Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Глава 8. Ислам, Шариат и экология

Ислам не разделяет функции религии и государства, политику и мораль, нормы хозяйственной деятельности и образа жизни, и это позволяет рассматривать как религиозную проблему такое важнейшее явление современной жизни, как экологический кризис.

Ислам зародился в регионе с чрезвычайно жарким климатом, на Аравийском полуострове, где более 80% территории составляют пустыни. Поэтому горы, долины, лесные островки, источники воды в арабских и других мусульманских странах — священные места. Их описание в Священном Коране в картинах райского блаженства вдохновляло мусульманских и не только мусульманских поэтов.

Мусульманское представление о природе и человеке носит сакральный характер, ибо и человек, и природа — великие священные творения Бога. В Исламе человек несет ответственность перед Богом за сохранность чистоты и красоты природы. Пророк Мухаммад в одном своем хадисе (изречении) говорит: «Аллах Красивый, Он любит красоту». Мусульманские богословы говорят: «любить Аллаха означает любить Его творения — природу, человека, животный мир».

Многовековая история кочевников свидетельствует об их благоговейном отношении к среде обитания. Бедуины не имели научных знаний о природе, но жизненный опыт научил их беречь ее первородную чистоту и гармонию. В деле защиты природы и сейчас полезен опыт давних поколений мусульман Востока.

Циклический кочевой образ жизни обитателей территорий Азии и Африки был связан с естественной жизнь живой природы и не нарушал ее гармонии и равновесия. Переходя из одной долины в другую, кочевники тем самым давали пастбищам возможность отдохнуть и обновить себя. Никогда оседлые народы, безусловно, не вернутся к кочевому образу жизни, однако множество «деталей» представлений и поступков мусульман в их отношениях с природой могут быть полезными и в наше время.

Изучая миграционные процессы, завоевательные походы древних и средневековых народов, историки уделяют основное внимание их социально-экономическим причинам. Кроме названных, завоевательные походы древних египтян, ассирийцев, вавилонян, греков, персов, римлян, средневековых арабов, тюрков и монголов имели и экологические причины. Возникшие конфликты между человеком и природой, демографический взрыв на Аравийском полуострове и в регионах обитания тюркских и монгольских племен приводили к тому, что занимаемые ими земли не могли прокормить людей и скот.

До великих арабо-мусульманских завоеваний Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Испании и Сицилии несколько веков на Аравийском полуострове не утихали межплеменные войны за жизненные пространства. Сильные племена вытесняли слабые с плодородных земель и пастбищ, чем нарушались традиционные циклические перемещения кочевников из одной долины в другую. Земле не давали возможности отдохнуть и восстановить себя. Но уставшая земля не могла прокормить и победителей. Уход с прежних земель оказывался единственным выходом из положения, и это было благом и для людей, и для природы. В поисках новых жизненных пространств арабы двинулись на земли соседних стран: в первую очередь Ирана и Византии.

Ислам объединил враждующие племена Аравийского полуострова. За четверть века под знаменем Ислама они завоевали центры древнейших цивилизаций — Месопотамии, Египта, Сирии, Ирана, Средней Азии, Северной Африки, восточные колонии Византии. Почти 80% арабов навсегда покинули Аравийский полуостров. Сегодня, спустя четырнадцать веков, их насчитывается во всем мире более трехсот миллионов, но пятеро из каждых шести арабов проживают за пределами обители своих предков.

Так, завоеваниями VII—VIII вв. арабы-мусульмане разрешили проблемы своего выживания, избавившись на тот момент от экологической угрозы, но если нарушается гармония в отношении людей к природе, опасность подобной угрозы оказывается реально близкой. И она должна рассматриваться применительно не только к масштабной деятельности человека — вырубке лесов, отводу рек в новые русла и т. п., или, как теперь говорят, к перенасыщению промышленными предприятиями и возведению мегаполисов: природа беззащитна и перед бездумной и небережливой деятельностью всякого отдельного человека.

Пророк Мухаммад говорил: «Для мусульман являются общими: вода, огонь, пастбища и соль». В древние времена выжить на Аравийском полуострове можно было лишь сообща, и поэтому пастбища и источники воды были общей собственностью. Общинный контроль над их использованием гарантировал мирное сосуществование людей и оберегал природу ОТ насилия.

Греховность частной собственности на землю зафиксирована в шариатских законах о землепользовании. Климатические условия и характер хозяйствования людей на земле породили эти законы.

