Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Шариат об аренде и найме

Сдавать что-либо или брать в аренду, в наем — одно из самых распространенных деловых соглашений на мусульманском Востоке. Защищая устои частной собственности, Ислам способствовал превращению аренды в один из основных источников дохода владельцев частной собственности. Всесторонняя детальная разработка вопроса об аренде и найме нашла свое отражение в правовых нормах Шариата.

Согласно джа'фаритскому мазхабу, можно сдавать в аренду и в наем все, начиная с земельного участка, дома, вещей, животных и кончая человеком. Требуется только, чтобы человек, сдавший что-либо в аренду, был совершеннолетним, в здравом уме, рассудительным и настоящим владельцем того, что сдается. Допускается сдача в аренду или в наем по поручению владельца. Опекун может сдавать в аренду имущество несовершеннолетнего; когда ребенок вырастет, он может расторгнуть это соглашение об аренде, так же как и утвердить его. Если у несовершеннолетнего нет опекуна, никто не может сдавать в аренду его имущество без разрешения шариатского судьи или муджтахида. Если в данном месте нет ни муджтахида, ни шариатского судьи, имущество несовершеннолетнего может быть сдано в аренду несколькими лицами из правоверных, известных своей справедливостью.

Допускается сдача вещи в аренду через посредника третьему лицу, но если в условиях соглашения об аренде указано, что использовать вещь будет сам арендатор, последний не имеет права полученное им в аренду имущество передавать третьему лицу. Например, человек, снявший дом, не имеет права сдавать его кому-либо еще, если это не оговорено в соглашении с владельцем. Сдача внаем через посредника третьему лицу очень распространена в мусульманских странах. Так, часто кто-то снимает у владельца несколько домов, затем приобретает мебель и сдает квартиры внаем. Такой посредник, как правило, считается делопроизводителем владельца дома, и жильцы часто знают только его одного, не имея представления о хозяине дома.

Установлены следующие условия аренды:

1. Объект аренды должен быть указан предельно конкретно. Так, сдавая в аренду комнату, владелец должен конкретно указать, какую именно, ее определенные приметы.

2. Должна существовать возможность реальной передачи предмета аренды. Например, сдача в аренду лошади, которая убежала, делает соглашение об аренде недействительным.

3. Сдавать в аренду можно только такой предмет или имущество, которое не исчезает при использовании. Нельзя, например, сдавать в аренду хлеб, фрукты или другие предметы питания.

4. Заранее должно быть ясно, что арендуемые земли, предмет, имущество могут быть использованы по назначению. Например, считается недействительной сдача в аренду земли для земледелия, если эту землю нельзя оросить; Шариат допускает сдачу такого участка только под пастбище.

5. Сдавать в аренду можно только свое имущество, а чужое — только по разрешению владельца.

Интересно, что не одобряется (хотя и не запрещается) сдавать в аренду плодоносящие деревья. Женщина, имеющая грудного ребенка, может без разрешения мужа «сдавать себя в аренду», чтобы выкормить чужого ребенка, но если в таком случае каким-либо образом ущемляется право ее мужа, она не может быть предметом аренды без его согласия61.

Предусматривается четыре основных условия аренды:

1. Соблюдать правило халал (дозволенного Шариатом). Например, считается недействительной сдача в аренду магазина для продажи в нем алкогольных напитков или транспортного средства для перевозки на нем таких напитков.

2. Нельзя сдавать в аренду что-либо, бесполезное в использовании.

3. Если предмет аренды может быть использован в различных целях, должно быть указано, в каких именно целях он будет использован.

4. Должен быть определен срок аренды, который по обоюдному согласию сторон может и продлеваться.

Если кто-либо сдает свой дом приезжему или паломнику, который не знает, на какой срок ему необходима аренда, сделку можно оформить с определением платы за каждый ночлег. Но поскольку срок аренды при этом не определен, владелец дома оставляет за собой право потребовать освободить дом в любое время.

