Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Учение ислама о нации и межнациональных отношениях

Существуют различные формы взаимосвязи и взаимовлияния религии и нации. Родоплеменные и национальные религии являлись самыми ранними формами связи людей (родов, племен) с религиозными традициями. Здесь совпадали конфессиональная и религиозная принадлежности, т. е. боги и святые принадлежали к конкретным родам, племенам.

С возникновением мировых религий ситуация меняется. Например, Ислам отрицает какое бы то ни было разделение на этнические и национальные общности. По Исламу, принадлежность к единой вере поглощает национальное различие. Вследствие этого Ислам выдвигает и обосновывает не национальное различие, а единое целое — мусульманский народ — «умма исламия».

В Коране говорится: «Люди были одной общиной, и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями, ниспослал вместе с ними Писание с истиной, чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись (во мнениях). Но разошлись (во мнениях) относительно этого только те, кому было даровано писание, после того, как к ним явились ясные знамения, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу. Аллах по своей воле направил тех, которые уверовали, к истине, относительно которой они разошлись (во мнениях). Аллах наставляет на прямой путь, кого пожелает» (2:213. Коран — перевод смыслов и комментарии Кулиева Э. Р., Москва, Умма. 2004).

Коран осуждает выделение нации или расы среди мусульман. В теологической версии Ислама все компоненты нации заменяются понятием мусульманства: мусульманский народ, мусульманские культура и искусство, исламская наука (имеется в виду не только теологическая наука, но и математика, философия, история, медицина и др. у мусульманских народов). Даже понятиям «родина» и «язык» придан исламский оттенок: дарулъ-Ислам (исламский дом, исламская страна). Арабский язык как язык Корана, Сунны Пророка Мухаммада принадлежит всем мусульманам, поэтому после Исламской революции в Иране арабский язык стал предметом интенсивного изучения в средних и высших учебных заведениях. 30-летняя кампания в Иране по освобождению и очищению персидского языка от иностранных слов при шахском режиме предана забвению. Вновь вводятся арабские термины, прежде всего, в исламской литературе. Термины же, заимствованные из западных языков, по-прежнему вытесняются.

О единстве мусульманских народов говорил имам Хомейни. Он отмечал, что те, кто пропагандирует панарабизм, паниранизм и пантюркизм, являются врагами мусульманского единства.

Вследствие целого ряда исторических, социально-политических и психологических причин Ислам тесно связан с судьбами арабских народов. Ислам для арабов значит больше, чем религия. Многие традиции, обычаи и законы Ислама прямо или косвенно связаны с историей арабов и других народов, которые впитали в себя Ислам. Ислам стал одной из мировых религий, был и остается мощной силой, объединяющей мышление и традиции арабов. Его универсальность исключает национальные, племенные, родовые и расовые ограничения. Арабский идеолог доктор Абдул Лятиф Бадави из Каира отмечает, что арабская нация не существовала бы, если б не было Пророка Мухаммада и Ислама.

Ислам остается одной из главных основ сохранения духовного единства арабов и мусульман. Идеи мусульманского единства о том, что люди, исповедующие исламские ценности, принадлежат к единой нации — исламской умме, — очень популярны среди народов Кавказа, Поволжья, Средней Азии и Казахстана, Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока.

Ислам бросил вызов принципу этничности, выдвинув основанием для объединения людей не кровное родство, а приверженность духовным ценностям Ислама. Таким образом, Ислам входит в структуру национального самосознания исповедующих Ислам народов России. Ислам является одним из этнообразующих факторов на Северном Кавказе, в Поволжье и Приуралье, и вывод этот особенно важен, если напомнить, что многие северо-кавказские народы представляют собой относительно молодые нации и народности.

