Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Вакфы и завещания

Детально и четко разработаны в Шариате положения о вакфной собственности.

Вакф — имущество, отказанное государством или частным лицом на религиозные и благотворительные цели. Это один из основных источников дохода мусульманского духовенства и экономическая основа его огромного влияния. Вакфная собственность не облагается никакими налогами и податями. Люди, передавшие свою собственность в вакф, возвышаются мусульманским духовенством, их поступок превозносится как благочестивый, достойный подражания.

Собственность считается вакфной после прочтения прежним владельцем формулы сига (договора) — о намерении сдать ее в вакф. После оформления вакфной сделки прежний владелец собственности теряет на нее право. Сданное в вакф нельзя продавать или передавать кому-либо. В исключительных случаях разрешается продавать вакфное имущество, пришедшее в негодное состояние. Например, если циновка или ковер в мечети, являющиеся вакфной собственностью, изношены до такой степени, что нельзя уже использовать их по прямому назначению, их разрешается продать, но при этом требуется, чтобы вырученная за эти вещи сумма тратилась на нужды мечети, откуда вещи были взяты. Допускается продажа вакфных вещей и в том случае, если от этой продажи зависит жизнь их бывшего владельца, но всегда это осуществляется под тщательным контролем шариатских судов.

Есть такие виды имущества, которые по самому своему назначению носят общественный характер. Как правило, их владельцы бывают вынуждены передавать их в вакф. Так, состоятельный мусульманин, построивший на свои средства мечеть, после первой молитвы в ней должен передать ее общине на правах вакфной собственности. С точки зрения мусульманской юриспруденции, построивший эту мечеть не может уже ни разрушить ее, ни запретить молиться в ней.

Подробно рассматривается процедура передачи частной собственности в вакф. Учитывается и тот факт, что в отличие, например, от помещений и зданий, носящих общественный характер, отдельные предметы, переданные в вакф, могут использоваться частными лицами. Нередко мусульмане дарят на правах вакфа ковры и другие вещи мечетям и медресе. Все ли эти вещи попадают по назначению? Естественно, что о полной гарантии этого не может быть и речи. Чтобы этого не допустить, шариатские судьи контролируют вакфное имущество.

Собственность частных лиц может быть передана в вакф на определенный срок. Допустимо даже передавать собственность в вакф сыну с условием, что она также принадлежит и еще не родившимся внукам. Но человек не может сделать вакфной свою собственность для себя же. Например, если кто-либо передаст свою собственность в вакф с тем, чтобы после его смерти из этой собственности были потрачены средства на сооружение мавзолея над его могилой, вакф считается недействительным; передавший свою собственность в вакф в пользу бедных, сам став бедняком, может воспользоваться средствами данного вакфа.

Придя в негодное состояние, вакфная собственность не перестает быть вакфной. Шариатские законы не допускают присвоения вакфного имущества частными лицами под видом его непригодности.

Если вакфной стала часть какой-то собственности и трудно отделить ее от невакфной, шариатские судьи для ее отделения используют экспертов. Законы не допускают использования вакфного имущества в различных целях, если оно имеет конкретное назначение. Например, вакфное имущество, предназначенное для ремонта конкретной мечети, которая, однако, не нуждается в ремонте в обозримом будущем, может быть использовано лишь на ремонт других мечетей и ни на что другое. Шариатские судьи особо зорко следят за лицами, которым доверено использовать вакфную собственность по назначению. Если мутавалли (попечитель над пожертвованным вакфным имуществом по назначению жертводателя) использует вакфное имущество не по назначению, шариатский суд имеет право отстранить его и назначить на его место другого мутавалли.

Немалое место в Шариате принадлежит вопросам завещания (васийат). Шариатские законы определяют два основных вида завещаний: непосредственное завещание родным и близким наследникам и завещание опекунам и доверенным лицам, которыми часто назначаются духовные лица.

По правилам Шариата о завещании, наследники не только получают имущество и другую собственность, на их плечи сваливаются также долги и невыполненные религиозные обеты. Если родители умерли, не успев выполнить обещанные молитву, пост или другие религиозные обряды, то их совершеннолетние дети должны сделать это за них. Завещание об этом делается как устно, так и письменно. И в этом случае, как обычно, завещатель должен быть совершеннолетним, в здравом уме и твердой памяти. Шариат запрещает самоубийство и нанесение себе увечий. Если кто-либо сознательно поранит себя или примет яд и при этом сделает завещание, то оно считается недействительным. Немой человек может сделать завещание жестом или знаком, но только на незначительное имущество или деньги.

