Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Возрождение Ислама и Шариата в России

После распада Советского Союза на его месте возникли десятки суверенных государств (в том числе СНГ); среди них шесть традиционно мусульманских стран (Узбекистан, Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Туркменистан), которые вошли в семью мусульманской уммы (народ мусульманский) и стали членами Лиги мусульманского мира. В общественно-культурной жизни среднеазиатских республик Казахстан и Азербайджан, а также в республиках Российской Федерации с установившимся мусульманским преимуществом (Татарстан, Башкортостан, Дагестан, Чечня, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Осетия, Адыгея) заметно усилилось влияние Ислама.

По данным социологических исследований состояния религиозности в регионах распространения бывшего Союза в Средней Азии, Казахстане, на Кавказе, в Татарии и Башкирии после 1985 г., от 60 до 80% опрошенных ответили, что считают себя мусульманами. Таким образом, традиционность Ислама в мусульманских регионах бывшего Советского Союза, в том числе и на территории Российской Федерации (Северный Кавказ, Поволжье и Приуралье), носит массовый характер, поэтому, изучая культурные исламские традиции, мы возрождаем и приумножаем культурные традиции народов Российской Федерации.

Поскольку Ислам защищает неразделимость светских и духовных функций и всячески способствует сохранению неразделимости духовной и светской власти, религии и государства, методологически правильно прежде всего сказать о возрождении социальной функции Ислама в СНГ, ибо исламские институты могут эффективно действовать при их комплексном возрождении. Необходимо отметить, что всегда очень эффективной была благотворительная деятельность исламских организаций. Так, например, мечети, особенно в сельской местности Средней Азии и Кавказа, были центрами «проката»: здесь мусульмане на время свадеб, похорон, приема гостей по иным поводам могли бесплатно брать ковры и посуду. Туго пришлось бедным людям, когда эта традиция оказалась ликвидирована. Досоветские мечети служили не только для молитвы: лучше всяких профсоюзов и партячеек они организовывали помощь неимущим. Был хашар, походный субботник, когда мусульмане собирались общиной и помогали бедняку строить дом" Наиболее обездоленным предназначалась специально установленная милостыня (закят) — за счет чего даже в первые годы большевистской власти приобретали инвентарь для колхозов. Таким образом, когда речь идет о методике возрождения исламских традиций, необходимо думать о социальной функции Ислама — во всех областях жизни людей — социальной, культурной, моральной и политической.

Вследствие того, что религия отделена от государства во всех мусульманских республиках СНГ и России, государство не может брать на себя все расходы духовного образования. Мечети, исламские организации и партии, состоятельные мусульманские предприниматели и бизнесмены в странах СНГ могут финансировать исламские институты, медресе, другие учебные заведения и курсы духовного образования. Эта исторически традиционная форма финансирования исламского образования вполне эффективно действует в возрождении исламских традиций во многих странах мусульманского Востока, в том числе в странах СНГ.

Вакфное имущество также может быть использовано для финансирования мусульманских учебных заведений (вакфное имущество — это имущество, завещанное на благотворительные цели).

Ислам имеет тысячелетний опыт идейного обоснования социального строя и политических порядков, так как исламская идеология и исламские традиции являются самой массовой формой общественного сознания в регионах традиционного распространения Ислама, в том числе и в мусульманских республиках СНГ; исламские идеи могут быть использованы для духовного обоснования демократического общества, моральных принципов в борьбе с наркоманией, алкоголизмом и т. п.

