Вопрос 84. Имеют ли религиозный смысл брачные обряды?
Церковное венчание утвердилось лишь 600 лет тому назад. До этого же христианская церковь проповедовала безбрачие, видя в браке величайшее зло, мешающее человеку готовиться к загробной жизни. Но время брало свое. Церковь оказалась не в состоянии противостоять естественному стремлению людей к семейной жизни. Дальнейшее выступление церковников против брака угрожало религии падением ее влияния на народ. Поэтому церковь меняет свое отношение к браку и к религиозным таинствам, добавляет новое таинство — таинство брака.
Провозгласив таинство брака, христианская церковь присвоила себе многие обряды и обычаи бракосочетания, созданные народами. В древние времена люди верили, что существует дух плодородия, проникающий в тело женщины и вызывающий рождение человека. Считали, что дух этот пребывает в деревьях и плодоносящих растениях. Новобрачных поэтому водили вокруг дуба, ели или ракитного куста; осыпали орехами, хмелем, бобами, овсом; злых духов, «мешающих» плодородию, отгоняли шумом, водой, дымом и огнем. Заимствовав созданные народами обряды и несколько видоизменив их, церковь приписала им божественное начало и таинственную силу. Но суть обрядов осталась прежней. Только теперь, при церковном венчании, новобрачных водят не вокруг ракитного куста, а вокруг аналоя50. На головы им возлагают венцы, а «злых» духов отгоняют той же водой (кропят), теми же огнями (свеч), тем же дымом (из кадила) и т. д. Только цель этого обряда иная: «жена да убоится мужа своего». В числе народных обычаев, присвоенных церковью, есть и такие, которые не имеют никакого религиозного смысла. Например, вручение обручальных колец жениху и невесте. Этот обычай заимствован у древних римлян, которые скрепляли брачный союз обручальными кольцами. Кольцо не имеет конца. Поэтому оно служит символом прочности и долговечности брака. Ношение его символизирует нерушимость семейных отношений и ничего магического или таинственного в себе не заключает. Как символ кольца широко используются и в новых советских обрядах бракосочетания. Однако никакие обряды не имеют волшебной силы. Прочность брачного союза зависит прежде всего от того, насколько вступившие в него любят друг друга. От церковного венчания он не делается более прочным, так как при этом молодым внушается, что жена должна повиноваться мужу как главе семейства, почитать его и слушаться во всем. Но разве может неравноправное положение супругов способствовать упрочению брака? Разве можно любить и уважать человека из страха перед божьим наказанием, а не по велению сердца и разума? В прошлом, когда церковный брак был обязателен в нашей стране, семейный союз не был более прочным, хоть и разводов тогда было меньше, потому что церковный брак считался нерасторжимым. Но сколько горя и несчастья переживали супруги, когда любовь уходила, а разорвать освященного церковью союза они не могли. Погибала семья, хотя внешне все выглядело благополучно. Зло, приносимое церковным браком, ярко показал Лев Николаевич Толстой в драме «Живой труп». Герою ее, Федору Протасову, пришлось покончить жизнь самоубийством, чтобы сделать свободной от уз церковного брака свою жену. Введение гражданского брака после победы Великой Октябрьской социалистической революции было одним из важнейших ее завоеваний. Утвердилось равноправие женщины с мужчиной, равноправие супругов. И это делает семейный союз, заключенный в загсе, более крепким, чем союз, совершенный в церкви. Правда, еще нередко брак является непрочным. Но это результат легкомысленного отношения к бракосочетанию, столь важному в жизни человека шагу. Поэтому всяческого одобрения заслуживает восстановление в различных районах страны старинного обычая помолвки. Между помолвкой и утверждением брака проходит от 3 до 6 месяцев. Время вполне достаточное, чтобы молодые люди могли проверить серьезность своих намерений. Во многих городах страны созданы и действуют Дворцы бракосочетания, где процедура вступления в брак оформляется торжественно и на всю жизнь запоминается молодоженами. В селах создаются и действуют Дома и комнаты счастья, которые, как правило, размещаются во Дворцах культуры. Гражданские бракосочетания здесь совершаются в торжественной обстановке, с народными обрядами и ритуалами (сваты, посаженные отцы, дружки и подружки и т. д.). Новобрачных поздравляют представители Советской власти и односельчане. Популярными стали комсомольские свадьбы. В результате гражданские бракосочетания превращаются в праздники не только для новобрачных, но и для их друзей и знакомых. Жизнь, таким образом, отодвигает все дальше и дальше религиозные бракосочетания. Это подтверждает статистика: за последние годы количество церковных венчаний в УССР, например, сократилось более чем наполовину. Партия и правительство постоянно заботятся о прочности советской семьи. Одним из принципов морального кодекса строителя коммунизма является взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей. Этот принцип является залогом всевозрастающей прочности гражданского брака. Дальнейшему утверждению и развитию семьи в советском обществе способствуют новый закон «О браке и семье», новая Конституция СССР. В Конституции СССР записано, что семья в нашей стране находится под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях. Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье. 50Аналой — род столика с пологим верхом для чтения религиозной литературы в церкви. Литература: Радянські свята й обряди в комуністичному вихованні. К., Політвидав, 1978. Єльченко Ю. Новому человеку — новые обряды. М., Политиздат, 1976. |
загрузка...