem. Über die Glaubwürdigkeit der Historia Augusta // Sitzungsberichte der Deutschen Akademie der Wissenschaften zu Berlin. Phil.-bist. Kl. 1953. № 2. S. 4 f; Daicoviclu C. Op. cit. S. 238—241; Firtz J. When was Caracalla in Pannonia and Dacia? // Alba Regia. 1965—1966. Vol. 6/7. P. 202—205; Lowmiański H. Op. cit. T. I. S. 263, not. 769; Hachmann R. Op. cit. S. 228; Wolfram H. Geschichte der Goten. S. 42. Anm. 6. 36 Lowmiański H. Op. cit. T. I. S. 262—263; Macrea M. Op. cit. P. 243. 37 Dio Cass. LXXVII. 16, 7. 38 SHA. Caracall. 5. 4, 8. 39 Dio. Cass. LXXVIII. 20, 3—4; Herodian. IV. 7, 1—4; 8, 1; Кругликова И.Т. Дакия в эпоху римской оккупации. М., 1955. С. 138; TudorD. Sur la carrіеrе de C. Arrius Antoninus // Revue Rommaine d'histoire. 1972. № 2. P. 243. 40 Исследователи определяют путь Каракаллы следующим образом: через Дакию, Дунай, Фракию, Македонию, Геллеспонт и Азию. См.: Macrea M. Ор. cit. Р. 240; Daicoviciu С. Ор. ci t. S. 240. Anm. 5. 41 Dio Cass. LXXVIII. 27, 5. 42 SHA. Maxim, duo. I. 5—6. 43 Кудрявцев О.В. К вопросу о поселении варваров на территории провинции Фракии // Исследования по истории балкано-дунайских областей в период Римской империи и статьи по общим проблемам древней истории. М., 1957. С. 250—253. 44 SHA. Maxim, duo. I. 5—6. 45 Oros. 1.2, 53; VII. 43, 5; Epiph. Lib. de XII gem. 30. PG. T. 43. Col. 338; Adv. haer. 70, 14—15; PG. T. 42. Col. 372-373; August. De civ. Dei.XVII, 52; lord. Get.83. 46 Thompson E.A. The Visigoths in the Time of Ulfila. Oxford, 1966. P. 39—40; Wolfram H. Gotische Studien I // MIÖG. 1975. Bd. 83, H. 1/2. S. 1—4;Chrysos E. K. Gothia Romana: Zur Rechtsslage des Föderatenlandes der Westgoten im 4. Jh. // Dacoromania. Freiburg; München, 1973. N 1. S. 52—55. 47 Svennung J. Zur Geschichte des Goticismus. Stockholm, 1967. S. 28—32. 48 Wolfram H. Geschichte der Goten. S. 10. 49 Procop. B G. IV. 4, 9; Wolfram H. Geschichte der Goten. S. 10. 50 Kienast W. Studien über die französischen Volksstämme des Frühmittelalters. Stuttgart, 1968. S. 243—246. 51 Wolfram H. Gotische Studien II // MIÖG. 1975. Bd. 83, H. 3/4. S. 301—303; Stutz E. Gotische Literaturdenkmäler. Stuttgart, 1966. S. 69—71. 52 SHA. Maxim, duo. III. 4—5. 53 Isid. Hist. 4. 54 Diesner H. J. Isidor von Sevilla und das westgotische Spanien. B., 1977.S. 17—21. |
загрузка...