Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Дж. Пендлбери.   Археология Крита

3. Раннеминойский III (Р. М. III)

(см. карту 6)

Раннеминойский III период — своеобразный, с трудом поддающийся определению период, так как в некоторых отношениях, как мы увидим, он может быть назван переходным между ранним и средним бронзовым веком на Крите, но в то же время отличается на востоке и на юге острова оригинальными чертами, тогда как в центре и на севере он представляет собой, очевидно, конец архаического минойского периода.

Карта показывает несколько новых населенных пунктов на севере Крита, концентрацию населения вокруг основных поселений на востоке и продолжающие существовать старые поселения в области Мессары. Необходимо отметить, что там, где были сделаны находки на поверхности, нераскопанные поселения сравнительно немногочисленны. Это отнюдь не означает, что подобных поселений вообще очень мало; дело в том, что значительная часть обломков гончарных изделий, менее тщательно орнаментированных, неотличима от керамики предшествующего периода. Например, совершенно непостижимо, каким образом такой крупный пункт, как Комо, мог оказаться покинутым в Р. М. III периоде; в действительности здесь просто случайно не было найдено типичных для этой эпохи черепков.127)

Архитектура Р. М. III. Архитектурные памятники этого периода скудны. На развалинах большого дома Р. М. II в Василики были построены из более мелкого камня хижины нового периода, которые жмутся к одной из уцелевших стен.128) Других построек, которые можно было бы определенно отнести к Р. М. III периоду, мы не знаем, хотя некоторые из С. M. I домов в Псире, Мохлосе, Палекастро, Агиа-Триаде и Тилиссосе, возможно, были возведены на старых фундаментах или представляли собой перестройки более ранних домов.129) Большое подземелье в Кноссе относили к Р. М. III.130) Но его инвентарь почти полностью относится к С. М. I, и ничтожное [95]


6. Поселения раннеминойского III периода. [96]

число Р. M. фрагментов не дает достаточного основания для того, чтобы датировать их этим временем, ибо эти фрагменты, как и сопровождающие их неолитические памятники, легко могли попасть сюда из соседних пластов. Но наиболее важные сооружения этого времени, которые должны были находиться на вершине насыпи, были снесены при постройке центрального двора.131)

Гробницы Р. М. III. Архитектура гробничных построек как в Мохлосе, так и в Мессаре ничем не отличается от архитектуры предшествующего периода. На востоке и в центре острова попрежнему продолжают использоваться скальные укрытия, и постепенно в погребениях получают распространение саркофаги и урны. Систематическое повторное использование гробниц как пещерных, так и возведенных искусственным путем доказывает, что между Р. М. II и Р. М. III не было никакого разрыва. Действительно, из раскопанных до сих пор гробниц только гробницы в Мессаре, Порти, Христосе и Вору построены, повидимому, в Р. М. III периоде.

Керамика Р. М. III. Важная черта, отличающая керамику этого периода от предшествующего, — это замена техники орнамента темным по светлому техникой светлым по темному (см. рис. 11, где узоры условно изображены темным по светлому). Эта перемена требует какого-то объяснения, и мы, по-видимому, можем его дать на основании огромного количества Р. М. III керамики, найденной в восточной части острова. В конце Р. М. II периода орнамент из пятен, применявшийся на изделиях из Василики, фактически вытеснил геометрический орнамент темным по светлому или во всяком случае стал излюбленным приемом орнамента. Но лишенная украшений одноцветная или почти одноцветная керамика, по-видимому, никогда не удовлетворяла вкусам критян. Орнамент из пятен был, в сущности, делом случая и контролю не поддавался. Появляется необходимость каких-то дополнительных украшений, и мы встречаем насечки и узоры пунктиром на пятнистых изделиях Р. М. III.132)

Но и этот несколько примитивный способ орнамента был не вполне удовлетворителен; поскольку черный лак Р. М. II периода плохо выделялся бы на темном фоне украшенных пятнами изделий, рисунки наносились матовой белой [97] краской.133) Судя по немногочисленности образцов, выполненных в этой технике, минойцы скоро убедились, что пятнистый фон ничего не прибавляет к художественному эффекту; вскоре появляются рисунки, выполненные белилами по фону из черного лака.134)


Рис. 11. 1-21 — образцы орнамента Р. М. III керамики.

