§ 1. Церемониал двора
Вокруг
монарха группировались придворные. Он был центром этого общества, непременным
участником его жизни, обязанным соблюдать принятые там правила приличия:
требования этикета распространялись и на царя. За демократические причуды
Антиоха IV, который посещал лавки и мастерские, был завсегдатаем общественных
бань, изображая себя царем передовых взглядов, поклонником республиканской
простоты римлян, его наградили насмешливой кличкой «сорвиголова».1) Посидоний Апамейский серьезно и с
явным порицанием замечает, что Антиох IV осмеливался, отправляясь на охоту,
покидать дворец без ведома двора, один, без придворных, в сопровождении
двух-трех рабов.2) Антиох
III, чтобы обойти регламентированный дворцовый порядок, притворялся больным.3)
Мы почти ничего не знаем о принятом при антиохийском дворе церемониале. Обращаясь к царю, его именовали «государь»4) или, возможно, добавляли еще его собственное имя, например «царь Селевк».5) Покидая его, применяли приветственную формулу типа «будьте здоровы».6) Принимая посетителей, царь протягивал им руку или даже обнимал их.7) [32] Случайно сохранились некоторые сведения о церемониале траура. Царь облачался в черное,8) дворец «закрывался»,9) видимо, прекращались аудиенции и приемы. Траур длился «несколько дней»10) — вероятно, девять в соответствии с греческим обычаем. Существовали правила и относительно одеяния царей.11) Официальной одеждой его, как для всех преемников Александра, была македонская военная форма,12) подходящая для охоты и войны в Балканских горах,13) но достаточно стеснительная под палящим сирийским солнцем. Она состояла из сапог,14) хламиды15) и широкополой шляпы. На войне шляпу заменяли македонским шлемом.16) «Царское одеяние»17) было из пурпура. Во время войны18) и в мирное время лоб царя обвивала повязка, то ли стягивавшая волосы, как это видно из изображений на монетах и портретов,19) то ли окружавшая царскую шляпу.20) По пурпуру и этой белой диадеме21) все уже издали опознавали царскую особу. Плутарх упрекает соперничавших между собой принцев селевкидского рода, что они погубили державу в своей борьбе «за пурпур и диадему».22) Пурпурные одежды носили и придворные, диадема же была [33] исключительным знаком царственности и потому — ее символом.23) Когда Птолемей Керавн, убив Селевка I, явился перед армией, его голову украшала диадема.24) Селевк II, потерпев поражение и вынужденный бежать, бросает злополучную повязку.25) Наконец, говоря о знаках царской власти, не следует забывать кольца с выгравированным на нем якорем — эмблемой династии.26) Кольцо служило печатью. Антиох IV перед смертью оставил регенту Филиппу диадему, царское одеяние и кольцо.27) Публично царь всегда появлялся в этом официальном облачении.28) Вполне понятно, что поведение Антиоха IV, бродившего по улицам своей столицы одетым в римскую тогу, с венком из роз на голове, вызвало в Антиохии скандал.29) Царь жил во дворце. Дворец называли по-гречески αυλή,30) или τα βασίλειον,31) или τα βασίλεια.32) Дворцы были не только в Антиохии,33) но и в других городах: в Сардах,34) в Селевкии на Тигре,35) в Сузах,36) Мопсуесте,37) в Габах38) и даже в Гиркании.39) Персидские дворцы в Экбатанах при Селевкидах пустовали.40) [34] В походе царь имел свою палатку.41) Официальным наименованием царской резиденции было, по-видимому, всегда «царский двор».42) Само собой разумеется, что царь был хорошим