Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

под ред. Е.В.Ярового.   Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья (V тыс. до н.э. - V век н.э.)

Г.В. Батизат, А. С. Островерхов (Одесса). Новые памятники эллинистической глиптики из Нижнего Поднестровья

Глиптика является одним из наиболее информативных источников в античном источниковедении Северного Причерноморья (Максимова, 1937, 251-261; Неверов, 1983; Щербакова, 1986). Длительное время глиптика Нижнего Поднестровья была исследована крайне слабо. Еще в начале XX в. вышла книга коллекционера и мецената Т.В. Кибальчича об античных геммах Северного Причерноморья. В ней были воспроизведены 18 гемм и перстней, найденных в Aккермане (Kibaltchich, 1910, №28, 57-58,79,106, 144, 194,200,210,226,230-231 287, 302, 316-317, 341,465). После этого, вплоть до конца 1980-х гг., эта категория источников практически не привлекала археологов. В последнее десятилетие положение существенно улучшилось (Батизат, 1994, 172-176 Бруяко, Островерхов, 1993, 60-63; 1997, 77-78; Клейман, Коциевский, 1991,95-98; Мельчарек и др., 1995, 36-38; Островерхов, Охотников, 1996; 1997; 2001, 95-100). Однако геммы и перстни позднейшего классического и эллинистического времени в Тире и на поселениях ее округи встречаются крайне редко (Кибальчич, 1898, Островерхов, Охотников, 1997, 227-231). В связи с этим, особый интерес представляют керамический вотив и перстень из Тиры, а также случайная находка бронзового перстня на левом берегу Днестровского лимана, вблизи Никония.

В 2001 г. на левом берегу Днестровского лимана, к северу от Никонийского городища, был найден бронзовый перстень хорошей сохранности (хранится в одной из частных одесских коллекций). Его диаметр 2,2 см. Щиток овально-круглый в плане. Размеры: 2,2х1,8 см. На щитке помещено профильное врезное изображение относительно молодой женщины, влево, с моделированной прической типа «melonen frisur». Уши прикрыты волосами. Резьба глубокая, все детали профессионально проработаны. На воюсах прослеживаются следы позолоты (Рис. 1/1).



Еще один фрагментированный бронзовый перстень происходит из Тиры (хранится в частной коллекции). Здесь, на овальном щитке, в рельефе изображена женская голова в профиль влево. Лицо женщины немолодое, с крупными чертами. Волосы также оформлены прической «melonen frisur» и собраны сзади на затылке в большой тяжелый пучок. Уши также прикрыты волосами. На голове видна узкая диадема (рис. 1/6). По форме перстней и стилю изображений на них, оба памятника следует датировать эллинистическим временем. К примеру, выполненные в технике рельефа эллинистического времени перстни известны на Боспоре (сравни: Неверов, 1976, 168, табл. И/ 6; 1984, табл. CLX; Финогенова, 2001, 166).

Перед нами, очевидно, портреты одной и той же женщины. В изображениях явственно просматриваются личностные черты - почти прямой, с легким изгибом нос, длинная красивая шея, индивидуальная прическа. Портретные геммы, крайне редко встречающиеся в классическое время (Неверов, 1973а; Островерхов, Охотников, 1996), с эпохи Александра Великого они становятся обычным явлением. Например, в птолемеевском Египте почитание основателя Александрии приобретает династический характер. При этом правящие династы не забывают причислить к лику божеств и себя. В столице открывается храм «Александра и богов Филадельфов» (Птолемеев - авт.). Птолемеи одаривали своих приближенных дорогими перстнями и геммами с изображениями портретов монархов и их жен. В Северном же Причерноморье доминировали подобные, но чаше всего бронзовые перстни. Они найдены в различных центрах - в Пантикапее, Фанагории, Тирамбе, Горгиппии, Нимфее, Херсонесе, Ольвии и ряде других мест. На перстнях изображены портреты Птолемея II, Птолемея III, Арсинои II, Береники II и Арсинои III. В начале II в. до н.э. эта серия перстней, импортированная, видимо, из Александрии, прерывается (Захаров, 1928, Коровина, 1987, 137-146, Неверов. 1973а: 1974: 1976: 19X3: 72-77; Nеverov, 1995, 73, PI, XIII, 1-2 Финогенова, 2001, 164-167).