Новый стиль скоро распространился до Центрального и Южного Крита и, повидимому, держался в Мессаре так же [98] долго, как и на востоке острова. На севере и в центре, однако, как мы увидим, он не был долговечен.

Продолжает встречаться кувшин с длинным носиком (см., например, фото 39), но даже и на востоке наблюдается тенденция к укорочению носика наподобие образцов из Мессары (например, фото 40, 4, b) и к усвоению приземистой формы, которая была распространена на юге.135) Еще до окончания Р. М. III периода появился обыкновенный кувшин с коротким носиком (фото 44, h), с горизонтальными ручками, которые свидетельствуют о том, что существовали более крупные формы, чем показанная на рисунке.136) Кувшины утратили свои чрезмерно удлиненные носики (фото 40, 4, а, с, е) и обнаруживают тенденцию к форме с широким плоским основанием, иногда с небольшой ножкой. При этом они всегда несколько более приземисты, чем Р. М. II образцы. Отметим, что у основания носика еще изображаются заклепки, хотя формы уже отошли от металлических. На фото 40, d показан также сосуд с двумя ручками. Но наиболее типичный вид для рассматриваемого периода имеют кубки. Характерные для Р. М. II кубки на ножках исчезли, во всяком случае среди орнаментированных изделий; наиболее распространенной становится форма, напоминающая округлую чайную чашку, обычно без ручки (фото 39, e и f); иногда, однако, встречаются и маленькие — немного ниже середины сосуда — горизонтальные ручки числом до четырех. На фото 39, g показана унаследованная от предшествующего периода форма чашки с маленьким открытым носиком. Известно также большое число чашек без этого носика, причем некоторые из них имеют слегка расширяющуюся книзу ножку и иногда снабжены вертикальной ручкой.137) На фото 40, f показана более выработанная форма, которая в дальнейшем получает широкое распространение. Следует отметить, что ручки всегда или округлы, или только слегка сплющены в сечении. Ленточная ручка еще не появилась. Многие из этих чашек очень тонкой работы, а некоторые из них почти заслуживают названия «скорлупок».

Иногда попадается овальное ладьеобразное блюдо с открытым носиком на одном конце и утолщением или горизонтальной ручкой на другом.138) В Василики139) найден аск, а в Мохлосе и Кумасе — антропоморфные сосуды того же типа, [99] что и описанный выше Р. М. II сосуд (фото 37, 2).140) По-видимому, антропоморфные и зооморфные сосуды были в это время в Мессаре излюбленными формами. Ксантудидис опубликовал141) фигурки акробатов, борющихся с быками, небольшие кувшины, за горлышко которых также цепляются фигурки, очаровательного птенца с открытым клювом и целый ряд асков в форме птиц, обнаруживающих удивительное сходство с одним египетским типом середины додинастического периода.142) Из Мессары происходит также странный тип сосуда, появляющийся снова в Р. M. I периоде, весьма напоминающий по форме пару очень тонких ног.143)

Лучшие образцы новой техники орнамента белым по черному обнаружены в восточной части острова (рис. 11). Нет ни одного типа рисунка, встречающегося в какой-либо другой части острова, который не был бы здесь представлен. Сигер144) склонен установить два периода, причем только от второго из них найдены образцы в неперемешанном слое, да и то в одном лишь месте — в колодце в Василики. Типичным для первого образца Сигер считает узор из штрихованных ромбов и кругов, а для второго — более условный рисунок на чашках-«скорлупках». Но хотя выявление двух стадий весьма важно для внутренней хронологии Крита, будет более осторожно, прежде чем прийти к определенным заключениям, рассматривать эти рисунки как одно целое.

Большим успехом в развитии рисунка было введение криволинейных и спиралеобразных мотивов. Прямолинейные узоры представляют собой только дальнейшую разработку таких же узоров Р. М. II периода. Наиболее обычен зигзаг между линиями, идущими вокруг всего корпуса сосуда, причем получающиеся таким образом треугольники попеременно то заштрихованы, то не имеют узора. На рис. 11, 1 показан самый обычный узор, расположенный ниже края чашки. На сосуде, изображенном на фото 39, а, этот узор распространяется по всей поверхности. В большинстве случаев орнамент ограничен двумя окаймляющими линиями, которые то поднимаются наклонно вверх, как на фото 40, с и е, то свисают петлями, как на фото 39, a. Для всех образцов характерно горизонтальное расположение орнамента; вертикальное, появляющееся в С. M. I периоде, еще не встречается.

