Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Ислам, Шариат, мусульмане в странах запада

На пороге XXI в. судить об Исламе как о сугубо восточной религии и идеологии, а о христианстве как о сугубо западной религии, было бы неверно.

В настоящее время практически во всех странах Запада живут мусульмане, а в странах Востока живут христиане различных национальностей, и в этом проявляются атрибуты Ислама и христианства как мировых религий. В Европе, США, Северной и Южной Америке, в России проживает более 70 млн мусульман. Так, в США проживает более 1,2 млн людей, исповедующих Ислам. По численности мусульмане в странах Запада занимают второе место после христиан, они имеют многочисленные мечети, культурные центры, организации, печатные органы.

Исламские общины Запада принимают активное участие в социально-экономической, культурной и общественно-политической жизни стран, в которых они действуют. В Англии и Франции живут мусульмане уже трех поколений. Каков же этнический состав мусульман в странах Запада? В подавляющем большинстве это выходцы из стран Азии и Африки. Национальный состав мусульман в Европе в целом отражает колониальное прошлое. Так, например, во Франции проживает около 5 млн мусульман; они являются, в основном, выходцами из Алжира, Туниса, Марокко, т. е. бывших колоний в Магрибе, хотя, конечно, встречаются и выходцы из Турции, Ирана и многих других стран. Подавляющее большинство мусульман Великобритании (более 3 млн человек) — представители Индо-Пакистанского субконтинента, т. е. бывших английских колоний. В Германии насчитывается примерно 4 млн мусульман. Большинство их турецкого происхождения, что связано не с колониальным прошлым, а с тем, что, как член НАТО, Турция поставляла в Западную Германию рабочих из числа своих граждан, поскольку после войны ФРГ нуждалась в дешевой рабочей силе.

В европейских государствах встречаются также десятки тысяч новообращенных мусульман, т. е. европейцев, принявших Ислам: только за последние годы более 40 тысяч французов и свыше 10 тысяч итальянцев приняли Ислам. Новообращенные мусульмане европейского происхождения есть в Англии, Голландии, Дании, Германии и других странах.

Европейцы переходят в Ислам по разным причинам. Основными факторами являются отчуждение и духовный вакуум, который образовался на Западе. Немаловажное значение имеет растущий интерес молодежи к духовным ценностям Востока, к восточной мистике, религии, философии. Следует отметить и тот факт, что у жителей Запада резко изменилось отношение к Исламу, к носителям этой веры — мусульманам, их культуре, традициям, образу жизни. Появление миллионов мусульман в Европе и Америке дало возможность непосредственно общаться с ними, ознакомиться с их образом жизни. Публикация большого количества книг по различным аспектам Ислама на английском, французском, немецком и других языках, газеты и журналы, издаваемые исламскими центрами Запада, помогают более основательно вникнуть в догматику, философию, этику Ислама, лучше понять политическую и общественную жизнь мусульманских стран, их государственный строй.

В последние десятилетия усилилось влияние стран Востока в мировой политике и в международных отношениях — это, естественно, приводит к активизации исламских религиозно-политических организаций в глобальном масштабе. Главным фактором в этих процессах является усиление роли мусульманских стран в мировой экономике. Более 70% потребляемой нефти Запад получает из мусульманского мира. Капиталы нефтедобывающих мусульманских государств, хранящиеся в зарубежных банках, являются существенным ресурсом развития экономики некоторых западных стран. Мусульманский мир представляет собой огромный рынок, где Запад реализует товары и получает сырье для своей промышленности.

Усиление позиций мусульманского мира в мировой политике и экономике оказывает непосредственное влияние на положение мусульман в странах Запада, правительства которых не могут игнорировать эти факторы. Одним из ярких примеров изменения в отношении к мусульманам на Западе является строительство мечетей и создание исламских центров в европейских странах.

В европейских городах мусульмане живут компактно, в определенных кварталах. До Второй мировой войны в европейских государствах почти не было мечетей, власти препятствовали их возведению. В 1930-е гг. попытки построить мусульманские молитвенные дома в европейских городах приводили в ярость политических деятелей и государственных чиновников: Муссоллини, например, заявлял, что такое станет возможным только после того, как в Мекке появится католический собор. После войны ситуация коренным образом изменилась. В Риме, в нескольких километрах от Собора Святого Петра, с разрешения итальянского правительства и согласия Ватикана, построена одна из крупнейших в Европе мечетей. Были воздвигнуты в Риме и другие мечети.

