Дерево
В древности Ханаан изобиловал лесами. Склоны гор Ливана славились могучими кедрами, алеппской сосной и кипарисом, а Иудея, Галилея и Заиорданье - своими дубово-фисташковыми массивами. К концу XIX в. н. э., как отмечают путешественники, на горах Ливана сохранились лишь небольшие рощицы громадных кедров, возраст которых исчисляется в несколько тысяч лет. Некоторые из них достигают в обхвате 10— 15 м. Это единственные остатки тех кедровых лесов, откуда доставляли дерево для строительства дворца и знаменитого храма Соломона. Кедр растет очень медленно. Поэтому сохранившиеся великаны являются как бы единственными «живыми» свидетелями событий, которые происходили там в I тысячелетии. О дубравах Иудеи упоминает и географ Страбон, живший в I в. до н. э. и в I в. н. э. Это подтверждается и археологическими находками. При раскопках некоторых древних поселений были найдены остатки желудей и фисташек и остатки некоторых деревьев [71, 87—88]. Кроме того, были зафиксированы кости таких животных, как лань, дикий кабан, и некоторых видов птиц (дрозд), существование которых немыслимо вне лесов.
Из-за высоких качеств, особенно большой твердости древесины кедра и в меньшей степени сосны, кипариса и дуба, начиная с конца IV тысячелетия леса подвергались систематической вырубке. Лес вывозили в соседние страны, в том числе и в Египет [2, 116—117]. Помимо этих весьма ценных пород деревьев в Ханаане росли можжевеловые деревья, а по берегам рек и озер тянулись рощи ивы и тополя. В южных районах страны преобладали нескольких видов акации и тамариск, а также различные древовидные кустарники. Древесина акации и тамариска довольно твердая и годилась для поделок. По данным Библии, относящимся ко времени конца II и начала I тысячелетия, в Иорданской долине и в окрестностях Мертвого моря, где господствовал тропический климат, стояли в те времена пальмовые рощи. Среди них особое место занимала финиковая пальма, дающая очень питательные плоды, которые употреблялись в пищу как в сыром, так и в сушеном виде. Сок ее мог быть использован для приготовления напитка. Листья же пальм годились в качестве материала для всевозможных плетений и веревок. По мнению исследователей, финиковые рощи стояли и в VII тысячелетии, в первые столетия после возникновения там древнего поселения Иерихон. В последующие тысячелетия после энеолита в Ханаане начался процесс обезлесения. Кеньон [84, 183] полагает, что в районе Иерихона уменьшение лесов дает о себе знать уже при строительстве гробниц времени древней бронзы, т. е. в первой четверти III тысячелетия. Однако в IV тысячелетии в лесах недостатка еще не было. Древнейшее население использовало дерево при строительстве, при изготовлении орудий и прочих предметов, а также употребляло в качестве топлива [116, 84] (см. раздел «Металлы»). Энеолитическое население страны, как и додинастические египтяне, пользовалось огнем, полученным искусственным путем [2, 39]. Осуществлялось это вращением деревянного стержня небольшого диаметра в планке сухого дерева. В одной из пещер Вади-Мураббаат, расположенной в Иудейской пустыне, в 1952 г. был найден фрагмент такого огнива длиной в 9 см [24, 15, V: И]. Авторы с полным основанием указывают на аналогичную археологическую находку времени Среднего царства в Египте. Однако они ограничиваются лишь замечанием по поводу необычной формы ямок и не объясняют причину этого. Дело в том, что все углубления находятся на некотором расстоянии от края планки и соединяются с боковой прорезью, сделанной заранее в дереве. Опыты, поставленные в лаборатории Первобытной техники при ЛО ИА АН СССР под руководством доктора исторических наук С. А. Семенова, показали, 4то именно в этих боковых углублениях накапливался горячий порошок и возникал очаг горения. К сожалению, остается невыясненным, вращали ли древнейшие ханаанеяне стержень между ладонями или приводили его в действие при помощи лучка. Начало обработки дерева в Ханаане надо искать и глубине тысячелетий. Косвенным доказательством этого являются частые находки орудий для обработки дерева; каменные топоры, тесла, долота, вскрытые в слое докерамического неолита в Иерихоне. Помимо этого, как полагает Кеньон, гнезда, специально оставленные в стене укреплении того же поселения последующего времени (докерамического неолита «В»), предназначались для деревянных столбов [83, 49]. Иными