Более существенно, однако, появление криволинейных мотивов. Простой полукруг над линией или под ней (рис. 11, 3, 4, 11, 12) может быть объяснен как возрождение узоров [100] насечкой Р. M. I периода; но образцы переплетающихся кривых линий и рядов спиралей мы должны, разумеется, искать за пределами Крита и, конечно, прежде всего на Кикладах, где мотив спирали был уже хорошо известен. На Крите в рассматриваемое время наблюдаются почти все разновидности этого узора — спирали с утолщенной центральной частью, простые, идущие рядами или, вернее, связанные между собой спирали, соединенные посредством одной или нескольких линий или треугольников (фото 40, а) и даже более разработанный рисунок, заимствованный от каменных печатей этого периода.145)

Но, несмотря на эту новую манеру соединять линии орнамента посредством связующих звеньев, не были забыты и прежние свободно расположенные мотивы; круги, украшенные внутри штрихованными сегментами, квадратами или крестами, являются прямыми предшественниками розеток, столь характерных для более поздней минойской керамики. Иногда, повидимому, художник оказывался между двумя стульями. Случалось, что он располагал хорошим мотивом орнамента, но в то же время стремился не отставать от времени, и то, что могло бы быть удачным рисунком, если бы было оставлено без соединения с таким же рисунком на другой стороне сосуда, испорчено бессмысленными линиями, идущими от одного рисунка к другому и достигающими только того, что некрасиво рассеченное промежуточное пространство кажется еще большим.146)

Впервые встречаются фигуры животных. Легко проследить, как они появляются. Развитие старого мотива «двойной секиры» (см., например, рис. 11, 19) навело на мысль об очертаниях тела животного, а отсюда был уже только один шаг до того, чтобы прибавить на одном конце козью голову.147) Иногда та же идея возникала у мастера на основании заштрихованного овала, и он добавлял к этому орнаменту изображение ног и ушей. В конце концов появляются и настоящие изображения животных.148)

Полихромия появляется до окончания этого периода — красная или белая краска на черном фоне; весьма вероятно, что это было результатом развития еще не упоминавшегося нами вида орнамента, когда только часть сосуда [101] покрывалась рисунком белым по черному, а остальная поверхность сохраняла свой естественный красноватый цвет.149) Красная краска имеет темный тон, легко отличимый от более светлого оранжевого, появляющегося в С. M. I периоде. Она применяется довольно редко, и известные образцы ее немногочисленны. На одной чашке из Палекастро чередуются белые и красные фестоны и, кроме того, имеется небольшой красный круг, окаймленный белыми точками; из Кносса происходит кружка с коротким носиком, украшенная красными линиями, с окаймлением из белых линий, идущих от основания вверх.150)

На северном побережье, в Пиргосе, было найдено много сосудов с темнокоричневой полированной поверхностью, часто с насечками (фото 39, а-с). Хотя здесь отсутствуют стратиграфические данные, сосуды этого типа вполне отличимы от более ранних протонеолитических Р. M. I изделий с насечкой. Трудно сказать, изготовлены ли они на месте, как полагает Эванс, или ввезены с Киклад. Лично я склонен принять последнее предположение; во всяком случае, среди указанных предметов встречаются первые экземпляры цилиндрических пиксид, которые в это время впервые появляются на Крите.

Саркофаги, образцы которых были найдены в Пахиаммосо и Пиргосе, сделаны из простой глины, имеют овальную форму и снабжены на каждой стороне парой вертикальных ручек, расположенных близ конца. Крышки плоские. У одного саркофага меньшего размера из Пахиаммоса, имеющего белый орнамент на коричневом фоне, крышка слегка выпуклая и имеет наверху по ручке с каждой стороны.151)

Каменные сосуды Р. М. III периода в Мохлосе обнаруживают признаки явного упадка. Они становятся меньше, и материалом для них начинает служить мягкий черный жировик, вытесняющий более твердые разноцветные камни.152) Счастливым исключением, однако, является цилиндрический сосуд с носиком из брекчии, найденный в гробнице XXIII.153) Как и в предшествующем периоде, формы сводятся главным образом к небольшим чашам с ушками и более высокой чаше с крючкообразной ручкой;154) первая из этих форм встречается довольно часто в Трапезе. [102]

