Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Глава 9. Мусульманский календарь на службе Шариата

Ислам возник и распространялся в ожесточенной борьбе против языческих верований, обычаев и традиций. Доисламские традиции на Аравийском полуострове и лунный календарь, который использовали арабы и другие семитские племена в Аравии, были тесно связаны с местными языческими верованиями. Изменение календарных дат праздников и отмена ритуалов, в которых отражались традиции местных языческих верований, помогло успешно преодолеть арабское язычество.

Следует также подчеркнуть, что подобные конфликты возникали постоянно между Пророком Мухаммадом и поэтами доисламского периода джахилии. Многие арабские поэты времен джахилии жили в период раннего Ислама и мешали Пророку Мухаммаду и его сподвижникам в деле распространения Ислама. Натурализм в поэзии доисламского периода буквально противоречит исламским нормам нравственности; этот принцип был одним из серьезных препятствий на пути принятия населением новых моральных принципов Ислама. Доисламские поэты не стеснялись описывать и воспевать в своих стихах все без исключения части тела человека, что было недопустимым с точки зрения моральных принципов Ислама и Шариата. Пророк Мухаммад в одном своем изречении (хадисе) говорил, что его долг перед Аллахом и людьми — «усовершенствовать моральные принципы».

Имеется любопытный хадис. Современником Пророка Мухаммада был некий поэт Сухайль ибн Амр — из эпохи джахилии; в своих стихах он чернил Пророка Мухаммада и Ислам. Сподвижник Пророка Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «О посланник Аллаха, разреши мне выбить передние зубы Сухайла ибн Ам-ра, чтобы его язык высовывался из его рта и не смог ораторствовать против тебя». Пророк Мухаммад не разрешил Умару ибн аль-Хаттабу сделать этого.

Прежде чем изложить суть календарной реформы, проведенной Пророком Мухаммадом и его сподвижниками, необходимо коротко остановиться на истории различных доисламских лунных и солнечных календарей, которые служили отправным пунктом возникновения мусульманского лунного календаря — хиджри камари.

Представления о календаре возникли в глубокой древности, на заре развития человеческой цивилизации. Беспрерывные смены света и темноты, времен года играли важную роль в трудовой деятельности человека, и, естественно, человек должен был с этим считаться и приспосабливать свою жизнедеятельность к мерам времени природы — суткам.

Пытаясь разгадать тайны чередования дня и ночи, холодного, теплого и жаркого периодов, люди обратили внимание на движение небесных тел. Древние жители Вавилона установили, что видимые фазы Луны сменяются от одного новолуния до другого примерно в течение 29,5 суток: так человечество узнало природную меру времени — месяц. Было решено ввести попеременное чередование количества дней в месяце — 29 или 30, а позже лунный месяц был разделен на семь дней в соответствии с числом небесных светил, которые, согласно представлениям того времени, обращались вокруг земли.

Названия дней недели были даны по названиям небесных светил: суббота называлась днем Сатурна, воскресенье — днем Солнца, понедельник — днем Луны, вторник — днем Марса, среда — днем Меркурия, четверг — днем Юпитера, пятница — днем Венеры.

Древние люди испытывали определенные затруднения в использовании лунного календаря, поскольку было очень сложно соотнести его со временами года, длительность которых обусловливалась продолжительностью солнечного года. Конечно, делались попытки поиска календарных систем, связанных с видимым годичным движением Солнца. Это удалось древним египтянам. Созданный в 5-м тысячелетии до н. э. древнеегипетский календарь указывал началом года день, когда самая яркая звезда неба — Сириус — впервые после двухмесячного периода отсутствия на небе перед восходом Солнца появлялась над горизонтом.

Древнеегипетские астрономы в результате наблюдений за Нилом установили, что разлив этой реки всегда совпадает с периодом летнего солнцестояния и с этим же временем совпадает появление перед восходом Солнца звезды Сириус. Позже древневавилонского лунного календаря возник древнеегипетский календарь, связанный с Солнцем, Нилом и Сириусом. Состоял он примерно из 365 суток. Естественно, древнеегипетский счет времени в значительной степени устранял недостатки лунного календаря. Но и в древнеегипетском календаре ежегодно происходила ошибка.

Радикальным усовершенствованием солнечного календаря мир обязан египетскому астроному Созигену. Именно календарная система, разработанная Созигеном, была введена декретом римского императора Юлия Цезаря в 46 г. до н. э. В 325 г., после признания этого календаря Никейским Собором, календарь получил широкое распространение в христианских странах, и в честь Юлия Цезаря стал называться юлианским.

И в юлианском календаре имелся существенный недостаток, и потому продолжалось его усовершенствование. Реформа 1582 г., проведенная при Папе Григории XIII, способствовала приближению продолжительности календарного года и тропического и восстановлению нарушенного соответствия юлианского года тропическому.