словами, можно говорить о начале применения с этого времени дерева в качестве строительного материала. В энеолитических поселениях оно использовалось в домостроительстве наряду с камнем и глиной. Так, и лепке на фронтоне глиняных хижинообразных урн, являющихся как бы малой копией жилищ, даны цилиндрические выступы. Поэтому - исследователи не без основания полагают, что в строительных конструкциях они соответствовали деревянным брусьям [78, 311,7]. Среди остатков поселения Гассул найдено много следов использования дерева. Деревянными столбами поддерживали со времени докерамического неолита крыши [95, 36]. Колья, жерди, сучья и ветки шли на устройство каркаса и покрытие кровли (см. раздел «Жилище»). Двери также делались из дерева. Кроме того, не исключена возможность строительства в IV тысячелетии и целиком деревянных домов, если верна реконструкция Перро и Каплана [122, 30; 78, 311]. Не обходились без этого материала и строители эпохи древней бронзы. Некоторые части мощных кирпично-сырцовых и каменных стен, окружавших поселения того времени, также укреплялись продольными и поперечными балками. Мы не знаем, были ли у древних обитателей этой страны деревянные ладьи [2, 84, I: 12]. Дошедшая от энеолитического времени глиняная модель лодки (см. раздел «Рыболовство») не дает возможности четко определить тот материал, которому в данном случае подражали. Не могут помочь нам в этом отношении и отпечатки Печатей-Цилиндров от второй половины III тысячелетия из Хамы. Изображение ладьи с вертикально поднятыми носом и кормой и тремя сидящими гребцами настолько схематично, что сделать какие-либо выводы о материале также невозможно [69, 469, 2]. Следовательно, если древние ханаанеяне в IV тысячелетии уже строили ладьи из дерева, то надо допустить, что они были умелыми плотниками. Из дерева, несомненно, делали и раму ткацкого станка. Найденные в Ханаане остатки деревянных изделий чрезвычайно фрагментарны. В хозяйственной яме и в жилище в районе Беэр-Шевы были обнаружены куски обуглившегося дерева, но установить первоначальную форму предметов не удалось [42, 8; 115, 21]. Однако есть основание допустить существование в стране деревянных орудий. Дело в том, что в соседней стране — Египте энеолитического времени — почва сохранила нам остатки орудий и других изделий, изготовленных из этого материала. Некоторые исследователи предполагают, что серпы в древнем Ханаане изготовлялись не только из кости, но и из дерева [127, 178; 95, 61]. О деревянных мотыгах пока трудно сказать что-либо конкретное. О возможности существования палок-копалок уже упоминалось выше (см. раздел «Земледелие»). Вполне возможно, что при нанесении плоской ретуши на кремневых орудиях пользовались деревянными приспособлениями [127, 488; 27, 526; 128, 4]. Многочисленные находки каменных наконечников стрел говорят о том, что уже с неолита в Ханаане существовал лук. К сожалению, никакими конкретными сведениями относительно его устройства мы не располагаем. В одной из пещер Мегиддо сохранилось наскальное изображение, где мужчина держит в руке лук. Видна, правда, только верхняя часть оружия. Но она поразительно напоминает древнеегипетский двойной лук. Если это наше предположение верно, то, очевидно, Ханаан IV тысячелетия знал и более сложный лук по сравнению с простым дугообразной формы [2, II: 12; 16, 294—295]. Дерево было именно тем материалом, без которого не могли обходиться изготовители луков. Весьма вероятно, что при таких процессах производства керамики, как проделывание горошин в ручках, нанесение вдавленного узора, керамисты прибегали к несложным деревянным и костяным орудиям в виде палочек и лопаточек. Наконечники стрел, копий, гарпунов прикреплялись к древкам, а каменным мотыгам, теслам, молотам и медным топорам необходимы были рукоятки. Надо думать, что все древки и рукоятки делались из дерева. Такое предположение тем более вероятно, что в нескольких пещерах Иудейской пустыни были найдены остатки деревянных изделий и среди них рукоятка тесла длиной в 27 см. Она датируется временем энеолита. В уже упомянутой пещере Вади-Мураббаат были вскрыты две небольшие, длиной около 15 см, деревянные пластинки, которые, судя по следам, были связаны одна с другой [24, 15, V: 25—26, VI а; 21, 34]. Деревянные сосуды, ступки, песты, черпаки-ложки изготовлялись, по всей вероятности, выдалбливанием. О форме последних можно