Реклама

Л. Ануфриев.   Религия и жизнь: вчера и сегодня

Вопрос 82. Как религия относится к женщине?

Все религии считают женщину низшим существом и требуют относиться к ней, как к рабыне. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос — глава церкви» — говорится в послании ефесянам (гл. 5, ст. 22—23). Иудейская религия обязывает каждого мужчину ежедневно обращаться к богу с молитвой: «Благодарю тебя, Господи, за то, что не сотворил меня женщиной». Коран разрешает мужчине убить без суда непокорную жену. В одном из баптистских гимнов говорится: «Издавна женская доля вздохов и скорби полна, горькая жизнь в неволе Еве за грех суждена».

Свое несправедливое, жестокое отношение к женщине религия оправдывает ссылкой на легенду об Адаме и Еве. «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева... И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление» — говорится в первом послании к Тимофею (гл. 2, ст. 13—14).

Известный христианский богослов Тертуллиан «теоретизировал»: «Всякая жена не может не сознавать в лице своем первопреступной Евы... Наказание первой жены не перестает лежать на всем ее поле, который посему как будто не может не участвовать и в ее преступлении. Несчастная жена! Ты была, так сказать, дверью для дьявола, ты получила от него для нашей гибели запрещенный плод, ты первая возмутилась против творца твоего, ты соблазнила того, на кого дьявол не смел напасть, ты изгладила в человеке лучшие черты божества...»

Религия породила и поощряла несправедливое отношение к женщине и прочно ввела его в быт. По вине церковников на протяжении многих веков женщина подвергалась унижениям и издевательствам. В средние века сотни их погибли на кострах по обвинению в колдовстве. «Охота за ведьмами», как называли тогда эту разнузданную расправу над женщинами, поощрялась церковью.

В царской России церковь неустанно призывала женщин безропотно повиноваться власть имущим, мужу своему и этому детей своих учить. Любой протест против унижения их человеческого достоинства оборачивался для женщин гонением, тюрьмой или монастырем.

В капиталистических странах, где церковь все еще влияет на умы миллионов людей, женщины составляют самую угнетаемую, бесправную часть населения. Религия ограничивает их деятельность домашним очагом, запрещает участие в общественном труде и общественной жизни. В США и Англии многих женщин-служащих после выхода замуж увольняют с работы, а женщины-работницы за равный с мужчиной труд получают почти половинную плату. По английским законам муж может подвергнуть жену даже физическим наказаниям. Запрещается это с 9 часов вечера до 6 часов утра... чтобы не беспокоить соседей.

Прав был великий гуманист А. М. Горький, говоря, что «религия и церковь — древний, неутомимый, жестокий враг женщины».

В нашей стране подавляющее большинство женщин навсегда порвало с религией и ведет с ней активную борьбу. Учитывая это, а также то, что среди верующих все еще преобладают женщины, церковь вынуждена приспосабливаться к новым условиям. Православные богословы вдруг заговорили о полном равноправии женщин с мужчинами. Они всяческими способами ищут пути к женскому сердцу, представляя дело так, что только религиозные идеалы возвышают женщину, вдохновляют ее на благородные поступки.

Православные богословы, пытаясь хоть как-то смягчить выражения Библии, относящиеся к женщине, часто выдергивают отдельные цитаты из «священного» писания. Так, например, 7-й стих из 3-й главы первого послания апостола Петра они преподносят в следующем усеченном виде: «Так же и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами...», а продолжение поучения: «...как с немощнейшим сосудом» опускают. А ведь именно «немощнейшим сосудом» объявило христианство женщину, унижая ее.

Религиозники всячески стремятся удержать женщин под влиянием религии. В «Журнале Московской патриархии» в статье «Подвижницы русской земли» говорилось: «...Русская женщина... сколько прекраснейших страниц и строк посвящено ей в отечественной литературе, сколько величественных, многогранных и нежных образов, созданных Пушкиным и Тургеневым, Толстым и Некрасовым, Чеховым и Горьким, пленяют своей проникновенностью и красотой: Татьяна Ларина и Лиза. Калитина, княжна Марья Волконская и крестьянка Дарья, Ольга (из рассказа «Душенька») и Ниловна ценны и именно тем, что в них правдиво, глубоко и тонко раскрываются душевные богатства русской женщины». Со всем этим нельзя не согласиться. Но далее в статье говорится: «Какой из подвигов, требующих мужества, любви, самоотречения и бескорыстия не совершит она, когда ее вдохновляют религиозные истины?»

Этими словами автор выдает цель своего неискреннего красноречия. Он пытается внушить ложную мысль, что религиозные идеи — источники высоких подвигов и благородства женщин.

Озабочена упадком влияния на женщину и католическая церковь. «Церковь стоит лицом к лицу с фактом реального изменения положения женщины в современном мире»,— заявил на XXI Вселенском соборе богослов Августин Флотц.

Цель, которую теперь ставят перед собой церковники, восхваляя женщину, довольно ясно выразил в проповеди один из католических священников: «Женщина может сделать для царствия божия сейчас больше, нежели несколько мужчин». Такими мотивами, очевидно, руководствуются и евангельские христиане-баптисты. На 41-м Всесоюзном съезде ЕХБ говорилось: «Жизнь все более настойчиво ставит перед нашим братством вопрос о пастырском служении женщин».

К глубокому сожалению, надо признать, что церковникам с помощью подобной лжи еще удается удерживать в плену религиозных представлений немало женщин, верящих в то, что религия является их защитницей. На деле же религия никогда не сможет ею а ать.

В этой связи не безынтересен такой пример. Несмотря на громкие декларации о любви к женщине, о ее равноправии, на XXI Вселенском соборе не было представлено ни одной женщины с какими-либо правами. Даже лидеров женского католического движения и представительниц монахинь пригласили только как наблюдателей.

Иное отношение к женщине воспитывает коммунистическая мораль, которая считает, что женщина равна мужчине по своим способностям и ничуть не хуже его трудится на пользу общества. И это действительно так.

В настоящее время женщины в СССР составляют половину численности рабочих и служащих народного хозяйства. Ведущее место занимают они в таких сферах общественной жизни, как здравоохранение и народное образование. Среди учителей и руководителей школ женщин более одного миллиона 600 тысяч — 70 процентов, среди врачей — 600 тысяч, или 69 процентов.

В Верховном Совете СССР из 1517 депутатов 475 женщин.

«Женщины и мужчины имеют в СССР равные права» — говорится в Конституции СССР.

Заботясь о дальнейшем развитии трудовой и политической активности женщин, КПСС в своей Программе поставила задачу полностью устранить остатки неравного положения женщины в быту, создать все социально-бытовые условия для сочетания счастливого материнства со все более активным и творческим участием в общественном труде и общественной деятельности, в занятиях наукой, искусством.

С этой целью принимаются меры для облегчения и сокращения женского труда в домашнем хозяйстве, для замены его общественными формами удовлетворения бытовых нужд трудящихся и т. д.

В десятой пятилетке, в частности, предусмотрено ввести частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, а также создать женщинам, имеющим детей, более широкую возможность для работы неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, а также для работы на дому.



Литература:
Блинова Е. Религия и женщина М., Знание, 1976.
Осипов А. Женщина под крестом. Л., Лениздат, 1966.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Л.И. Емелях.
Происхождение христианских таинств

М. С. Беленький.
Что такое Талмуд

Л. Ануфриев.
Религия и жизнь: вчера и сегодня

Я. В. Минкявичюс.
Католицизм и нация

Джон Аллен.
Opus Dei
e-mail: historylib@yandex.ru