Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

О еретических сектах в мусульманском мире: ахмадия (кадиани и лахория) и бахаизм

Мусульмане в современном мире, в том числе и мусульмане России, столкнулись с проблемами глобализма, социально-экономического, политического, культурного, информационного наступления, — научно-технического и, медицинского направления. Такие социально-бытовые вопросы как: в области медицины — трансплантация органов живого или умершего человека; регулирование деторождения; аборты; пересадка сердца, клеток мозга; использование эмбрионов в качестве источников трансплантируемых органов; трансплантация половых органов; лечение женщин врачами-мужчинами; проблемы, связанные со СПИДом; клонирование человека; в области экономики и финансов — ростовщичество, т. е. получение процентов по одолженному капиталу; смешанные исламско-европейские банки, а также множество других проблем — возникли сравнительно недавно, мусульмане не сталкивались с ними раньше.

Надо отдать должное, мусульманские правоведы, богословы, медики, политологи, экономисты, банковские и кредитные работники сделали немало, чтобы с позиций Ислама и Шариата ответить на вопросы, которые ставит перед мусульманами современная жизнь и наступление глобализма. Для достижения цели богатые мусульманские страны — Саудовская Аравия, Кувейт, Эмираты и другие страны не жалеют финансовых ресурсов, чтобы привлечь специалистов из мусульманских и немусульманских стран для подготовки квалифицированных ответов на вопросы времени.

Для достижения этой благородной цели и удовлетворения запросов более полутора миллиардного мусульманского населения планеты тысячи востоковедов и исламоведов в странах Запада, США, Азии и Африки, международные исламские организации, представители более 60 мусульманских стран, где Ислам является официальной религией, Организация Исламской Конференции, которая имеет своего представителя в ООН в качестве наблюдателя — подобно Ватикану, 30 лет тому назад создали Совет

Исламской академии правоведения фикха при Организации Исламской Конференции (ОИК) — в Джидде (столице Саудовской Аравии).

Структура и стиль работы Совета Исламской академии права — это коллективная работа ведущих мусульманских правоведов, медиков, инженеров, социологов, экономистов и политологов из мусульманских стран. Академия поручает профильным институтам, академическим центрам для исследования конкретные вопросы (например, проблемы клонирования человека, трансплантации органов человека; банковско-кредитные процедуры; вопросы исламской семьи и т. д.), результаты их исследований обсуждаются на сессии Исламской академии правоведения, здесь же принимаются решения, постановления и рекомендации. Нередко Совет Исламской академии возвращает результаты исследования для дополнительной доработки, уточнения деталей и т. п. Организации, которые обращаются в Совет Исламской академии правоведения с различными вопросами, получают ответы для организации практической деятельности в различных уголках мусульманского мира. Совет Исламской академии правоведения в зависимости от характера вопросов проводит свои сессии в различных столичных городах арабских и мусульманских стран; подобные сессии уже проводились в Саудовской Аравии, Иордании, Кувейте, Египте и других странах.

Постановления и рекомендации Совета Исламской академии (фикха) являются юридическим документом — фетвой: это решения, заключения по религиозно-юридическим вопросам воспроизводятся нами в полном объеме. Документы переведены с арабского языка М.Ф. Муртазиным, ректором Московского Исламского университета.

Переходим к изложению ответов Совета Исламской академии правоведения на вопросы из различных организаций мусульманских и немусульманских стран.

Атеизм, модернизм, секуляризм, либерализм в религии, широко распространенные в странах Запада, США, Советском Союзе, в России, еще со времен колониализма находили отклики и в некоторых мусульманских странах. Отношение к этим идеологическим течениям в странах Ислама и Запада были совершенно противоположным.

Атеизм — в буквальном смысле — безбожие, система взглядов, отвергающих религиозные представления — веру в бога, в бессмертие души, воскрешение из мертвых и религию в целом. Атеизм как система научных взглядов также пытается раскрыть специфику и сущность религиозного отражения действительности, социальную природу религии. Атеизм опирается на материализм.

