Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Хумс, закят, закят аль-фитра, садака, ушр (разновидности налогов и милостыни)

Хумс (дословно «одна пятая») — это вид пожертвования (милостыни) пятой части излишнего имущества в пользу Пророка и его семейства (потомков). Он считается обязательным для любого имущества согласно джа'фаритскому мазхабу, другие юридические школы Ислама признают его обязательность лишь для военных трофеев.

Ниже приводятся положения джа'фаритского мазхаба относительно хумса. Хумс взимается в виде натуральной платы, а также денег с семи видов собственности и прибыли:- с заработной платы;

- с рудников;

- с кладов;

- с имущества, приобретенного законным путем;

- с драгоценностей, добываемых со дна морей (например, жемчужин);

- с военных трофеев;

- с земли, покупаемой кяфиром или зиммием у мусульманина.

Приобретая имущество, превышающее своей стоимостью его годовой расход, мусульманин обязан платить хумс. Но хумсом не облагаются унаследованное имущество и махр (приданое).

Годовой расход семьи зависит и от ее социального положения, количества членов, заработка и т. д. Как правило, шариатские судьи на местах хорошо знают степень состоятельности людей в своих населенных пунктах и городских кварталах, и они стараются, чтобы подданные — как мусульмане, так и зиммим — не уклонялись от уплаты налогов. В основном судьи надеются, что сами мусульмане не будут уклоняться от уплаты хумса. Если же возникнет подозрение, что кто-то скрывает свои доходы, чтобы не платить хумс, шариатский судья правомочен opганизовать проверку.

Выше говорилось, что хумсом не облагается унаследованное имущество, но здесь есть исключения. Наследник должен заплатить хумс, если он является дальним родственником завещателя (конечно, при условии, что наследство превышает годовой расход наследника). Наследники обязаны уплатить хумс и в том случае, если прежний владелец имущества не успел это сделать. В случае передачи владения садоводческого или земледельческого хозяйства, доход с которого превышает годовой расход наследники) определенному лицу или организации в качестве вакфа, например, или в аренду, или своим детям хумс также уплачивается.

Если бедный мусульманин получает имущество в виде милостыни, из нее он не платит хумс, пусть даже полученное им богатство значительно превышает его годовой расход. Но если данный бедняк реализует полученную им милостыню и от этого приобретает дополнительный доход, из этого дохода он должен уплатить хумс.

Если с определенной денежной суммы не уплачен хумс, а на нее приобретается какое-то имущество, мусульманский судья удерживает 1/5 часть из приобретенных вещей. Если же он запрещает такую сделку между покупателем и продавцом, он и в этом случае получает хумс из денежных средств, предназначенных для покупки. В случае если хумс не уплачен с подаренного имущества, 1/5 часть его не является имуществом того, кто получил подарок. С имущества, полученного мусульманином от неверного или от лица, которому он не доверяет в вопросах хумса, хумс платить не обязательно.

Шариатские судьи внимательно следят, чтобы никто не уклонился от уплаты хумса. Купцы, ремесленники, специалисты разных профессий — все, занятые каким бы то ни было делом, если их доход превышает годовой расход, платят хумс. Хумс взимается также с имущества, приобретенного случайно.

Предусматриваются случаи, когда имущество и доходы не облагаются хумсом. Например, когда в середине года возникает необходимость в дополнительных расходах (на продукты, одежду, квартиру, на имущество для женитьбы, на приобретение приданого для дочери, на паломничество и т. п.), конечно, если эти расходы не связаны с расточительством, с доходов хумс не взыскивается.

Если мусульманин часть своих средств тратит или передает другому лицу в качестве вознаграждения (мукафат) во исполнение религиозного обета или искупления вины, причем эти действия не преследуют эгоистических целей, то он может включить эти средства в свой годовой расход и не платить с этой суммы хумс.

