Вопрос 83. В чем вред религиозного воспитания детей?
Главный вред религиозного воспитания детей в семье состоит в том, что в результате его дети вырастают забитыми, слабовольными, болезненно восприимчивыми. В их сознании наступает разлад: в школе говорят одно, в семье — другое. «Кто же прав?» — думает ребенок. Если он решает, что права школа и бога нет, то он скрывает свои мысли от верующих родителей. Если же он решает, что бог есть, то скрывает свои мысли от школы — учителей и своих одноклассников. В тех и других случаях становится на путь обмана, вырастает нечестным, лицемерным. Короче говоря, религиозное воспитание мешает формированию у детей такого характера, каким должен обладать человек коммунистического общества.
Поэтому верующие родители, если они действительно любят своих детей и желают им подлинного счастья, не должны мешать школе воспитывать их в духе коммунизма. И в первую очередь потому, что основным источником религиозности детей является семья, верующие родители, а сознание ребенка «словно воск, из которого можно вылепить, что угодно, словно чистый лист бумаги, на котором можно написать, что угодно»47. Поэтому участие ребенка в совершении обрядов, разучивание им молитв, чтение «священных» книг, как правило, оказывает сильное впечатление на детское сознание. Если ребенок систематически участвует в этих действиях, то со временем, в силу детской психологии, они могут перерасти в привычку и даже в потребность как в культе, так и в осмысливании культовых действий. Иной раз верующие родители, понимая вред привлечения детей к религиозным действиям, стараются не навязывать детям религиозные взгляды, терпимо относятся к материалистическим идеям, которые они получают в школе, то есть предоставляют школе, пионерским и комсомольским организациям решать вопрос об их убеждениях. Но и в этих случаях родителям следует помнить, что сохранение в домах и квартирах предметов религиозного культа, обрядовые действия старших вольно или невольно оказывают определенное воздействие на детей. Есть еще одна сторона этого вопроса. Ослабление религиозного воспитания детей в семьях (а этот процесс закономерен) вызывает растущую озабоченность церковных кругов. Представители всех беа исключения конфессий, понимая, что будущее религии зависит от ее воспроизводства через подрастающие поколения, прилагают большие усилия для того, чтобы повлиять на религиозность детей. Рассчитывая на высокий авторитет матери, они особое внимание уделяют верующим женщинам, у которых есть дети, всеми средствами убеждают матерей, что путь к счастью их детей лежит через религию. Более того, в ряде случаев некоторые религиозные организации пытаются непосредственно влиять на детей: проводят специальные беседы-проповеди, организуют кружки по изучению Библии, кружки художественной самодеятельности, детские площадки. В этом особенно усердствуют баптисты-инициативники, разработавшие целую систему религиозного воспитания детей. Эти действия противозаконны. Из природы нашего социалистического государства вытекает закон о недопустимости ведения церковью специальной работы с детьми. Уже в первые месяцы Советской власти, ликвидировавшей остатки средневековья, провозгласившей свободу совести, был издан декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви (см. вопрос № 88), который запрещал административное, финансовое, идеологическое или еще какое-либо вмешательство церкви в дело воспитания молодежи, запрещал принудительное, насильственное приобщение учащихся к религии. Во исполнение декрета Наркомпрос своим постановлением упразднил должность законоучителя в школах, а постановление государственной комиссии по просвещению от 18 февраля 1918 года предписывало прекратить преподавание религии во всех государственных, общественных, а также частных учебных заведениях, находящихся в ведении Наркомпрос, и исполнение в этих школах всех религиозных обрядов48. Как подчеркивал К. Маркс, реорганизация народного просвещения и очистка его от религиозных и клерикальных элементов является первым шагом в деле умственного раскрепощения народа49. И сегодня советское законодательство о культах рассматривает специальную работу религиозных организаций с детьми как вмешательство в дела государства и нарушение закона. Иногда церковники совершают религиозные обряды над детьми без согласия родителей, ссылаясь на требования или просьбы верующих бабушек, тетушек и других родственников. Это тоже недопустимо. Совершение любого обряда над несовершеннолетними, в том числе и крещения, без согласия родителей нарушает родительские права. Для этого обязательно требуется обоюдное согласие родителей. 47Ярославский Е. О религии. М., Госполитиздат, 1957, с. 109. 48См.: О религии и церкви. М., Политиздат, 1977, с. 101—102. 49См.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 17, с. 134 Литература: О религии и церкви. М., Политиздат, 1977. Арсенкин В. В поисках духовных наследников. М., Политиздат, 1975. Белов А. Лженаставники юношества. М., Педагогика, 1973. Беляев К Берегите детство. М., Политиздат, 1976. Бражник И. Правовые основы атеистического воспитания детей и подростков. М., Знание, 1973. |
загрузка...