Список книг по данной тематике

Реклама

Ю. Б. Циркин.   История Древней Испании

Ориентализирующая цивилизация

В начале главы говорилось, что ранние основания финикийских колоний на Западе, в том числе Гадеса, никак не повлияли на местное население, ибо слишком велика была разница в социальном и культурном развитии колонистов и туземцев. Однако постепенно финикийское влияние начинает обнаруживаться. Так, в X—VIII вв. до н. э. местные керамисты, не используя еще гончарный круг, уже стали изготовлять сосуды, подражающие ближневосточным84. Усиливающиеся контакты с финикийцами ускорили социальное развитие Южной Испании85. Образование Тартессийской державы, в свою очередь, стимулировало не только тартессийско-финикийские контакты, но и создание новых колоний в Испании. А это интенсифицировало связи между двумя народами.
Рис. I. Богиня с птицами
Рис. I. Богиня с птицами

Образование государства, с одной стороны, и усиление контактов с финикийцами — с другой, способствовали ускоренному развитию горного дела и металлургии, для продуктов которых финикийцы открыли почти необъятный ближневосточный рынок. Так как традиционные способы извлечения металлов оказались в этих условиях малопродуктивными, тартессии переняли восточные, принесенные на испанскую почву финикийцами, заимствовав от них также, хотя еще только спорадически, и использование железа86. От финикийцев тартессии переняли (по крайней мере частично) и весовую систему, используемую в работе с металлом и в ювелирном деле87. Требования восточных контрагентов привели, видимо, и к усилению северной торговли, которая доставляла продукты, недостающие в самой Тартессиде. Тартессии переняли у финикийцев гончарный круг, некоторые строительные приемы, включая даже планы домов, изготовление прессов для получения оливкового масла, да и само разведение культурной оливы и, может быть, винограда было, по-видимому, заимствовано у колонистов88.

С выделением тартессийской знати у испано-финикийских ремесленников появились социальные заказчики. Аристократия больше не удовлетворялась старыми и довольно грубыми продуктами местного искусства и художественного ремесла. Так как финикийское искусство и художественное ремесло стояли в то время на гораздо более высокой ступени развития, чем местные, тартессийские аристократы обратились к изделиям финикийцев. Тогда и тартессийские ремесленники начали перенимать и имитировать финикийские изделия, подражать формам и методам изготовления тех или иных предметов, прежде всего предметов роскоши, что особенно наглядно проявилось в ювелирном деле и в создании изделий из слоновой кости89. Так в Южной Испании возникает ориентализирующее западнофиникийско-тартессийское искусство (и художественное ремесло), которое могло создаваться как финикийцами, так и тартессиями, но которое, независимо от этнической принадлежности создателей, можно назвать испано-финикийским90. Традиционное местное искусство оттесняется в мир надгробных стел и других культовых памятников.

Финикийцы оказали значительное влияние на возникновение тартессийской письменности. Финикийцы принесли на Пиренейский полуостров свое письмо, и тартессии, как и греки, использовали финикийские знаки, может быть, изменив значение некоторых из них в соответствии с особенностями своего языка91. Дошедшие до нас памятники тартессийской письменности — надгробные. Но это не означает, что не существовало других письменных памятников, в том числе бюрократической документации. Не исключено, что таковые создавались на достаточно хрупком материале, который в отличие от каменных стел не дошел до нас. Тартессийское письмо еще не интерпретировано92, так что о содержании даже дошедших памятников можно только догадываться. Вероятно, письмо использовалось для записи литературных произведений и законов. Страбон (III, 1, 6) говорит, что турдетаны не только знакомы с письменностью, но и имеют сочинения, излагающие их историю, поэмы и законы. Все это можно рассматривать как тартессийское наследство и говорить, что в Тартессе литература уже отделилась от фольклора, и это тоже можно связать с восточным влиянием.

Финикийское влияние проявилось и в тартессийской религии и мифологии. Уже говорилось, что цикл мифов о Мелькарте мог повлиять на некоторые детали тартессийского мифа о Гаргорисе и Габисе. Не исключено влияние восточной религии на образ бога Нетона. Его упоминает Макробий (Saturn. 1,19,5), встречается он и в надписях (CILII, 5278, 365, 3386). Места, где найдены надписи, расположены далеко друг от друга, но все они связаны с Тартессом. Поэтому Нетона можно отнести к тартессийским божествам. Этот бог был и солнечным, и воинственным93, но именно таким был Мелькарт94, чей храм в Гадесе чрезвычайно почитался. При постоянных контактах тартессиев с финикийцами, в том числе в районе Гадеса, культ Мелькарта не мог не оказать влияния на тартессийский культ. Если правильно предположение, что имя тартессийского бога означает «герой»95, связь с воинственным Мелькартом, боровшимся против страшных чудовищ, как это было изображено на воротах гадитанского храма96, становится еще яснее. Конечно, нельзя говорить, что тартессийский «Герой» — лишь реплика «Владыки Тира» (тем более что о Нетоне мы ничего точного не знаем), но влияние тирского мифа и образа бога на тартессийского Нетона вполне вероятно.

