Изобразительное искусство
Основы светского изобразительного искусства были заложены в Албании еще до войны, когда в искусство вошла целая плеяда талантливых художников-профессионалов, получивших образование во Франции, Италии, Греции и продолжавших свое творчество в послевоенный период. Это А. Буза, Ф. Стамо, Н. Займи, С. Рота, В. Мио и др.
Характерными чертами современного изобразительного искусства Албании являются реализм, сдержанность, лаконизм, монохромность в живописи, и это при ярко выраженных колористических традициях в народном декоративном искусстве. На первых порах преобладающими живописными жанрами были портрет и пейзаж, позднее получила развитие жанровая и композиционная живопись. Тематика живописных работ довольно широка, однако прослеживается тяга к разработке патриотических и военных сюжетов, исторических мотивов. Первым художником, удостоенным национальной премии республики за картину «Рассказ о национально-освободительной борьбе», стал Н. Займи. Успех принесли ему и последующие работы: «Портрет Байрама Цурри», «Горец», «Плотина на Дрине», «Поградец». Творчество А. Бузы, живописца свободной и мягкой манеры, отличают особая лиричность, национальный колорит. Его картина «Танцует Албания» стала своеобразным символом страны, эмблемой фольклорных фестивалей в Гирокастре. Художник Ф. Стамо работает особенно удачно в жанре портрета и пейзажа («Крестьянка», «Партизан», «После дождя»). Яркая палитра отличает картины одного из старейших художников С. Рота из Шкодры. А творчество В. Мио неразрывно связано с его родным городом Корча, который он воспел в своих наполненных солнцем лирических городских и сельских пейзажах. Более сдержанная манера характерна для другого корчинского художника старшего поколения В. Туши. Лучшая работа художника В. Сейдини «Рассвет 17 ноября» стала одним из первых композиционных полотен, созданных после освобождения. Широко известны другие его работы: «Освобождение Тираны», «Демонстрация», портрет К. Стафы. В конце 50-х — начале 60-х годов в албанское изобразительное искусство вошло новое поколение живописцев и скульпторов, которые работая в традициях реалистической живописи, исповедуют в своем творчестве новаторские поиски в области формы, композиционного и колористического решения. Ныне это уже признанные художники С. Шияку, С. Камбери, В. Килица, Ф. Хаджиу, 3. Шоши, С. Халими и др. Героика революционной, антифашистской борьбы остается одной из важнейших тенденций в творчестве албанских живописцев («Прорыв из окружения» Ф. Хаджиу, «Товарищи по борьбе, товарищи по жизни» С. Халими). Неизменным остается интерес и к историко-патриотическим мотивам, к героической эпохе Скандербега. Художники обращаются к широкому кругу тем сегодняшнего дня, к недавней истории («Аграрная реформа» С. Шияку). Их привлекают красота человека труда, его душевная чистота («Рабочие» В. Килицы, «Шахтеры» 3. Мати). Киностудия "Новая Албания" Гостиница "Розара" и памятник героям Вига в Шкодре Среди молодого поколения художников оригинальность и самобытность дарования, утонченный колоризм отличают X. Бакалы, Л. Блошми, Б. Ахмети, 3. Мати, П. Кошути, Н. Барди. Эти живописцы выступают чаще в жанре портрета, натюрморта, пейзажа. В албанской графике, сформировавшейся к середине 60-х годов, развиваются две взаимодополняющие линии — жизнеутверждающая и сатирическая. Ясность и простота в графических листах, посвященных героико-патриотической тематике, усиливающих их драматическое звучание, присущи лучшим графическим работам Л. Драми, П. Меле, А. Файи. Сатирическая линия получила развитие в карикатуре, а также в книжной иллюстрации. В этих жанрах яркие, запоминающиеся работы принадлежат художникам 3. Бумчи, И. Пойяни, Ш. Палуши и др. Работы албанских карикатуристов, которые широко публикуются в печати, на страницах сатирического журнала «Хостени», получили зрительское признание не только в Албании, но и за рубежом, где выставлялись неоднократно. В русле общих для албанского изобразительного искусства традиций