Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Мусульманское законодательство о социальной сущности налогов

Система налогов и сборов занимает важное место в социальной доктрине Ислама она — в центре внимания мусульманского законодательства. Прежде чем найти свое стабильное выражение в Шариате, налоговая система Ислама прошла длительный путь. На нее оказали влияние социально-экономическое положение, географические и климатические условия, плодородие земель, население и его вероисповедание, уровень жизни и традиции.

Система налогов и сборов рассматривается мусульманскими богословами как мера справедливого регулирования, как способ распределения материальных благ между членами мусульманской общины. Основные мусульманские отчисления — хумс, закят, закят алъ-фитра, садака — толкуются ими как милостыня, взимаемая с имущих в пользу бедных.

Шариат заостряет внимание верующих на обязанности имущих делиться своими богатствами с братьями по вере (как веление Аллаха), а неимущие верующие должны быть благодарны за внимание к ним имущих.

Собранный с мусульман и иноверцев хумс по джа'фаритскому мазхабу делится на две части. Одна часть предназначена для передачи бедным сеидам, сеидам-сиротам и сеидам, оказавшимся в нужде во время путешествия. Другая часть предназначена для духовенства. Ученые джа'фаритского мазхаба считают, что вторая часть хумса принадлежит верховному имаму Али и его потомкам, то есть имаму Махди, от имени которого собранным хумсом распоряжается главный муджтахид: он расходует хумс на нужды просвещения, религиозного призыва, облагораживания территории мусульманских святынь.

Интересно отметить, что при жизни Мухаммада назначение хумса было совершенно иным. Известный арабский историк социально-экономических проблем раннего халифата Йахья ибн Адам в книге «Китаб аль-харадж» писал, что «при жизни посланника Аллаха... (хумс. — Г. К.) делили на пять частей: одна доля — Аллаху и Его посланнику, одна доля — родственникам, три доли — бедным, сиротам, путникам»82.

После смерти Мухаммада и его ближайших родственников хумс стали делить между тремя последними категориями. Ввиду того, что законодательство Ислама было систематизировано лишь через два столетия после возникновения Ислама, в Шариате доля посланника Аллаха и его родственников не фигурирует.

Как правило, часть хумса. передается бедным сеидам, однако хумс может быть передан и богатому сеиду, испытывающему материальные затруднения в чужом городе.

Тот же закон Шариата создал благоприятные условия и для сеидов-дервишей, которые наводняют города стран Ближнего и Среднего Востока. Их можно встретить на рыночных площадях и в мечетях, на кладбищах и на улицах, собирающих милостыню. Еще в раннем Средневековье надзиратели шариатских судов — мухтасибы отмечали, что часто дервиши-шарлатаны выдают себя за сеидов, чтобы получить милостыню хумс. Поэтому Шариат требует, чтобы два благочестивых мусульманина подтвердили, что человек, который берет милостыню хумс, действительно является сеидом. Но поскольку эта задача весьма трудна, особенно в сегодняшних условиях, Шариат допускает передачу милостыни хумс человеку, которого называют сеидом за его благочестивость.

Если женщина-сеида замужем, ей не положена милостыня хумс, но если она нуждается в средствах для покрытия расходов на благотворительные дела и не в состоянии осуществить это за счет своего бюджета, Шариат разрешает дать ей милостыню. Шариат также допускает передавать хумс — милостыню не сеиду, если тот содержит сеида.

После сбора хумса нередко возникает такая ситуация. В местности, где собран хумс, нет сеидов, которым должна быть передана эта милостыня. В таких случаях шариатские судьи разрешают отвезти собранный налог в другой город, где есть сеиды. С этой целью шариатские судьи назначают специального человека-поручителя, как правило, из духовенства. В случае утраты данного хумса он никем не компенсируется.

Закят, взимаемый только с мусульман, по Шариату распределяется следующим образом:

1. Для обеспечения нужд бедных мусульман.

2. Нищим.

3. Сборщикам налога, хранителям его и ведущим ему счет.

