Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Шариат о взимании налогов с иноверцев

Мусульманское право гарантирует защиту жизни, имущества, права, исповедания веры людей зимми — иноверцев, живущих в мусульманской стране и находящихся под защитой и покровительством государства. Арабский историк IX в. Йахья ибн Адам пишет по этому поводу: «Один из мусульман убил человека из народа Священного Писания. Дело для судебного разбирательства было передано Пророку. Посланник Аллаха сказал: «Я имею преимущественное право выполнить обязательство защиты зимма — убитого». Потом по его приказу убийца был предан смерти»76.

По мнению мусульманских законоведов, если «кто имеет ахд — договор или зимма покровительство, то выкуп за его убийство (равен) выкупу за убийство мусульманина» 77.

Как уже говорилось, шариатские законы, ссылаясь на Коран и Сунну, относят христиан и иудеев к категории людей ахлъ алъ-Китаб— «людей Священного Писания» и последователей единого Бога. Иноверец и неверный по Шариату не синонимы. Коран признает истинность библейских пророков от Авраама, Моисея, Давида, включая христианского мессию Иисуса. На этом основании Шариат считает последователей христианской и иудейской религий стоящими ближе к истинной вере, чем язычники и огнепоклонники, но на ступень ниже по сравнению с мусульманами, также и их пророков — на ступень ниже мусульманских, а мусульманский Пророк именуется венцом и печатью пророков (хотим алъ-анбийя).

Поскольку Ислам и последователи этой религии чаще всего сталкивались с последователями иудаизма и христианства, чаще всего торговали, сотрудничали и враждовали с ними, в законах Ислама, естественно, уделено больше внимания христианам и иудеям.

Представители разных вероисповеданий, живущие под покровительством мусульманского закона, оставались иноверцами в мусульманском государстве, законы Шариата не допускали их объединения между собой. «Так, иудей не имел права стать христианином и, наоборот, перейти можно было только в Ислам. Ни один христианин не мог быть наследником иудея, и наоборот, ни один христианин или иудей не мог наследовать имущества мусульманина», ибо хадис гласит: «Между последователями разных вер не может быть наследования»78.

Шариат допускает, чтобы имущество христиан и иудеев переходило в распоряжение мусульман или мусульманского духовенства по завещанию, а иногда и без завещания. Если у христианина или у иудея не было наследников, то их имущество переходило в казну (байт алъ-мал) — в пользу мусульман.

Взиманию налога с мусульман и немусульман в законах Шариата придается особое внимание. Прежде всего, Шариат уточняет деление иноверцев. Это уже известные нам зимми и люди харб. В каноническом Шариате под названием «зимми» подразумевались иудеи, христиане, маги — огнепоклонники, сабейцы, самаритяне. Характерно, что Ислам и Шариат в понятие «зимми» не вкладывают никакого признака национальной принадлежности.

Люди харб (харби) не являются подданными мусульманских стран, и законы Ислама на них не распространяются. Люди харб могут находиться в мусульманских странах в качестве торговцев или в составе миссий иностранных государств. Харби могут быть христиане, иудеи, маги и другие — все, кроме мусульман. Если они не относятся к иностранным миссиям, то не имеют права жить в мусульманской стране более года. В противном случае они должны или перейти в Ислам, или стать зиммиями — подданными мусульманского государства, причем в последнем случае их не принуждают к отречению от своего вероисповедания.

С иноверцев по Шариату взимаются следующие виды налогов: джизъя, харадж, хумс и ушр. Закят взимается только с мусульман, а джизъя — только с иноверцев. Остальные виды налогов взимаются как с мусульман, так и с иноверцев, но в разных размерах, о чем уже говорилось. Харби, привозящие что-либо для продажи в мусульманскую страну, в случае, если им не удастся реализовать свой товар, при noвторном приезде в ту же страну с тем же товаром платят налог ушр вторично.

В деле взимания налога с иноверцев в Шариате есть одна любопытная деталь. Если кто-либо из «людей Священного Писания» становится зиммием — подданным мусульманского государства, — имея под своим покровительством кого-то — тоже из «людей Священного Писания», то перед законом Шариата они уравниваются и с обоих взимается джизъя — подушный налог. В таких случаях, как правило, господин платит налог и за себя, и за своего раба, тогда как мусульманин за раба налог не платит.

Шариат не скрывает, что, облагая налогами мусульман, иноверцев и кяфиров, преследует цель привлечения иноверцев к Исламу: налоговая система Ислама выполняет и функцию призыва к религии. Именно этот аспект мусульманского законодательства о налогах служил одной из главных причин массового перехода в Ислам христиан, иудеев и язычников в раннем Средневековье.

Массовый переход христиан в Ислам наблюдался в Египте, Сирии и других восточных колониях Византийской империи, подпавших под власть арабов в период арабского завоевания. В период распространения Ислама в раннем Средневековье налоговая система Ислама служила средством для привлечения в Ислам иноверцев. Известный арабский историк аль-Балазури писал в IX в., что, когда арабы окружили Казвин (Иран), его жители выбрали мирный договор и, боясь налога джизъя, приняли Ислам. Тот же аль-Балазури сообщает, что, когда арабский полководец Хабиб ибн Маслама аль-Фахри прибыл в Тифлис и заключил с его жителями договор, он обратился к ним со словами: «Если вы обратитесь в Ислам и будете соблюдать молитву, вы будете братьями нашими по вере, а если нет, — на вас джизъя»79.

История знает и случаи, когда мусульманские правители, испытывая экономические затруднения, препятствовали переходу в Ислам иноверцев, дабы не уменьшались доходы правительственной казны, несмотря на слова халифа Умара ибн Абдулазиза о том, что «Аллах послал Мухаммада проповедником Ислама, а не сборщиком налога»80.

Таким образом, законы Ислама о взимании налогов с подданных делают существенное различие между мусульманами и иноверцами. Вместе с тем, когда дело касается бедняков, иноверцы приравниваются к бедным мусульманам, и с них, как и с мусульман, налог не взимается. Известный мусульманский законовед Абу Йусуф писал в VIII в.: «Джизью не взимают с бедных, получающих милостыню, со слепых, с не имеющих ни профессии, ни работы, с парализованных и больных хроническими болезнями, но если они состоятельны, с них взимают так же, как с (состоятельного) слепого»81. В таком же положении были монахи и отшельники: если они были состоятельны, с них джизью взимали, если бедные и получали милостыню от богатых — нет.

По мусульманскому законодательству, право, жизнь, имущество подданных-немусульман гарантируется законом. Тем не менее местные власти далеко не всегда имели ясное представление о налоговой системе. До возникновения юридических школ существовал разнобой во взимании налогов. Но и после канонизации юридических школ в X-XI вв. нередко имело место нарушение законов Шариата.



76Йахья ибн Адам. Указ. соч., 55-56.
77Хрестоматия по истории халифата, 132.
78Меи, А. Указ. соч., 39.
79Алъ-Балазури. Указ. соч., 201-202.
80Абу Йусуф. Указ. соч., 131-132.
81Абу Йусуф. Указ. соч., 131-132.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Малькольм Колледж.
Парфяне. Последователи пророка Заратустры

Э. А. Менабде.
Хеттское общество

Рафаэла Льюис.
Османская Турция. Быт, религия, культура

Виолен Вануайек.
Великие загадки Древнего Египта

Джон Грей.
Ханаанцы. На земле чудес ветхозаветных
e-mail: historylib@yandex.ru