Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Э. А. Менабде.   Хеттское общество

§ 7. Строительное дело

§ 7. Строительное дело в Хатти достигло довольно высокого развития. Археологические раскопки, которые велись на протяжении многих лет в Богазкёе, Язылы-Кая, Аладжа-Хойюке, Кюльтепе, Алишаре и других местах бывшего Хеттского царства, выявили многочисленные памятники хеттского строительного искусства и архитектуры: дворцы, храмы, частные дома, крепостные стены и другие строения, нередко украшенные колоннами, барельефами, каменными фигурами богов, людей и животных.41) Хеттская архитектура и строительное искусство получили довольно широкое распространение в древнем мире), оказав влияние на многие соседние страны и [67] народы, возможно, вплоть до Греции.42) Доказано, например, что известное ассирийское bit-ḫilāni было заимствовано у хеттов.

Г. Боссерт43) делит хеттские строения на два типа: культовые н светские. К культовым следует отнести храмы, святилища, алтари и т. п. Светские строения — это государственные и частные здания. В то время как первые (крепостные укрепления, дворцы и т. п.) встречаются в большом количестве, вторые попадаются реже.

В качестве строительных материалов применялись камень), кирпич и дерево. Стены возводились на известковом растворе.

Строительная деятельность хеттов нашла свое отражение и в письменных памятниках. Уже в Тексте Анитты (стк. 55-57)44) говорится о строительстве храмов, городских укреплений (?)45) и т. п. О строительной деятельности хеттских царей речь подробнее пойдет ниже, а пока укажем, что хетты довольно скрупулезно готовились к каждому строительству, завозя предварительно стройматериалы (камни, кирпичи, лес, металлы), привлекая нужное количество рабочей силы, тщательно организуя все работы, которые сопровождались особыми ритуалами (ритуал закладки здания, ритуал перекрытия здания и т. п.). Здесь, как и во всякой серьезной и значительной деятельности хетта, ему необходима была, в первую очередь, помощь богов.46) [68]

Несколько подробнее следует остановиться на двух документах: «Ритуале закладки храма» и «Ритуале строительства дома (дворца)».47) Интересно заметить, что последний носит более светский характер, чем первый, хотя и здесь богам отведена значительная роль и всё строительство идет под их покровительством. Однако в случае постройки храма боги принимают непосредственное участие в строительстве. Они доставляют из различных районов стройматериалы (камни, лес, металлы, мрамор), обтесывают камни, закладывают фундамент, возводят стены, замешивают известь (лиц. ст., стк. 30-40), т. е. здесь через труд богов описан почти весь процесс строительства. Вся остальная часть ритуала посвящена скрупулезному описанию закладки фундамента с внесением в него точно подсчитанного количества различных металлов, которые должны были обеспечить прочность здания не столько сами по себе, сколько благодаря религиозному ритуалу и обращению к богам.

Второй из рассматриваемых ритуалов отличается ог первого не только светским характером строительных работ (возводится дворец), но и стадией строительства. Если при постройке храма мы имели дело главным образом с начальным этапом строительных работ (которые доведены до возведения стен), то в ритуале, посвященном строительству дворца, говорится уже о заключительной стадии, начинающейся с возведения стен и завершающейся перекрытием здания.

В заключительных строках ритуала (III, стк. 13-36) речь идет о снабжении работников по строительству. Хотя здесь говорится лишь о плотниках (NAGAR) и тех, кто закладывает фундамент, все же эти скудные сведения позволяют судить об определенном довольствии, выдаваемом лицам, занятым в строительстве. Можно предположить, что строители на месте ежедневно получали определенное количество продовольствия, а те, кто уходил на заготовку леса (и, возможно, других стройматериалов) снабжались на более длительный период. Факт выдачи продовольствия, а не платы за исполненные работы;, должен указывать на зависимое (возможно, рабское) положение строителей. Часть продуктов при этом предназначалась и для жертвоприношения (III, стк. 22-24) богам.