Возможно, что к этому периоду следует отнести большую часть каменных сосудов из Мессары. Некоторые из них сделаны из разноцветных камней (например, фото 33, d и е), но в общем они производят впечатление крайнего однообразия. Довольно часто встречается чаша с крючкообразной ручкой, но излюбленной формой является сосуд в виде «птичьего гнезда», украшенный насечкой (фото 33, с) и часто имеющий одно или несколько меньших углублений вокруг основной полости, а также небольшая чаша с выступающим краем и ножкой (фото 33, е). Первая продолжает существовать и в следующем периоде, как здесь, так и в других местах, но вторая, повидимому, свойственна только Мессаре и только в этом периоде. Несколько менее обычен тип, изображенный на фото 33, с выступающим краем и раздутым книзу корпусом. Сосуды этого типа почти всегда имеют насечку, либо, как в данном случае, в виде простых ребер ниже края, либо в виде штрихованных треугольников, поднимающихся над самой широкой частью тела сосуда. Тип сосуда «перечница с солонкой» продолжает существовать, как можно заключить на основании узора насечкой, развивающегося на этих сосудах в том же направлении, как и на «птичьих гнездах». Другая форма, довольно непритязательная, появляющаяся, повидимому, в это же время, — чашка с вертикальными стенками.155)

Продолговатая каменная палетка на четырех коротких ножках или с выпуклостью на нижней стороне имеет интересные египетские параллели.156)

Изделия из металла Р. М. III. Металлические изделия неотличимы от изделий Р. М. II периода. Бронза все еще не известна. В основном распространены длинные кинжалы, хотя, повидимому, еще применяются и треугольные кинжалы.157)

Статуэтки Р. М. III. Статуэтки становятся теперь более совершенными, что, несомненно, обусловлено ввозом мраморных образцов с Киклад (фото 37, 1). Легко проследить влияние последних на фигурки местного производства. Наиболее близкими подражаниями являются статуэтки из кости, которые, повидимому, представляли продукт местного производства Ласити (фото 36, верхний ряд), так как до сих пор обнаружен только один образец этих изделий за пределами Трапезы.158) В отличие от кикладских прототипов часть этих статуэток имеет разрезанный передник и, повидимому, изображает [103] мужчин, однако происхождение их не вызывает сомнений.159) Трудно сказать, имеют ли два небольших гипсовых предмета, изображенных на той же таблице внизу, какую-либо связь с напоминающим по форме скрипку «идолом» кикладского происхождения (фото 37, 2, наверху посередине), или же это местные примитивные произведения. В Мессаре кикладские статуэтки встречаются в большом количестве; повидимому, они высоко ценились, так как во многих случаях носят следы починки.160) Любопытно, однако, что если мы не примем за местные рабские подражания некоторые имеющиеся образцы, сделанные из камня, но не из мрамора, то, повидимому, следует признать, что ввозные статуэтки не повлияли на местный тип в такой степени, в какой этого можно было бы ожидать. Действительно, статуэтки, которые мы имеем достаточно оснований относить к этому периоду, повидимому, скорее ведут свое происхождение от примитивных статуэток Р. М. II периода,161) хотя они имеют расширение книзу, как бы изображающее юбку. Руки у них сложены на груди, а не прижаты к животу, и если мы станем искать их предшественников за пределами Крита, то должны будем обратиться к Месопотамии, к шумерским статуям Урнина из Лагаша.162)

Печати Р. М. III. Вместе со статуэтками изменяются и печати; в этом периоде начинает часто встречаться ручка печати, вырезанная в виде птицы или животного. Наиболее искусно сделанная среди них была найдена в Трапезе (фото 38, 2). Узор на ее основании позволяет с определенностью отнести ее к Р. М. III периоду. Она сделана из слоновой кости, излюбленного материала того времени, и изображает обезьянку. На других печатях мы видим голубя с птенцом, голову кабана, льва, припавшего к своей добыче, обезьяну и двуголовую птицу (фото 41, 1). Встречаются конические пирамидальные волчки, а также трехсторонние печати, цилиндры с гравировкой на каждом конце, плоские двусторонние печати и печати в виде пуговиц. Наиболее распространенным материалом после слоновой кости служит жировик различных цветов