Завещание о передаче имущества наследникам или другим лицам делается, как правило, в преклонном возрасте, вот почему с вопросом о завещании связана тщательно и детально разработанная в Исламе подготовка мусульманина к загробной жизни.

В основе мусульманского учения лежит вера в существование двух миров: земного мира (ад-дунья) и загробного (алъ-ахират). Весь дух Ислама пропитан мыслью о том, что здешний мир — временный и преходящий, главный же — загробный мир.

Следует отметить известную односторонность толкования этого положения в нашей литературе. Мнение, что земная жизнь для Ислама якобы не имеет никакого значения, неправомерно. Учение Ислама со всей ясностью утверждает, что положение человека в загробном мире полностью зависит от его поведения в мире земном. Прежде чем попасть в рай или ад, он не может миновать земную жизнь. Еще в XI в. знаменитый богослов аль-Газали писал: «Кто не постиг прелести познания в этом мире, невежественным останется и в загробном»62.

Подготовка мусульманина к загробному миру, по Шариату, заключается в старании не оставить после себя никаких долгов и незавершенных дел, будь они религиозного или светского характера. Если человек чувствует приближение смерти, он должен освободиться от долгов и залогов, выплатить причитавшиеся налоги, а также отдать или раздать те средства, которые ему полагалось раздать (закят или хумс). Если он не в состоянии сделать это, например, по слабости, то должен сделать распоряжение (оставить письменное завещание или вызвать свидетелей из правоверных), чтобы из его имущества заплатили его долги и вернули залоги.

Шариат требует от мусульманина выполнения религиозного долга, и в свой смертный час он должен поручить своим наследникам выполнить этот долг — это возлагается прежде всего на старшего сына. Если же нет наследников, из имущества покойного выделяются средства, чтобы нанять платных исполнителей религиозного долга.

Если мусульманин имеет клад, о котором никому не известно, то при приближении смерти он обязан сообщить о нем своим наследникам. Если же наследниками являются несовершеннолетние дети, к этому делу привлекаются надежные опекуны (набожные и справедливые с точки зрения Шариата).

В правилах Шариата о вакфном соглашении и о завещании есть различия. Человек, оформивший соглашение о вакфной собственности, окончательно теряет на нее право, тогда как завещание об имуществе может быть легко аннулировано завещателем. Так, оформив завещание о передаче своего дома какому-то определенному лицу, человек может продать его другому; завещание при этом просто теряет свою юридическую силу. В этом ярко проявляется защита законами Шариата интересов исламского института вакфа, ибо вакфное имущество переходит главным образом в распоряжение шариатских судей и используется в пользу мусульман.

Отличительное своеобразие мусульманского права состоит в том, что он не допускает полного лишения наследников имущества предков. Если, например, имущество не передается наследникам, а целиком завещается в вакф или в дар третьему лицу, то в качестве вакфа или дара может быть истребована лишь 1/3 состояния завещателя, остальное является имуществом наследников.

В случае, если кто-либо утверждает, что покойный перед смертью сделал завещание в его пользу на определенную сумму или имущество, шариатские судьи требуют свидетелей. Если два справедливых или четыре любых мусульманина подтверждают его слова, завещанную сумму или имущество (не более 1 /3 от всего имущества) следует отдать претенденту. При отсутствии достаточного числа свидетелей претендующий на наследство получает меньшую долю, чем указано завещателем. Например, если слова претендента подтверждает одна мусульманка, ему дают 1/4 часть, если две — 1/2 и если три — 3/4 части искомого. После смерти богатых людей, не имеющих наследников, имущество их переходит в распоряжение шариатских судей и тратится на нужды мусульман.



62Керимов Г. М. Аль-Газали и суфизм. Баку, 1969, 91.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Д. Ч. Садаев.
История древней Ассирии

Самюэль Крамер.
Шумеры. Первая цивилизация на Земле

Уильям Куликан.
Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов

Пьер Монтэ.
Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

Э. Бикерман.
Государство Селевкидов
e-mail: historylib@yandex.ru