Богиня плодородия — Великая Мать — должна была занимать в тартессийском пантеоне значительное место. Ее статуэтки часто находят при раскопках. Сходство этих фигурок с изображениями финикийской Астарты несомненно97. Очевидно, испанцы нашли в финикийской богине нечто подобное своей Великой Матери и перенесли на нее некоторые черты и атрибуты Астарты.

Финикийцы оказали влияние и на повседневную религиозную практику, в том числе на погребальный ритуал. В тартессийских могилах довольно часто и в значительных количествах находят амулеты либо финикийские, либо им подражающие98. Но в целом финикийское влияние в религиозной сфере оказалось меньшим, чем в искусстве, письме и даже ремесле. И это вполне естественно. Религиозные представления вообще довольно консервативны и в большей степени сопротивляются чужеземным влияниям, чем другие сферы культуры, как это можно видеть на примере этрусков и скифов99.

Разумеется, тартессийскую и финикийскую цивилизации нельзя полностью отождествлять. Ряд черт цивилизации характерен для тартессиев и отсутствует у финикийцев. Например, продолжается, хотя и в намного меньшем масштабе, использование лепной керамики, некоторых ремесленных инструментов, оружия, имеющего не восточное (хотя и такое было), а европейское происхождение. Большое количество местных черт отмечается в погребальном культе100. Интересно еще одно явление: некоторые предметы, заимствованные тартессиями у финикийцев, затем развиваются самостоятельно. Так, например, обстоит дело с тарелками и узорами тартессийской вазописи101.

С социальной точки зрения, реципиентами финикийской культуры были в первую очередь тартессийские аристократы. Не случайно самые выразительные и поражающие памятники тартессийско-финикийского искусства найдены в кладах, принадлежность которых местной знати вне сомнения. Подобные произведения находят и в аристократических могилах. Культура низших слоев тартессийского общества («плебса») была гораздо меньше задета восточным воздействием, как это видно из раскопок тартессийских поселений: так, импортная и местная, но возникшая под финикийским влиянием кружальная керамика гораздо больше представлена в Онобе и слабее в поселениях шахтеров и ремесленников, где очень много чисто туземных предметов102. В последнем случае восточное влияние гораздо больше ощущается в производственной области, чем в сфере обрядов и обычаев.

В результате можно говорить, что в Тартессиде в VIII в. до н. э. возникла ориентализирующая цивилизация. Тартесс в этом отношении не был исключением в средиземноморском мире. Приблизительно в то же время феномен ориентализации возникает в Греции и Этрурии103. Одним словом, везде, где общество достигает определенной и довольно высокой стадии развития, но еще не имеет собственных художественных форм, местная аристократия и обслуживающие ее ремесленники обращаются к богатому опыту Востока, который приносят в Европу финикийские мореходы104. Эллада довольно быстро преодолела ориентализирующую стадию своего художественного развития. Дольше под восточным влиянием оставались этруски. В Тартессе же ориентализирующая цивилизация существовала все время, пока существовала Тартессийская держава. Влияние Востока здесь было, по-видимому, более сильным, так как в отличие от Греции и Этрурии на испанских берегах находились финикийские поселения.

Таким образом, можно говорить, что на третьем великом европейском полуострове Средиземноморья, как и на двух других, возникает и развивается классовое общество и государство. В отличие от Греции и Италии, где государство возникло на городской основе, в Испании оно образуется, вероятнее всего, на племенной. Это сделало тартессийское общество более консервативным. Пока племенная структура сохранялась, в Тартессиде не мог произойти переход к полису, к античному обществу. Тем не менее некоторые области жизни на всех трех полуостровах развивались сравнительно похоже, что ярче всего проявилось в феномене ориентализирующей цивилизации. Тартессийская держава в конце концов рухнула, и это изменило путь дальнейшего развития Испании.