Земледелие могло быть эффективным лишь при использовании искусственного орошения, а оно неизбежно должно быть делом государства, общины. Пригодных для орошения земель в странах мусульманского Востока всегда было недостаточно, поэтому мусульманское право — Шариат осуждает собственников, которые по каким-либо причинам не орошают и не возделывают свои земли и при этом никому их не уступают. Бывало, что правители забирали невозделываемые участки земли у их владельцев: такая мера предотвращала социальный и экологический кризис.

С точки зрения Ислама, человек, животный мир и природа в целом являются творением Бога. В Коране утверждается, что Бог сотворил и небо, и землю, и животных, чтобы они дали пользу людям. «А если ты их спросишь, кто сотворил небеса и землю, они, конечно, скажут: "сотворил их Славный и Мудрый, который устроил для вас землю колыбелью и устроил для вас на ней дороги, и может быть вы пойдете прямо" (24:8-10).

По Исламу долг человека — охранять землю и соразмерно использовать ее во благо. Человек стоит на земле, и небо посылает ему воду, чтобы земля дала свои плоды человеку: «и который низвел с неба воду по мере. И подняли Мы ее страну мертвую».

Природа не всегда и не везде благоприятна для человека: ураганы, наводнения, землетрясения, засуха и прочие катаклизмы причиняют людям беды. В Коране, изречениях Пророка, в трудах теологов утверждается, что все эти стихийные природные бедствия происходят по воле Бога: Он испытывает людей и ждет, чтобы человек своим умом превозмог бедствия — ведь свыше ему дан разум. Для мусульманина большой грех проклинать природу. Сподвижник Пророка Мухаммада Абу Абу-л-Мунзир Убай бин Ка'б рассказывает, что благословенный посланник

Аллаха говорил: «Не ругайте природу, потому что она подчиняется Господу. Когда вы видите неприятное в природе, произносите молитвенные слова: «Господи! от Тебя просим благо природы. Ищем у Тебя убежища от ее злости и причиняемого нам ущерба». Другой знаменитый сподвижник Мухаммада Абу-Хурейра приводит слова Пророка: «Ветер является даром и благом Божьим. Иногда он причиняет человеку горе, а иногда приносит благо. Не проклинайте ветер, просите благо от Бога и ищите убежище у Господа от беды природы».

В Коране сказано, что Бог сотворил животных, «чтобы вы утверждались на их спинах, а потом понимали милость Господа вашего, когда утвердитесь на нем, и говорили: «Хвала Тому, кто подчинил нам это, когда мы не были в силах достичь этого. И поистине мы к Господу нашему возвращаемся» (24:12-14).

Пророк Мухаммад и его сподвижники внушали людям заботу и любовь к животным, которые облегчают их труд. В одном из хадисов рассказывается, что имам Али, двоюродный брат и зять Пророка, когда садился на верблюда, говорил: «Бисмиллах» (во имя Аллаха), а когда удобно устраивался на спине животного, то благословлял Бога за то, что Он дарил людям животное для преодоления (ими) слабости своей.

Сподвижник Пророка Мухаммада Ибн Умар рассказывал: посланнику Аллаха стало известно, что некая женщина заперла кошку в помещении, не кормила и не поила ее и не допускала, чтобы кошка ела насекомых, вследствие чего кошка погибла. Пророк сказал, что эта женщина подвергнется мучительному наказанию в аду. Далее Ибн Умар рассказывает, ЧТО группа юношей из рода курайшитов упражнялась в стрельбе из лука по живым птицам, и они платили определенную плату хозяину птицы за каждую не попавшую в цель стрелу. Когда юноши увидели Ибн Умара, то разбежались. Ибн Умар сказал: «Кто стрелял, будь он проклят».

Как известно, в мусульманских странах, — как и в других, — ставили клеймо на своих животных, чтобы было легко их отличить. Сподвижник Мухаммада Ибн Аббас рассказывает, что однажды благословенный Пророк заметил клеймо на морде животного и выразил свое неодобрение: он сказал, что если необходимо поставить клеймо на животном, нужно выбирать другое место на его теле. По указанию Ибн Аббаса клеймо стали ставить на бедре, так как клеймо в этом месте наименее болезненно для животного; первым, кто ставил клеймо именно так, был сам Ибн Аббас.

Пророк Мухаммад предостерегал людей от жестокого отношения к животным и птицам. Есть такой хадис Пророка. Сподвижник Мухаммада Ибн Масуд рассказывает, что однажды он вместе с посланником Аллаха путешествовал. Благословенный Пророк удалился, чтобы совершить ритуальное омовение. В это время он увидел маленькую горную птичку с двумя детенышами. Он взял детенышей птички. Когда птичка не обнаружила своих детенышей, от горя она стала биться крылышками. В это время Пророк вернулся и, заметив, что произошло, повелел положить птенцов на место. Он также пристыдил Ибн Масуда за то, что тот поджег гнездо муравьев. Пророк говорил, что наказание огнем — дело только Аллаха.

