Театр, музыка, кино
Профессиональный драматический театр возник в Албании только после освобождения, хотя это не означает, что национальное театральное искусство зарождалось на пустом месте. Любительские драматические труппы существовали в Албании и до войны. Основы же нового театрального искусства были заложены в годы национально-освободительной борьбы, когда театральные кружки создавались в партизанских отрядах, в подполье. Короткие пьесы, скетчи партизанского театра зачастую носили импровизационный характер, разыгрывались под открытым небом, у партизанских костров.
В мае 1944 г. в Пермете был создан Центральный театр партизанской армии, актеры которого составили впоследствии ядро первого профессионального албанского театра — Народного драматического театра в Тиране (1945). Первыми его постановками стали «Женитьба» Гоголя, «Мать» по Горькому, «Эпопея Балы комбтар» по поэме Ш. Мусарая, «Префект» Б. Левоньи, спектакли классического репертуара. В 50-е годы на албанской сцене широко шли пьесы русских и советских драматургов. Это были годы активного сотрудничества театральных деятелей Албании и Советского Союза. Многие албанские режиссеры, актеры старшего поколения — выпускники ГИТИСа, других советских театральных институтов. Этапным в истории становления албанского драматического искусства стал спектакль по исторической драме К. Яковы «Халиль и Хайрия» (1949). В конце 40-х — в 50-е годы на сцене театра с успехом ставились произведения национальной драматургии — «Наша земля» К. Яковы, «Семь храбрецов из Шаля» Н. Люци, «Семья рыбака» С. Питарки и др. В этих пьесах, зачастую несовершенных еще по драматургической технике, бился живой пульс жизни, вызывавший у зрителей ответное чувство сопереживания. Профессиональные театры возникли и в других городах Албании: Театр им. Мидьени в Шкодре (1949), Театр им. Чаюпи в Корче (1950), Театр им. Моисси в Дурресе (1953), театр «Скампа» в Эльбасане (1962), театр во Влёре (1962). Позднее театры открылись в Гирокастре, Фиере, Берате и Пешкопии. В 60—70-е годы на сценах албанских театров наряду с драмами и комедиями Шекспира, Мольера, Гольдони, Чехова, Горького, Шиллера, Ибсена, Брехта ставятся спектакли по произведениям национальной драматургии, круг тем и конфликтов которых становится шире и многообразней. В этих пьесах меньше схематизма и мелодраматизма, характерных для драматургии первых послевоенных лет. Наиболее значительными для театрального искусства этой поры стали спектакли по пьесам Л. Папы «Девушка-горянка», С. Чаморы «Карнавалы в Корче», Р. Пуляхи «Госпожа из города», а также инсценировки по романам И. Кадаре «Генерал мертвой армии», «Кто привез Дорунтину?». В становление и развитие театрального драматического искусства Албании неоценимый вклад внесли такие талантливые режиссеры, как С. Мио, П. Стилу, П. Мани, театральные художники X. Деволы, А. Займи, К. Дило и др. Успеху постановок у зрителя, росту профессионализма албанского театрального искусства во многом способствовали выдающиеся артисты — Н. Фрашери, Б. Имами, М. Попи, М. Логореци, Л. Ковачи, В. Мануши, С. Проси, К. Роши и др. К началу 90-х годов в Албании было уже 9 профессиональных драматических театров, 15 театров эстрады, 26 кукольных театров. Профессиональные театральные группы давали ежегодно до 80 премьер театральных спектаклей и эстрадных представлений. В стране стали проводиться национальные фестивали самодеятельных и профессиональных театров, выявляющие молодых талантливых драматургов, режиссеров, актеров. Скандербег. Скульптор Я. Пачо. Круя Музей Скандербега в городе Круя Албанский народ имеет очень древние и своеобычные песенные и танцевальные традиции, которые основываются на богатстве национальной народной культуры. Однако профессионально музыкальное и хореографическое искусство начало развиваться в Албании лишь после освобождения. В годы борьбы против фашизма, в первые послевоенные годы огромной популярностью в стране пользовались патриотические, партизанские и антифашистские песни, авторами которых были поэты и композиторы, сами прошедшие партизанскими тропами войны. Развитию музыкальной культуры и сценического танца во многом способствовала художественная самодеятельность, возникавшие повсюду народные коллективы песни и танца, открывавшиеся по всей стране музыкальные школы. Зародившийся еще в годы войны Ансамбль национально-освободительной армии стал первым профессиональным коллективом — Художественным ансамблем Народной армии. В 1957 г. был основан Государственный ансамбль народных песен и танцев, известный теперь довольно широко и за пределами Албании, участник и лауреат многих международных фестивалей и конкурсов. Самодеятельные ансамбли возникли за послевоенный период во всех округах страны, на крупных предприятиях, в средних и высших школах. Исполнительское мастерство