наездником и хорошим фехтовальщиком.43) В источниках сохранились лишь рассеянные упоминания о царской охоте. Селевкиды были страстными охотниками.44) День царя начинался рано, с «процедуры вставания». С наступлением дня придворные и «друзья» являлись к царю.45) Даже во время похода они находились в его палатке уже на рассвете. Великий везир, о επι των πραγμάτων, являлся в то же время.46) День был заполнен всякого рода делами. Прежде всего государственная корреспонденция. Известно шутливое высказывание престарелого Селевка I, сохранившееся у Плутарха: «Если бы люди знали, какое бремя возлагают на царей письма, которые они должны диктовать и читать, никто не поднял бы диадему, даже если бы она валялась на земле».47) Затем следовали аудиенции. Достаточно вспомнить, что, как правило, царь сам принимал всех послов и лично вел переговоры.48) При этом не только иностранные государства, но еще чаще многочисленные города его собственной державы посылали к царю делегации по любому поводу. Это дает представление о повседневной работе селевкидского государя. К этому присоединялись аудиенции частным лицам, которые добивались правосудия.49) Александру Забине приписывают по крайней мере одну хорошую черту: во время этих сеансов он проявлял милосердие.50) Существовала еще обязанность представительства; например, царь председательствовал на больших празднествах в Антиохии и в других местах.51) Вечера отводились пирам. Селевкиды любили хорошо поесть. Большинство из них обвиняют в пристрастии к пьянству. Если [35] взглянуть на список алкоголиков у Элиана, то там сразу же обнаруживаются четыре Селевкида.52) Согласно Филарху,53) Антиох II во время аудиенции лишь изредка бывал трезвым; Птолемей VII упрекал Антиоха IV за его пиры,54) хотя, впрочем, его собственная репутация была немногим лучше. Об Антиохе VII, убитом на поле боя в войне с парфянами, победитель будто бы сказал, что «во время своих великих попоек он надеялся проглотить до последней капли царство Аршакидов».55) Во время пиров царь сидел за одним столом со своими гостями;56) распределялись подарки,57) выступали мимы, певицы, куртизанки, философы.58) У Антиоха VII даже в обычные дни стол был накрыт для широкого круга людей, вдобавок сотрапезники еще увозили с собой тележки, заполненные съестными припасами и посудой. Античные историки охотно рассказывают подобные анекдоты, дающие им повод расточать упреки и проповедовать мораль. Тем не менее царская роскошь, по-видимому, действительно поразила воображение современников. Если отбросить явно вымышленные истории,59) все же остаются некоторые любопытные черты. На афинской сцене звучали насмешки над изобилием60) и роскошью61) стола Селевкидов. Один автор рассказывает, как царь обеспечивал себя свежей водой.62) Полибий не упускает случая сообщить, что царица Береника получала воду из Нила.63) Даже после падения державы последние сокровища Селевкидов продолжали вызывать восхищение и чувство зависти у римлян.64) Еще Цицерон упоминает золотые кубки, принадлежавшие детям Антиоха X, «украшенные, как это принято у царей, особенно в Сирии, прекрасными самоцветными камнями».65) Само собой разумеется, что жизнь царя представлялась его подданным вершиной счастья. В мемуарах Птолемея VII сохранился почти трогательный анекдот на эту тему: однажды Антиох IV, купаясь в общественной бане, приказал принести ему туда дорогие [36] благовония. Какой-то простолюдин воскликнул: «Как вы счастливы, государь, что источаете такой аромат».66) 1) Diod., XXXI.16; Pol., XXVI.1.1. 