О жестоком отношении к животным образно говорил халиф Али — двоюродный брат и зять Пророка Мухаммада: «У животных нет кладбища, а у человека есть кладбища. Желудок человека является местом кладбища животного».

У арабов самое универсальное животное, которое с головы до ног используется в быту, — это верблюд. В пустыне верблюд не имеет себе равных. Мясо, шерсть, молоко, кожа верблюда всегда были необходимы арабам-кочевникам, но и этим не исчерпывается использование верблюда. «Помет верблюда служил топливом, а моча употреблялась как косметическое средство или как лекарство. При отсутствии воды бедуинки мыли своих младенцев этой жидкостью. Она служила испытанным средством для борьбы с паразитами. По этой причине бедуинки предпочитали эту жидкость воде, когда делали себе прически. Согласно рецептам народной арабской медицины, верблюжья моча — лучшее лекарство против лихорадки; она же употребляется и как тонизирующее средство; желудочный сок, извлеченный из молодого верблюда, считается очень хорошим средством при болезни желудка»88.

Существует теория, связывающая происхождение доисламской арабской поэзии с ритмичным движением верблюда: «Когда ехавший на нем бедуин приноравливал свое пение к размеренному шагу животного, в то же время ритм этого пения вызывал соответствующий ритм шага у музыкально восприимчивого верблюда»89.

Пение бедуина, соответствующее ритмичному шагу верблюда, и ритмичные звонки колокольцев приводили в возбуждение как верблюда, так и бедуина, и все это помогало снять усталость и уныние. На основе ритмичного движения верблюда и звука его колокольчика были созданы десятки музыкальных макаматов, которые легли в основу музыкальных произведений многих народов Ближнего и Среднего Востока.

Еще одна деталь. В противовес утверждениям, будто верблюд — равнодушное, глупое и трусливое животное, арабы-бедуины считают верблюда красивым, умным и чувствительным. Когда верблюда

собираются резать, в его глазах видны слезы и страх. Пожалуй, нет ни одного доисламского и более позднего поэта-араба, который не воспел бы красоту верблюда.

Любопытны сведения, характеризующие верблюда как животное, обладающее тонким чутьем, помогающим при движении каравана. Вот что написано в известном философском трактате XI в. «Расаил Ихван ас-сафа» («Послание Братьев чистоты»): «Среди животных имеются такие, которые являются более совершенными по чувственной силе и ориентировочным способностям. Например, верблюд, несмотря на длину своих ног, шеи и удаленность головы от земли, хорошо видит в темноте место и разбирает расстояние своих шагов от пропасти во время трудного пути. Он видит то, что люди не могут видеть и при свете лампы», и далее: «Братья чистоты объясняют своеобразное строение тела верблюда таким образом: "Причина длины шеи верблюда состоит в том, что, во-первых, шея должна быть пропорциональна его длинным ногам, во-вторых, чтобы он мог доставать и есть траву с земли, и, в-третьих, длинная шея верблюда помогает ему легко подняться с земли. Верблюд нуждается в длинной шее еще и для того, чтобы своей мордой доставать и чистить все тело"90.

Местом, где разводят самых лучших в мусульманском мире одногорбых верблюдов, продолжает оставаться арабский мир. Арабский словарь терминов, связанных с верблюдом, содержит десятки наименований этого животного и множество самых добрых и лестных эпитетов, свидетельствующих о гармонии отношения мусульман к животному миру, не ограничивающегося только меркантильными интересами.

Добыча диких зверей и птиц, а также ловля их для расселения в различных регионах, использования в зоопарках, а также для изучения животных в целях развития зоологии и защиты от истребления редких животных, является важным научно-хозяйственным ремеслом мусульманских народов. Для мусульман же все, связанное с животным миром, имеет и морально-нравственное значение, освященное их религией.

Ислам допускает охоту на тех диких животных, мясо которых позволено употреблять в пищу, а также на хищных животных, истребление которых приносит хозяйственную пользу. Ислам требует во время охоты соблюдать определенную этику и правила: для всякого дела должен быть предел и мера при надлежащем порядке. Нельзя охотиться каждый день, нельзя допускать изнеможения себя, природы и животных. Шариат предписывает не садиться на низкорослого коня, ибо даже видный собой человек на низкорослом коне кажется жалким, если же он мелкий и низкого роста, то на большом коне кажется высоким, а пристойный вид охотника — это наслаждение для окружающих.