Необходимо отметить, что Россия как евразийское государство имеет более чем 1000-летний опыт сосуществования христианских и мусульманских общин. Исламские традиции и культурные ценности не чужды российскому обществу. Мусульмане в России не чужие, они живут на своей исторической родине — на Северном Кавказе, в Поволжье, Приуралье и других регионах Российской Федерации. Возрождая мусульманскую культуру, мусульмане возрождают историческую культуру России. России не уйти от Ислама. Ислам может сыграть положительную роль в отношениях между русскими и мусульманами. Уважать религию — значит уважать народ. Надо лишь избавить людей от предрассудков, невежества и ложных представлений об Исламе, чтобы русские и другие представители немусульманского населения России перестали опасаться Ислама и не смотрели на мусульманина-соседа как на врага. Ведь на нынешней территории России Ислам старше православия — христианства. Совсем недавно отметили 1000-летие крещения Руси и 1100-летие Ислама Поволжья и Приуралья. Мусульмане готовятся отметить 1400-летие Ислама в Дагестане, 600-летие Ислама в Сибири.

Российскому государству должно быть одинаково близко возрождение православно-христианской славянской культуры и возрождение тюркско-мусульманской культуры.

Известно, что в течение последних 10 лет в Москве создано более 20 этно-национальных культурных центров татар, башкир, азербайджанцев, узбеков, казахов, туркмен, киргизов, таджиков, народов Кавказа, традиционно исповедующих исламскую веру. Возрождение исламских традиций в странах СНГ и России способствует возрождению культур вышеназванных народов, способствует углублению диалога между христианами и мусульманами. Представители этих двух мировых религий нуждаются во взаимной поддержке. Многие священнослужители русской православной церкви и других христианских объединений, нехристианских вероучений видят в Исламе и сообществах мусульман союзника в деле защиты веры в Бога, ибо есть немало общего между так называемыми авраамическими религиями — иудаизмом, христианством и Исламом.

Как известно, в годы советской власти исламская теология и теологическая наука практически не развивались, богословам не давали возможности создавать теологические труды. В годы советской власти исламская теология была мертва, но Ислам жил в быту и сознании людей. Народный Ислам — простой в сравнении с письменным Исламом, но живой и жизнеспособный — с удивительной силой стал проявляться в мусульманских регионах СНГ сразу же с ослаблением прежнего партийного государственного режима.

Прекращение развития теологической науки в Советском Союзе таило в себе опасности. В сознании людей образовался вакуум. Не имея теологической литературы, народ сам сочинял и заполнял этот вакуум — нередко суеверием и ошибками, что существенно отличалось от подлинного Ислама. Народный, бытовой Ислам был оторван от подлинного, настоящего письменного, исторического Ислама. Возрождение исламских традиций в СНГ будет способствовать пониманию подлинного Ислама.

Это возрождение коснулось и структуры старых исламских организаций и прежде всего Духовных Управлений мусульман, созданных по указанию Сталина, чтобы централизованно контролировать религиозную жизнь.

Говоря о возрождении исламских традиций в СНГ — многонациональных и многоконфессиональных государствах, — необходимо отметить, что возрождение подлинных исламских традиций необходимо не только для мусульман, но и для немусульман, и для неверующих. Ибо религия удовлетворяет духовную потребность верующих, но может удовлетворять духовную потребность и некоторых неверующих. И здесь очень важно отметить, что русские, украинцы, евреи и другие немусульмане в России и СНГ искренне желают узнать об Исламе более объективно и глубоко, чем до сих пор им было известно. Не случайно, что среди посетителей исламских курсов, курсов арабского, турецкого и персидского языков встречается немало русских и других немусульман.

Возрождая исламские культурные традиции и Шариат, мы возрождаем культурные традиции Российской Федерации. Ислам и Шариат в России имеют древние исторические корни.

Ислам на нынешней территории Российского государства существует более четырнадцати веков. Ислам стал распространяться в Южном Дагестане со второй половины VIII в., а среди тюркских племен Поволжья и Приуралья — более 1100 лет назад, т. е. на 120 лет раньше, чем христианство было принято славянами Киевской Руси.

Распространяясь в регионах Северного Кавказа, Поволжья и Приуралья, Ислам, с одной стороны, вытеснял местные традиционные верования и обычаи, создавал новую социально-культурную общность различных этнических групп, а с другой — приспосабливался к местным условиям. Ислам демонстрировал невероятную силу в конкуренции с местными верованиями и способность вбирать в себя элементы традиционных верований и культурного наследия тюркских, иранских и кавказских племен, отражая при этом специфические особенности конкретного региона.