2) Diod., XXXIV.34. 3) Pol., V.56.7. 4) Ср. забавный эпизод, рассказанный Птолемеем VII (234 fr. 3 Jac. = Athen 438е): в общественной бане какой-то человек обратился к Антиоху IV со следующими словами: μακάριος ει, ω βασιλευ, <ως> πολυτελες οζεις — «Ты счастлив, царь, что источаешь аромат дорогих благовоний». 5) Plut. de garrul., 12: крестьянин приветствует Селевка II: υγιαίνε, ω βασιλευ Σέλευκε — «будь здоров, о царь Селевк». 6) Pol., XXI.6.5; XXIX.27.2. 7) Plut., de garrul., 12; Pol., XXIX.27.2. 8) Plut. de fratern. amor., 18 (Мог. 489b): Антиох Гиеракс, получив весть о смерти Селевка II.«снял пурпур, облачился в траурное одеяние и, заперев дворец, стал оплакивать брата». 9) Plut., там же. Liv., XXXV.15.6: в 193 г. до н. э., когда умер Антиох, сын Антиоха III.царь возвратился в Эфес; ibi per luctum regia clausa est... — «там в знак траура был закрыт царский дворец». 10) Liv., там же: «однако видимость глубокого траура в течение нескольких дней царила во дворце». 11) О светоче, который несли впереди царя, ср. W. Оttо. — επιτύμβιον. Η. Swoboda, с. 194. 12) Plut. Anton., 54: Антоний вывел Птолемея, сына Клеопатры, «в сапогах, македонском плаще и украшенной диадемою широкополой войлочной шляпе — это был наряд царей, преемников Александра». 13) Е. Bevan, II.с. 274. 14) Plut. Demet., 49: Селевк I.как только узнал о ночной атаке Деметрия, «приказал дать боевой сигнал, одновременно надевая сапоги». 15) I Macch., 6.15: και εδωκεν αυτω το διάδημα και την στολην αυτου και τον δακτύλιον — «И он (Антиох) дал ему (Филиппу) венец, и царскую одежду свою, и перстень». 16) Plut. Demet., 49: Селевк I появляется перед войсками Деметрия, το κράνος αποθέμενος — «сняв шлем». Ср. Polyaen, IV.9.3. 17) Pol., XXVI.1: Антиох IV часто появлялся, την βασιλικην αποθεμένος εσθητα — «сняв царское одеяние». Ср. Polyaen, IV.6; IV.17. 18) Plut. Moral., 184e; 508d. 19) Ср. G. Blum. — ВСН, 1915, с. 263. 20) Plut. Anton., 54 (ср. выше, примеч. 12): Plut. Demet., 41. На монетах, выпускавшихся Селевкидами, они всегда изображались с непокрытой головой. Но на монетах Трифона появляется шлем, увенчанный диадемой. 21) Е. Breccia. Diritto dinastico, 1902, с. 75. 22) Plut. Moral., 486a: «Антиохи же, Селевки, Грины и Кизикены, не сумевшие примириться со вторым после братьев местом и стремившиеся к пурпуру и диадеме, причинили много зла самим себе, друг другу и всей Азии». 23) См., например, OGIS, 248, стк. 10: Атталиды поддержали Антиоха IV войсками и деньгами και τωι διαδήματι μετα της αλλεδ χατασκευης κομεσαντες — «и украсили его диадемой и прочим (царским) убранством». Ср. Pol., IV.48.10; V.57.5; I Macch., 13.32; Diod., XXXI.16.2; Iustin., XXXIX.1.9; ср. J. Кеil. — Jalireshefte des Oesterr·. Instit. XXIX.c. 135. 24) Memnon, 12 (FHG, III.534): διάοημα περιθέμενος μετα λαμπρας δορυφορίας κατέβαινεν εις το στράτευμα — «надев диадему, с блестящей свитой телохранителей вышел к войску». 25) Plut. de garrul. 12 (Moral. 508d): «Селевк Каллиник, потеряв в битве с галатами все свое войско, сорвал с себя диадему». 26) I Macch., 6.15; App. Syr., 56: «...у Селевка... когда он стал царем, на печати был знак якоря». На сосудах, посвященных Гелиодором на Делосе, изображен якорь (Р. Roussel. — ВСН, XXXV, с. 434). Среди знаков отличия династии, по-видимому, не упоминается скипетр (ср. Breccia. Diritto dinastico, с. 78). Точно так же должность «хранитель печати», известная у Атталидов, пока не засвидетельствована у Селевкидов. 