Как уже упоминалось, хумс не взимается со средств, предназначенных на приданое для дочери, однако мусульманские судьи зорко следят, чтобы это положение не использовалось для уклонения от уплаты хумса. Так, если человек постепенно покупает приданое для дочери, предназначив на это часть годового бюджета, он, как правило, хумс не платит, но если он включает издержки, связанные с приобретением приданого, в счет расходов будущего года, то хумс он уплатить обязан. Не подлежат обложению хумсом средства, предназначенные для совершения паломничества в Мекку (а у шиитов — также в Кербелу, где находится гробница имама Хусейна, и в Мешхед к гробнице имама Резы). Это исключение преследует цель поддержать мусульман в исполнении ими обрядов Ислама.

Если мусульманин сделал закупку продуктов на целый год, а в конце года оказался излишек продуктов, он обязан уплатить за него хумс в натуре или деньгами. При этом учитывается стоимость продуктов в то время, когда платится хумс. В виде исключения допускается приобретение домашней утвари и женских украшений на средства или прибыль, с которых не уплачен хумс, но он не допускает покрытия убытков текущего года за счет прибыли будущего года. Тем не менее, если в начале года не было доходов и были израсходованы сбережения, а в конце года появились доходы, допускается покрытие ими убытков, т. е. суммы, истраченной из сбережений без уплаты хумса.

Если мусульманин занял в начале года определенную сумму или вещи, а в конце года, после возврата долга, остался излишек, этот излишек считается прибылью и подлежит обложению хумсом. Не рекомендуется брать в долг с целью увеличить богатство или купить имение (мульк) или земельный участок, в котором у него нет нужды, а затем покрывать долг за счет годового дохода, поскольку это ведет к уменьшению доходов, облагаемых хумсом.

Закон об уплате хумса трактуется современными богословами как препятствие концентрации капитала в целях эксплуатации человека человеком. В раннем Исламе эти законы отразили стремление затормозить имущественное расслоение внутри мусульманской общины.

В деле уплаты хумса закреплена круговая порука. Так, если один из компаньонов уплатил хумс из своей доли прибыли, а другие не сделали этого, то в будущем году никто из компаньонов не имеет права распоряжаться средствами компании (ширката) до тех пор, пока хумс не будет заплачен всеми.

Становясь владельцем рудника, где добывается золото, серебро, железо, каменный уголь, бирюза, агат, соль и т.п., человек также обязан платить хумс. Ценз на рудниковые ископаемые определяется следующим образом: если за вычетом расходов владельцу остается 105 мискалей [мискалъ — мера веса, равная примерно 5 г) серебра или 15 мискалей золота, он обязан платить хумс, если меньше — хумс не платится, причем хумс (при указанном доходе) платится лишь в том случае, если владелец рудника — одинокий человек. Известь, алебастр, глина, красная охра и т. п. не считаются рудниковыми ископаемыми и не подлежат обложению хумсом, но если владелец подобных ископаемых получает от них прибыль (например, торгует известью или алебастром), которая превышает его годовой расход, он обязан платить хумс.

Хумс платится с прибылей, получаемых от рудниковых ископаемых, независимо от того, где находятся рудники — на поверхности земли или под землей, на земельном участке владельца рудника или на каком-либо другом. Если рудник эксплуатируется несколькими компаньонами и доля каждого составляет чуть меньше 15 мискалей золота или 105 мискалей серебра, рекомендуется платить хумс. Все, что добывается из рудника, принадлежит тому, кто является владельцем рудникового участка. Если владелец эксплуатирует рудник без затраты своих средств, хумсом облагаются все добываемые ископаемые.

Хумсом облагаются также сокровища. Понятие «сокровище» Шариат определяет следующим образом. Сокровищем являются ценности, спрятанные в земле, в деревьях, в горах и на стенах. Человек, нашедший клад на земельном участке, который не имеет владельца, становится его собственником и обязан заплатить хумс. Для взимания хумса стоимость найденного клада определяется из расчета стоимости 15 мискалей золота или 105 мискалей серебра. Если клад найден на земельном участке, принадлежавшем некогда нескольким владельцам, требуется сообщить бывшим владельцам о найденном кладе, и только когда те подтвердят, что участок уже не принадлежит им, нашедший клад становится его владельцем и должен заплатить хумс.

