Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Галина Данилова.   Проблемы генезиса феодализма у славян и германцев

Рабство и его эволюция в Польше

Рассмотрев выше состояние рабства и его эволюцию у германцев и восточных славян, попытаемся в кратком очерке рассмотреть эволюцию рабства в Польше в XII—XIII веках, используя монографическую литературу и источники.

По мнению В. Д. Королюка, рабство в Польше имело «более мягкие формы» по сравнению с жесткими формами античного рабства478. Автор правильно отмечает, что Польша в древности далеко отстояла от очагов рабовладельческой цивилизации, от торговых артерий рабовладельческого мира, «затрагивавших только краем области славянского расселения»479. Однако археологические находки на территории Польши позволяют предположить, что применение рабского труда имело место и там. Труд рабов в позднеантичный период использовался в гончарном и металлургическом производствах480. Но автор делает также интересные наблюдения по поводу того, что после великого переселения народов, с ростом в Полыйе пашенного земледелия и животноводства повышается в стране роль свободной общины и общинника в сельскохозяйственном производстве. Все основные сельскохозяйственные работы выполнялись крестьянами. Рабы.играли в общине (ополе) только подсобную, второстепенную роль. Основным производителем был крестьянин481. Не то же ли мы отмечали у франков, в «Салической Правде»? Сходство условий жизни вызывает и сходные явления. И там, и тут в сельском хозяйстве труд рабов играл незначительную роль. Его роль значительно повысилась с ростом фео-дальных поместий в Польше, в которых, особенно в первое время их существования (до закрепощения свободных), применялся рабский труд482. При этом нередки были случаи, когда рабами становились «разорившиеся, не имеющие возможности выплатить свои долги, общинники»483.

Но хозяина-феодала значительно больше привлекал труд свободных людей, свободных общинников, которые, попав в зависимость к нему, обрабатывали его земли со своим скотом и инвентарем. Это было выгоднее для феодала. Феодалы использовали и путь экономического закабаления, и путь внеэкономического принуждения для того, чтобы обеспечить себе большее количество сельскохозяйственных тружеников из закрепощаемых свободных людей, когда-то свободных польских общинников (кметов). В данной главе речь идет не о свободных общинниках. Им была посвящена 1 глава.

Наше внимание привлекают рабы и их положение в обществе. Наряду с закрепощением труда свободных общинников, наблюдается и использование труда рабов в поместьях польских панов.
Есть все основания думать, что и в раннефеодальной Польше труд закрепощаемых кметов и труд рабов, используемых в сельском хозяйстве, очень рано начинает сближаться. И мы совершенно согласны с В. Д. Королюком, который говорит: «В раннефеодальном славянском обществе путь к феодальной зависимости пролегал как от свободного общинника через его подчинение крупным землевладельцам к феодально-зависимому крестьянству, так и от раба, лишенного средств производства, через раба, посаженного на землю, к крепостному»484. Другой исследователь истории зависимого населения Польши — Л. В. Разумовская— приводит в своей книге конкретные данные о том, как сближаются в труде две категории зависимого населения" Польши — рабы и закрепощаемые свободные (хлопы и кметы)485. Наиболее наглядно этот процесс сближения труда рабов и закрепощаемых свободных в Польше автор наблюдает по источникам XII века, которые показывают, как рабы переходят на положение крепостных. Л. В. Разумовская использует большое количество грамот, изданных в связи с пожалованием монастырям земельных владений князьями и королями вместе с проживающим на этих землях населением. Автрр указывает, что часто рабы, проживавшие на даримых духовным феодалам территориях, сажались на земли, т. е. переводились на положение закрепощаемых свободных486.

Интересно наблюдение Л. В. Разумовской о том, что рабы (сервы) обычно в поместье не выполняли основной сельскохозяйственной работы (среди них не было косцов, жнецов, пахарей, сеятелей), а были или пастухами, или виноградарями, или деревенскими ремесленниками487. Основные сельскохозяйственные работы в поместье выполняли закрепощаемые свободные488. Л. В. Разумовская приводит конкретные данные о том, что рабами, несомненно, были пастухи княжеских стад в Загостье, переданном князем Сандомирским Генрихом Йоаннитскому монастырю489.

Это наблюдение вполне аналогично нашему наблюдению о рабах по «Салической Правде».
«В преобладающем большинстве случаев такая дворовая челядь, бывшие рабы, сидят в описываемое время уже на земле, в деревнях и хотя они еще по традиции именуются servi, но на самом деле являются закрепощенными»490.

Автор приводит интересные факты о том, что такие «закрепощенные рабы» составляли население целых деревень, имевших даже названия профессий их жителей: «Коняры» (конюхи), «Рыбаки», «Сокольники» и прочие. Это явление надолго осталось «памятником былого рабства»491.
Л. В. Разумовская указывает даже местонахождение этих деревень в составе Жнинского ополя, переданного Гнезненскому архиепископству492: «На реке Нире, притоке Варты, архиепископство тоже получило рыбаков с их деревнями и еще «бобровников», в обязанность которых входило охранять бобров»493. Далее автор приводит еще один случай: некий Бралин, умевший возделывать виноград, и другие виноградари были посажены в две деревни, где они и возделывали виноград для Гнезненского архиепископства. «Очевидно, все эти люди — бывшие рабы князя, посаженные им на землю, бывшие военнопленные, по крайней мере Бралин, на что указывает его неславянское имя. Установив, что Бралин является специалистом по разведению винограда — редкой культуры, князь отвел пленному чужеземцу участок земли, где тот, поселившись, насадил два виноградника (это поселение вошло в опись владений Гнезненского архиепископства поД именем самого Бралина) с помощью каких-то осаженных вместе с ним товарищей и приданных ему еще нескольких крестьян двух соседних деревень, тоже бывших рабов князя»494.