На спокойного в беге коня следует садиться только в путешествии, ибо, если конь спокоен, то человек может сидеть в седле уверенно, — говорится в некоторых дидактических книгах Ислама; на охоте же и в свите, чтобы быть заметным в обществе, предпочтительнее садиться на коня беспокойного и быстрого.

Как правило, цари, эмиры, вельможи, молодые люди из состоятельных мусульманских семей занимались охотой ради развлечения, а не для добычи пищи, но чаще всего они дарили свою добычу бедным мусульманам, и это считалось благородным исламским милосердием, благотворительностью.

В Коране и Сунне имеются любопытные высказывания относительно осла и петуха. Голос осла считается самым отвратительным, а крик петуха — благородным. Утренний крик петуха совпадает со временем начала утренней молитвы. В одном хадисе Пророка Мухаммада говорится: «Если вы услышали рев осла, произносите: "Прибегаю к Господу от сатаны", и если услышите пение петуха, то просите Бога о Его благодеянии, потому что он увидел ангела».

Гармония и взаимозависимость существования человека и природы, доброе отношение человека к среде обитания, рачительное отношение к ней — такова суть «экологического кодекса» Ислама. Сегодня этот кодекс приобретает огромное значение и особое современное звучание.

Заклание животных, по правилам Шариата, является не только пищевым, но и экологическим вопросом.

С точки зрения Шариата, основополагающим требованием при заклании животного является исключение практики умерщвления в результате применения успокоительного шока, поскольку по своим условиям и нравственным нормам исламский способ заклания является наиболее предпочтительным, так как позволяет отнестись к животному с наибольшей милостью и благосклонностью и смягчить его страдания.

Не случайно Совет Исламской академии в ходе своей 10-й сессии, созванной в Джидде (Саудовская Аравия) 28 июня — 3 июля 1997 г., рассмотрел вопрос «О жертвенных животных и правилах Шариата, регламентирующих принесение животных в жертву».

В материалах сессии, прежде всего, приводится хадис — изречение Пророка Мухаммада: «Тот, кто совершает с нами молитву, обращается к нашей кибле, ест мясо наших жертвенных животных, является мусульманином, на коего распространяется покровительство Аллаха и Его Посланника».

Для правильного заклания животного необходимо руководствоваться следующими правилами:

- лицо, совершающее заклание, должно быть совершеннолетним в здравом уме, мусульманином или человеком Писания (христианином, иудеем);

- человек, осуществляющий заклание, должен во время заклания произнести имя Аллаха над животным; использование магнитофонной записи достаточным не является.

Правильное заклание животного требует соблюдения следующих правил, соответствующих Шариату и подразумевающих доброе отношение и милосердие к животному до заклания, во время и после него:

- нельзя затачивать нож или другой инструмент, используемый для заклания, в присутствии животного

- нельзя резать животное тупым инструментом, принося ему тем дополнительные страдания;

- нельзя отрубать какую-либо часть тела животного до его заклания;

- нельзя сдирать с животного шкуру до его заклания;

- нельзя выщипывать перья птицы до ее заклания;

- не разрешено практиковать успокоительный шок с помощью игольчатого пистолета, топора, молотка, а также используя нагнетание воздуха по английскому методу (для заклания животного);

- запрещено применять успокоительный шок к птице, если опытным путем доказано, что значительная часть птиц гибнет при этом;

- разрешено применять к животным успокоительный шок на основе смеси двуокиси углерода с воздухом или кислородом, а также с помощью шарикового пистолета, если это не приводит к гибели животного до заклания;

- мусульмане, проживающие в неисламских странах, должны стремиться получить от властей разрешение производить заклание животных по исламское методике без успокоительного шока;

- мусульманам, посещающим неисламские страны или постоянно проживающим в них, разрешено употреблять в пишу мясо животных, зарезанных людьми Писания (т. е. христианами и иудеями), если эти животные разрешены для такого их использования с точки зрения Шариата. Следует также убедиться, что к мясопродуктам не примешаны запрещенные Шариатом ингредиенты. Это разрешение не действует, если достоверно известно, что животное было зарезано с нарушением норм Шариата.



88Беляев Е. А. Указ. соч., 58.
89Беляев Е. А. Указ. соч., 59.
90Закуев А . К. Философия «Братьев чистоты». Баку, 1961, 64.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

В. М. Запорожец.
Сельджуки

Е. В. Черезов.
Техника сельского хозяйства Древнего Египта

Владимир Миронов.
Древние цивилизации

Шинни Питер.
Нубийцы. Могущественная цивилизация древней Африки

Эммануэль Анати.
Палестина до древних евреев
e-mail: historylib@yandex.ru