Найденные на одном месте ценности на общую сумму не менее стоимости 105 мискалей серебра или 15 мискалей золота подлежат обложению хумсом. Требуется уплата хумса и в том случае, когда клад, ценность которого превышает или приравнивается к стоимости 105 мискалей серебра или 15 мискалей золота, нашли двое. В таком случае не допускается деления клада, пока оба нашедших его не уплатят хумс.

Если человек купил какое-то животное на убой и в желудке его нашел драгоценность, он обязан сообщить об этом прежнему владельцу. И только когда выяснится, что тот не является ее владельцем, драгоценность становится собственностью нашедшего ее и он обязан заплатить хумс.

Специальное внимание уделяется хумсу, взимаемому с имущества, часть которого приобретена неправедным путем. Если владелец такого имущества не может определить, какая часть его дозволенная (халал) и какая запретная (харам), то он обязан платить хумс со всего имущества и только после этого может распоряжаться им. В отличие от этого, закят с неправедного имущества ни в коем случае не дается. В принципе, неправедно приобретенное имущество должно быть или возвращено законному владельцу, либо отдано бедным, нуждающимся и неимущим, причем этот поступок не будет считаться милостыней или благодеянием.

Особо оговариваются правила взимания хумса с жемчужин, добытых со дна моря, — и это не случайно: с древних времен арабы были ловкими ныряльщиками, и эта опасная, рискованная профессия служила средством существования для многих арабов, живущих на прибрежных землях Аравийского полуострова. И до сих пор, хотя благодаря искусственному выращиванию жемчужин (в Японии и других местах) отчасти снизилось число покупателей природного жемчуга, он все еще остается в цене. Указывается, что если жемчужины, кораллы или другие драгоценности добыты со дна моря, то после покрытия расходов на их добычу при стоимости их не менее стоимости 17 горошин золота (одна горошина равна 1/24 золотника) необходимо платить хумс. Если драгоценность найдена на берегу моря, после учета годового расхода с оставшейся доли платят хумс. Таким же путем поступают, если ныряльщик или рыбак выловили из моря рыбу или раковину, внутри которой обнаружена жемчужина, цена которой приравнивается к 16 горошинам золота. Если со дна больших рек, подобных Тигру и Евфрату, добыта жемчужина и есть уверенность, что на дне реки есть другие драгоценности (т. е. жемчужина попала туда не случайно — Г. К.), хумс необходим. Амбра, обнаруженная на дне и на поверхности моря или на берегу (если цена ее достигает стоимости 18 горошин золота), подлежит обязательному обложению хумсом.

Согласно джа'фаритскому мазхабу, дети не относятся к числу плательщиков хумса, но если они являются ныряльщиками, или добывают драгоценности из рудников, или нашли клад, то требуется, чтобы хумс платили их родители и опекуны.

Хумс уплачивается и с недвижимого имущества. Допускается покупка кяфиром у мусульманина земли и недвижимого имущества при условии, что он является зиммием, т. е. живет в мусульманской стране и находится под защитой мусульманского закона. Кяфир имеет право купить дом, магазин и платить хумс. Если он покупает землю у мусульманина и тут же продает ее тоже мусульманину, в обоих случаях платится хумс. При покупке зиммием дома или магазина у мусульманина сделку оформляет мусульманский судья, который, получая хумс от кяфира, не делает благосклонного вида, поскольку мусульманский судья не может одобрять переход имущества мусульманина в руки неверного. Если мусульманин по наследству получает землю кяфира, он должен уплатить хумс.