Ислам изменил у народов Кавказа и Поволжья не только религиозную, социальную и экономическую жизнь, но и семейно-брачные и бытовые традиции.

Так, например, во многих местных общинах существовали законы, запрещавшие брачные связи внутри рода и племени: с приходом Ислама эти семейные обычаи изменились. Ислам допускает заключение брачного союза между двоюродным братом и сестрой по отцовской и материнской линии — эта традиция способствовала сохранению и укреплению хозяйства и семейных кланов.

У различных народов мира были обычаи, коренным образом отличавшиеся от арабо-мусульманских, Ислам, например, запрещает ходить с открытым телом и требует обязательно закрывать его одеждой, накидкой. Некоторые племена в тропической зоне ограничивались использованием в качестве одежды кусков кожи, ткани или листьев, прикрывая лишь срамные части тела. Ислам беспощадно боролся с такими обычаями, исходя из строгих мусульманских моральных норм, поэтому везде, где побеждал Ислам, будь то Африканский континент, Туркестан, Кавказ и т.д., чаще всего и сегодня мусульман можно отличить по их длинным одеждам и покрывалам.

Ислам повлиял и на жилищное строительство на Кавказе, в Поволжье, Приуралье, в других регионах, куда он проникал. Жилища мусульман отличаются от других тем, что они обнесены высокой стеной, чтобы для прохожих не была видна со стороны внутренняя часть двора и дома. Мусульманские жилые помещения делятся на две части — харим (от харам — запрет), где находятся женщины и дети, куда запрещено входить посторонним мужчинам, и общую часть, где принимают гостей. Шариатские нормы, запреты на монашество, наркоманию, употребление алкогольных напитков, пропаганду порнографии, демонстрацию порнографических фильмов, суровая борьба с преступностью, жестокие наказания за воровство и прелюбодеяние носят позитивный характер. Возрождение этих шариатских традиций способствует улучшению нравственного климата и дисциплины у народов России, исповедующих Ислам.

На X-XVI вв. приходится период правления могущественных мусульманских государственных образований в Поволжье и Приуралье — это Волжско-Камская Булгария, Золотая Орда и Казанское ханство, а также Астраханское, Сибирское, Крымское и Касимовское ханства. Исторический опыт этих мусульманских государств сегодня является очень полезным в деле возрождения исламских и шариатских традиций в России.

В настоящее время основными регионами массового проживания мусульман в России являются Поволжье, Приуралье, Сибирь, Северный Кавказ, крупные города — Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и др. В состав Российской Федерации входят девять традиционно мусульманских республик — республика Адыгея, республика Башкортостан, республика Дагестан, Ингушская республика, Кабардино-Балкарская республика, Карачаево-Черкесская республика, Северо-Осетинская республика, республика Татарстан, Чеченская республика. Общая численность мусульман в России составляет около 20 млн. человек, представителей более 40 этно-национальных групп. В традиционно мусульманских регионах и крупных городах создаются центры добровольного закята, «вакфные имущества». В этой деятельности активное участие принимают мусульманские и немусульманские предприниматели России, зарубежные мусульманские центры; их благотворительность во многом способствует возрождению исламских культурных традиций.

Возрождение Ислама и Шариата в России коснулось и проблемы службы мусульман в Российской армии.92



92См. подробно в главе «Шариат: проблемы мира и войны».
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Харден Дональд.
Финикийцы. Основатели Карфагена

Шинни Питер.
Нубийцы. Могущественная цивилизация древней Африки

Э. Бикерман.
Государство Селевкидов

О. Р. Гарни.
Хетты. Разрушители Вавилона

Леонард Вулли.
Ур халдеев
e-mail: historylib@yandex.ru