84 Blazquez J. M. Tartessos у los origines... P. 300-361; Savory H. N. Spain and Portugal. P. 230: Schiile W. Die Meseta-Kulturen der Iberischen Halbinsel. Berlin, 1969. S. 30-31.
85 Lopez Domech R. Los fenicios en el Interior// Intercambio. P. 191; Garrilero Miliar. Economia у sociedad en el sur peninsular en el periodo Orientalizante // Ibid. P. 203.
86 Blanco A., Luzon J. М., Ruiz D. Excavaciones... P. 12—15; Wagner E. C. G. Feniciosy cartagineses... P. 52—53; idem. Aproximacion al proceso historico de Tanessos // AEArq. 1983. Vol. 52. P. 7—10; idem. Notas en torno a la aculturacion en Tartessos// Gerion. 1986. T. 4. P. 134—136; Martin Ruiz J. A. Los fenicios en Andalucia. P. 228.
87 Ruiz-Galvez M. La precolonizacion revisada // Intercambio. P. 12.
88 Pellicer M. Las primitivas ceramicas a torno pintadas hispanicas // AEArq. 1968. T. 41. P. 61-84, 88-89; Schiile W. Die Meseta-Kulturen... S. 31; Blanco A.. Luzon J. M. Pre-Roman Silver Minas at Riotinto// Antiquty. 1968. Vol. 43. P. 126; Montenegro A. Historia de Espana. Р. 333; Blazquez J. М. Panorama general... P. 35-38; Wagner E. С. G. Fenicios у cartagineses... P. 55; idem. Notas en torno a la aculturacion... P. 136-138; Martin Ruiz J. F. Los fenicios en Andalucia. P. 215-217, 221-222.
89 Blazquez J. M. Panorama general... P. 37.
90 Циркин Ю. Б. Финикийская культура в Испании. М., 1976. С. 123-124.
91 Perez Rojas М. Epigrafia tartesica. P. 76-80; Саrо Baroja J. La escritura de la Espana prerromana// HE. Madrid, 1954. Т. I, 3. P. 681-788; Schmoll U. Die siidlusitanische Inschriften. Wiesbaden, 1961; Tovar A. Testimonies antiguos// Enciclopedia linguistica hispanica. Madrid, I960. P. 6-9; Wagner E. C. G. Fenicios у cartagineses... P. 67-69; idem. Notas en torno de aculturacion... P. 142-143; Martin Ruiz J. A. Los fenicios en Andalucia. P. 220; Козловская В. И. Древнейшая письменность иберов и ее средиземноморские связи // ВДИ. 1971. № 3. С. 138—151. Ruiz-Gdlvez М. La precolonizaci6n. P. 13-17.
92 Ср.: Perez Rojas М. Epigrafia tartesica. P. 74. Дешифровка письменности — это умение прочесть написанное, интерпретация — умение понять написанное: Фридрих И. Дешифровка забытых письменностей и языков. М., 1961.
93 J. Les cultes paiennesdans L'Empire Romaine. Paris, 1920. Т. III. P. 237;Heichelheim M. Mars// RE. Hbd. 28. Sp. 1953.
94 Подробнее: Циркин Ю. Б. Финикийская культура... С. 70—72.
95 Штаерман Е. М. Мораль и религия угнетенных классов Римской империи. М.. 1961. С. 178.
96 Подробнее: Циркин Ю. Б. Финикийская культура... С. 67—71.
97 Garcia y Bellido A. Colonizacionpunicaygriega//Ars Hispaniae. Madrid, 1947. Т. I. P. 147; Parrot A., Chehab M., Moscati S. Les Phcnicienns. P. 243, 250; Kukahn E. Zur Friihfase der iberischen Bronzen//MM. 1967. Bd. 8. S. 161; Blazquez J. M. Tartessos у los origines... P. 110-114, 187-192; idem. Religiones prerromanas. P. 37-48.
98 Worterbuch der Mythologie. 1972. Abt. I. Lief. 10. S. 721-725; Wagner E. C. G. Fenicios у cartagineses... P. 71-73; idem. Notasen tomo a la aculturacion... P. 138-142; Martin Ruiz J. A. Los fenicios en Andalucia. P. 233-234; Almagro Gorbea M., Mederos A., Torres M., Lorrio A. Fenicios у Tandsicos en Medellfn (Badajoz)//Vcongresso. P. 1220-1233.
99 Ср.: Мавлеев E В. Этрусское общество и греческая культура. Автореф. дис.... канд. ист. наук. Л., 1972. С. 11; Хазанов А. М. Скифы и античная цивилизация // XIV Международная конференция античников социалистических стран. Ереван, 1976. С. 233—234.
100 Blanco A., Luzon J. М., Ruiz D. Excavaciones... Passim; Schuban H., Niemeyer H. G. Trayamar. Madrid, 1976. P. 240; Pingef V. Bemerkungen zu den ritzverzierten Stelen und zur beginnenden Eisenzeit im Siidwesten der Iberischen Halbinsel // Hamburger Beitrage zur Archaologie. 1974. Bd. 4. S. 13-15; BlazquezJ. M. Tartessos у los origines... P. 375-415.
101 Remesal Rodriguez J. Ceramicasorientalizantesandalucias//AEArq. 1975. Vol.48. P. 3-15; Schubart H. Westphonizische Teller// RSF. 1976. Vol. 4, 2. P. 191-192.
102 Blanco A., Luzon J. M., Ruiz D. Excavaciones...; Blazquez J. M. Tartessos. P. 355-379, 399-411.
103 Almagro Corbea М. Mundo orientalizante // Tartessos. Rcvista de arqueologia. P. 10—25; GrasM., Rouillard P., TeixidorJ. L'univers... P. 128-146.
104 Циркин Ю. Б. Финикийская и греческая колонизация // История Древнего мира. М., 1989. Т. I. С. 355-356.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Дэвид Лэнг.
Грузины. Хранители святынь

Мария Гимбутас.
Балты. Люди янтарного моря

Малькольм Тодд.
Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура

Льюис Спенс.
Атлантида. История исчезнувшей цивилизации

Стюарт Пиготт.
Друиды. Поэты, ученые, прорицатели
e-mail: historylib@yandex.ru