Если кяфир, совершая торговую сделку с мусульманином, отказывается от посредничества мусульманского судьи и отказывается платить хумс, такая сделка считается незаконной, но если кяфир через мусульманина передаст хумс мусульманскому судье, такая сделка считается действительной.

Если мусульманин часть своей земли передал кяфиру без совершения купчей сделки, он получил взамен какие-то вещи (возможно, подарки), и кяфир обязан уплатить хумс. Платится хумс и в том случае, когда опекун покупает землю для несовершеннолетнего кяфира. Одобряется и поощряется захват мусульманином трофеев в борьбе с неверными, но после вычета расходов на хранение этих трофеев и транспортировку мусульманин обязан платить с них хумс. Представители четырех мазхабов, кроме джа'фаритского, отдают хумс только из военных трофеев.

В настоящее время некоторые мусульманские ученые допускают хранение денежных средств и драгоценностей в банках и соответственное получение за них процентов, что классическим Исламом запрещено. Согласно принятым положениям, если капитал, приносящий прибыль, принадлежит несовершеннолетнему, с него не взимается налог до достижения совершеннолетия. Другие ученые указывают, что все деньги, полученные в виде процентов, являются «неправедно нажитым имуществом», поэтому подлежат полной раздаче бедным и неимущим.

Хумс взимается с тех, кто может платить, и, подобно закяту, частично тратится на нужды неимущих. Первоначально часть хумса предназначалась и на нужды Пророка и его родственников. Поскольку с течением времени доля Пророка отпала, значительная часть собранного хумса расходовалась на нужды мусульман. Мусульманские богословы рассматривают хумсименно как меру предупреждения концентрации богатств в руках меньшинства.

Закят. Важное место в финансовой системе Шариата занимает отчисление на бедных, закят. Слово закят означает «очищение», то есть закят призван, с одной стороны, очистить душу дающего его от жадности и привязанности к мирским богатствам, с другой стороны — очистить имущество мусульманина от возможно, неправедно полученного имущества. Поэтому закят дается только из «излишнего» имущества, т. е. превосходящего определенный ценз, который называется нисаб. Например, для зерновых нисаб составляет более 900 кг. Обложению закятом подлежат зерновые, ягоды, драгоценности и домашние животные. Всего Шариат (в зависимости от мазхаба) различает девять конкретных предметов обложения закятом:

- пшеница;

- ячмень;

- финики;

- виноград и изюм;

- золото;

- серебро;

- верблюды;

- крупный рогатый скот;

- мелкий рогатый скот72.

Султ (зерно, похожее на ячмень) и алас (сорт пшеницы в Аравии) также облагаются закятом. Закят взимается только с мусульман.

Чтобы платить закят, мусульманин должен быть совершеннолетним, не умалишенным и свободным (раб не платит закят). Для взимания закята Шариатом разработана особая система мер, о которой будет сказано ниже.

Закят взимается раз в год по лунному календарю. Если мусульманин становится владельцем определенного количества (нисаб) крупного или мелкого рогатого скота, верблюдов, золота или серебра, по истечении каждых 11 месяцев (в начале 12-го) он должен платить закят. За первый год закят взимается по истечении 12 месяцев.

Налог с пшеницы и ячменя платится после их созревания, как правило, во время обмолота на специальной площадке (хирман). С винограда же закят определяется, когда виноградные ягоды еще зелены.

Эта предосторожность Шариата связана с тем, что часть зрелого винограда владельцы могут съесть или продать до того, как заплатят налог. Чтобы этого не допустить, официальные сборщики закята определяют количество винограда, пока он еще зеленый. Закят с урожая фиников определяется, когда плоды финика только становятся желто-красными.

Если мусульманин — владелец крупного или мелкого рогатого скота, верблюдов, золота или серебра — в течение года болен психически, к уплате закята он не привлекается, но если в конце года он выздоровеет, то обязан отдать закят. В случае, когда его болезнь длится более года и не известно, когда он вылечится, шариатские судьи стремятся назначить опекуна, который присматривает за умалишенным и за уплатой закята и налогов из его богатств.