Однозначная интерпретация женского образа, воспроизведенного на нижнеднестровских перстнях, затруднительна. Это объясняется тем, что иконография изображений Арсинои II и Береники II очень близка: та же прическа, те же черты лица и постановка головы (Финогенова, 2001, 166). Но все же нам представляется, что на анализируемых перстнях изображена Береника II (ок. 250 г. до н.э.) - супруга Птолемея III. Об этом могут свидетельствовать близкие изображения в скульптуре, на монетах (рис. 1/3), глиптике (Неверов, 1988, 38, № 5, Marschall, 1907, № 1267 F; Charbonneaux, 1958, № 50, 50, fig. 8) и других памятниках прикладного искусства, а также наличие позолоты на волосах женщины. Аналогичная позолота была на мраморной головке (рис. 1/2) Береники II из Кирены (Хафнер, 1984, 79; Anti, 1927, 167) - отражение в произведениях искусства известного мифа о золотистых волосах Береники, преподнесенных ею в храм и вознесенных на небо - созвездие βερενιχης πλοχαμος [Call. Caus., IV. 13; Catull. Carm., 66; Ptol. Almag., II, 56].

Культ Береники был учрежден ее сыном Птолемеем IV в. 210 г. до н.э. Новая богиня, как и ее предшественница Арсиноя II, покровительствовала мореплаванию, и в этом качестве носила сакральный эпитет «Спасительница». Она часто отождествлялась с Исидой (Блаватский, 1957, 11 сл.; Латышев, 1910, 38 сл.). По мнению О.Я. Неверова, перстни рассматриваемой группы, находимые на северных берегах Понта, чаще всего принадлежали морякам и торговцам, совершавшим небезопасные плавания к берегам Египта (Неверов, 1983, 77).

В 2001 г. при раскопках Тиры, в подвальном помещении № 647, в слое середины II в. до н.э. был найден керамический вотив в виде плоского круглого диска диаметром 1,6 см и толщиной 0,4 см. На лицевой стороне изделия выполнены в невысоком рельефе два бюста: мужской с пышной бородой и модием на голове и женский - с диском и коровьими рогами над лбом (рис. 1/4а). На обратной стороне оттиснуто изображение богини с венком в вытянутой правой руке (рис. 1/46). Тесера изготовлена с помощью штампа.

На «аверсе», видимо, следует видеть изображения Сераписа и Исиды - божественных патронов Птолемеев, Египта и всей ойкумены [Тас. Hist., IV 82; SHA XXIX, vii 2,4; Socr. Schol. Hist. Eccl., 118; Sever, ibn Al-Muqaffa. Hist. Patriar.; Macrob. Saturn., 15, 20] или же их земную ипостась - супружескую пару правителей Египта. Парные изображения бюстов правящих царственных особ птолемеевского двора на монетах, перстнях и геммах, было очень распространены (Неверов, 1974, 106 сл.; 1978, 169, 184, 185, № 7-9; 1988, 34-39, № 1). На них супруги часто сами олицетворяли Сераписа и Исиду.

Культ Сераписа, созданный Птолемеями для сближения египетского и греческого населения [Paus. И, 4,7; II, 13,7; 34,10; III, 14-15; 21,6; 22,9; IV, 32,5; X, 32,9], объединял культы египетского Осириса и ряда греческих богов. Серапис являлся богом плодородия, был связан с загробным культом, считался богом мертвых и поэтому отождествлялся с Аидом. Он был повелителем стихий и явлений природы, ему были приданы функции водного божества, в этом качестве он сближался с Посейдоном. Как бога солнца Сераписа отождествляли с Аполлоном. Серапис почитался как спаситель от несчастий, предсказатель будущего, целитель больных. Естественно, что культ этого бога тесно был связан с культом Исиды, жены и сестры Осириса (Бадж, 1997, 165; Морэ, 1914; Strambaugh, 1972; Vidman, 1970).

Культ новых египетских божеств проник в города Западного и Северного Причерноморья еще в период эллинизма, во время оживления торговых сношений с Александрией (Соломоник, 1973; Тачева-Хитова, 1982, 113-116; Шургая, 1965, 126-140; 1972, 17-19; 1977; Pippidi, 1969,60-68) и с городами Малой Азии, где культ Сераписа распространился уже с III в. до н.э. (Lafaye, 1884, 35-38).

В связи с поднятым вопросом, следует отметить, что из Тиры происходит самая ранняя, происходящая из Северного Причерноморья, надпись, вырезанная на мраморном пьедестале [IOSPE, 5]. В ней говорится о приношении сына Кратина Сарапиду, Исиде и чтимым вместе с ними богами. Исследователи (Латышев, 1909, 140-147; Карышковский, Клейман, 1985, 78; Шургая, 1977) считают, что приношение стояло в храме и датируют надпись II в. до н.э. О наличии культа Сераписа в Тире в эллинистическое время свидетельствуют находки керамической статуэтки этого бога с остатками калафа на голове (Клейман, 1970, 26, № 2, табл.2/2) и двух гемм с изображением головы Сераписа в калафе (Клейман, Коциевский, 1991, 98, № 11).