Первыми распространителями григорианского календаря были католики. Начиная с 1582 г., новый календарь стали вводить в Италии, Испании, Португалии, Бельгии, Франции и других странах. В СССР григорианский календарь введен с 14 февраля 1918 г.

В странах Востока наряду с солнечным григорианским применяются и другие календарные системы. Большое распространение имеет лунная календарная система, разработанная древними вавилонянами. У мусульман эта система известна под названием лунного календаря хиджри. За отправную дату, с которой началось мусульманское летосчисление, приняли 16 июля 622 г. юлианского календаря. Хиджра — переселение Пророка Мухаммада и его приверженцев из Мекки в Медину в 622 г. Наряду с лунными календарями хиджри в ряде мусульманских государств пользуются календарями солнечной хиджри. При этом первым днем первого месяца первого года был день 21 марта, т. е. день весеннего равноденствия.

У некоторых народов летосчисление ведется от «сотворения мира», «от сотворения первого человека».

Продолжительность лунного года составляет примерно 354 суток, что короче солнечного почти на 11 суток. Чтобы лунный календарь соответствовал солнечному, до Ислама арабы стали учитывать разницу между лунным и солнечным годами и прибавлять дополнительный, тринадцатый месяц к лунному году всякий раз, когда эта разница составляла полный месяц. В каждом 24-летнем цикле года имелось 9 лет, в которых было не 12, а 13 лунных месяцев. Чтобы лунный календарь соотносился с солнечным, фактически доисламские арабы год выводили по Солнцу, а месяцы — по Луне.

Широкое распространение в наше время получила христианская эра (Рождество Христово), впервые предложенная в IV в. н. э. римским монахом Дионисием. По мере распространения христианства внедрялась и христианская эра. Таким образом, дата Нового года в странах Европы начинается 1 января. В России начало года — 1 января — введено в 1699 г. Петром I.

«Рождество Христово» (рождение Девой Марией сына Божьего Иисуса) — один из главных христианских праздников. В православии оно отмечается 25 декабря (7 января). Первоначально «Рождество Христово» отмечалось 6 января вместе с «крещением» и «богоявлением» и лишь в IV в. было перенесено на 25 декабря; причина этого была в том, что в Древней Греции день рождения Диониса, древнеегипетского бога Осириса, отмечалось именно 6 января. А рождение древнеиранского бога Митры праздновалось 25 декабря. Таким образом, перенесение «Рождества Христова» с 6 января на 25 декабря произошло с целью вытеснения культа древнеиранского бога Митры.

У христиан есть еще одно отмечаемое рождество — «Рождество Богородицы». В православии оно отмечается 8 (21) сентября. Значение этой даты определяется той ролью, которая отводится церковью Деве Марии, давшей миру Иисуса Христа. Обосновывая «Божественность» Марии, церковь утверждает, что она была зачата «по Божьему обетованию».

Католическая церковь в 1854 г. приняла догмат о непорочном зачатии ее матерью Анной. Однако православная церковь этот догмат не признает. Временное несовпадение празднования Рождества Христова западными и восточными церквями объясняется принятыми различными системами летосчисления.

В наше время практически все страны мира наряду с национальными используют удобный григорианский календарь. Естественно, около 60 мусульманских стран с более чем полуторамиллиардным населением наряду с мусульманским лунным календарем хиджри широко используют григорианский, независимо от различных вероисповеданий.

Что касается мусульманских праздников — Курбан-байрам (жертвоприношение), Ураза-байрам (праздник разговения по случаю окончания мусульманского поста), Мавлид (день рождения Пророка Мухаммада), Ми'радж (вознесение Пророка Мухаммада на небо) и других, — то они отмечаются только по мусульманскому лунному календарю — хиджри. Некоторые мусульманские народы — азербайджанцы, иранцы, узбеки, таджики, афганцы и другие отмечают солнечный Новый год — Навруз — ежегодно примерно 21 марта.

Теперь остановимся на подробном анализе вопроса о лунно-солнечном календаре, который использовался доисламскими арабами и который был ликвидирован Пророком Мухаммадом и его сподвижниками.

В доисламском лунно-солнечном календаре месяцы относительно стабильно отражали положения сезона года. Не случайно и названия месяцев отражали явления того или иного сезона года; эти названия, данные доисламскими арабами, содержат определенные исторические сведения, а именно — чем занимались люди в эти месяцы. Так, например, названия месяцев и их этимология, дошедшие от доисламских арабов, сохранившиеся и сегодня в мусульманском календаре, таковы:

1. Мухаррам— «запретный, священный», по религиозным традициям доисламских арабов, в этот месяц запрещались войны и военные походы. То же относилось к 7-му, 11-му и 12-му месяцам года. Таким образом, 4 месяца: мухаррам, раджаб, зуль-када и зуль-хиджжа — были запретными для военных походов.

2. Сафар — «желтый». В этом месяце на арабов часто обрушивалась болезнь — моровая язва, при которой у больного желтело лицо.

