Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Шариат о земледелии и об аренде земли

Шариатские законы относительно сельского хозяйства, по сути дела, не являются религиозной проблемой. Шариат здесь, как и во многих других, сугубо хозяйственных вопросах, на основе Ислама регламентирует чисто бытовые проблемы. Сейчас эта сторона единства религиозного и экономического права используется как в целях утверждения примата религиозного, так и для модернизации Ислама, интерпретации его с позиций современности. Нередко Ислам толкуется как специфическая государственно-идеологическая форма существования мусульманских народов. Хозяйственная жизнь интерпретируется как аспект их общерелигиозной практики.

В этом разделе мы коснемся музараа — договора об обработке полей, мусакат — правил орошения, а также некоторых вопросов, связанных с правами и обязанностями землевладельца и земледельца.

Музараа — один из самых распространенных на мусульманском Востоке видов сельскохозяйственных соглашений. Заключается он в следующем. Землевладелец заключает сделку с земледельцем о передаче тому участка земли на обработку. В качестве платы за пользование участком землевладельцу выплачивается часть получаемого с данной земли урожая. Чтобы соглашение имело законную силу, Шариат ставит перед землевладельцем и земледельцем следующие условия:

1. Землевладелец провозглашает: «Я передал вам землю (уточняется мера, местность, удобства и т. д.)». Земледелец отвечает: «Я принял землю». Соглашение заключается между сторонами также без формальной сделки. Пока земледелец не приступил к обработке земли, соглашение может быть расторгнуто по желанию любой из сторон.

2. Земледелец и землевладелец — оба должны быть совершеннолетними, в здравом уме и заключать данную сделку добровольно.

3. Если в соглашении имеется какое-либо условие, по которому весь урожай должен быть передан лишь одной из сторон, сделка считается недействительной.

4. Доля урожая — плата за аренду — определяется так: урожай поровну делится между сторонами или одна из сторон по договоренности получает треть урожая. Если же землевладелец скажет земледельцу: «Обрабатывай землю и дай мне из урожая столько, сколько сочтешь нужным», сделка считается недействительной: доля каждого должна быть точно определена в договоре.

5. Должен быть определен срок работ на земле, причем срок этот должен быть достаточным, чтобы успеть обработать землю и собрать урожай.

6. Земля, передаваемая земледельцу, должна быть пригодна для обработки и для выращивания урожая, или должна быть уверенность, что данный участок можно сделать пригодным для этого. Лишь при таком условии договор может считаться действительным.

7. Если землевладелец имеет в разных местах несколько участков земли, в соглашении должно быть указано, какой именно из этих участков передается данному земледельцу, иначе оно будет недействительным.

8. В соглашении должна быть определена доля расходов каждой стороны на обработку земли.

Если в соглашении имеется условие, что при сборе урожая определенная его доля передается землевладельцу, а остальное будет делиться между обеими сторонами, соглашение считается действительным, но если после выдачи земледельцу оговоренной доли урожая ничего не остается для дальнейшего раздела, соглашение считается недействительным.

Если срок аренды истек, а урожай по каким-либо причинам не собран, решение вопроса о продлении срока аренды зависит только от воли землевладельца: он может продлить его, а может и заставить снять урожай (даже недоспевший). В такой ситуации, даже если земледелец понесет убытки, землевладелец не обязан покрывать их.

Если (по причине стихийного бедствия, например) становится невозможной дальнейшая обработка участка, сделка считается расторгнутой, но если земледелец без уважительной причины прекратит обработку земли, он должен заплатить землевладельцу за истекший срок аренды. От обеих сторон требуется не пытаться расторгнуть сделку в одностороннем порядке, разве что в сделку включено условие, что любая сторона отдельно имеет право поднять вопрос о расторжении договора.

Если после заключения договора между землевладельцем и земледельцем кто-нибудь из них умрет, договор не теряет юридической силы и обязанность выполнения его условий переходит к наследникам, но если в соглашении имеется оговорка, что землю будет обрабатывать только сам заключивший договор, то после его смерти соглашение считается автоматически расторгнутым. В таком случае доля урожая покойного переходит к его наследникам.

Если через какой-то срок после заключения сделки станет известно, что соглашение оформлено неверно с точки зрения Шариата, то в том случае, когда семена принадлежали землевладельцу, весь урожай принадлежит ему, но последний обязан заплатить земледельцу за труд и оплатить его расходы по обработке земли. Если же семена принадлежали земледельцу, весь урожай достается земледельцу при условии, что он заплатит землевладельцу за аренду земли и оплатит расходы последнего по ее обработке.

Подытоживая сказанное, обращаем внимание читателя на то, что Шариат, как правило, защищает интересы собственника, в данном случае — владельца земли, а не арендатора. Если по истечении срока аренды землевладелец заставит арендатора убрать незрелый урожай со своего участка, закон будет на его стороне. Но этот юридический закон не снимает моральную ответственность землевладельца за благополучие жизни арендатора и его семьи.