Атеизм в своем историческом развитии имел различные течения: буржуазный атеизм, атеизм в рабовладельческом обществе, марксистский атеизм, атеизм в феодальном обществе, атеизм в фольклоре, религиозный индифферентизм и свободомыслие, атеизм в Древней Греции, Риме, в Индии и т. д.

Свободомыслие в странах мусульманского Востока также не избежало элементов атеистического мышления. Тем не менее все эти атеистические течения имели широкомасштабное распространение в странах Запада и значительно менее касались мусульманского Востока.

Что касается секуляризации — освобождения различных сфер общества, общественных групп, индивидуального сознания, деятельности и поведения людей, социальных отношений и институтов от влияния религий, — то этот процесс не был характерным для мусульманского Востока (за исключением мусульманских народов Советского Союза, которых насильственно вовлекала в атеизм власть коммунистов).

Уменьшение влияния религии в странах Запада и в Советском Союзе выражалось в изменении ее места в обществе, сужении круга выполняемых функций, в отчуждении церковной собственности в пользу государства, освобождении от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений, изъятии образования из ведения церкви, развитии в противовес религиозному светского искусства и морали и т. д., — что чуждо мусульманскому Востоку. Вышеназванные факторы подробно изложены в атеистической литературе советского периода. Следует отметить, что мусульманскому обществу была чужда и секулярная теология — идея создания безрелигиозного, секулярного христианства.

Необходимо упомянуть и о религиозном модернизме в странах Запада. Это течение — хотя и не в широком масштабе — имело распространение в некоторых странах мусульманского Востока (Турция, а также некоторые мусульманские страны, имевшие до падения советского режима социально-экономические и культурные связи с социалистическими странами).

Религиозный модернизм в странах Запада — это один из способов приспособления религии и теологии к новым историческим условиям. В процессе модернизации обновляются различные религиозные элементы, пересматриваются традиционные формы защиты религии, изменяются ее классические ортодоксальные установки. Главной целью сторонников модернизации религиозных установок являются упрочение позиции религии, преодоление кризиса веры в эпоху научно-технического прогресса и разработка новых форм борьбы с научно-материалистическим и атеистическим мировоззрением.

Может показаться, на первый взгляд, что ставится задача спасения религиозных традиций от кризисных явлений на современном этапе путем модернизации или реформы религиозных установок. Модернизация, как объясняют на Западе, полезна для всех религий, в том числе полезна она и для мусульманства. На деле это не так. Мусульманские идеологи раскрывают тайные намерения модернистских тенденций в религии, способные расшатать основы веры, усилить недоверие к религии, а самое опасное в модернизме — это обожествление разума.

Мы коротко изложили основу атеистического взгляда, концепцию секуляризма и религиозного модернизма в понимании Запада с целью сравнительного анализа проблем, для более глубокого понимания сути решений, рекомендаций и постановлений Исламской академии правоведения (фикха) по вышеназванным проблемам. Опыт исламских стран, которые в течение более 1400 лет не отделяли религию от государства, права, культуры, образа жизни и т. д., может быть полезным в деле защиты всех религий и веры в Бога. Создание подобной академии одной из мировых религий — Ислама — новое явление в истории защиты религиозных ценностей. Итак, излагаем Постановления Исламской академии правоведения по вопросам атеизма, секуляризма и модернизма в религии.

Ислам, как и другие мировые религии, имеет различные течения и секты (суннитское и шиитское направления, юридические мазхабы суннитов — ханафиты, маликиты, шафииты, ханбалиты; шиитский мазхаб джафаритов-имамитов, различные секты — суннитов и шиитов, суфийские тарикаты и т. д.).

Некоторые религиозные секты в мусульманских странах — явно еретического направления, учения которых противоречат ортодоксальному Исламу и канонам Шариата. Поскольку в Исламе, в отличие от других верований, отсутствует понятие отлучения от церкви, эти секты еретического направления в мусульманских странах сосуществуют параллельно с последователями ортодоксального Ислама, и, естественно, рядовые мусульмане не знают, куда их отнести — к группе верующих или неверующих.