Многие народности Северного Кавказа сохраняют родоплеменные, тайповые особенности. В то же время народы Кавказа, Поволжья и Приуралья — последователи Ислама — считают мусульманство своим национальным атрибутом. Так, в одном лишь Дагестане имеется более 30 малых и относительно больших этно-национальных групп со своим собственным этническим названием, и каждая группа считает Ислам своей национальной религией и посредством Ислама причисляет себя к семье общемусульманской уммы.

Судьбы народов в различных регионах мира — на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке, в Средней

Азии, на Кавказе, в Поволжье и Приуралье, — принявших Ислам, складывались двояко. Часть народов, принявших Ислам от арабов, была не только исламизирована, но и арабизирована: это народы Египта, Сирии, Месопотамии, Северной Африки, Судана, Сомали и др. — в настоящее время 24 арабские страны (до VII в., т. е. до возникновения Ислама, основным местом проживания арабов был лишь Аравийский полуостров — родина семитов).

В период арабского завоевания иранские народы были исламизированы, но сохранили национальные черты и языки. Тюркские народы и многие кавказские племена в основном добровольно приняли Ислам.

Отсутствие в исламском учении указаний на различия по национальным признакам отнюдь не говорит о том, что в мусульманском обществе отсутствовал принцип национального различия. Национальные чувство, обычаи, традиции, национальное сознание сохранились. Однако высокая религиозность, исламское воспитание, исламский образ жизни у народов, принявших Ислам, безболезненно поглощали национальные различия.

Ислам как мировая религия имеет приверженцев почти среди всех народов мира. В то же время эти народы имеют свои национальные языки, традиционный тип одежды, традиционно сложившиеся особенности в кулинарии, свои обычаи, музыку, танцы, антропологические типы, — и тем не менее, они имеют общие мусульманские черты. Так, арабы, тюрки, персы, пакистанцы, индонезийцы, малазийцы, кавказские мусульмане отмечают мусульманские праздники Курбан-байрам (жертвоприношение), Ураза-байрам (праздник разговения по случаю окончания мусульманского поста). Во время этих праздников арабы, тюрки, персы, кавказцы, народы Поволжья и Приуралья показывают свои национальные традиции и обычаи, одежду, готовят национальные блюда. Спрашивается, что у них общеисламское? Прежде всего, вера в единого Бога, следование пути Пророка Мухаммада, соблюдение мусульманских морально-нравственных принципов, признание запретов на определенные продукты, в частности, на алкогольные напитки и свинину. Праздники сопровождаются общемусульманскими молитвами и благословлениями. Таким образом, национальные различия и особенности не создают никаких помех общемусульманским принципам и единству.

Ислам не признает расовые различия и принцип превосходства одного народа, нации, этнических групп над другими — внутри исламского сообщества. Так, Пророк Мухаммад говорил: «Нет предпочтения белому перед черным, кроме их набожности и благородных поступков» и «Нет предпочтения арабу над неарабом и неарабу над арабом, почтенье только благочестивым — набожным».

Тем не менее, скрытое и явное соперничество между арабами, тюрками, персами все-таки имеет место, но это не религиозная борьба, а социальное, политическое и экономическое соперничество за политическое господство над мусульманским миром. Хоть это соперничество и является самым болезненным явлением в истории этих народов, ни один из них не покушается на исламские ценности, все они защищают и развивают мусульманскую культуру и духовные ценности Ислама. Политическое господство тюрков — над арабским миром и в мусульманском мире в целом — продолжалось более 800 лет, но тюрки всегда защищали Ислам, арабский язык и территории мусульман от внешних врагов. Современные турецкие национальные идеологи открыто заявляют, что турки завоевали и победили Византию, сделали достоянием европейцев Ислам и мусульманскую культуру, и, «если бы тюрки не защищали Ислам от европейцев, то ныне от мусульманства ничего не осталось бы». История мусульманских стран дает множество примеров того, как в разные исторические периоды религиозное единство брало верх над национальными различиями; Ислам объединял различные национальности в борьбе против колонизаторов.

