Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Ислам, Шариат и курение

Курение — это вдыхание дыма различных тлеющих растительных продуктов — табака, опиума и др. веществ.

Курение табака — одна из наиболее распространенных опасных и вредных привычек в мире. Курение получило широкое распространение в Европе и России с XVI-XVII вв., хотя и раньше люди были склонны увлекаться этим.

Курение способствует развитию болезней сердца, сосудов, желудка, легких и т. д. Табачный дым содержит канцерогенные вещества. Курение вызывает хронический бронхит и атеросклероз, провоцирует развитие рака легких и ишемической болезни сердца. Курение также негативно влияет на мозг и снижает интеллектуальные способности человека.

Многие еще помнят времена, когда курящая на улице женщина вызывала негативную реакцию окружающих, так как это было большой редкостью. Сегодня даже подростки курят без всякого стыда, демонстрируя мнимую взрослость, и это уже ни у кого не вызывает удивления. Люди привыкли к такому поведению детей и, в крайнем случае, просто сокрушительно вздыхают, даже не пытаясь сделать замечание.

Курение стало частью нашей жизни, и потому опасность, которую представляет табак для здоровья населения планеты, беспрецедентна: около 4,2 млн жителей он убивает ежегодно, на долю Европы в год приходится до 1,2 млн смертей.

Прогноз Всемирной организации здравоохранения еще более страшен: к 2020 г. табак может стать причиной гибели до 10 млн людей ежегодно.

Курение — фактор риска, вызывающий более 25 опасных болезней, которые приводят к повышению смертности.

Ежегодно от болезней, связанных с курением, в России умирает 300 тыс. человек. По потреблению табака наша страна занимает третье место в мире после Китая и США, а по темпам роста курения — первое.

Во всем мире проводятся кампании по борьбе с курением. Считаю, что немаловажную роль в борьбе с этой болезнью века могут сыграть традиционные религии мира.

Как законы Ислама относятся к этому вредному явлению?

В Шариате существуют следующие принципы, на основании которых с положительной и отрицательной сторон оцениваются человеческие поступки. Это харам (запретное), халал (дозволенное), макрух (неприемлемое, порицаемое), мандуб (рекомендуемое), Мубах (дозволенное, не осужденное).

Харам — это категорический запрет, недозволенное, халал — абсолютно дозволенное. Мандуб и мубах ближе к халал, а макрух ближе к харам. Однако между харам (запретное) и макрух (порицательное) есть существенная разница юридического характера. Нарушение харам — судимое, макрух — принципиальное, но не судимое. Например, убийство или воровство — харам, за это судят, а курение — это макрух.

Почему в Исламе нет категорического запрета на курение? Ответ на этот вопрос можно найти в истории. Мы мало знаем о том, что дым в истории религий имеет священный статус, курение может быть успокаивающим средством, способствовать снятию стресса и т. д. Древние люди сушили различные травы, сжигали их, дымом изгоняли вредных духов, защищали младенцев и детей от сглаза. И сейчас в Средней Азии и других странах Ближнего и Среднего Востока дымом окуривают, сушат урюк и чернослив, и после такой обработки фрукты долго не портятся, так как при сушке дымом уничтожаются микробы.

Дым с древности использовали в народной медицине. Всем хорошо известно, что в летнее время не дают покоя людям и животным комары, мухи и другие насекомые. В древние еще времена пытались получить ядовитый дым, который изгонял бы насекомых, но не вредил при этом людям и животным. В мусульманских странах для получения дыма и естественного горючего средства для приготовления пищи и обогрева помещения нашли уникальное средство. Искали ядовитые травы и другие растения, сжигали их и получали дым, но полученный таким образом дым был очень дорогостоящим, так как травы и лесные ресурсы на Востоке вообще, особенно в пустынных местах, очень скудны. Наконец, стали использовать помет верблюда, коровы, буйвола, смешанный с саманом и другими сухими травами: из этой смеси стали делать лепешки, их сушили и использовали по мере надобности, и это оказалось самым надежным средством получения горючего и дыма, которое использовалось в хозяйстве и в быту.