албанских певцов, танцоров и музыкантов, самодеятельных фольклорных ансамблей приносили им неизменный успех не только в стране, но и за рубежом. С конца 40-х и до начала 60-х годов большое число албанских юношей и девушек обучались в консерваториях и хореографических училищах СССР, стран Восточной Европы. Именно они составили в последующие годы цвет албанской балетной и оперной сцены, албанского музыкального искусства. Первые национальные симфонические и оперные произведения были созданы в 50-е годы. В основе многих из них — албанский народный мелос. Первыми произведениями национальной классической музыки стали музыкальная картинка «Свет над Албанией» П. Яковы, кантата «Моя родина» Ч. Задеи, музыкальная поэма «Борова» К. Коно, «Увертюра победы» Т. Дайи. Первая албанская симфония была написана Ч. Задея в 1956 г. Премьера первой албанской оперетты «Рассвет» композитора К. Коно поставлена в 1954 г. в Корче. С 1950 г. ведет свою историю Государственная филармония в Тиране, ставшая музыкальным центром страны. В 1953 г. исполнительский коллектив филармонии с помощью советских коллег осуществил постановку первого в истории албанского искусства оперного спектакля «Русалка» Даргомыжского и первого на албанской сцене классического балета «Бахчисарайский фонтан Асафьева. Центральная площадь Тираны Тиранский государственный университет В 1956 г. на базе филармонии был создан Театр оперы и балета. В короткий срок на его сцене прошли несколько оперных и балетных спектаклей классического и современного репертуара. Большим успехом музыкального исполнительского искусства стала постановка в декабре 1958 г. на сцене Тиранского театра оперы и балета первой национальной албанской оперы «Мрика», созданной композитором П. Якова на основе либретто Л. Силичи. В 60-е годы в албанском музыкальном искусстве наряду с симфонической и камерной музыкой получили развитие и крупные формы. Были поставлены новые национальные оперные спектакли— «Цветок памяти» К. К оно (1961), «Весна» Т. Дайи (1964), «Скандербег» П. Яковы (1968). В 1963 г. знаменательным событием в культурной жизни Албании стала постановка первого национального балета — «Халиль и Хайрия» композитора Т. Дайи. Вслед за ним были осуществлены постановки балетов «Делина» Ч. Задеи (1964), «Партизан» К. Ляры (1967), «Девушка-горянка» Н. Зорачи (1970). В последующие десятилетия репертуар национального музыкального театра наряду с постановками классического репертуара обогатился новыми произведениями национального искусства. Среди них — оперы «Комиссар» Н. Зорачи (1975), «Пробуждение» Т. Харапи, «Борана» А. Мули (1984); балеты «Дети рыбака» Т. Дайи (1972), «Перед бурей» Ч. Задеи (1982), оперетта «Карнавалы» А. Мули (1978). Одним из заметных достижений музыкального театра 80-х годов стал балет «Десятая рана Дьердь-Элез Алии» Ф. Ибрахими (либретто И. Кадаре) в постановке талантливого хореографа П. Каначи. Большой вклад в развитие албанского оперного искусства внесли дирижеры М. Крантья и Р. Тетья, певицы и певцы Т. Ташко, М. Крайя, Й. Труя, А. Муля, М. Джемали, И. Тукичи, Г. Чако и др. Над становлением национального балета и сценического танца работали П. Каначи, 3. Хаджо, А. Алиай, П. Ворпси и др. В 70—80-е годы дальнейшее развитие получили симфоническая и камерная музыка. В этой области вместе с композиторами старшего поколения выступают и Ф. Ибрахими, Т. Гачи, А. Печи, Ш. Кушта и др. С 1986 г. в Албании начали проводиться национальные фестивали музыкантов-инструменталистов. Ежегодным смотром исполнителей народных и эстрадных песен, танцевальных ансамблей и музыкальных коллективов стали в Албании Майские концерты, традиционно организуемые с 1967 г. В них участвуют профессиональные артисты и самодеятельные танцоры, певцы и музыканты. Начиная с 1968 г. в Гирокастре раз в пять лет проводятся фольклорные фестивали, на которых широко представлены национальные костюмы, песни, танцы, народные мелодии всех уголков Албании. Албанская кинематография — самая молодая в Европе. Первые свои шаги она сделала в послевоенные годы, когда в стране выпускалось лишь несколько номеров кинохроники в год. На первых порах албанские кинематографисты испытывали огромные трудности, связанные с отсутствием самой необходимой аппаратуры, материальной базы для развития кинодела. Невелик был и опыт начинающих киноработников. Пионерами албанской кинематографии стали режиссеры и операторы Э. Кеко, И. Пандо, X. Ферхати, Я. Нано и др. В 1952 г. в Тиране с помощью Советского Союза была построена киностудия «Новая Албания», значение которой для дальнейшего развития и становления албанского кино трудно переоценить. В первые годы на студии снимались в основном документальные фильмы. Первые опыты в области художественного кино относятся к 1953 г., когда албанские и советские кинематографисты приступили к совместным съемкам цветного художественного фильма «Великий воин Албании — Скандербег» (режиссер — С. Юткевич, оператор — Е. Андриканис). Работа над этой картиной являлась хорошей школой для начинающих албанских кинематографистов. Фильм был удостоен высоких наград на Каннском фестивале 1954 г., вызвал восторженные отзывы зрителей и кинокритики. В 1958 г. на экраны Албании вышел фильм режиссера К. Дамо «Тана» по одноименной повести Ф. Гьяты. Это первый полнометражный художественный фильм албанской кинематографии. Через год была завершена работа над другой советско-албанской картиной «Буря», повествующей о борьбе албанских патриотов в годы второй мировой войны. 