Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

По поводу культурной агрессии и о секуляризме. О противостоянии ислама глобальному религиозному модернизму

Сегодняшний глобализм, как утверждают мусульманские идеологи, охватывает не только социально-экономические сферы жизни народов. США, Европа и другие развитые страны монополизировали информационные каналы, навязывают другим народам свой образ жизни и культурные ценности, чуждые этим народам. Мусульманских идеологов очень беспокоит проблема культурной агрессии со стороны Запада, проводимая под видом модернизации исламских ценностей, демократизации общества и путем внедрения либеральных ценностей через миссионерство.

Все вышеприведенные проблемы стали предметом исследования Совета Исламской академии правоведения (фикха).

Совет Исламской академии правоведения (фикха) в ходе своей 7-й сессии, созванной в Джидде (Саудовская Аравия) 9-14 мая 1992 г., ознакомился с результатами поступивших в академию исследований на тему «Культурная агрессия», из которых стало очевидным, что агрессия несет в себе широкомасштабную угрозу странам арабского и исламского мира в настоящем и будущем. Многообразная по формам, она сеет в душах людей сомнения и искушения и нацелена на раскол мусульманского сообщества (уммы) и прекращение деятельности по распространению призыва к Исламу. Исследования демонстрируют важную роль Ислама в сохранении мусульманского сообщества (уммы) и его консолидации перед лицом этой агрессии, описывают способы нейтрализации подобных планов и предлагают пути борьбы с агрессией и способы защиты от нее мусульманского сообщества (уммы) во всех жизненных сферах.

Совет Исламской академии, проведя дискуссию по этому вопросу, рекомендовал:

1. Принять меры по претворению в жизнь принципов Шариата с тем, чтобы он стал основой строительства внутренних и международных отношений мусульманского сообщества (уммы).

2. Развить воспитательные и образовательные программы, очистив их от всего чуждого, и тем направить усилия на воспитание в духе современных принципов Ислама новых поколений верующих, подготовить их к праведной жизни и помочь выработать иммунитет ко всем проявлениям культурной агрессии.

3. Активизировать подготовку проповедников, проникнутых духом Ислама и стремящихся воплотить его предписания в практической жизни общества, хорошо разбирающихся в вопросах культуры и способных вести просвещенный диалог с людьми, живущими в современном мире.

4. Мечети должны в полной мере исполнять свою воспитательную миссию в жизни мусульман, противодействуя культурной агрессии и всяким ее проявлениям, быть центром религиозного просвещения верующих.

5. Используя научные методы, не прибегая к схоластической апологетике, развеивать сомнения, которые пытаются посеять враги Ислама, стремящиеся ослабить веру мусульман в самодостаточность их религии.

6. Внимательно изучать привнесенные извне, чуждые Исламу идеи и принципы, демонстрировать их недостатки, ненадежность и необъективность.

7. Принять меры по пробуждению религиозных чувств, поддержать организации, занимающиеся популяризацией Ислама и формированием полноценной мусульманской личности, призванной стать олицетворением истинных принципов Ислама, готовой проявить себя с этой стороны во всех сферах политической, общественной, культурной и экономической жизни различных обществ.

8. Уделять внимание популяризации арабского языка и распространению его по всему свету, поскольку он является языком Священного Корана. Сделать арабский язык основным при обучении в школах, институтах и университетах арабских и исламских государств.

9. Вести разъяснительную работу во всем мире и на всех живых языках, показывая величие Ислама, ниспосланного на благо человека и для его счастья в жизни земной и будущей.

10. Использовать наиболее эффективные и передовые СМИ, дабы нести слово истины и добра по всему миру.

11. Вести поиск решений современных проблем в свете предписаний Ислама, реализовывать эти решения в жизни и на практике. Успешное их осуществление явится лучшим средством пропаганды Ислама.

12. Крепить единство и консолидацию мусульман в различных сферах жизни общества, преодолевать конфликты и противоречия между мусульманами путем переговоров и на основе норм Шариата, ставя тем самым заслон планам культурной агрессии, нацеленной на разобщение рядов мусульман, разжигание конфликтов и порождение разногласий между ними.

13. Крепить мощь мусульман, их экономическую и военную самостоятельность.

14. Призвать арабские и исламские страны оказывать помощь тем мусульманам, которые подвергаются преследованиям в различных концах земного шара, содействовать решению их проблем и защите их всеми возможными способами от угрозы агрессии.