Арабское название этого горючего средства тазак (кизяк) сохранилось у тюркских и иранских народов.

Самое важное то, что тазак (кизяк) горит долго и медленно, и горение сопровождается выделением дыма. Ядовитый дым тазака быстро изгоняет комаров, мух и других насекомых. Интересно то, что до появления спичек и электрического огня главным источником огня был тазак. Кочевники вешали его в специальном сосуде на верблюдах и ослах и так кочевали по пустыне.

Тазак как естественное природное горючее и по сей день не потерял своего значения. В сельских местностях на Востоке, где нет газа и электричества, и сейчас можно наблюдать средневековые обычаи подготовки горючих средств. Утром, когда крупнорогатые животные (корова, буйвол) уходят на пастбище, и вечером, когда они возвращаются в село, появляются мальчики и девочки с ведрами, ходят за животными и собирают за ними то, из чего будут готовить тазак. Понятно, этим занимаются самые бедные жители села, которые не в состоянии купить дрова и уголь.

«Священный дым» широко применяется в христианских обрядах: так, используется, например, дым ладана, ароматической смолы, собираемой в надрезах коры дерева босвеллия, растущего в Восточной Африке и на юго-западе Аравийского полуострова. Ладан при сжигании дает ароматный дым, который используется в различных культах, как для выкуривания злых духов, так и для воскурения фимиама богам.

Ладанка — специальная сумочка с ладаном и талисманом — некоторыми верующими людьми носится на шее вместе с крестом. Согласно поверьям, ладанка обладает магическим свойством отгонять злых духов, охранять от несчастья. Ладанка означает также «курильница», которая ставится перед киотом (в православии застекленный шкафчик (или ящик) для икон). Киот используется как витрина для размещения предметов религиозного поклонения.

Дым — прекрасное средство для защиты от укусов пчел. Дым и огонь были священными у древних тюркских народов. Они считали, что если дома есть оджак и дым, там — жизнь. Оджак — древнетюркское слово, в переводе на русский язык означает «очаг». Дым использовали во время войн в сигнальных системах; с помощью дыма получают разные виды масел.

Необходимо отметить, что в Исламе не предусмотрена жесткая и заранее заданная установка для всех человеческих поступков и действий. Норму поведения можно сформулировать следующим образом: «Поступай так, как поступил бы (или порекомендовал поступить) Божий посланник, Пророк Мухаммад»... То есть человеку предоставляется право выбора.

В Коране Всевышним сказано: «Скажи: Поистине, запретил Господь мой только непристойные поступки, как явные, так и тайные» (Коран, сура «Аль-Араф» 33).

Тут же приведу высказывание Пророка, напрямую отвечающее на вопрос о курении: «Не сможет человек уйти от Господа миров, пока он не отчитается за четыре вещи. Во-первых, это отчет за прожитую жизнь, он должен будет ответить, на что он потратил отведенное ему время жизни на земле. Во-вторых, человек должен отчитаться за науку, которую он усвоил и за то, на что он потратил полученные знания. В-третьих, человек ответит за то, на что он потратил свои имущество и средства. В-четвертых, он ответит за то, как он следил за своим здоровьем» (Хаким, Ибн Хиббан).

Из вышеприведенного хадиса следует, что люди обязаны избегать всего, что отрицательно воздействует на организм. К тому же, курильщик, отравляясь сам, отравляет окружающих. Кто-либо может возразить: «Но ведь о табаке ни в Коране, ни в Сунне ничего не сказано». Это и понятно, так как во времена посланника Аллаха и его сподвижников табака в Аравии не было, поэтому в Исламе нет категорического запрета на курение.

В заключение приведем хадис — изречение Пророка Мухаммеда:

«Дозволенное (Аллахом — халал) очевидно и запрещенное (Аллахом — харам) очевидно, а между ними находится то, что неочевидно и что многие люди не знают (отнести ли его к запрещенному или дозволенному), и тот, кто остерегается неочевидного и избегает его, сохраняет в чистоте свою религию и честь. Тот же, кто впадает в смутное и сомнительное, подобен пастырю, пасущему (скот) вблизи заповедного для него места, куда он, того и гляди, вступит. Ведь у каждого владыки есть нечто заповедное. Воистину у Аллаха на его земле заповедными являются его запреты».