4. Кяфирам, благосклонным к Исламу или помогавшим мусульманам в войне.

5. Для выкупа рабов и освобождения мусульман (а в исключительных случаях — и немусульман); в Шариате специально отмечается, что одним из видов искупления грехов является освобождение мусульманина от рабства, и при этом делается ссылка на следующий хадис: «Все мусульмане — братья, мусульманин является рабом только Аллаха».

6. Должникам (если мусульманин не в состоянии выплатить своих долгов, по разрешению шариатского суда ему дают часть милостыни закят для их погашения)

7. Фи сабили-ллах — на сугубо религиозные дела (строительство мечетей, медресе и т. п.).

8. Путешественникам, оказавшимся в затруднительном материальном положении83.

Шариат дает наставления бедным и нищим не злоупотреблять поданной им милостыней — закятом. Они должны брать эту милостыню лишь в том количестве, без которого не могут обойтись, чтобы обеспечить содержание семьи. Тот, кто потратил средства, предназначенные на расходы своей семьи, на что-то другое, не имеет права принять милостыню закят. Если доходы представителей разных профессий, мелких собственников, купцов не покрывают годовых расходов их семей, то они могут получить закят в том количестве, которое восполнит недостаток их годового расхода. Не имеющий средств на расходы семьи на целый год и не владеющий к тому же собственным доходом и ездовыми животными (а в наше время — машиной, мотоциклом и пр.) имеет право брать закят. Бедный человек может брать закят в период обучения какой-либо профессии. В раннем Средневековье этим правом широко пользовались студенты, проживавшие в больших городах вдали от дома и семьи.

Шариатские законы допускают подачу милостыни закят непосредственно бедному мусульманину, минуя официальных сборщиков, но об этом должны быть поставлены в известность сборщики и шариатские судьи. Например, если состоятельный человек одолжил бедному определенную сумму денег, то в качестве милостыни он может не брать обратно одолженной суммы. Милостыней может считаться и сумма, не возвращенная кредитору вследствие смерти должника, но если покойный оставил наследство и его наследники по каким-либо причинам отказываются погасить его долг, кредитор покойного не имеет права засчитать данное в долг за закят.

Милостыня закят имеет этическое и психологическое значение. Это в определенным смысле признается и самим Шариатом, в котором говорится, что богатый человек, подающий милостыню бедному, не должен напоминать об этом последнему, дабы тот не стеснялся. Человек, подающий закят — милостыню, должен говорить, что делает бахшиш-пешкеш (подарок).

Если кто-то по ошибке дал закят не бедняку, а позже узнал об этом, он должен вернуть закят (если он не потрачен) и передать его действительно бедному человеку.

Закят, предназначенный для несовершеннолетних и умалишенных, передается опекунам, а если нет опекунов, расходуется через доверенных лиц. Нельзя подать милостыню закят людям, которые находятся на содержании подающего, но допускается, чтобы отец подавал закят своему сыну для содержания его жены и прислуги. Другой пункт Шариата позволяет отцу дать закят сыну на покупку религиозных книг. Отец сыну и сын отцу могут дать закят на женитьбу.

Как правило, замужним женщинам закят не подают, т. к по мусульманскому закону о семье и браке муж обязан содержать жену. Замужняя женщина может дать закят своему мужу, если он беден.

Как уже говорилось, сеиды получают специальную милостыню из средства хумса и поэтому им не положена милостыня из закята. Но если хумс не обеспечивает все расходы сеида, то он может взять и закят. По Шариату сеид может получить закят только от сеида, но в порядке исключения он может получить закят и не от сеида.

Шариат разрешает давать закят по поручительству, однако доверить такое поручение можно далеко не каждому. Лицо, которому доверено отдать закят из состояния другого, должно быть справедливым и благочестивым с точки зрения Шариата. При отдаче закята особое внимание уделяется понятию «намерения» (нийят). Если мусульманин объявил о своем намерении и выделил для закята определенный скот или продукты, он не может их использовать для других целей или заменить другими. Шариат требует не задерживать передачу закята, пока не изменилось намерение плательщика.