Все эти факты «осаживания» рабов на землю, т. е. превращения их в крепостных людей, вполне закономерны. С точки зрения хозяйственных интересов феодалов, как мы уже говорили выше, закрепощенный человек, посаженный на землю, более рентабелен в хозяйстве, чем раб (хлоп, холоп, серв). Таким образом, и в Польше в XII—XIII веках наблюдается то же стремление феодалов-панов «освободить» себя от излишней рабской челяди, часто даже обременительной для хозяйства, и использовать рабов, посаженных на землю, наиболее рационально. Этот акт польских панов созвучен французскому «освобождению от серважа» и русскому «отпуску» холопов «на волю». Видимо, в Польше этот акт имел большое значение, так как его отмечает такой источник XIII века, как «Польская Правда»495. Чтобы подтвердить это, мы специально подвергли тщательному анализу статьи «Польской Правды». Термин «рабы» в «Польской Правде» исчезает, знаменуя, видимо, тем самым исчезновение из жизни категории рабов.

В «Польской Прайде» нет упоминаний о холопах.
Как социальная категория они уже не занимают особого места в обществе. Зато в «Польской Правде» большое место отводится крестьянину. Ему посвящено много статей496.
Положение крестьян подневольное. Крестьяне несут различные повинности в пользу феодалов Они платят церкви десятину497. За бегство от своих господ крестьяне преследуются законом498.
«Польская Правда» отражает ту степень феодализации общества, когда крестьянин уже полностью закрепощен. К категории крестьян отнесены и сервы, которые тоже находятся под игом крепостничества499.

В статье В. М. Фоменковой хорошо показано подневольное положение польского крестьянина XIII—XIV веков и огромный рост земельных владений церковных феодалов Польши500.
Для примера автор приводит чрезвычайно большое число названий деревень, местечек и городов, принадлежавших в XIII—XV веках церковным феодалам (Гнезненское архиепископство имело 262 владения, из них 259 деревень, 2 города и 1 местечко; Вроцлавское епископство владело 5 городами и 180 деревнями, в которых проживало 22 тысячи зависимого населения). Только в XIII веке Обрский монастырь приобрел различными путями 15 деревень501. Такое обилие земель и земельных угодий позволяло церковным феодалам «сажать на землю» своих хлопов, давать им надел и превращать их в зависимых крестьян. То же, видимо, происходило и на землях светских феодалов, если судить по «Польской Правде». В. М. Фоменкова пишет, что большую роль в закрепощении крестьян сыграл иммунитет, по которому вся политическая и судебная власть над «сидевшим» на пожалованных землях населением переходила в руки иммуниста502. Этим закреплялось его право эксплуатировать население, живущее на иммунитетной территории.

Автор приводит соображения о том, что одна категория крепостных крестьян образовалась из бывших свободных общинников (gebuer sizezit under eynem herren — статья VI «Польской Правды»), а другая — из рабов, посаженных на землю (eigene luthe — статья XXVIII «Польской Правды»).




478 См.: В. Д. Королюк. Древнепольское государство. М., 1957, стр. 69.
479 Там же, стр. 68.
480 Там же, стр. 69 - 70.
481 Там же, стр. 75.
482 Там же, стр. 77.
483 Там же, стр. 78.
484 В. Д. Королю к. Древнепольское государство, стр. 79.
485 См.: Л. В. Разумовская. Очерки по истории польских крестьян М., 1958.
486 Там же, стр. 96 — 100.
487 Там же.
488 Там же.
489 Там же, стр. 98.
490 Там же, стр. 98 — 99.
491 См.: Л. В. Разумовская. Очерки по истории польских крестьян, стр. 99.
492 Там же, стр. 100.
493 Там же.
494 Там же.
495 „Ksigga Prawa" zwyczaiowego polskiego W. W. XIII. Vid. A. Heicel. . Starodawne prava polskiego pominki, t. II. Krakow, 1870.
496 «Ksigga Prawa", XVIII.
497 Там же.
498 Там же, XXVIII.
499 См.: В. М. Фоменкова. Положение крестьян в Польше во второй половине XIII и в XIV веке. — «Учен. зап. Ин-та славяноведения», т. 12. М., 1956, стр. 264—289.
500 Там же.
501 Там же, стр. 266.
502 Там же, стр. 268.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

под ред. Б.А. Рыбакова.
Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н.э. - первой половине I тысячелетия н.э.

Б. А. Тимощук (отв. ред.).
Древности славян и Руси

Под ред. Е.А. Мельниковой.
Славяне и скандинавы

Игорь Коломийцев.
Народ-невидимка

Валентин Седов.
Славяне. Историко-археологическое исследование
e-mail: historylib@yandex.ru