Восток Крита чрезвычайно беден печатями. Центр острова представлен немногими образцами, купленными у крестьян, и несколькими образцами из Трапезы. Таким образом, гробницы Мессары фактически дают нам единственный критерий, и хотя заключение е silentio всегда опасно, я полагаю, что в этом [104] случае мы вправе предположить, что центр производства находился на юге, откуда оно распространялось, хотя и очень медленно, на другие части острова. Вследствие отсутствия стратиграфических данных датировка печатей данного периода может опираться только на стилистические основания, но она сравнительно надежна; как мы видели, Р. М. II период едва ли можно принимать во внимание, а что касается С. M. I периода, то он дает достаточное количество стратиграфически датируемых образцов, чтобы можно было отчетливо отличить свойственные ему типы.

Орнамент поражает богатством и разнообразием, особенно если принять во внимание, что здесь перед нами новое искусство. Для объяснения этого обстоятельства необходимо допустить наличие какого-то влияния извне.


Рис. 12. 1-6 — образцы печатей Р. М. III периода.

Часто встречаются разнообразно расположенные спирали (рис. 12, 3). Более свободная их разновидность превращается в криволинейный меандр. Было высказано предположение, что прямоугольный меандр (рис. 12, 1) возник из этой формы под влиянием развития ткачества.163) Во всяком случае, этот узор, как в его более простом виде (рис. 12, 5), так и в происходящем от него более сложном варианте лабиринта, появляется именно в указанный период. Как и следовало ожидать, встречаются розетки.

Но наиболее характерно включение в орнамент фигур людей и животных. Такие изображения встречаются, например, на большом числе печатей цилиндрического типа из Платаноса. На лучшей из них на одном конце изображена по окружности процессия львов, а вокруг центра — процессия пауков; на другом конце имеется изображение трех скорпионов.164) Встречаются обезьяны и дикие козлы.165) Появляются грубые человеческие фигуры,166) а также лодки и рыбы (рис. 12, 4), прототипы морских сюжетов, играющих такую большую роль в тематике позднейшего минойского искусства.167) [105] Немалое значение для датировки имеет, как мы увидим, мотив «двойной секиры» (см., например, рис. 12, 2), который появляется на печатях в виде пуговиц и бус.

Почти во всех случаях композиция чрезвычайно удачна и пространство заполнено превосходно, что весьма поражает в новом искусстве. Те случаи, когда не получался эффектный рисунок, объясняются, повидимому, скорее неудачей художника, чем недостаточным пониманием самого принципа.168)

Ювелирные изделия Р. М. III. Ювелирные изделия трудно отличимы от изделий Р. М. II периода; единственными предметами, которые мы можем с достаточной определенностью отнести к этому времени, являются цилиндрические подвески, украшенные накладными спиралями из золотой проволоки или простыми узорами на листках, выполненными техникой repoussé.169) Следует отметить слегка выступающие полоски на каждом конце. Встречаются бусы из жировика, горного хрусталя, красного и желтого сердолика. Обычные формы: сферическая, трубчатая, в виде приплюснутых дисков и — впервые — миндалевидная.170)

Внешние сношения в Р. М. III. В этом периоде отсутствуют также датируемые стратиграфически ввозные предметы, хотя некоторые скарабеи и печати, найденные в гробницах Агиа-Триады, Аспри Петры, Платаноса и Маратокефало, почти наверное принадлежат Р. М. III отложениям.171) Однако большой интерес представляют случаи, когда рисунки на каменных печатях имеют явные параллели в Египте. Для нас не имеет особого значения, являются ли такие печати, как напоминающая по форме скарабей, с ручкой в виде ласки, из Порти172) предметом ввоза или подражанием, ибо при первом же взгляде на собрание египетских печатей, с достоверностью относимых к первому промежуточному периоду (т. е. к VII—X династиям), становится очевидно, что фактически каждый встречающийся на Крите линейный рисунок, так же как и форма ручек печатей, находит здесь близкие аналогии.173) Печать в виде пуговицы, а также введение мотива скарабея и фигуры животного в оформление ручки типичны для рассматриваемого периода. В Египте встречается изображение двух человеческих фигур, расположенных так, что голова каждой находится рядом с ногами другой. Эванс [106] составил «родословное древо», начинающееся с двух таким же образом расположенных львов и восходящее к мотиву двойного серпа (рис. 12, 2).174)

Многие параллели настолько близки, особенно если их сопоставить с предметами ввоза, что в них нельзя не видеть доказательства существовавшей в этот период непосредственной связи между Египтом и Мессарой. Франкфорт, однако, указал, что многие из этих черт сами могли быть заимствованы в это время в Египте из Сирии и что многие из критских печатей, имеющих форму животных, ближе к родственным сирийским формам.175)

Как бы то ни было, при отсутствии соответствующих данных в Восточном Крите представляется более вероятным предположить соприкосновение между Мессарой и подвергшимся сильному сирийскому влиянию государством в дельте Нила, чем допустить непосредственное соприкосновение с самой Сирией.