В связи с этим вопрос о передаче закята разработан в Шариате до мельчайших подробностей. Если, например, богатый человек выделил овцу для передачи бедному в качестве закята, но по какой-то причине передача была задержана, а в это время у овцы появился ягненок, владелец не имеет права забрать себе ягненка, и овца вместе с ягненком передается бедному. Если кто-либо средства, выделенные на закят, без согласия шариатского судьи пустил в товарооборот и дело оказалось убыточным, владелец их не имеет права уменьшить закят. Если же он получил прибыль, то не имеет права присваивать ее себе — она принадлежит бедняку, которому предназначается закят.

Шариат допускает передачу закята бедному до наступления срока сбора закята, но если этот бедный ко времени наступления периода сбора закята не разбогател, он обязан сообщить об этом человеку, от которого он получил закят. Это предостережение Шариата связано с тем, что, получив милостыню преждевременно, в период наступления официальной раздачи милостыни закят бедный может стать состоятельным.

При раздаче милостыни закят наблюдается неодинаковый подход к бедным. Так, закят в виде продуктов выдается всем беднякам без исключения. Что же касается мелкого рогатого скота, коров или верблюдов, то Шариат советует передавать их в качестве закята благочестивым, почитаемым людям, представителям науки и знания, причем обязательно следует давать закят открыто, а милостыню садака тайно, чтобы не смущать бедных.

Если богатый назначает какого-либо бедняка споим доверенным лицом по выплате закята и тот поймет, что это сделано для того, чтобы он мог взять данный закят себе, он имеет право это сделать.

Если в каком-либо городе нет бедных, достойных закята, Шариат допускает отправку его в другой город. Все расходы, связанные с перевозкой, как и другие, оплачиваются из собранного закята. Если при перевозке закят исчезнет, за это никого не привлекают к ответственности.

В законах Шариата обращается внимание и на то, как тратится полученный в качестве милостыни закят. Бедные, получившие закят, не имеют права тратить его безрассудно, по своему усмотрению. Закят можно потратить на приобретение Корана и других религиозных книг, на чтение молитвы и другие религиозные дела, но на него нельзя приобретать имущество. Бедный может взять закят и с целью совершить паломничество в Мекку.

Мусульманское духовенство не порицает бедность. Богословы часто цитируют изречения Мухаммада: «Бедность — моя гордость», «Бедные войдут в рай раньше богатых на пятьсот лет». Богословы считают, что склонность к богатству ослабляет любовь к Богу и к загробному миру. Исламское учение указывает, что в определенных случаях бедность является верным средством для обуздания страстей и предотвращения греховных и преступных дел.

Назначение закят алъ-фитры сходно с назначением закята. Приведенные выше 8 целей, на которые тратится закят, относятся и к закят алъ-фитре. Только при раздаче закят алъ-фитры порой требуется, чтобы было установлено, действительно ли беден человек, которому дается закят. Но и бедному, если он не чужд греховных дел, употребляет алкогольные напитки и т. д., подавать закят алъ-фитру запрещено. Размер закят алъ-фитры одному бедному должен быть не меньше одного саа — 3 кг пшеницы, ячменя, фиников или риса.

В правилах Шариата о раздаче закят алъ-фитры есть любопытная деталь. Шариат советует состоятельным мусульманам давать закят алъ-фитру своим бедным соседям, а затем уже бедным, живущим в отдалении. Таким образом, в традиционных мусульманских провинциальных городах и населенных пунктах, где почти все знают друг друга, у богатых образуются как бы свои постоянные клиенты, которым они подают милостыню садака и закят алъ-фитру.