На «реверсе» помещено изображение «Нике венчающей». Об этом свидетельствует ее поза - поднятые вверх и вперед руки, в которых находится венок, и полураскрытые крылья за спиной.
Культ богини победы Нике (Nικη) - дочери океаниды Стикс и Палланта - сына титана Крия [Hes. Theog., 383 след.], римской Виктории (Holscher, 1967), в Северном Причерноморье появился еще во время Великой греческой колонизации. Здесь она почиталась как самостоятельное божество, а также как атрибут Зевса, Афины и ряда других богов (Русяева, 1992, 134). Нике была одним из любимых персонажей античного искусства. Ее изображения часто встречаются на монетах, геммах, перстнях (Неверов, 1974, 107, рис. 17в, 206, 266; Щербакова, 1981, 63-67), в прикладном и монументальном искусстве Северного Понта. Изображение на тирской тесере близко к образу венчающей трофей Ники на небольших керамических жертвенниках III-II вв. до н.э., находимых в Крыму и Ольвии (Белов, 1970,70-74, табл. 13/4-4а; Леви, 1970,36,46, табл. 21/ 1-4). Нельзя не заметить и сходства этого образа с изображением Ники, венчающей Фаросский маяк (рис. 1/5) на монетах Александрии Египетской (Брабич, 1970, 13).

В Нижнем Поднестровье почитание богини победы также засвидетельствовано со времени появления эллинов в этом регионе. О той роли, которая придавалась здесь культу Нике, свидетельствует тот факт, что в честь этой богини был назван главный центр левобережья - Никоний - «город победы» (Секарская, 1989, 110; Охотников, 1997,28). О наличии культа Нике в доримской Тире, вплоть до настоящего времени никаких данных не было. Зато в римское время эта богиня в образе «Нике венчающей» довольно часто появляется на монетах города (Анохин, 1989, №№ 508, 518, 533, 548, 558) и геммах (Клейман, Коциевский, 1991, 97, № 4; Kibaltchich, 1910, № 10). А.Н. Зограф предполагал, что в Тире стояла и статуя богини (Зограф, 1957,54). Последние находки в Тире свидетельствуют, что скульптурный пантеон в этом городе был довольно представительным.

Таким образом, новые находки памятников глиптики в Нижнем Поднестровье свидетельствуют, что античные центры этого региона в III—II вв. до н.э. поддерживали тесные экономические и культурные связи с Александрией Египетской. Среди почитателей новых синкретических культов в Тире и Никонии были в первую очередь моряки и торговцы. Тесера из Тиры являлась, очевидно, приношением одного из них в храм Сераписа и других богов в честь какой-то победы.


Литература

Анохин В.А., 1989 - Монеты античных городов Северо-Западного Причерноморья //Киев

Бадж Э.У., 1997 - Легенды о египетских богах // М.

Батизат Г.В., 1994 - Римская гемма из Тиры //ДП, КСОАО, Одесса

Батизат Г.В., Островерхов А.С., 2001 - Литик-скарабеоид с изображением «хоровода» мышей из Никония // Сб: Ольвiя та античний cвiт, Kиiв

Бруяко И.В., Островерхов А.С., 1993 - Литик-скарабеоид из Никония // ДП, КСОАО, Одесса

Бруяко И.В., Островерхов А.С., 1997 - Геммы из некрополя Никония римского времени // Сб: Никоний и античный мир Северного Причерноморья, Одесса

Белов Г.Д., 1970 - Терракоты из Херсонеса // САИ, Г1-11

Блаватский В.Д., 1957 - Архаический Боспор //МИА, № 56

Брабич В.М., 1970 - Путешествие с древней монетой //Л.

Захаров А.А., 1928 - Геммы и античные перстни ГИМа // РАНИОН, Труды секции археологии, т. 3, М.

Зограф А.Н., 1957 - Монеты Тиры//М.

Карышковский П.О., Клейман И.Б., 1985 - Древний город Тира //Киев

Кибальчич Т.В., 1989 - Археологические находки в Южной России //АИЗ, т. 6, № 7/8

Клейман И.Б., 1970 - Статуэтки из Тиры (Терракоты Северного Причерноморья) //САИ, вып. Г1-11

Клейман И.Б., Коциевский А.С., 1991 - Геммы из Тиры // Сб: Северо-Западное Причерноморье - контактная зона древних культур, Киев

Коровина А.К, 1987 - Перстни из некрополей Фанагории и Тирамбы // СГМИИ, вып. 8 (Культура и искусство античного мира), М.