3 и 4. Раби аль-Авваль, раби ас-Сани (раби-1, раби-2 — означает «весна»; арабы до Ислама вкладывали в это слово смысл «осень».

5 и 6. Джумада аль-Уля, джумада аль-Ахира (джумада-1, джумада-2 — означает «застывать». В эти месяцы начинались заморозки, т. е. начинался зимний период.

7. Раджаб — рекомендовано воздерживаться от военных походов.

8. Шаабан — «разветвляться», «расходиться».

В этом месяце доисламские арабы совершали военные набеги.

9. Рамадан (или рамазан) — «быть жгучим» от «рамида». Жаркий месяц; доисламские арабы в жаркое время года соблюдали пост.

10. Шаввал — «подниматься, нести, переносить» — в этом месяце доисламские арабы снимались со стоянки.

11. Зуль-када— «сидеть, оставаться». В этом месяце арабы-кочевники предпочтительно вели оседлый образ жизни.

12. Зуль-хиджжа (хаджж) — в этот месяц доисламские арабы совершали паломничество к Каабе (эта традиция доисламских арабов сохраняется и в Исламе).

13-й месяц наси (дополнительный) — использовался доисламскими арабами для согласования лунно-солнечного календаря.

В домусульманской системе летосчисления в названиях семи дней недели прослеживаются древние названия небесных светил:

Сатурн — зухайль (суббота);

Солнце — шамс (воскресенье);

Луна — камар (понедельник);

Марс — аль-Миррих (вторник);

Меркурий — утарид (среда);

Юпитер — аль-Муштари (четверг);

Венера — аз-Зухра (пятница).

Названия арабо-мусульманских месяцев по лунному календарю — хиджри — следующие:

1. Мухаррам — 30 дней.

2. Сафар — 29 дней.

3. Раби аль-аввал — 30 дней.

4. Раби ас-сани — 29 дней.

5. Джумада аль-уля — 30 дней.

6. Джумада аль-ахира — 29 дней.

7. Раджаб — 30 дней.

8. Шаабан — 29 дней.

9. Рамадан (Рамазан) — 30 дней.

10. Шаввал — 29 дней.

11. Зуль-гсада — 30 дней.

12. Зуль-хиджжа — 29 дней.

В 631 г., за год до своей смерти, Пророк Мухаммад запретил вводить тринадцатый — дополнительный месяц — Наси. Таким образом, после возникновения Ислама арабы и все мусульмане вернулись к древнему лунному календарю в новом исламском одеянии и, естественно, названия месяцев, отображавших тот или иной сезон года, характер трудовой деятельности потеряли смысловое значение. Все мусульманские обряды, ритуалы, праздники и посты плавают, смещаются и отмечаются в разные времена года и в разные сезоны в связи со смешанным состоянием месяцев лунного календаря — хиджри.

В 638 г. 2-й праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб ввел лунный календарь — хиджри — в государственный обиход на территории халифата от Атлантического океана до Индийского, Средиземного моря до Испании.

Запрет 13-го дополнительного месяца в мусульманском лунном календаре, введенный Пророком Мухаммадом, имел большое религиозно-политическое значение. Известно, что бытовые, религиозные, трудовые обычаи, традиции доисламских арабов были тесно связаны с арабским язычеством и доисламским лунным календарем, которые препятствовали переходу язычников в Ислам. Даже доисламская поэзия, которая демонстрировала языческие традиции и чувства, была серьезным духовным препятствием на пути перехода к Исламу. Не случайно у Пророка Мухаммада были серьезные конфликтные отношения с поэтами. Воспевая доисламские обычаи и традиции, поэты эпохи джахилии и поэты — современники Пророка — способствовали консервации языческих традиций. Пророк Мухаммад и его сподвижники подорвали духовные корни арабского язычества. Мусульманские ученые считают, что реформы лунного календаря, осуществленные Пророком Мухаммадом, имели не только религиозные, но и медико-оздоровительное значение. Так, например, по лунному мусульманскому календарю пост приходилось соблюдать в разные времена года в связи с плавающим смещением месяцев. Мусульманские врачи утверждают, что соблюдение поста и совершение паломничества в разное время года способствуют тому, что человеческий организм благоприятным образом переносит различные погодные условия. С другой стороны, мусульмане, живущие в климатических условиях Севера, которые плохо переносят жару, могут совершать паломничество в Мекку в то время, когда хаджж приходится на прохладное время года. Например, в этом году паломничество в Мекку по календарю хиджри приходится на начало января 2006 г., поэтому мусульманам России очень удобно совершить хаджж в это время, когда в Аравии относительно нежарко.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

И. В. Рак.
Египетская мифология

Пьер Монте.
Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура

Эммануэль Анати.
Палестина до древних евреев

Пьер Монтэ.
Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

Игорь Тимофеев.
Бируни
e-mail: historylib@yandex.ru