В этой же связи интересно напомнить историю Лондонской мечети в Риджент-парке, одной из крупнейших в Европе. Идея ее строительства возникла в начале XX в., в период могущества Британской империи, включавшей в свой состав огромные территории с мусульманским населением. Султан Хайдарабада брал на себя все финансовые расходы, но дело не сдвинулось с места вплоть до 1940 г., когда его поддержал британский парламент, убедив премьер-министра Чемберлена в том, что столице империи необходимо иметь мечеть для мусульманских подданных. Война помешала осуществлению проекта, затем различные политические события на Ближнем и Среднем Востоке способствовали затягиванию строительства. Только в 1974 г. состоялось, наконец, открытие этой мечети, одного из изумительных по красоте архитектурных памятников, с современными компьютерными системами, просторными молитвенными залами для мужчин и отдельно для женщин, комнатами для омовения, обширной библиотекой, культурным центром и административными помещениями. В настоящее время только в Лондоне действует около 100 мечетей и исламских центров; много мечетей и в других городах страны.

В США и европейских странах действуют многочисленные издательства, выпускающие религиозную литературу, специализированные книжные магазины, а также магазины, торгующие дозволенными по Шариату продуктами питания, существуют объединения и организации, ведущие просветительскую, культурную, благотворительную работу. Сейчас в странах Запада действуют тысячи мечетей. Тем не менее в крупных городах их трудно сразу заметить: дело в том, что, за редким исключением, у них нет минаретов, поскольку муниципалитеты и иные органы управления не разрешают строить мечети с минаретами. По мнению официальных властей, мечети должны быть незаметными, не нарушать общий архитектурный облик европейских городов и не конкурировать по пышности с церквями, поэтому почти все мечети в западных городах не имеют минаретов.

Мусульмане в странах Запада не только строят мечети, но используют и другие методы приобретения молитвенных домов. Одним из них является превращение законным путем церквей и синагог в мечети. Большое количество мечетей в европейских городах — это именно старые здания и церкви. Как правило, мусульманские общины находят пустующие церкви и синагоги, выкупают их и переделывают в мечети. Правда, такие действия не всегда проходят спокойно.

Например, в Гааге в центре города долгое время пустовала большая синагога, одна из древнейших в Европе. В 1984 г. около десяти тысяч мусульман заняли синагогу и превратили ее в мечеть. В Голландии проживает около полумиллиона мусульман и действуют 127 мечетей. Захват синагоги в Гааге был расценен властями как незаконный акт. В дело вмешалась полиция. Все кончилось тем, что мусульмане выкупили синагогу, финансовые расходы взяли на себя Саудовская Аравия, Ливия и сама община в Голландии. Эта мечеть носит название Аль-Акса в память об Иерусалимской мечети, упоминаемой в Коране, — третьей после Мекки и Медины святыни Ислама. Такое название связано с оккупацией Израилем старой части Иерусалима в 1967 г.

Общественная жизнь мусульманских общин регулируется исламскими и национальными центрами в европейских и американских городах. Самые крупные из них действуют в Париже, Лондоне, Риме, Гамбурге. Нередко небольшие мусульманские общины создают региональные исламские центры. Так, в Стокгольме находится центр, регулирующий общественную жизнь мусульман, проживающих в Швеции, Дании и Норвегии. Мусульмане, живущие в странах Бенелюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) имеют свой центр в Брюсселе.

При таких центрах работают мусульманские школы, библиотеки, музеи исламской культуры, пункты медицинской помощи, кинозалы, бесплатные пункты проката всего необходимого для проведения мусульманских обрядов. Почти все они имеют собственные печатные органы: издают газеты, журналы, календари. В исламских центрах проводятся семинары, лекции, дискуссии, выставки. Одной из задач таких центров является тщательное изучение периодики европейских стран, США и Канады, борьба с появлением антиисламских материалов в ней. Исламские центры проводят также просветительскую работу, знакомя население этих стран с истинными ценностями Ислама.

Так, например, в ФРГ имеется 112 исламских центров. При центре в Мюнхене действует экспериментальная школа, в ней обучаются дети из 14 стран. Обучение ведется на арабском и немецком языках. Центры много делают и для обеспечения членов мусульманских общин продуктами питания в соответствии с правилами Шариата. Существуют специальные животноводческие фермы, скотобойни и магазины, торгующие этими продуктами.

Постоянное присутствие мусульманских общин в странах Запада, их участие в общественной, политической и научной жизни способствует лучшему взаимопониманию между Западом и Востоком. В последние годы западное исламоведение значительно обогатилось за счет трудов ученых — выходцев из мусульманских стран; эти труды составляют более четверти всех научных исследований по проблематике Ислама.

Поскольку мусульмане в странах Запада принадлежат к различным национальным и этническим группам, они объединяются по национальному признаку в землячества — именно таким образом сложилась ситуация, когда пакистанцы, арабы, турки, иранцы и др. имеют свои «национальные» мечети; действуют национальные земляческие организации, например, Арабские центры, ставящие целью сохранение собственной культуры. Лига мусульманского мира, штаб-квартира которой находится в Мекке, имеет специальный отдел, занимающийся мусульманскими меньшинствами. Международные исламские экономические организации располагают специальными фондами для помощи мусульманским меньшинствам. Они финансируют работу исламских центров, строят мечети.