В данное время исторически возникшие в мусульманских странах три секты — бабиды, бехаиты и ахмадия — больше всего беспокоят мусульманское сообщество (умму). Ниже читатель найдет информацию об этих сектах и вердикт Исламской академии правоведения (фикха) по поводу их существования.

Последователи бабидов-бехаитов, ахмадия, как правило, не называют себя мусульманами, они называют себя ахмадия, кадияния, лахория, бехаиты и т. д.; во многих мусульманских странах их считают отступниками. Вследствие того, что эти секты явно или скрыто отрицают многие положения Ислама, пророчества Мухаммада, некоторые обряды Ислама, Лига исламского мира (Рабита алъ-алам алъ-Ислами) и другие международные исламские организации неоднократно объявляли их еретическими, враждебными Исламу течениями.

И, наконец, Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламской Конференции в ходе своей 2-й сессии, проходившей в Джидде (Саудовская Аравия) 22-28 декабря 1985 г., принял к рассмотрению вопросы, поступившие из Кейптауна (ЮАР):

- о секте кадияния и ее ответвлении лахория (обе эти секты относятся к ахмадия);

- о возможности причисления кадиянитов и лахоритов к мусульманам;

- о том, правомочны ли немусульмане выносить решения по этим вопросам.

Основатель секты ахмадия (или кадиани) Мирза Гулам Ахмад Кадиани (1835-1908) происходит из Индии (Пенджаб), он объявил себя реформатором и пророком в конце XIX в. В настоящее время секта ахмадия представлена двумя группами (кадиани и «лахорская»). Последователи секты живут в Пакистане, Индии и во многих странах мира. В Англии представители секты ахмадия производят всемирно известный чай «Ахмад».

Лахорская группа ахмадия считается более умеренной. Последователей ахмадия насчитывается более 1 млн человек. Объявленный «новый пророк» и «махди» (мессия) проповедовал учение, задачей которого было примирить Ислам с христианством и индуизмом. В конце XX — начале XXI вв. российские читатели имели возможность ознакомиться с важным трудом ахмадия «Священный Коран» с комментариями, изданный Ахмадийа Анжуман Ишаат Ислам, Лахор (Пакистан), США, 1997 г. Книгу к изданию подготовил Мавлана Мухаммад Али (автор перевода с арабского языка на английский, вступительной статьи и комментариев); перевод на русский язык осуществил доктор Александр Садецкий (профессор Университета Лаваля).

Совет Исламской академии правоведения, изучив материалы о сектах кадияния и лахория, об основателе секты ахмадия, констатировал:

Мирза Гулам Ахмад притязал на пророчество, утверждал, что является пророком и посланником, коему было ниспослано откровение, настаивал на том, что часть этого откровения ниспослана ему свыше, всю свою созидательную жизнь публично заявлял об этих притязаниях, своими сочинениями и выступлениями побуждая людей поверить в его пророческую и посланническую миссию, отрицал обязательность многих положений Ислама, например, джихада.

Приняв к сведению заявления по этому вопросу, Совет академии правоведения (фикха) в Мекке постановил:

1. Притязания Мирзы Гулама Ахмада на пророчество, посланничество и получение откровения свыше есть не что иное, как очевидное отрицание абсолютно достоверного и доказанного положения Ислама о завершении пророческой и посланнической миссии после прихода господина нашего Мухаммада (мир ему!) и о том, что после него ни на кого более не снизойдет откровение. Притязания Мирзы Гулама Ахмада выводят его самого и всех остальных, кто с ним согласен, за рамки Ислама и ставят в один ряд с вероотступниками. Что касается лахоритов, то они, как и кадияниты, подпадают под вердикт о вероотступничестве, несмотря на то, что считают Мирзу Гулама Ахмада только тенью и реинкарнацией нашего Пророка Мухаммада (мир ему!).