Имущество, отнятое у кого-то насильственно, обложению закятом не подлежит. Если же взятое взаймы золото или серебро, которые по стоимости подлежат обложению закятом, не возвращены в течение года прежнему хозяину, то взявший их должен заплатить за них закят. Одолживший же это золото или серебро в таком случае закят не платит.

При взимании закята с зерна или ягод сборщики закята пользуются специальными мерами веса.

Если владелец умирает в период уплаты закята, он взимается из его имущества. Если же он умер ранее сбора закята, его платят его наследники, каждый из своей доли. Шариатские судьи назначают специальных сборщиков, которым дано право взимать закят другим продуктом взамен первого. Если финиковые или виноградные сады, пшеничное или ячменное поле проданы до сбора налога, закят обязан платить новый владелец. Согласно джа'фаритскому мазхабу, в случае неуплаты закята шариатские судьи могут аннулировать торговое соглашение.

Закят с зерновых, винограда и фиников взимается этими продуктами в сушеном виде и один раз (независимо от числа лет хранения этих продуктов). Если для хранения этих продуктов требуется искусственное увеличение их влажности, закят взимается со скидкой на влажность.

Шариат учитывает самые мельчайшие детали, касающиеся сбора закята. Например, если один участок земли орошается искусственно, а соседний участок получает от него влагу в такой степени, что отпадает нужда в его орошении, закят взимается из расчета: 1/20 часть урожая с орошаемой земли и 1/10— с земли, получающей влагу от соседнего участка.

При взимании закята на сельскохозяйственные продукты вычитываются все расходы на их выращивание вплоть до амортизации одежды крестьянина. Учитывается и стоимость пшеницы, купленной на семена. Если финиковые и виноградные деревья куплены, при взимании закята вычитаются расходы на их покупку. Если человек в состоянии обработать свой участок без применения сельскохозяйственных животных (быка, лошади и пр.), то в случае покупки быка, например, он не должен включать его стоимость в счет расходов на приобретение орудий производства — это может сделать только тот, кто не в состоянии возделывать землю без применения сельскохозяйственных животных и прочих средств.

Рис и фасоль не подлежат обложению закятом, но если пшеница, ячмень, рис и фасоль посеяны на одном участке и это сделано не для того, чтобы уклониться от уплаты закята, шариатские судьи должны определить размер пшеничного и ячменного полей, с которых и взимают закят.

Рис и фасоль не облагаются обязательным закятом, поскольку эти продукты могли быть неизвестны сподвижникам Пророка и не выращивались в Хиджазе. Тем не менее поскольку они являются одними из самых распространенных продуктов питания на мусульманском Востоке, закят с них можно платить добровольно, и это является одобряемым поступком.

Если обработанная земля сохраняет плодородие в течение нескольких лет, вычитаются расходы лишь из урожая первого года, а за остальные годы закят взимается без каких-либо скидок. Если на нескольких земельных участках, принадлежащих одному человеку, урожай созревает не одновременно, весь урожай по Шариату считается урожаем одного года, а закят взимается по мере сбора урожая согласно установленному мерилу. Там, где виноградники и финиковые деревья дают урожай два раза в год, следует платить за каждый сбор урожая.

С урожая зерновых, фиников или винограда разного качества закят взимается из урожая высокого и низкого сорта.

Для закята на золото установлен ценз, согласно которому закят платится с каждых 20 шариатских мискалей, каждый из которых состоит из 18 золотых горошин. С 20 шариатских мискалей (соответствуют 15 обычным мискалям) взимается 1/40 часть золота, т. е. 9 золотых горошин.

По другому шариатскому цензу, закят на золото устанавливается, начиная с 18 мискалей; при этом облагаемый вес золота определяется по формуле: 18+3+3... высчитывается также 1/40 часть.