Против этого свидетельствуют статуэтки. Тип статуэток в одежде, с руками, сложенными на груди, ближе к месопотамским образцам, чем к каким бы то ни было иным, и если не датируемая стратиграфически голова из слоновой кости со следами инкрустации из раковин на месте глаз, найденная в Трапезе и изображенная на фото 38, 2, не является ввозной, то она, несомненно, сделана мастером, который изучил искусство в месте его возникновения.176) Чрезвычайно ранние даты, к которым должны быть отнесены ближайшие параллели (время до эпохи Саргона), означают, что такие статуэтки продолжали изготовляться в Сирии в течение нескольких столетий после того, как они исчезли в Месопотамии, или же, что мы должны датировать мессарские статуэтки более ранним периодом — Р. М. II. Последняя возможность не исключена, но в таком случае возникает разрыв традиции, который едва ли может быть заполнен кикладскими статуэтками. Притом такой вывод представляется более сомнительным, если мы примем во внимание быстрое развитие искусства гравировки, о чем свидетельствуют печати.

Выше уже упоминались каменные палетки. Египетские параллели датируются гораздо более ранним временем — додинастическим и раннединастическнм периодами, хотя они могли сохраниться и впоследствии; так, в Телль-эль-Амарне [107] был найден образец, находившийся в употреблении.177) Однако египетские образцы плоски с обеих сторон, в то время как минойские либо выпуклы снизу, либо имеют четыре короткие ножки. Во всяком случае имеет значение не столько предмет сам по себе, сколько установление сходства в обычаях, заключавшегося в том, что румяна и там и здесь рассматривались как важная принадлежность туалета.

Хорошая параллель к антропоморфным сосудам найдена в слоях, датируемых XI династией в Рифе.178)

Мы уже упоминали пиксиды и статуэтки кикладского происхождения. В дополнение к ним в Мохлосе было обнаружено большое число сосудов из критского мрамора, имеющих также кикладский тип.179) Все эти ввозные предметы датируются раннекикладским II и III периодами, когда появился мотив спирали.180) Дальнейшим доказательством тесного соприкосновения с островами служит значительное увеличение числа обсидиановых резцов везде, где встречаются Р. М. III предметы.

Оставляя в стороне сомнительное свидетельство статуэток и палеток, мы видим, что печати, представляющие собой в Мессаре наиболее типичный для данного периода предмет, обнаруживают большое сходство с типами, которые в Египте достоверно датируются периодом первого распада, т. е. временем от конца VI до начала XI династии, или около 2500—2200 годов до н. э.

Поселения, в которых были найдены памятники раннеминойского III периода

Центральный Крит

а) Раскопанные поселения

Амнисос

Пещера

Сосуды из пещеры Илитии (Marinatos, Πρακτικά, 1929, 95; 1930, 91)

Аркалохори

Пещера

Много черепков, найденных снаружи у выхода (Hazzidakis, В. S. A., XIX, 35)

Кастеллос Цермиадон

Поселение

Остатки поселения на вершине. Раскопано в 1937 г. автором

Кносс

Постройки

Подземелье; более позднее отложение на полах домов, расположенных к югу от дворца (Р. of M., I, 103 сл.). Кикладские статуэтки и медные кинжалы, найденные в Тики на дороге, ведущей в Кандию (Arch. Anz., 1933, 298)

Краси

Гробница

Часть инвентаря круглой гробницы (Marinatos, Άρχ. Δελτ., XII, 102)

Маллия

Отложение

Черепки (Chapoutier, Mallia, I, 13; II, 27; В. С. Η., 1928, 368)


Кладбище

Скальные укрытия на побережье (В. С. Н., 1929, 527)