2. Никакой неисламский суд или судья-немусульманин не могут выносить вердиктов о сохранении человека в лоне Ислама или о его вероотступничестве. Это касается, в первую очередь, тех случаев, когда игнорируется единодушное мнение мусульманской уммы, выработанное ее научными учреждениями и признанное богословами. Вердикт о сохранении человека в лоне Ислама или о его вероотступничестве может быть вынесен только ученым-мусульманином, хорошо представляющим, что именно вводит людей в Ислам и что выводит из него. Этот ученый должен четко представлять, в чем заключается истинное следование учению Ислама и в чем выражается неверие в него, свободно ориентироваться в установлениях Корана, Сунны и единодушном мнении уммы (иджма). В силу указанных причин вердикт немусульманского суда по вышеуказанным вопросам несостоятелен.

Совет Исламской академии в ходе своей 4-й сессии, созванной в Джидде (Саудовская Аравия) 6-11 февраля 1988 г., рассмотрел и высказал мнение относительно еще одного деструктивного течения, несовместимого с учением Священного Корана и Сунны Пророка (мир ему!), — о бахаизме.

Приняв во внимание угрозу мусульманскому сообществу (умме), исходящую от бахаизма, поддерживаемого враждебными по отношению к Исламу силами, глубоко изучив вероучение этого течения и убедившись, что его основатель аль-Баха:

- имеет притязания на посланническую миссию;

- утверждает, что его сочинения — ниспосланное свыше откровение;

- призывает всех людей уверовать в его посланническую миссию;

- отрицает, что Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему!) — последний из пророков и посланников;

- заявляет, что писания, якобы ниспосланные ему, отменяют положения Священного Корана;

- верит в реинкарнацию, а также, исходя из того, что аль-Баха умышленно изменил или отменил положения исламского законоведения (фикха), а именно:

- изменил число обязательных молитв, доведя их до девяти, установил новое время их совершения — три раза в день: рано утром, в полдень и на закате; молебны свел к трем молитвам;

- изменил порядок совершения очищения при отсутствии воды (тайаммум [очищение песком]), ограничившись произнесением формулы: «Бисмиллах! Алъ-атхар, алъ-атхар» («Во имя Аллаха! Чист, чист»);

- ограничил срок поста 19 днями, присоединив его окончание к празднику Навруз 21 марта каждого года;

- изменил направление, в котором верующий обращается во время молитвы (кибла), на направление в сторону своего дома в Акре (территория ныне оккупированной Палестины);

- запретил джихад;

- отменил законные наказания;

- ввел равенство между женщиной и мужчиной в вопросах наследования;

- разрешил практику ростовщичества (риба). Ознакомившись с исследованиями на тему «Сфера исламского единства», в которых высказываются предостережения относительно активизации деструктивных течений, угрожающих единству мусульманского сообщества (уммы) и раскалывающих его на секты и партии, приводящих к вероотступничеству и отходу от столпов Ислама, Совет Исламской академии постановил:

Аль-Баха притязает на посланническую миссию, настаивает на ниспослании ему Божественного откровения, подменяет Священный Коран собственными сочинениями, изменяет положения Шариата, которым руководствовались и продолжают руководствоваться многие поколения мусульман, тем отрицая то, что составляет саму сущность религии. По единодушному мнению мусульман иджма, подобные утверждения характеризуют аль-Баха как человека неверующего. Совет рекомендовал: исламским организациям по всему миру всеми возможными средствами противостоять распространению угрозы, которую представляет собой данное богопротивное течение, ставящее целью увод верующих от исламского вероучения, Шариата и мусульманского образа жизни.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Всеволод Авдиев.
Военная история Древнего Египта. Том 1

Д. Ч. Садаев.
История древней Ассирии

Владимир Миронов.
Древние цивилизации

И. В. Рак.
Египетская мифология

Пьер Монте.
Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru