Литература
В ноябре 1945 г. был учрежден Союз албанских писателей — первая творческая организация в истории страны. А в 1949 г. создан Союз работников искусств, объединивший художников, скульпторов, композиторов. В эти творческие союзы влились те, кто выразил свою готовность активно участвовать в культурном строительстве новой Албании.
В ряды союза литераторов вошли в первую очередь те писатели, за плечами которых уже был немалый опыт литературной работы в довоенные годы. Это Н. Булька, X. Стермилы, С. Спассе и др. Близость их творчества к демократическим традициям в 30-е годы предопределила их место в литературном процессе в новой ситуации, когда происходила сложная, мучительная, а порой и трагическая ломка общественного сознания, вызванная войной и революцией. Ядро творческого союза составили тогда писатели-участники национально-освободительной борьбы, многие из которых вошли в литературу в канун войны. По сути именно в годы войны закладывались основы новой литературы Албании. Стихи и поэмы, публицистические произведения военных лет, несмотря на присущие им декларативность и пафос, пронизаны свойственными тому времени историческим оптимизмом, патриотической героикой и революционной романтикой. Первыми произведениями послевоенных лет стали поэмы и репортажи Ш. Мусарая, новеллы Д. Шутеричи, рассказы Ф. Гьяты, 3. Сако, Я. Дзодзы, стихи и поэмы А. Чачи, Л. Силичи, пьесы К. Яковы, Б. Левоньи. Центральное место в литературе послевоенных лет занимала поэзия, прежде всего патриотическая, гражданская, сатирическая. В прозе же 40-х—начала 50-х годов преимущественное развитие получили малые жанры, позволявшие по горячим следам откликнуться на происходящие события — короткий рассказ, новелла, повесть, документальный очерк, зарисовка. В 40—50-е годы в Албании велико влияние советской литературы. Широко переводятся и издаются произведения М. Горького, М. Шолохова, Н. Островского, В. Маяковского, других советских писателей. Со временем, когда встал вопрос о пути, по которому должна развиваться албанская литература, вопрос о творческом методе, закрепляется система идеологических установок, согласно которой литературе и искусству отводилась роль «колесика» и «винтика» в механизме «воспитания масс». Эта система утвердилась на 3-й конференции Союза писателей Албании (1949). «Писатели, — отмечалось в материалах конференции, — должны овладевать методом социалистического реализма, вносить посильный вклад в развитие литературы национальной по форме и социалистической по содержанию». Именно в эти годы в албанской литературе и искусстве начинает внедряться в творческий процесс социальный заказ, насаждаются деление на «положительных» и «отрицательных» героев, заданность в изображении событий, требование «баланса» в отображении положительных и отрицательных сторон бытия. "Зима". Художник Н. Барди И все же 50-е гоДы были отмечены в литературе Албании появлением талантливых произведений, в том числе в жанре романа. Их вынесли на суд читателя в основном писатели старшего поколения, начавшие свой творческий путь в 30—40-е годы. Но одновременно в литературу вошло много молодых многообещающих писателей — И. Кадаре, Д. Аголы, Ф. Арапи, Д. Джувани и др. В послевоенные десятилетия центральной в литературном творчестве продолжала оставаться тема войны. Первым романом, вышедшим после освобождения, стал роман «Освободители» Д. Шутеричи. Героизм борьбы против фашистских оккупантов, самоотверженность и патриотизм народа были воссозданы в поэмах «Приштина» Л. Силичи, «Герои Вига» К. Яковы, в романах «Падение» Ф. Гьяты, «Бурная осень» А. Абдиходжи, в драме «Префект» Б. Левоньи. В эти же годы выходит целый ряд произведений, описывающих тяжелую долю албанского народа до освобождения — роман «Они были не одни» С. Спассе, новеллы и рассказы Д. Шутеричи, Н. Прифти, Д. Шапло и др. Но главной темой албанских литераторов — поэтов, прозаиков, драматургов — становится тема крупных социальных сдвигов в обществе, вызванных революцией. В драме «Наша земля» К. Яковы, в романах «Афердита снова в деревне» С. Спассе, «Болото» Ф. Гьяты, в поэмах Л. Силичи, в рассказах Ш. Мусарая, Я. Дзодзы и других, отразился сложный процесс ломки общественного сознания и формирования личности в условиях резких общественных изменений, преодоления патриархального уклада жизни, религиозных предрассудков. Конечно же, произведения этого периода имели и слабые стороны. Далеко не всегда в центр литературных произведений ставились действительно острые конфликты. Нередкими были сентиментальность, заданность сюжета, схематизм, пафос и декларативность, характерные для сознания эпохи. Часто немотивированными были поведение и поступки персонажей. Многие важные проблемы художественного творчества становились предметом широких дискуссий на страницах газет и журналов. Так, в конце 50-х годов была развернута дискуссия по проблеме традиций и новаторства в современной поэзии. Борясь против догматизма в художественном творчестве, многие ее участники отстаивали необходимость обновления и обогащения средств и форм поэтического видения мира, выступали против упрощенно схематичного отображения действительности в литературных произведениях. В 1956 г. принимается решение о реорганизации творческих союзов страны, которые объединяются в единую организацию — Союз писателей и работников искусств Албании. А в мае 1957 г. проходит первый съезд Союза, ставший этапным в консолидации всех творческих сил страны. Начало и середина 60-х годов были отмечены кампанией по «борьбе против космополитизма», «против влияния буржуазно-ревизионистского искусства». Известное постановление ЦК АПТ «О дальнейшем развитии литературы и искусства» (май 1961 г.) содержало знакомые формулировки, призывавшие к «усилению коммунистической партийности», «сохранению идеологической чистоты», «более полному и яркому воплощению облика положительного героя». Однако ни постановления, ни атаки на «космополитизм», ни разгромные статьи, объявлявшие некоторые литературные произведения «идеологически ошибочными и порочными», после чего имена их авторов зачастую исчезали на несколько лет, а то и навсегда, не могли остановить поступательного развития литературного процесса. 60-е годы внесли в албанскую поэзию новые имена — А. Истрефи, Н. Поплека, Н. Детья, новые мотивы, новые ритмы, многоплановость и богатство поэтического мировосприятия. С поэтическими сборниками выступают уже признанные поэты — И. Кадаре, Д. Аголы, Ф. Арапи. Дальнейшее развитие получает лирическая поэзия, в которой все более ощутимыми становятся личностные начала. Однако в патриотической лирике на первый план выходит тема противостояния «враждебному» миру. В поэзии наряду с традиционной героико-патриотической поэмой («Трубачи» Л. Силичи, «Кровавые набаты» Ф. Арапи) получает развитие жанр лирико-эпической поэмы («О чем задумались эти горы» И. Кадаре, «Девол-Девол», «Отцы» Д. Аголы). "Портрет матери". Художник Л. Блошми "Село Дарда". Художник З. Мати Событием в албанской прозе 60-х стало появление романов «Генерал мертвой армии», «Летопись в камне» И. Кадаре, «Комиссар Мемо» Д. Аголы. Выходят романы-эпопеи «Перед рассветом» Ш. Мусарая, «Три цвета времени» А. Абдиходжи, «Мертвая река» Я. Дзодзы, сборники рассказов и новелл Н. Прифти, Т. Лячо, А. Кондо, В. Кореши, С. Дрини и др. Очередная идеологическая кампания — на этот раз под влиянием китайской культурной революции — началась во второй половине 60-х годов. Курс на «дальнейшую революционизацию всей жизни страны» не мог не затронуть творческой интеллигенции. Вот как охарактеризовал 1967 г. писатель Исмаиль Кадаре: «Антилиберальная кампания в области культуры была в зените. Влияние китайской культурной революции становилось пагубным. Конформизм в литературе, эйфория, псевдореволюционный экстаз достигли наивысшей точки. Большинство писателей направлялись в рабоче-крестьянскую среду. Вносились изменения в школьные тексты и программы. В театрах снимались пьесы иностранных авторов. Разрушались церкви и мечети, особенно церкви». Состоявшийся в 1969 г. 2-й съезд Союза писателей и работников искусств Албании поставил задачу «дальнейшего углубления культурной революции». Начало 70-х годов было охарактеризовано албанским партийным руководством как «период острой идейно-эстетической борьбы против чуждых влияний, особенно либерального толка». Показательным в этом смысле стал 4-й пленум ЦК АПТ (июнь 1973 г.), на котором жесточайшей критике подверглись «проявления герметизма и формализма в поэзии, объективизма и абстрактного гуманизма в прозе, отказ от положительного героя и искажение реальной действительности в некоторых драматургических произведениях». Свое видение роли и задач культуры изложил в речи «Писатели и работники искусств — помощники партии в коммунистическом воспитании масс» Энвер Ходжа. Во главу угла он поставил «воспитательные» функции литературно-художественного творчества, их роль в «укреплении морально-политического единства народа в условиях классовой борьбы». Несмотря на чередование идеологических кампаний, на апологетику действительности, столь губительную для всякого творчества, в албанской литературе и искусстве наряду с произведениями, созданными под влиянием конъюнктурных и конформистских подходов, появляются и произведения действительно талантливые, оригинальные. На первый план выходит проза, для которой характерен более широкий диапазон форм и стилевых тенденций. Объемный, многоперсонажный эпический роман с центральным героем, характерный для албанской прозы 50—60-х годов, в 70—80-е сменяется небольшим романным повествованием, с четко прослеживаемыми тенденциями философско-психологического и лирического осмысления человеческих судеб. В албанской литературе наряду с традиционным романом-хроникой, появляется роман, тяготеющий к символико-мифологическому осмыслению истории и человеческой судьбы. Ярчайшим представителем такой албанской прозы стал Исмаиль Кадаре, творчество которого благодаря переводам на десятки языков мира получило высокую оценку во многих странах. Вслед за романами «Генерал мертвой армии», «Летопись в камне», принесших автору широкую известность, появляются его новые прозаические произведения «Большая зима», «Трехарочный мост», «Испорченный апрель», «Концерт в конце зимы», «Досье Г», в которых на первый план выходят подчеркнуто личностная оценка, философские раздумья и поэтическое, метафорическое восприятие мира. Не менее успешно И. Кадаре выступает и как эссеист («Эсхил», «Приглашение в творческую лабораторию»). Среди значительных произведений в жанре романа двух последних десятилетий — «Человек и пушка», «Взлет и падение товарища Зюлё» Д. Аголы, «Преодоление», «Все реки текут» Т. Лячо, «Али-паша Тепелена» и «Скандербег» С. Годо, «Крушение идолов» С. Дрини. В 70—80-е годы продолжаются жанрово-стилистические искания в малой прозе. Все более пристальное внимание писатели уделяют современной жизни, ее проблемам и конфликтам, не только социальным, но и нравственным. Новые тенденции проявляются и в поэзии, в новых поэтических сборниках Б. Лёндо, Дж. Спахиу, П. Зогай, К. Петрити, Б. Мустафая, Н. Ляко, А. Исаку и др. С неослабным интересом воспринимается читателем каждая новая книга именитых И. Кадаре, Д. Аголы. По оценке албанской критики одним из лучших произведений последних лет в жанре поэмы стала поэма Бардюля Лёндо «Зов крови». |
загрузка...