Пиргос

Пещера

Погребения в саркофагах (Xanthoudides, Άρχ. Δελτ., 1918, 136)

Стравомити

Пещера

Сосуды и пр. из раскопок 1898 г. (Evans, Р. of М., II, 68)

Трапеза

Пещера

Сосуды из раскопок 1936 г. (А. J. A., XL, 371; Arch. Anz., 1936, 162)

Тилиссос

Поселение

Очень ранние черепки, относящиеся к первому периоду заселения (Hazzidakis, Tylissos, Villas Minoennes, 7/9 Ausonia, VIII, 76 сл., рис. 12)

б) Находки на поверхности

Гази

Один черепок, найденный на откосе дороги Мани Каутс и Эклз в 1934 г. (В. S. A., XXXIII, 92)

Канли-Кастелли

Черепки из Висала к востоку от деревни (Evans, Р. of M., II, 71)

Южный Крит

а) Раскопанные поселения

Агиа-Триада

Гробница

Часть инвентаря круглой гробницы (Banti, Annuario, XIII-XIV, 164 сл.; Mon. Ant., XIV, 677)


Дома

Инвентарь нескольких домов ниже главного двора во дворце (J. H. S., XXXIII, 365)

Драконес

Гробницы

Несколько черепков из круглых гробниц (Xanthoudides, V. Т. М., 76)

Камарес

Пещера

Один сосуд и несколько черепков (Доукинс, В. S. A., XIX, 1)

Христос

Гробница

Сосуды и пр. из круглой гробницы (Xanthoudides, V. Т. М., 70)

Кумаса

Гробница

Часть инвентаря круглой гробницы В (там же, 3)

Маратокефало

Гробница

Часть инвентаря круглой гробницы (Xanthoudldes, Άρχ. Δελτ., 1918, Παρ. I, 14 сл.)

Фест

Отложение

Черепки и сосуды (Mosso, Mon. Ant., XIX, 204; Pernier, Festos, 115)

Платанос

Гробницы

Наиболее ранний инвентарь круглой гробницы В и меньших погребений (V. Т. М., 88)

Порти

Гробницы

Наиболее ранний инвентарь (там же, 57)

Сива

Гробницы

Позднейшее отложение в круглых гробницах (Ausonia, VIII, доп., 13 сл.)

Мору

Гробницы

Наиболее раннее отложение из круглых гробниц (Marinatos, Άρχ. Δελτ., 13, 155) [109]

Восточный Крит

а) Раскопанные поселения

Агиа-Фотиа

Пещера

Черепки из погребении (Boyd-Hawes, Trans. Penn. Univ., I, 183; Gournia, 56, 60)

Гурния

Отложение

Большое отложение черепков из траншеи, расположенной к северу (Trans. Penn. Univ., I, 191; Gournia, 57)

Мохлос

Гробницы

Инвентарь (Seager, Mochlos, passim)


Поселение

Отложения под домами более позднего времени (Seager, A. J. A., XIII, 274)

Пахиаммос

Гробницы

Детские погребения в саркофагах. Погребения в саркофагах (Seager, Pachyammos, 9)

Палекастро

Оссуарии

(Bosanquet, В. S. A., VIII, 292). В Элленика (там же, X, 196). В Кастри (там же, XI, 268)


Отложения

На месте города (там же, IX, 300, Доп. 7)

Псира

Поселение

Отложения в домах I периода (Seager, Pseira, 17)

Сфунгарос

Гробницы

Погребения в саркофагах и др. (Нап, Sphoungaras, 48; Hawes, Gournia,56)

Василики

Поселение

Небольшие отложения в "доме на холме". Хорошее отложение в колодце (Seager, Trans. Penn. Univ., I, 218; II, 118)



127) См. также список поселений, в которых была найдена Р. М. керамика, не поддающаяся более точной датировке, на стр. 303 сл. и карту 13.

128) Trans. Penn. Univ., I, 128; II, 113, 118.

129) Pseira, 9; A. J. A., XIII, 274; Β. S. A., IX, 300; J. Η. S., XXXIII, 365; Τ. V. M., 79.

130) P. of M., I, 104.

131) Это, очевидно, произошло также и в Гурнии, как показывает большое количество Р. М. III керамики, найденной к северу от поселения; Trans. Penn. Univ., I, 101.