реализма развивалась и скульптура. Особенно широкое развитие получила монументальная скульптура: площади и парки албанских городов украсили скульптурные памятники героев национально-освободительной борьбы, деятелей литературы и искусства. Ранее монументальная скульптура не имела в Албании глубоких традиций. Памятники, созданные в послевоенные годы, вобрали в себя основные, характерные для албанского изобразительного искусства тенденции — реализм, монументальность, ясный и доступный художественный язык. Автором наиболее выдающихся произведений албанской монументальной скульптуры был Одисе Паскали (1903—1985), известный как зрелый мастер, в совершенстве владевший искусством монументальной композиции и скульптурного портрета. Самые известные его работы послевоенного периода — бюсты героя В. Куши, поэтов Н. Фрашери и И. де Рады в Тиране, памятники «Партизану-освободителю» в Пермете и «Партизану-победителю» в Маутхаузене (Австрия) и др. Несколько выразительных работ О. Паскали украсили Национальный исторический музей. С конца 40-х годов в области монументальной скульптуры работали также Л. Никола, К. Коляка, Я. Пачо и др. Известный памятник Скандербегу в центре Тираны, установленный в 1968 г., создали в соавторстве О. Паскали, А. Мано и Я. Пачо. Эта конная статуя на невысоком постаменте органично вписалась в ансамбль центральной площади албанской столицы, став одной из ее достопримечательностей. Очень плодотворно сотрудничали и скульпторы Ш. Хадери и М. Драми. В соавторстве ими были выполнены «Памятник 20-го года» (1970) и статуя «Мать-Албания», установленная в 1971 г. на мемориальном кладбище павших борцов в Тиране. А результатом содружества скульпторов К. Рама, Ш. Хадери и М. Драми стал «Памятник независимости» во Влёре. Этот величественный монумент изображает группу борцов за свободу Албании во главе с Исмаилем Кемали. Над скульптурной группой на небольшом возвышении — устремленная вперед фигура знаменосца. Ковер Деревянные мундштуки Деталь резного потолка В последние десятилетия в монументальную и станковую скульптуру пришло новое поколение мастеров — Т. Дамо, Д. Чани, Ф. Душку, П. Чули, X. Дуле и др. Ими было создано немало новых работ, среди которых «Четыре героини Мирдиты» в Ршене, «Драшовица 1920 и 1943», «Герои Вига» в Шкодре, памятник Байраму Цурри. Около 4 тыс. произведений албанских и иностранных мастеров собрано в Национальной галерее изобразительных искусств в Тиране, которая действует с 1954 г. Художественные музеи и галереи открылись во многих городах Албании, в них организуются ретроспективные экспозиции, персональные выставки художников, скульпторов, графиков, карикатуристов. Албанская архитектура сочетает в себе современные элементы градостроительства с национальными традициями. В послевоенные годы широкий размах получило индустриальное строительство. К строительству жилищных комплексов предъявляются в первую очередь требования функциональности и экономичности. Для городской застройки характерны здания небольшой этажности. К числу известных архитектурных строений и комплексов относится Большой дворец культуры в Тиране, Музей Скандербега в Круе, туристические гостиницы в Тиране, Гирокастре, Пермете, дворцы спорта во Влёре, Корче, Эльбасане. Оригинальные архитектурные решения были найдены для воплощения проекта Дворца конгрессов в Тиране и др. Существенное место в профессиональном творчестве занимает в послевоенной Албании и прикладное искусство. Дальнейшее развитие получили ковроткачество и художественная обработка серебра, имеющие древние традиции, в деревообработке изготовлен ние мелких предметов, покрытых сложным полихромным орнаментом. Последние десятилетия принесли в мир художественных ремесел новые виды — инкрустацию цветной соломкой, расписную керамику и фаянсовые декоративные изделия. Прикладное искусство — это не только сфера профессиональной деятельности, но и неотъемлемая деталь повседневной жизни народа Албании, сохраняющая атмосферу национального своеобразия. |
загрузка...