Кроме того, Совет рекомендовал следующее:

Генеральному секретариату академии продолжать изучение важнейших вопросов по данной тематике, вернуться к их рассмотрению на предстоящих сессиях Совета и его семинарах, учитывая особую значимость изучения темы культурной агрессии и необходимость разработки полноценной стратегии борьбы с ее проявлениями и ее новыми формами. Началом этого может стать рассмотрение на будущей сессии проблемы христианского миссионерства и распространения среди населения ложных ориенталистских учений.

Совет Исламской академии правоведения (фикха) считает, что борьба против культурной агрессии требует укрепления единства мусульман.

В связи с этим Совет в ходе своей 11-й сессии, созванной в Манаме (Бахрейн) 14-19 ноября 1998 г., сообщил, что работа по сплочению мусульманского сообщества (уммы) в идейном, богословском и политическом направлениях становится основной задачей академии: в результате она приведет к единению всех мусульман вокруг истинного Единобожия. Совет постановил:

1. Единение мусульман является их обязанностью, предписанной Самим Аллахом. Единение остается одной из неизменных и необходимых черт уммы — это подтверждено словами Всевышнего: «Держитесь крепко за вервь Господню и друг от друга вы не отделяйтесь!» (сура «Аль Имран», 3:103) Это требование подтверждается и Сунной Пророка (мир ему!): «Кровь у всех мусульман равноценная, мусульмане словно пальцы одной руки, сжатые в кулак, и даже самый слабый из них находится под защитой уммы». Пророк (мир ему!) на деле реализовал это единство, связав братскими узами мусульман Мекки, переселившихся в Медину (мухаджиров), и мусульман Медины, ставшими помощниками Пророка (мир ему!), (ансаров). Именно об этом говорилось в первом документе, который был составлен в Лучезарной Медине при создании исламского государства, и в нем было декларировано, что мусульмане — единая община в составе человечества.

2. Единство мусульман заключается, прежде всего, в поклонении Всемогущему Аллаху как мысленно, так и на словах и в делах, следуя предписаниям Корана и Сунны Посланника (мир ему!). Мусульмане должны беречь свою религию, которая объединяет их и обеспечивает их единение в различных сферах жизни — духовной, экономической, социальной и политической. Стоило мусульманскому сообществу (умме) отойти от принципа своего единства, как тут же стали возникать поводы для розни, усугубившиеся в дальнейшем новыми проблемами, — не в последнюю очередь благодаря усилиям колонизаторов, руководствовавшихся принципом «разделяй и властвуй». Именно они внесли раскол в единое мусульманское сообщество (умму), положив в основу этих центробежных тенденций национальные и клановые интересы и поделив все народы на арабов и остальных мусульман. Более того, усилия большинства западных востоковедов и исламоведов и их научные труды были направлены именно на то, чтобы упрочить его разделение в умах мусульман. Необходимо активизировать усилия по призыву к Исламу и популяризации его принципов среди немусульман.

По рассмотрении ряда вопросов Совет дал следующие разъяснения.

В современном мире сформировались блоки и союзы, которые проводят вполне определенную политику, используя лозунги глобализации, секуляризации и религиозного модернизма. Вследствие безграничной информационной открытости исламский мир стал объектом пропаганды, нацеленной на уничтожение его своеобразия, эрозию его фундаментальных принципов и разрушение духовных и идейных основ его цивилизации. Мусульманское сообщество (умму) можно оградить от этой опасности только путем его единения и ликвидации причин разобщенности, учитывая, что оно располагает необходимой для этого основой — религиозным, социальным, экономическим, законодательным и культурным единением мусульманских народов.

По мнению мусульманских идеологов культурная агрессия, глобальный религиозный модернизм и секуляризм представляют большую опасность для мусульманского сообщества (уммы). И не случайно, что в работах сессии Совета Исламской академии правоведения эти вопросы тщательно анализировали с позиций Шариата. Так, Совет Исламской академии правоведения в ходе своей 11-й сессии, созванной в Манаме (Бахрейн) 14-19 ноября 1998 г., ознакомившись с результатами поступивших в академию исследований на тему «Секуляризм», постановил:

1. Секуляризм (т. е. выведение повседневной жизни верующих из-под влияния религии) возник в Европе в качестве ответной реакции на деспотизм христианской церкви во времена Средневековья.

2. В исламских странах секуляризм начал распространяться под воздействием сил колониализма и их пособников и в результате идейного влияния западных востоковедов. Их усилия привели к расколу мусульманского сообщества (уммы) и породили сомнения в душах мусульман относительно истинности вероучения Ислама, исказили подлинную историю развития нашего мусульманского сообщества (уммы). Секуляризм внушает людям, что между разумом и боговдохновенными текстами существует противоречие, стремится подменить прямой путь объективистскими теориями, проповедует вседозволенность и распущенность, вызывает разрушение нравственных устоев.