На серебро существуют также два вида ценза. По первому оплачиваются каждые 105 мискалей серебра (платится 1 /40 часть, т. е. по 2 мискаля или 15 горошин серебра с каждых 105 мискалей). По второму цензу облагаемая сумма определяется по формуле 105+21... мискалей, и с нее взимается 1/40 часть. Излишек менее 3 мискалей в расчет не берется. Если мусульманин заказал из своего золота или серебра монеты или женские ювелирные украшения для удобства их реализации на рынке, закят за них выплачивается на общем основании. Закят не взимается, если в течение 11 месяцев, независимо от владельца, вес золота или серебра уменьшится. Шариатские судьи следят, чтобы владельцы специально не уменьшали вес принадлежащего им золота и серебра с целью уклонения от уплаты закята.

Закятом облагается золото и серебро как высокой, так и низкой пробы, и размер его определяется в зависимости от последней или от процентного содержания драгоценного металла в смеси.

Для обложения закятом домашних животных необходимы два условия: чтобы владелец в течение года хотя бы два дня использовал труд этих животных и чтобы он хотя бы два дня в течение года кормил их своим кормом или оплачивал их кормление и уход. Если животные весь год пасутся где-то сами и их не используют на хозяйственных работах, то за них закят платить не полагается.

Для обложения закятом верблюдов, мелкого и крупного рогатого скота Шариат установил следующие цензы. За верблюдов:

1. За 5 верблюдов закят — 1 баран (за количество верблюдов менее 5 закят не взимается).

2. За 10 верблюдов — 2 барана.

3. За 15 верблюдов — 3 барана.

4. За 20 верблюдов — 4 барана.

5. За 25 верблюдов — 5 баранов.

6. За 26-35 верблюдов — 1 двухлетний верблюд.

7. За 36-44 верблюда — 1 трехлетний верблюд.

8. За 45-60 верблюдов — 1 четырехлетний верблюд.

9. За 61-75 верблюдов — 1 пятилетний верблюд.

10. За 76-90 верблюдов — 2 двухлетних верблюда.

11. За 91-120 верблюдов — 2 четырехлетних верблюда.

12. При количестве верблюдов более 121: за каждые 40 верблюдов по 1 трехлетнему верблюду, если же счет ведется по 50 верблюдов, то за каждые 50 верблюдов по 1 четырехлетнему верблюду. Верблюды, выделяемые для выплаты закята, должны быть самками.

В зависимости от насаба взимание закята с крупного рогатого скота бывает двух видов: за 30 коров отдают 1 двухгодовалую телку или за 40 коров — трехгодовалую телку. Если количество коров более 40, но не достигает 60, закят взимается из расчета за 40 голов. Если же количество коров не достигает 40, то закят взимается из расчета за 30 голов. За 60 коров закят — 2 трехгодовалые телки. Далее счет ведется по 30 или 40 голов.

В зависимости от насаба взимание закята с мелкого рогатого скота бывает пяти видов:

1. За 40 баранов — 1 баран (за количество овец менее 40 закят не взимается).

2. За 121 барана — 2 барана.

3. За 201 барана — 3 барана.

4. За 301 барана — 4 барана.

5. За 400 баранов и более закят взимается из расчета за каждых 100 баранов, за каждых 100 после 400 закят взимается в количестве 1 барана.

Предпочтительно отдавать закят за мелкий рогатый скот в натуре, т. е. за овцу — овцу, но не запрещается платить закят деньгами или товарами. В каждом отдельном случае вопрос о замене закята решает шариатский судья. Но, как правило, закят за мелкий рогатый скот взимается на мусульманском Востоке в натуре.

Баран, предназначенный для сдачи в качестве закята, по законам Шариата предпочтительно должен быть двухгодовалым, а коза — трехгодовалой. Шариатские сборщики закята. отдают предпочтение тем мусульманам, которые для выплаты закята выделяют самых хороших, жирных баранов.