Шариат требует, чтобы продукты, фрукты, выделенные для раздачи в качестве закят алъ-фитры, были свежими. Состоятельные мусульмане, особенно купцы и торговцы, имеющие большое количество скоропортящихся продуктов и фруктов, которые они не всегда могут реализовать, отдают их бедным в качестве милостыни садака и закят алъ-фитры. Излишки продуктов питания часто используются богатыми и для погашения заработной платы временным и сезонным рабочим. Очень часто на рынках больших мусульманских городов можно наблюдать такую картину: голодный безработный нанимается для выполнения каких-то работ, и хозяин в качестве оплаты прежде всего проявляет заботу о нем и благочестиво кормит его.

На финансовую систему современных стран мусульманского Востока оказывают сильное влияние усиление государственного сектора, возникновение рабочего класса, изменение характера труда, заработка и т. д. Характерной чертой налоговой системы современных мусульманских стран является преобладание косвенных светских налогов, которые составляют большую долю поступлений в государственную казну. Число различных акцизов, пошлин, сборов, взимаемых государственными властями в различных мусульманских странах, колеблется от 20 до 30.

Во многих мусульманских государствах существуют теперь такие виды налогов, которые не были известны классическим налоговым системам мусульманского Востока. Как уже говорилось, канонический Шариат запрещает мусульманам производить и продавать запретную пишу и напитки; запрещено использовать и прибыль от торговли такими товарами. Тем не менее в некоторых мусульманских городах есть магазины, торгующие спиртными напитками. И, естественно, государство получает налоги от этой торговли запретным товаром.

Закят, хумс и другие виды мусульманских налогов и сборов продолжают взиматься относительно регулярно в мусульманских странах, где Шариат является основой государственной системы. В нашей стране сохранились мусульманские милостыни — садака и закят алъ-фитра. Сфера влияния этих милостыней в наших условиях резко сузилась, и они претерпели некоторые изменения.

Теперь даже верующие, которые посещают мечети, считают для себя, за исключением отдельных лиц, унизительным получать от кого-то милостыню. От милостыни зависят теперь исключительно религиозные организации, объединения, мечети, которые лишены ныне финансовой помощи государства и существуют лишь на жертвования верующих. Все официальные служители культа получают жалованье от духовных управлений и их местных организаций (казиятов) и за счет доходов мечетей. А доходы мечетей, как известно, состоят из пожертвований — милостыни верующих мусульман.

Существует еще одна «новая» форма милостыни садака. Ее вносят в мечети верующие мусульмане за отправление некоторых религиозных обрядов (омовение покойников, оформление религиозных брачных договоров и т. д., чтение Корана по особым случаям): это скорее добровольная плата за об служивание, но она приравнивается к милостыне садака.

Что касается вопросов предпринимательства и мусульманских налогов в России, следует отметить следующее. Поскольку Россия — светское государство, говорить о взимании мусульманских налогов в России не приходится. Тем не менее следует отметить: в России проживает более 25 миллионов мусульман. В стране появились мусульманские бизнесмены и предприниматели. В России также работают иностранные предприниматели, в том числе из государств мусульманского Востока. Естественно, российские предприниматели, сотрудничая с иностранными мусульманскими бизнесменами, учитывают исламский фактор в бизнесе. Поскольку мусульмане-предприниматели платят налог светским налоговым организациям государства, сугубо мусульманские налоги и милостыня носят добровольный характер. В России создаются добровольные фонды закята, индивидуальные и коллективные благотворительные структуры, строятся мечети, медресе, издается религиозная литература, оказывается материальная помощь нуждающимся. Успехи мусульманских предпринимателей в России и других республиках СНГ во многом зависят от налоговой практики страны, только умеренные налоги создают благоприятные условия для развития малого и крупного предпринимательства в странах СНГ в целом, в том числе для мусульманских бизнесменов.



82Йахья ибн Адам. Указ. соч., 15.
83Буруджерди. Указ. соч., вопр. 1933
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Джеймс Веллард.
Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес

М.А. Дандамаев.
Политическая история Ахеменидской державы

Всеволод Авдиев.
Военная история Древнего Египта. Том 1

Самюэль Крамер.
Шумеры. Первая цивилизация на Земле

Е. В. Черезов.
Техника сельского хозяйства Древнего Египта
e-mail: historylib@yandex.ru