3. Секуляризм явился предвестником появления большинства разрушительных идеологий и течений, которые вторглись в наши страны под различными лозунгами, проповедующими идеи расовой дискриминации, коммунизма, сионизма, масонства и пр.; все они способствовали утрате духовных богатств мусульманским сообществом (уммой), ухудшению его экономического положения, а также поддерживали оккупацию части наших территорий, в частности, Палестины, Иерусалима. Эти факты доказывают, что секуляризм наносит только вред нашей умме.

4. Секуляризм представляет собой объективистскую систему взглядов, основанную на принципах непризнания Бога (атеизм), является антагонистским по отношению к Исламу течением, солидаризируясь с мировым сионизмом и другими разрушительными и все дозволяющими течениями, которые отвергаются Аллахом, Его Посланником (мир ему!) и верующими.

5. Ислам сочетает в себе религиозное учение, основу для государственного строительства и фундамент для полноценного образа жизни, который подходит для любой эпохи и в любом месте. Ислам не призывает к отделению религии от повседневной жизни, а напротив, — делает ее обязательной для всех, стремится к тому, чтобы все жизненные поступки находились в гармонии с религиозным учением и религиозными чувствами человека, а политика, экономика, общественная жизнь, просвещение, информация и другие сферы жизни соответствовали учению Ислама.

Совет рекомендовал:

1. Руководителям мусульманских стран отказаться от принципов секуляризма при осуществлении политики своих государств, оградить мусульман от его влияния.

2. Представителям мусульманской науки раскрывать истинную суть секуляризма и предостерегать верующих от его пагубного влияния.

3. Разработать всеобъемлющую исламскую образовательную программу для школ, университетов, исследовательских центров и информационных сетей, имеющую единую форму и единые воспитательные задачи. Возродить просветительскую миссию мечетей, обратить внимание на проповедническую деятельность, подготовку религиозных наставлений, профессионально, с учетом требований времени обучать соответствующих специалистов, давать отпор тем, кто сеет сомнения в душах мусульманской молодежи, беречь в ней светлые идеалы Ислама и Шариата.

Совет Исламской академии правоведения в ходе своей 11-й сессии, созванной в Манаме, также рассмотрел вопрос «О противостоянии Ислама глобальному религиозному модернизму».

В результате проведенной дискуссии, вызвавшей повышенное внимание к этому вопросу в связи с его огромной значимостью, раскрывшей и разъяснившей суть религиозного модернизма, который предстает в виде нового идейного течения, основанного на обожествлении разума, отвергает потусторонний мир и не признает откровения; направленного на разрушение всего человеческого наследия, связанного с верой, общечеловеческими ценностями и моралью; учитывая, что основные черты этого течения проявляются в том, что оно всецело полагается на разум и в познании ограничивается эмпирическими методами, далеко уводящими от истинного исламского вероучения, а также полностью отделяет религию от остальных культурных, социальных, экономических, политических и благотворительных институтов, в результате чего такое вероучение становится неотделимым от секуляризма, Совет постановил:

1. Под «религиозным модернизмом» в данном контексте подразумевается атеистическое течение, которое отвергается Аллахом, Его Посланником (мир ему!) и верующими, поскольку по своей сути оно является антагонистическим по отношению к Исламу течением, сколько бы оно ни рядилось в одежды ревностного защитника Ислама и сколько бы ни претендовало на его обновление.

2. В положениях Ислама и предписаниях Шариата заключены ценности, дающие человеку удовлетворение в любое время и в любом месте. Благодаря Исламу человек обретает истинную опору, которая позволяет ему продолжать жить, добиваясь прогресса и процветания. Используя многообразные узаконенные и утвержденные способы иджтихада (проявление усердия), Ислам вбирает в себя все новое и полезное для людей.

Совет рекомендовал:

1. Организации Исламская Конференция (ОИК) сформировать комиссию из представителей исламской научной мысли для внимательного, всестороннего и объективного изучения феномена религиозного модернизма с целью выявления отклонений и искажений, которые несет в себе это течение, во избежание его негативного влияния на молодое поколение мусульманского сообщества (уммы).

2. Органам власти мусульманских государств неустанно отвергать принципы религиозного модернизма и ограждать верующих от их пагубного влияния, прикладывая для этого все необходимые усилия.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Ш. Султанов, Л. Султанов.
Омар Хайям

Всеволод Авдиев.
Военная история Древнего Египта. Том 2

Пьер Монтэ.
Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

М.А. Дандамаев.
Политическая история Ахеменидской державы

И. В. Рак.
Египетская мифология
e-mail: historylib@yandex.ru