Таким образом, совершенно очевидно, что великий Пророк прямо призывал действовать разумно, ибо из всех творений Бога только человек наделен умом и должен понимать, что курение очень вредно, хоть курение и не попадает в категорию харам. Министерство здравоохранения сегодня предупреждает о вреде курения, а мусульманский Пророк говорил об этом 1400 лет назад.

Говоря о курении в странах Востока, необходимо сказать о курительном приборе — кальяне «наргиле», который широко используют курильщики в Иране, арабских странах, Турции и в других странах Ислама.

Наргиле происходит от индийского названия кокосовой пальмы. Из кокоса получают масло для производства шампуней, мыла и свечей; из него же изготавливают «кашкул» (большая чаша из кокосового ореха, носимая суфийскими дервишами на перевязи).

Из кокоса прежде изготавливали курительный прибор — кальян «наргиле». Этот курительный прибор широко распространился в мусульманских странах и через Иран в Европе. В чайханах, в парках многих городов Ирана и арабских стран выставлены эти курительные приборы, обрамленные золотым кольцом, где дым проходит через воду и бурлит, поэтому иногда этот курительный прибор называют «наргиле» — «хор-хор Кальян» (Бурлящий кальян). Считается, что проходя через воду, дым якобы очищается от никотина, — но это неверно, ибо канцерогенные вещества сохраняются.

Кальян как прибор для курения ныне постепенно выходит из употребления. Тем не менее широко распространенные различные виды сигарет и трубок из стран Европы и США, реклама сигарет и даже антиреклама курения по телевидению, радио, в средствах массовой информации частично достигают своей цели и в странах Азии и Африки. Предпринимаются попытки — в сознании курильщиков убрать кальян на второй план.

Кальян состоит из трубки с табаком, нижний конец которой опущен в сосуд с водой, и шланга, введенного в сосуд выше уровня воды. Вдыхаемый дым проходит через воду и частично очищается от никотина. В зависимости от крепости в табачных и других растениях содержится от 2% и более никотинаяда. Даже в малых дозах никотин возбуждающе действует на нервную систему; в больших дозах никотин вызывает паралич, остановку дыхания, прекращение сердечной деятельности. Многократное поглощение никотина даже небольшими дозами у злостных курильщиков табака вызывает синдром — никотинизм, следствием чего являются снижение памяти, работоспособности, кашель с мокротой и другие неприятные ощущения. Поэтому различные рекламы, пропаганда кальяна как очистительного прибора от ядовитых веществ, содержащихся в табаке, не спасает организм курильщиков от отравления и способствует только сокращению их жизни. Уместно напомнить: не случаен тот факт, что никотин применяют для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений.

В то же время нельзя отрицать социально-политическое значение кафетериев, чайханы, специальных центров, где представлены самые различные виды кальянов (приборы для курения больших и малых размеров, позолоченные и простые). В перечисленных местах собирается большое число людей — не только курильщики табака — пьют ароматный чай, кофе, беседуют, обмениваются информацией о политике, литературе, культуре, устраивают дискуссии, нередко собираются и футбольные болельщики.

Курение табака, вред, который он приносит организму, — общечеловеческие факторы, ибо курят и на Востоке, и на Западе, и мусульмане, и немусульмане. Приводимые в этой работе исторические факты о значении дыма в хозяйстве, в народной и научной медицине, во время войны, в религиозных ритуалах и обрядах, в борьбе с опасными насекомыми и т. д. доказывают, что отношение к дыму и курению приблизительно одинаковое и на Востоке, и на Западе.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

И. В. Рак.
Египетская мифология

Джеймс Веллард.
Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес

Всеволод Авдиев.
Военная история Древнего Египта. Том 2

А. Кравчук.
Закат Птолемеев
e-mail: historylib@yandex.ru