Разрешается сдавать в аренду земельный участок, только конкретно определив арендную плату. Если эта плата обусловлена определенным процентом будущего урожая, соглашение считается неверным. Законы Шариата, как всегда, защищают интересы обеих сторон. То же относится и к случаю, когда арендатор не принял предмета аренды или не до конца использовал взятый предмет: он все равно должен платить за аренду или наем по договоренности.

Если человека наняли для выполнения определенной работы, но не обеспечили его ею, ему все равно обязаны заплатить по договоренности. Например, если портного наняли, чтобы он в определенный день начал работу, но вовремя не предоставили материал, ему должны оплатить каждый оговоренный соглашением день, даже если он и будет в это время работать на других.

Представители шариатского суда строго следят за тем, чтобы не нарушались религиозные установки в аренде. Если наняли мясника, но он зарезал животное не по правилам Шариата, вследствие чего мясо стало запретным, мясник должен погасить убыток хозяину. Если сдохнет нанятое животное, арендатор обязан оплатить хозяину стоимость животного или по соглашению с хозяином вернуть ему другое животное. Но если нанятое вьючное животное, поскользнувшись, разбило навьюченный на него хрупкий товар, хозяин этого животного не несет ответственности за этот случай.

Частная медицинская практика, с точки зрения Шариата, считается работой по найму. Врач в таком случае несет ответственность за выписанное больному или данное ему своими руками лекарство, от которого больному станет хуже или даже он умрет. Но врач не отвечает за принятое больным лекарство, о котором он упомянул что-либо неопределенное; не несет он ответственности и в том случае, если предупредит больного или его родственников, что не гарантирует выздоровления пациента. Когда же больной обещает врачу вознаграждение в случае своего выздоровления, то это вознаграждение может быть получено или потребовано только в таком случае (выздоровление).

Предусмотрены и правила расторжения соглашения об аренде и найме. Оно может быть осуществлено по обоюдному согласию сторон или когда в соглашении обнаружится габн (обман). Так, если хозяин сдал в аренду две комнаты и одна из них стала непригодной для жилья, а хозяин не предпринимает срочных мер, арендатор имеет право расторгнуть соглашение об аренде. Если владелец сдает в аренду земельный участок, дом или другое имущество, он может продать его до истечения срока аренды тому же арендатору, при этом последний продолжает платить арендную плату до истечения срока аренды.

Законы об аренде и найме предусматривают особого рода плату — вознаграждение за исполнение особого поручения, услугу, которая называется джуалэ. Например, некто объявляет, что заплатит определенную сумму тому, кто найдет утерянную им конкретную вещь. Так возникает соглашение между двумя сторонами: тот, кто поручает дело, именуется джаэлъ, а исполнитель (согласившийся найти вещь в этом случае) — амилъ. Требуется, чтобы порученное по джуалэ дело не было запретным; допускается прекращение порученного дела амилем, если тот считает, что продолжать его бесполезно, однако исполнитель не может прекратить дело, если это повредит поручителю. Например, врач, взявшийся оперировать глаз, начав операцию, не имеет права прекратить ее (т. е. не закончив).

Если человек добровольно оказал кому-либо услугу до того, как была объявлена просьба о ней, плата за этот труд ему не положена, разве что джаэлъ сам вознаградит его.

Законы Шариата об аренде и найме способствуют защите частной собственности, сдается все: земля, дома, животные и человек. Шариат учитывает разделение мусульманского общества на имущих и неимущих и требует от состоятельных людей сдавать в аренду землю, жилище, вещи, чтобы частично удовлетворить нужды неимущих и занять их работой, чтобы нужда не привела их в отчаянье и не заставила выйти из повиновения и подчинения законам.



61Буруджерди. Указ. соч., вопр. 2194.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Пьер Монтэ.
Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

Шинни Питер.
Нубийцы. Могущественная цивилизация древней Африки

Э. А. Менабде.
Хеттское общество

Ш. Султанов, Л. Султанов.
Омар Хайям

О. Р. Гарни.
Хетты. Разрушители Вавилона
e-mail: historylib@yandex.ru