60—70-е годы стали периодом становления албанского искусства кино. С 1961 по 1974 г. на экраны страны вышло 35 художественных фильмов, включая короткометражные, в 4 раза вырос выпуск документальных и хроникальных лент. Среди лучших работ этого периода фильмы режиссеров К. Дамо, X. Хикани, Д. Анагности, В. Гика, П. Милькани. В 1976 г. в Албании прошел первый национальный кинофестиваль. Теперь на таких фестивалях регулярно — раз в два года — подводятся итоги работы кинематографистов страны. Наряду с развитием киноискусства многое делалось и для кинофикации страны, ведь до войны во всей Албании было лишь 17 кинозалов. К концу 80-х годов число кинотеатров и кинозалов превысило 500, кино стало доступным для всех жителей Албании. К началу 90-х годов в прокат ежегодно выходило уже в среднем 50 киножурналов, 45 документальных и 15 полнометражных художественных фильмов, 15 мультфильмов. Пожалуй, наиболее характерными для албанского кино двух последних десятилетий были героико-патриотические ленты, фильмы о минувшей войне. Среди творческих удач в этом жанре — «Маки на стенах» Д. Анагности, «Человек и пушка» В. Гика, «Дорогами войны» П. Милькани. Довольно много снимается и историко-патриотических фильмов о национальном возрождении, борьбе за независимость. Это «Генерал Грамофон» В. Гика, «Концерт в 1936-м» С. Кумбаро, «Упреки осени» К. Дамо, «Путь грамоты» В. Прифти, «Свобода или смерть» режиссеров И. Муча и К. Митро. Тема социального переустройства жизни, борьбы нового со старым поднималась в таких фильмах, как «Белые пути» B. Гики, «Первые годы» К. Дамо, «Госпожа из города» П. Милькани, в многосерийных лентах режиссера А. Минга. Кинорежиссер Дж. Кеко с детьми Кадр из фильма кинорежиссера Дж. Кеко Лучшие албанские фильмы, обращенные к проблемам сегодняшнего дня, отличают более критический взгляд на проблемы общества, пристальный, углубленный интерес к морально-этическим, нравственным проблемам и конфликтам, к интимным переживаниям героев. Наибольшим успехом у зрителя в последние годы пользовались картины «Тени, остающиеся позади» и «Годы ожидания» Э. Мюслиу, «И придет день» В. Прифти, «Теплая рука» и «Баллада о Курбине» К. Чашку, «Не молчи», «Осенние дожди» С. Пецани, «Добрый человек», «Люби имя свое» И. Муча и К. Митро. В последние годы на экраны. Албании вышел целый ряд картин — литературных экранизаций. Среди удачных экранизаций следует назвать фильм Д. Анагности «Сказка из прошлого», снятый по комедии классика албанской литературы А.3. Чаюпи, картины, поставленные по произведениям И. Кадаре. Романы и повести этого писателя отличает «особая кинематографичность» мышления. Не случайно сюжеты многих из них легли в основу художественных и телевизионных фильмов: «Генерал мертвой армии» В. Прифти, «Незваные» К. Чашку, «Возвращение мертвой армии» Д. Анагности. Кстати, последний фильм, снятый в 1989 г., — уже вторая в Албании киноверсия известного романа писателя. В албанском кино наряду с именитыми драматическими актерами старшего поколения очень интересно работают и более молодые, но уже признанные артисты — Р. Льярья, Р. Анагности, C. Шкурти, Т. Флёко, К. Чаюши, Э. Аликай, Н. Джепа и др. В последние десятилетия албанское кино было представлено и на международных кинофестивалях. Так, в 1980 г. фильм Д. Анагности «Маки на стенах» получил большой приз на кинофестивале в Белграде, а лента В. Гики «Генерал Грамофон» удостоена почетного диплома на Балканском кинофестивале в Стамбуле в 1979 г. Неоднократно отмечались медалями и премиями на фестивале детских и юношеских фильмов в Салерно (Италия) картины режиссера Дж. Кеко. Албанские картины демонстрировались на кинофестивалях в Венеции, Каире, Пуле, Монпелье и других кинофорумах. Первые экспериментальные работы в рисованной мультипликации были выполнены в Албании в 1975 г., когда на экраны вышел первый албанский мультипликационный фильм «Зана и Мири». Позднее были освоены и другие техники мультипликации. В 1983 г. режиссером В. Дробнику был снят первый кукольный мультфильм «Маленькая птичка — беленький пушок». В последующие годы албанские мультфильмы отмечались наградами на международных киносмотрах. |
загрузка...