27) I Macch., 6.15 (см. выше, примеч. 15). 28) Ср., например, Plut. Moral. 184a: после предполагаемой смерти Селевка II «Антиох, сняв пурпурное одеяние, облачился в траур». 29) Ptolemaeus VII.234 fr. 3 Jac·: πολλάκις δε και πλεκτόν στέφανον ρόδων εχων επι της χεφαλης και χρυσουφη τήβενναν φορων μόνος ερέμβετο λίθους υπο μάλης εχων... — «...часто с венком из роз на голове, в шитой золотом тоге бродил один, неся за пазухой камни...» 30) I Macch., 11.46; Vita Philonidae. — Sitzungsber. Preuss. Akad., 1900, c. 947. 31) См., например, Strabo, XI.7.2, с. 508; XVI.1.4, с. 738. 32) См., например, Pol., X.27.9; Strabo, XV.3.2-3, с. 728. 33) Pol., XXXI.7.2; I Macch., 6.63; 10.68; 11.13; Strabo, XVI.2.5, с. 750. Ср. С. О. Mueller. Antiquitates Antiochenae, 1839, с. 52. 34) Ср. W. Оttо. Beiträge, с. 22. 35) Strabo, XVIII.1.5, с. 738. 36) Сumоnt. — CR Ас. Inscr., 1932, с. 24; Strabo, XV.3.2-3, с. 728. 37) Jos. Antt., XIII.368. Но ср. App. Syr., 69. 38) Strabo, XV.3.3, с. 728. Габы — это современный Исфахан (Еd. Meyer. Ursprung des Christentums, II.с. 220, примеч. 5). 39) Pol., X.31.5; Strabo, XI.7.2, с. 508. 40) Pol., Χ.27.9; ср. Strabo, XI.13.5, с. 524. 41) II Macch., 13.15; Plut. Demet., 50, 2; Pol., VIII.21.1; Iustin., XXXIX.1.6; Obsequens, 28. Деметрий I жил изолированно в замке. Jos. Antt., XIII.36: «в каком-то дворце с четырьмя башнями, который он воздвиг себе невдалеке от Антиохии». 42) Надпись из Суз (Сumont. — СП Ас. Inscr., 1932, с. 24): о επι της αυλης του βααιλέως — «начальник царского двора». 43) Ср. анекдот о лошади Антиоха Гиеракса (Phylarch., 81 fr. 49 Jac.; Plin., Ν. Η., VII.158; Aelian. Hist. anim. V.1.44; ср. Niese, II, c. 135, примеч. 1). Большие поездки царь совершал в колеснице (II Macch., 9.4). Заметим мимоходом, что жеребец Антиоха V одержал победу на Панафинеях: I G II 2, 2317, стк. 10. 44) Plut. Moral., 184с; Diod., XXXIV.34; ср. Plut. Demet., 50. 45) Pol., V.56.10; VIII.21.1. 46) Pol., V.56, 10 (ср. выше, примеч. 162). 47) Plut. Moral., 790a. 48) Liv., XXXV.16.1: (после смерти Антиоха, сына Антиоха III.царь уклонялся от переговоров с римскими послами), «Миннион извинился за царя, и обсуждение началось в его отсутствие». Ср. Pol., XXI.6.6. 49) Ср. Phylarch. 81 fr. 6 Jac. (=Athen. 438c). 50) Diod., XXXIV.2. 51) II Macch., 4.18; Ροsid. 87 fr. 21 Jac. = Athen. 540a. 52) Aelian. Var. hist., II.4: Антиох II, III, IV и VII; ср. Pol., XXXI.13.8 о Деметрии I. 53) Ρhуlаrсh. 81 fr. 6 Jac. (= Athen. 438с): εχρηματιζέ τε νήφων μεν βραχέα τελέως, μεθύων δε τα πολλά — «Он редко вершил государственные дола в трезвом виде, чаще же бывал пьян». 54) Ptolemaeus, VII.234 fr. 3 (=Atheri. 438d). 55) Posidon. 87 fr. 11 Jac. = Athen. 439e. 56) Ср. сходные анекдоты: Diod., XXXIII.9; Aurel. Viсt. de viris illustr., 54. 57) Cp. Posidon. 87 fr. 12 =Athen. 153a. 58) Ρosidоn. 87 fr. 9 Jac. = Athen. 540b; fr. 20 = Athen. 692d. 59) Athen. 211a. 60) Telles по Vаl. Μaxim. IX.1, extr. 4. 61) Athen. 405e; 432b. 62) Athen. 156c; cp. Αd. Wilhelm. Urkunden der dramatischeu Auffühnmgen, 1906, c. 56. 63) Protagori das. Hist., FHG IV.484 = Athen. 124d. 64) Polуb., fr. 154 (= Athen. 45b). Ср. Воuсhé-Lесlerсq, c. 92. 65) Сic., IV. Verr. 62. 66) Ptolemaeus, VII.234 fr. (см. выше, примеч. 4). |