Латышев В.В., 1909 - nONTIKA // СПб.
Латышев В.В., 1910 - Неизданные горгиппийские надписи //ИАК, Вып. 37

Леви Е.И., 1970 - Терракоты из Ольвии //САИ, Вып. Г1-11

Максимова М.И., 1937 - Античные печати Северного Причерноморья //ВДИ, № 1

Мельчарек М. и др., 1995 - Островерхов А.С., Охотников С.Б. - Литик-скарабеоид из поселения Надлиманское-3 // Сб: Проблемы истории и археологии Нижнего Поднестровья, Белгород-Днестровский

Морэ А., 1914 - Цари и боги Египта //М.

Неверов О.Я., 1973а - Дексамен Хиосский и его мастерская // Сб: Памятники античного прикладного искусства, Л.

Неверов О.Я., 1973 - Античная художественная бронза (каталог выставки) //Л.

Неверов О.Я., 1974 - Группа эллинистических бронзовых перстней в собрании Эрмитажа // ВДИ, № 1

Неверов О.Я., 1976 - Портретные геммы и перстни и перстни из Северного Причерноморья // ТГЭ, т. XVII (Культура и искусство античного мира), вып. 5

Неверов О.Я., 1983 - Геммы античного мира // М.

Неверов О.Я., 1984 - Металлические перстни и печати //Археология СССР, АГСП, М.

Неверов О.Я., 1988 - Античные камеи в собрании Эрмитажа //Л.

Островерхов А.С., Охотников С.Б., 1996 - Портретная гемма из Никония //ДП, IV чтения памяти П.О. Карышковского, Одесса

Островерхов А.С., Охотников С.Б., 1997 - Бронзовый перстень раннеэллинистического времени из Тиры //Сб: Никоний и античный мир Северного Причерноморья, Одесса

Островерхов А.С., Охотников С.Б., 2001 - Глиптика Никония и его округи //Сб: Ольвiя та античний cвiт. Maтepiали наук, читань, Kиiв

Охотников С.Б., 1997 - Феномен Никония // Сб: Никоний и античный мир Северного Причерноморья, Одесса

Русяева А.С., 1992 - Религия и культы античной Ольвии //Киев

Секерская Н.М., 1989 - Античный Никоний и его округа в VI-IV вв. до н.э. //Киев

Соломоник Э.И., 1973 - Из истории религиозной жизни в северопонтийских городах позднеантичного времени //ВДИ, № 1

Тачева-Хитова М., 1982 - История на източните култове в Долна Мизия и Тракия V в. пр. н.е.- IV в. н.е. //София

Финогенова С.И., 2001 - Группа бронзовых эллинистических перстней из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина //ВДИ, № 2

Хафнер Г., 1984 - Выдающиеся портреты античности. 337 портретов в слове и обряде // М.

Шургая И.Г., 1965 - Импорт Александрии в Северное Причерноморье //ВДИ, № 4

Шургая И.Г., 1972 - О торговых сношениях Ольвии с Александрией Египетской в эллинистическое время //ВДИ, № 3

Шургая И.Г., 1977 - О греко-египетском культе в Северо-Западном Причерноморье // Сб: История и культура античного мира

Щербакова B.C., 1981 - Изображение Ники на античных печатях из Херсонеса // КСИА, вып. 168

Щербакова B.C., 1986 - Античные печати Херсонеса как исторический источник // Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук, М.

Anti С., 1927 - Un ritratto di Berenice di Cirene // Africa Italiana, I

Holsler Т., 1967 - Victoria Romana // Mainz am Rhein

Kibaltchitch T.W., 1910 - Gemmes de la Russie meridionale //Berlin

Lafaye G., 1884 - Histoire du culte des divinites d"Alexandrie hors de l"Egypte // Paris

Neverov O.J., 1995 - Les bagues et les pierres gravies provenant de Nymphaion //
Archeologia. m. XLVI, Warszawa

Pippidi D.M., 1969 - Studii de istorie a religilor antice //Bucuresti

Slrambaugh I.E., 1972 - Sarapis under the Early Ptolemeis // Leiden

Vidman L., 1970 - Isis und Sarapis bei den Griechen und Romern // Berlin
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Э. Д. Филлипс.
Монголы. Основатели империи Великих ханов

Евгений Черненко.
Скифский доспех

Тамара Т. Райс.
Скифы. Строители степных пирамид

Бэмбер Гаскойн.
Великие Моголы. Потомки Чингисхана и Тамерлана

Игорь Коломийцев.
Тайны Великой Скифии
e-mail: historylib@yandex.ru
X