Мусульмане в странах Запада стремятся соблюдать все нормы Шариата, морально-нравственные установления Ислама, но этому нередко препятствуют правила и традиции принятого в этих странах образа жизни, вследствие чего лишь в немногих европейских странах признаются шариатские правовые нормы. Мусульмане в этих странах сталкиваются с различными трудностями в соблюдении Шариата, в том числе в отношении запретов Ислама, определения начала поста в месяце рамадан, пятничной молитвы в мечети, уплаты мусульманских налогов.

Говоря об Исламе в странах Запада, необходимо вспомнить и о так называемых «черных мусульманах» в США. Такое деление по цвету кожи неправомерно с точки зрения Шариата. Так же как в христианстве, в Исламе нет различия между верующими по расовому признаку. Мусульмане — выходцы из Африки, живут в США давно, но они обратили на себя внимание лишь в 1960-е гг., когда известный боксер, чемпион США Кассиус Клей принял Ислам и изменил имя на Мухаммед Али. Еще в 1987 г. число черных американцев-мусульман приближалось к 5 миллионам. Это число постоянно растет, так же как возрастает и политическая активность чернокожих мусульман в США.

Как уже отмечалось, мусульмане в странах Запада — это не только эмигранты. Ислам принимают не только молодежь и люди, увлеченные суфизмом и исламским мистицизмом. Среди новообращенных нередко встречаются государственные деятели, философы, востоковеды, журналисты, музыканты, довольно состоятельные люди. Во Франции, например, востоковеды-арабисты Венсан Монтей, Мишель Ходиевич (директор издательства «Сей») перешли в Ислам. Бывший член Политбюро Французской коммунистической партии, известный публицист Роже Гароди принял Ислам, получил арабское имя Реджа Джаруди и написал книгу «Ислам — будущее мира». Много новых последователей Ислама в Испании (напомним, что на протяжении 700 лет, с VII по XV в., эта страна находилась под властью арабов-мусульман). После Реконкисты, когда было уничтожено мусульманское владычество в Испании, многие арабы были обращены в христианство. В современных условиях в этой стране наблюдается возврат к Исламу. Некоторые бывшие мечети, превращенные в церкви, вновь становятся мечетями.

Многих Ислам привлекает потому, что эта религия представляет из себя простую веру, чистую и успокаивающую, без официальной церкви, и, следовательно, без посредничества между Богом и человеком. В Исламе верующий индивидуален в своем отношении к Богу и ответствен за свои поступки перед Аллахом и обществом. Есть люди, которые становятся мусульманами потому, что они не нашли себя в современном западном обществе; их привлекает эголитаризм Ислама, в котором все люди равны перед Богом, кроме того, Ислам к тому же полностью совместим с наукой, в нем нет ничего, противоречащего разуму.

Христианская церковь на Западе также меняет свое отношение к Исламу. В ряде энциклик Римского Папы утверждается, что Ислам и христианство нельзя противопоставлять; различия между этими мировыми религиями касаются второстепенных вопросов. Римско-католическая церковь стремится к диалогу с Исламом. Ватикан считает Ислам своим союзником в защите веры в Бога от материализма и атеизма.

Многие постулаты Ислама, жесткая регламентация общественной и индивидуальной жизни воспринимаются новообращенными мусульманами Запада как вполне справедливые. Например, законы Шариата о суровом наказании за воровство и прелюбодеяние, запрещение порнографии, алкогольных напитков, наркомании, поп-музыки, секс-шопов кажутся им вполне разумными. Жесткие наказания могут способствовать защите общественного и частного имущества граждан, укреплению правопорядка. Религиозные предписания являются самыми действенными.

Вопрос о мусульманских общинах, исламских общественных, политических и культурных центрах на Западе — важная тема современного исламоведения. Ислам и мусульманские общины в странах Европы, США и Канады стали неотъемлемой частью западного общества; они превращаются в достаточно влиятельную общественно-политическую силу, способствуют лучшему пониманию культуры, традиций, образа жизни мусульман, налаживанию связей с мусульманским миром и, в определенной степени, используются для воздействия на их экономику и политику.

В последние годы упрочились контакты между представителями мусульманских организаций стран Запада с религиозными кругами России. В частности, некоторые из деятелей исламских центров Парижа, Лондона, Рима, Гамбурга, Брюсселя, городов США, Канады и других западных стран приняли активное участие в конференциях и встречах, посвященных пятнадцатому веку хиджры, глобальным мировым проблемам, 1200-летию имама аль-Бухари, проходивших в Москве и в столицах других республик бывшего Советского Союза.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

А. Кравчук.
Закат Птолемеев

О. Р. Гарни.
Хетты. Разрушители Вавилона

Пьер Монте.
Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура

Гасым Керимов.
Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Самюэль Крамер.
Шумеры. Первая цивилизация на Земле
e-mail: historylib@yandex.ru