В Шариате имеется положение, касающееся повторного сбора урожая (выросшего из корней посева). И в этом вопросе мы наблюдаем общую тенденцию защиты Шариатом интересов землевладельца. Если, например, после уборки урожая из оставшихся корней и семян вырастет в следующий сезон и созреет второй урожай, то он полностью принадлежит землевладельцу, если срок аренды истек до его сбора. Если же срок договора об аренде до этого не истек, собранный урожай делится между землевладельцем и земледельцем в соответствии с условиями договора. Но, как правило, землевладелец заключает договор на несколько лет, используя сбор второго урожая как экономический фактор для удержания земледельцев в своей власти, особенно если земледелец усердный и умелый. И этот закон Шариата создавал условия для возникновения десятков деревень и процветания сельского хозяйства.

Одной из форм шариатских арендных отношений является так называемый мусакат, который буквально означает «поливать», «орошать», «ухаживать за растениями» и т. п. На основе договора мусакат землевладелец, как правило, поручает свои фруктовые деревья определенному человеку, который ухаживает за ними, поливает их, охраняет, собирает с них урожай. Часть собранных фруктов передается владельцу деревьев. Заключать соглашение мусакат относительно чинары, ивы и других неплодоносящих деревьев, с точки зрения Шариата, незаконно. Шариат также требует избегать такого соглашения в отношении дерева, листья которого идут на приготовление хны. Недействительно также соглашение мусакат на бахчи дынь, огороды, где выращиваются овощи, хотя нередки случаи, когда соглашения на огороды заключаются под прикрытием договоров музараа. Соглашение мусакат, как и музараа, заключается по обоюдному согласию сторон. Срок соглашения мусакат истекает с окончанием сбора фруктов.

Заключать договор мусакат на фруктовые деревья, которые питаются дождевой водой и естественной влагой земли, не нуждаясь в поливе, допустимо лишь в том случае, если эти деревья нуждаются в удобрении, окапывании и другом уходе.

Если умирает владелец фруктовых деревьев, договор мусакат не теряет юридической силы; условия соглашения выполняются наследниками покойного. В случае же смерти человека, заключившего договор об уходе за деревьями, если его наследники откажутся продолжать его дело, владелец деревьев имеет право обратиться в шариатский суд. По решению суда из наследства покойного выделяются средства, чтобы нанять другого человека для ухода за деревьями. Что же касается урожая, то он делится поровну между владельцем деревьев и наследниками умершего на основе договора. По соглашению с владельцем деревьев наследники покойного, ухаживавшего за деревьями, могут и сами нанять человека, чтобы он продолжал уход за деревьями до сбора урожая. Как и в договоре музараа, в сделке мусакат недопустимо, чтобы владелец деревьев требовал себе весь урожай.

Если землевладелец сдал свою землю в аренду на основе договора музараа, а земледелец произвольно начал выращивать на ней фруктовые деревья, то эти деревья будут принадлежать и владельцу земли, и земледельцу, соглашение же по Шариату будет считаться недействительным (батил).

Шариат лишает земледельца инициативы, если она направлена на приобретение собственности на участке землевладельца, независимо от того, ущемляет ли он интересы собственника земли или нет. Так, после того как земледелец получил для обработки участок земли, на котором оказались какие-то фруктовые деревья, которые перестали давать урожай по причине плохого ухода, а земледелец оживил их своим трудом, последние все равно переходят в собственность землевладельца, а не того, кто вернул их к жизни; земледелец может рассчитывать за свой труд лишь на часть фруктов. Если крестьянин вырастит на арендуемом участке фруктовые деревья, не посоветовавшись с землевладельцем, т. е. фактически станет владельцем этих деревьев на чужом участке, то землевладелец по Шариату имеет право заставить его срубить эти деревья, разровнять землю на их месте и возместить все убытки. И поскольку Ислам считает частную собственность священной и неприкосновенной, любое самостоятельное действие арендатора, даже самого гуманного свойства, порицается Шариатом. К числу установлений, закрепляющих право частной собственности, следует отнести и правило Шариата, касающееся взаимоотношений между землевладельцами. Так, если кто-то жжет траву или жниво на своем собственном участке, а пламя, распространившись, сожжет и чужое имущество, или если он поливает собственную землю, а вода попадет и на чужой участок и затопит его, то пострадавший не получает никакой компенсации. В отношении указанных случаев мусульманское законодательство не предусматривает никаких мер наказания, ограничиваясь лишь наставлением: «Не дозволено мусульманину умышленно причинять ущерб своему соседу, стремиться затопить его землю и сжечь его посевы...»63.



63Абу Йусуф. Китаб аль-харадж. Каир, 1352 г.х., 102.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

М.А. Дандамаев.
Политическая история Ахеменидской державы

Эммануэль Анати.
Палестина до древних евреев

Ш. Султанов, Л. Султанов.
Омар Хайям

Шинни Питер.
Нубийцы. Могущественная цивилизация древней Африки

Самюэль Крамер.
Шумеры. Первая цивилизация на Земле
e-mail: historylib@yandex.ru