Если несколько человек содержат совместно крупный или мелкий рогатый скот и верблюдов, то каждый платит закят из своей доли по установленному Шариатом цензу. Если владелец имеет животных в разных местах, то закят устанавливается в соответствии с их общим количеством и с учетом качества. Передавать в качестве закята только плохой скот Шариатом запрещено, другое дело — если весь скот такой. Плата закята считается первейшим долгом мусульманина. Если мусульманин скончался, не выплатив закята, прежде всего из его средств платится закят, а затем уже все остальное (долги и т. п.).

Закят алъ-фитра (милостыня в день разговения) раздается с наступлением вечера в день разговенья по случаю окончания месячного поста рамадана. Прежде чем изложить суть этого закята, необходимо разъяснить, чем он отличается от обычного закята. И закят, и закят алъ-фитра платятся состоятельными мусульманами один раз в год. Но закят отдает глава семьи, тогда как закят алъ-фитра платится за каждого взрослого члена каждой состоятельной мусульманской семьи. Закят алъ-фитра состоит из одного саа, что примерно составляет 3 кг пшеницы, ячменя или риса, фиников, кишмиша, кукурузы и других продуктов. Его можно давать и в виде денег. Кто не имеет дохода, достаточного, чтобы обеспечить свою семью в течение года, не платит закят алъ-фитра. Если кто-либо из членов семьи в вечер раздачи закят алъ-фитры находится в другом городе и нет уверенности, что он сам заплатит закят алъ-фитру, за него должны платить глава семьи или кто-либо из ее членов. В вечер, когда раздается закят алъ-фитра, милостыня платится и за гостя, прибывшего по приглашению или с дозволения хозяина дома. Если же гость прибыл без предупреждения, он обязан дать хозяину сумму, которую тот заплатит за него. Если гость пришел, когда закят алъ-фитру уже раздали, то нет необходимости отдавать закят алъ-фитру за него.

Если ко времени раздачи закят алъ-фитра у сумасшедшего наступит прояснение, несовершеннолетний станет совершеннолетним, потерявший сознание придет в себя, а бедный станет богатым, они должны уплатить закят алъ-фитру. Если кяфир перейдет в мусульманство по окончании срока подачи милостыни, платить ее ему не обязательно73.

В правилах по уплате закят алъ-фитры имеется любопытный момент: если в семье мусульманина несколько взрослых и платить за всех закят алъ-фитру обременительно для семьи, можно выплатить ее только за одного члена семьи. Для этого закят алъ-фитра передается друг другу членами семьи. Например, отец дает закят алъ-фитру сыну, сын передает ее брату, брат — другому брату, сестре, матери и т. д., в итоге эта сумма передается какому-нибудь бедняку, так что семья выплачивает одну закят алъ-фитру. Считается при этом, что закят алъ-фитру уплатили все взрослые члены семьи.

Если на обеспечение семьи используются средства и хорам (запретные), и халал (дозволенные), закят алъ-фитра дается из средств, приобретенных дозволенным, законным путем. Если кто-либо нанимает человека для выполнения определенной работы, то за него платится и закят алъ-фитра. За мусульманина, умершего до наступления времени раздачи закят алъ-фитры, не платят. Если же он умрет после этого срока, закят алъ-фитра платится за него из его средств.

Хумс, закят, садака и закят алъ-фитра в финансовой системе Ислама занимают важное место. Кроме них существуют и такие формы налогов, как харадж (поземельный налог), ушр (десятина), джизъя (подушный налог), которые взимаются и с немусульман, находящихся под покровительством мусульманских государств.

Для взимания поземельного налога харадж в мусульманских странах не было единой твердой системы. В раннем Средневековье харадж означал сбор дани с завоеванного мусульманами немусульманского населения, владевшего землями, и были времена, когда термин «харадж» употреблялся как синоним джизъи (подушная подать, взимаемая в мусульманских странах с иноверцев). Харадж взимался также с мусульман, владевших землями. При взимании налога харадж Шариат требует учитывать качество земли, способ ее орошения, виды выращиваемых культур, соотношение обработанной и необработанной земли, плодородие, отдаленность от рынка и другие факторы.