судить по сохранившимся глиняным черпакам-ложкам из Гассула. По мнению Каплана, они имитируют деревянные предметы этого вида [81, 197—200]. Кроме того, археологический материал из докерамических слоев поселения Бейды, Анатолии и данные от додинастической эпохи в Египте подтверждают вероятность такого предположения [89, 32; 2, 40]. В Бейде были обнаружены следы круглой деревянной чаши. В одной хозяйственной яме того же слоя сохранились остатки дерева, которые, по мнению Киркбрайд, могут быть рассмотрены как фрагменты крышки для этой ямы. Полагают также, что в энеолите были в употреблении и деревянные печати. К такому выводу пришли при изучении их отпечатков, открытых в Северном Ханаане [27, 296; 11, 334]. Печати эти, разумеется, предназначались лишь для клеймения глиняных изделий, например необожженной посуды. Из дерева, по-видимому, делалась и кое-какая мебель. От начала VII тысячелетия из упомянутой уже Бейды дошел деревянный ящик, в котором хранились кремневые орудия. По мнению Йирку, на это указывает и одна стенная роспись в Гассуле [72, 35]. Внутренние стены домов в этом поселении были покрыты глиняной обмазкой, а иногда и росписью. На одной из них изображены человеческие ноги, опирающиеся на какой-то небольшой предмет наподобие скамьи (см. рис. 3). Кроме того, часть уже рассмотренных нами оссуариев по своей форме подражает ларям на ножках. Очевидно, прав Перро, допускающий, что в данном случае производство мебели отразилось на внешнем виде урн [122, 31]. Известны также оссуарии в форме сосудов. Изготовление сундуков, скамеек, ларей, шкатулок сопровождалось соединением деталей под углом, а это, в свою очередь, вызывало к жизни более сложные способы обработки материала, в частности пиление, выдалбливание и др. Резкое увеличение количества каменных топоров, тесел и долот среди археологических находок с конца неолита, а также появление этого рода орудий из меди в начале энеолита (см. раздел «Камень») и одновременно с этим происходившее заметное улучшение техники их изготовления говорит о постепенном возрастании роли деревообработки в хозяйстве Ханаана. За неимением данных мы не в состоянии узнать подробности деревообработки. В частности, можно допустить, что ханаанеяне IV тысячелетия валили лес топорами. Обтесывали деревья и изготовляли изделия при помощи топора и тесла (ср. в додинастическом Египте). Нет сведений о наличии у энеолитических деревообделочников Ханаана медных орудий для поперечного перепиливания. В случае их отсутствия поперечную обрубку бревна, бруса или доски, вероятно, производили топором подобно тому, как это делали древнерусские северные мастера по дереву, которые возводили замечательные памятники деревянного зодчества и при этом обходились без пилы. При работе над строительными конструкциями, мебелью, орудиями, рукоятками и прочими изделиями древним мастерам Ханаана приходилось рубить, колоть, пилить, сверлить, тесать и разравнивать шлифованием дерево при помощи каменных и медных орудий. Однако, мы не осведомлены о том, как они выполняли все эти работы. У них был набор орудий: каменные и медные топоры, тесла, резцы и кремневые вкладыши серпов. Последние могли быть применены и для поперечного перепиливания небольших стволов или брусков. Что же касается шлифовальных камней, которые были очень распространены у деревообделочников древнего Египта, то ими в Ханаане тоже пользовались уже в неолите, как мы видели в разделе «Камень»1. Некоторый свет на искусство обработки дерева в древнем Ханаане проливает и находка в одной гробнице Иерихона, датируемая началом III тысячелетия. То были остатки досок толщиной всего в 4 см [144, 89— 100]. Очевидно, немаловажную роль сыграло в данном случае и то обстоятельство, что в начале III тысячелетия в распоряжении деревообделочников имелись уже медные пилы (см. раздел «Металлы»), которые могли служить для продольного распиливания, как этого же рода орудия времени Раннего и Старого царств в Египте [3, 47]. Само собой разумеется, что такое умение древних мастеров возникло не сразу, а потребовалось время; и истоки этого умения надо искать в VI—IV тысячелетиях. 1Абразивная техника обработки дерева, как показывают исследования, была распространена очень широко. Она была обнаружена у индийских племен Нового Света, стоявших на стадии неолитической культуры в эпоху появления там европейцев. |
загрузка...