Теперь рассмотрим роль религиозного фактора в межнациональных отношениях и один из основных вопросов в этой теме: почему в многонациональном и многоконфессиональном государстве при решении национальных вопросов прибегают к религии? Опыт Советского Союза и нынешние национальные проблемы в России показывают, что светские и политические средства решения национальных вопросов не были разработаны и не разработаны должным образом по сей день. Если бы национальные меньшинства могли решать проблемы сохранения и развития своей национальной культуры, языка, политического суверенитета светскими демократическими средствами, то в решении этого сложного и злободневного — национального — вопроса для религии оставалось бы значительно меньше места.

Следует отметить, что тесное или слабое переплетение национального и религиозного зависит от конкретных социально-политических условий. Известно, что у народов, наций и этнических групп, оказавшихся этно-конфессиональным меньшинством в среде более сильных народов, национальное и религиозное чувства проявляются более обостренно и ярко, особенно в случае, когда национальная и конфессиональная принадлежность сливаются в единое целое: так происходит с татарами, узбеками, азербайджанцами и представителями других наций за пределами их республик. Светских и политических средств для сохранения самобытности народов в этих случаях оказывается недостаточно. Русские, например, в России меньше всего нуждаются в религии для защиты своего языка, национальной самобытности, тогда как татары, дагестанцы и другие мусульманские этносы считают Ислам реальным, важным гарантом в противостоянии ассимиляции и потере национальных духовно-культурных ценностей.

Несмотря на свое численное превосходство и господствующее положение в России, сами русские могут оказаться и оказываются в положении, когда национальная религия для них становится главным средством для сохранения самобытности. Так, русское меньшинство в среднеазиатских государствах, на Кавказе, в Канаде, США более сильно подвержено влиянию православия, чем у себя на родине, в России. Это объясняется тем, что в названных странах в русских православных церквях сконцентрированы все возможности и средства для сохранения самобытности русских. При церквях или их содействии создаются национальные школы, музеи, курсы изучения русского языка и т. п.

Таким образом, русское меньшинство в иноконфессиональной и инонациональной среде испытывает те же трудности, что характерны и для нерусских среди русских. Потеря национальной культуры, языка, обычаев и традиций у русских за пределами России вызывает беспокойство и в России; оно особенно усиливается у русских после распада Союза, когда суверенные государства активно взялись за восстановление статуса национальных языков, обычаев, образа жизни, и оказалось, что русский язык постепенно теряет свой статус языка общения.

Ни религиозная, ни национальная принадлежность не служат причиной возникновения межнациональных конфликтов: в их основе лежат социально-экономические и политические причины, но нельзя, вместе с тем, недооценивать роль религиозного фактора в межнациональных отношениях, особенно в межличностных и семейно-бытовых их разновидностях. Развитие межнациональных отношений требует учета всех факторов, на них влияющих, в том числе и религиозных. Корни национальной неприязни следует искать в исторических ситуациях, когда грубо попиралась и нарушалась веротерпимость.

Россия, как и ранее Советский Союз, была и остается многонациональной и многоконфессиональной страной. Здесь живут представители мировых национальных религий, последователи доисламских верований, поэтому для российской общественности изучение роли и места религии в межнациональных отношениях в современном мире имеет очень важное социально-культурное и политическое значение. Естественно, служители культа различных конфессий России, пользующиеся большим авторитетом у верующих, играют положительную роль в улучшении межнациональных отношений. И не случаен тот факт, что большинство священнослужителей всех конфессий Российской Федерации осуждает межконфессиональные конфликты в различных регионах России и на территориях бывшего Советского Союза, пытаются помочь погасить и прекратить их.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Харден Дональд.
Финикийцы. Основатели Карфагена

Рафаэла Льюис.
Османская Турция. Быт, религия, культура

Шинни Питер.
Нубийцы. Могущественная цивилизация древней Африки

Е. В. Черезов.
Техника сельского хозяйства Древнего Египта

Джеймс Веллард.
Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
e-mail: historylib@yandex.ru