Продовольствие, как сказано в тексте (III, стк. 19. 21, 26, 35), выдавалось «из дворца» (IŠ-TU É.GAL-LIM), который являлся «заказчиком», а лица, получавшие продукты, находились в непосредственной от него зависимости (царские или государственные рабы?). [69]

Рассматриваемая здесь простая выдача довольствия может быть сопоставлена с денежной оплатой произведенных строительных работ, упоминаемых в ХЗ-ах.48) Таким образом, указание на профессию еще не означало рабского состояния строителя и, как свободная личность, он мог претендовать на законную плату за свой труд (в данном случае 6 сиклей серебра за постройку хлева).

В качестве довольствия и жертвенных продуктов здесь фигурируют бык, овцы, вино, различные виды хлебов и т. д. (III, стк. 16, 17, 20-22, 35-36).

До нас дошли данные не только о строительных, но и ремонтных и реставрационных работах, производимых хеттами.49)

Хеттские законы предусматрив.ают многократное возмещение за кражу строительных материалов (кирпича — SIG4, камня — NA4).50) Интересная деталь: за кражу кирпича положена двукратная компенсация, а за хищение камня из фундамента — пятикратная. Конечно, трудно представить, чтоб камень был для хеттов более редким и дорогим материалом, чем кирпич. В этом случае учитывается, видимо, также повреждение фундамента здания и трудность обработки каменных блоков.

Каменотесное дело тесно примыкало к строительному, но могло иметь и другое назначение (например, изготовление мельничных жерновов).51)


41) Об археологических данных по этому вопросу см., напр.. R. Naumann, Architektur Kleinasiens. Tübingen, 1956 (особенно стр. 422-430); Bittel, Boğazköy I. стр. 5-14; К. Bittel, В. Naumann , Th. Beran и др., Boğazköy III, Berlin. 1957, стр. 10-17; Вittel, Grundzüge, стр. 37, 56-58; Schaeffer, Stratigraphie, стр. 279-282, 303, 305-307, 310, 314-315 и др.; Goetze, BANE, стр. 318-321; Cav., Hitt., стр. 64; Schmökel, Geschichte des Alten Vorderasien. Leiden. 1957, стр. 145-146: Kulturgeschichte. стр. 444 и т. д.

42) Goetze, ibid., стр. 318; Е. Cavaignac, Le problème hittite, Paris, 1936. стр. 115; Afet, TTKB,III, 11/12, стр. 429.

43) Bossert, Altanatolien, стр. 47-50, 55-57.

44) См. Hrozný, Ar. Or., 1929, I, 3, стр. 278; Ollen. MDOG, 1951, № 83, стр. 41; Иванов, ХИДВ, стр. 305.

45) Здесь Анитта ведет речь о строительстве «города», но, судя по контексту, можно предполагать, что речь идет о «городской стене». Оттен и переводит: „Stadt(befestigung?)" — (там же). Иванов предпочитает перевод: «(жилые кварталы?)» (ХИДВ, стр. 305). Ср. также ИХЯ, стр. 18.

46) О строительной деятельности хеттов см., напр., КВо, IV, 1; KUB, II, 2; IX, 33; XXIX, 1-3; а также Witzel, Urkunden, стр. 76-87; Schwartz, Or., XVI, 1947, стр. 23-55; ANET, стр. 356-358; Schuler, Anweisungen, стр. 43. Подготовку к строительству, выраженную в заготовке необходимых материалов и привлечении нужной рабочей силы, а также факт покровительства богов строительству ср. I Chron. 22:14-17.

47) КUВ, II 2. и KUB, XXIX. 1.

48) ХЗ, § 145. См. NHL, стр. 177. Ср. II Reg. 12:12, 13; 22:4-7, где также говорится о плате производителям работ и строителям. Ср. также с организацией строителей в древнем Шумере (Тюменев, Шумер, стр. 357).

49) См., напр., Schuler, Anweisungen, стр. 44-45.

50) ХЗ, § 128. Из других преступлений подобного рода следовало бы отметить повреждение общественного канала (ХЗ § 162).

51) Не о них ли (NA4 ḫarmiialli) речь в том же § 128 ХЗ-ов? См. И. М. Дунаевская, ЗВАХ, 11, стр. 273. Ср. Friedrich, HW, стр. 58; Hrozný, CH, стр. 117.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Пьер Монтэ.
Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

В. М. Запорожец.
Сельджуки

Самюэль Крамер.
Шумеры. Первая цивилизация на Земле

Х. Саггс.
Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура

Джеймс Веллард.
Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
e-mail: historylib@yandex.ru