В юридических источниках Ислама харадж фиксируется как поземельный налог, что не расходится с его историческим значением. Некоторые противоречия в деле взимания налога харадж в различные периоды истории зафиксированы в исторических памятниках и работах мусульманских авторов. То же относится и к налогу ушр (десятая часть, натуральный десятинный налог), который ежегодно платили мусульмане, зиммии и неверные с продуктов земледелия, животноводства, рыбной ловли, промыслов и т. д.

Вот что сообщает историк аль-Макризи (1364-1442) о нарушении закона о харадже (о необоснованном повышении налога): «Первым, кто в исламское время взыскал харадж с Египта, был Амр ибн аль-Ас. Сбор его составлял 12 млн динаров, по норме 2 динара с каждого мужчины. После него Абдаллах ибн Са'д ибн Абу Сарх взыскал с Египта 14 млн динаров. Усман ибн Аффан (поэтому) сказал Амру ибн аль-Асу: "Абу-Абдаллах, верблюдица дает больше молока, чем до этого". Амр на это ответил: "Но вы изнуряете ее верблюжонка"74.

Символическая фраза историка об изнуряемом верблюжонке верно отражала положение египтян, изнуряемых тяжелыми налогами в VII—VIII вв. Мусульманские законоведы часто повторяют изречение Мухаммада о том, что недопустимо облагать народ налогами сверх его платежеспособности.

Налог ушр взимается таким образом: с мусульман — четверть ушра, с зиммиев — пол ушра, а с людей харб (из немусульманских стран) — полный ушр. «С любого предмета стоимостью 200 дирхемов и выше, пронесенного мимо сборщика ушра и предназначенного для продажи, взимается ушр, а предмет стоимостью менее 200 дирхемов обложению не подлежит. Таким же образом, когда стоимость предмета достигает 20 мискалов, с него берут ушр. Когда мимо сборщика ушра проносят 200 дирхемов в виде слитков и 20 мискалов в виде монет, то взимается с муслимов четверть ушра, а с людей зиммаполушра, с людей харбушр75>». После этого в течение полного года по мусульманскому календарю с этих предметов никакого налога не взимается, если их приносят даже несколько раз для продажи. Исключение представляют люди харб.

Как видим, мусульманское законодательство делает существенное различие между иноверцами, которые находятся в подчинении и под покровительством мусульман, т. е. являются жителями мусульманских стран, и теми иноверцами, которые прибыли из немусульманских стран — из стран харб: с них взимают налог в три раза больший, чем с первых, и в четыре раза больше, чем с мусульман.

Ушр — налог, взимаемый, таким образом, со всех: мусульман, зиммиев, кяфиров; им облагаются продукты земледелия, животноводства, рыбной ловли и другие продукты, предназначенные для продажи, стоимость которых 200 дирхемов. Налог ушр по форме похож на рыночные сборы и составляет значительную долю государственного дохода, взимаемого в виде налога со всех подданных и приезжих купцов и торговых предприятий.



72Буруджерди. Указ. соч., вопр. 1861
73Буруджерди. Указ. соч., вопр. 2009
74Алъ-Макризи. Китаб аль-маваиз ва аль-иттибар би зикр аль-хитат ва аль-асар. Каир, 1326 г.х., т. 1, 98-99.
75Хрестоматия по истории халифата, 63-64.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Рафаэла Льюис.
Османская Турция. Быт, религия, культура

Игорь Тимофеев.
Бируни

Х. Саггс.
Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура

Джон Грей.
Ханаанцы. На земле чудес ветхозаветных

М.А. Дандамаев.
Политическая история Ахеменидской державы
e-mail: historylib@yandex.ru