132) Например, Mochlos, 97 и несколько образцов из Трапезы. Мы уже ранее отмечали, что имитации, выполненные той же техникой или росписью, в других частях острова продолжают встречаться и в Р. М. III периода. Ср. Pseira, 17.

133) Trans. Penn. Univ., II, 93.

134) Так же, может быть, следует объяснять и аналогичный переход от техники темным по светлому к технике светлым по темному в раннеэлладском периоде.

135) Образец в Mochlos, рис. 50, 92, по форме сходен с нашим образцом на фото 31.

136) См. Р. of M., I, рис. 76. Здесь изображен кувшин с вертикальной ручкой, округлым корпусом и коротким носиком, — явно, предшественник образцов С. M. I в Василики и Палекастро. Он происходит из Мохлоса.

137) Trans. Penn. Univ., I, 194.

138) Там же, II, 122.

139) Там же, II, 120.

140) Mochlos, 64; V. Т. М., 2.

141) V. Т. М., все образцы из Кумасы на табл. XXVIII.

142) J. E. A., XII, 52; ср. Studies, II, 103, примечание и ссылки.

143) V. Т. М., табл. XXVIII; ср., однако, Studies, II,.44, где указаны фессалийские аналогии.

144) Trans. Penn. Univ., II, 122.

145) Р. оf М., рис. 77, из пещеры Камарес. Это единственный хороший образец Р. М. III керамики для всей области Мессары.

146) Например, Палекастро, В. S. A., доп., рис. 5, с.

147) Trans. Pens. Univ., I, табл. XXVIII, 28.

148) Β. S. A., доп., табл. III, I. Подобная последовательность развития уже наблюдалась выше, стр. 41, к изображениях лиц в неолитической керамике из Трапезы. Возникновение натуралистических форм в результате случайного сходства в геометрическом узоре наблюдается столь же чисто, как и обратное явление, когда геометрические узоры оказываются результатом стилизации натуралистических форм.

149) В. S. A., доп., рис. 5, а и несколько примеров на таблицах, Trans. Penn. Univ., I. На очень немногих образцах из Палекастро встречается орнамент темным по светлому; возможно, однако, что эти обломки принадлежали сосудам, которые имели орнамент также светлым по темному. В. S. A., доп., табл. III.

150) В. S. A., доп., рис. 5, d; Р. of M., I, рис. 78.

151) Pachyammos, табл. XII.

152) Mochlos, 101. С этим можно сопоставить то обстоятельство, что и в Египте после II династии разноцветные камни выходят из употребления.

153) Там же, 80, и табл. III; в одном месте она отнесена к Р. М. II периоду, но, повидимому, основанием для окончательной датировки может служить миниатюрная мраморная пиксида из той же самой гробницы.

154) Там же, рис. 37, XVI, 5.

155) V. Т. М., табл. XXXIX, а, 1062, а также образец из Трапезы.

156) Там же, 36.

157) Mochlos, 107, также Порти, где, судя по полному отсутствию Р. М. II черепков, представляется мало вероятным, чтобы гробница была построена ранее Р. М. III периода.

158) Агиа-Триада.

159) Очень немногие из кикладских статуэток изображают мужчин, а на имеющихся изображениях последние, повидимому, всегда представлялись выполняющими какое-либо действие, например играющими на арфе или на флейте.

160) V. Т. М., 21; Р. of M., I, 115.

161) Banti, цит. соч., 246; см. ниже.

162) Hall, Ancient History of Near East, табл. XII; см. также ниже.

163) Р. of M., I, 121; ср. рисунок П. М. I на рукоятке меча из Маллии; В. С. Н., LX, табл. XXXVIII, 2.

164) V. Т. М., табл. XIII, 1039. Отметим, что скорпионы безголовые, как и в Египте. Ср. Gardiner, Egyptian Grammar, 468.

165) Там же, 1044, 1103.

166) Р. of M., I, рис. 87, 6 и рис. 93.

167) Там же, рис. 89, b.

168) Например, V. Т. М., табл. IV, 516; Banti, цит. соч., рис. 88, 100.

169) Например, V. Т. М., табл. XV, 455 и др., а также LVII, верхний ряд.

170) Например, там же, табл. LVIII.

171) Aegyptiaca, 9, 29 и 35.

172) V. Т. М., 68.

173) Ср. V. Т. М., табл. VIII, XIV, XV и Brunton, Qau and Badari, I, табл. XXXIII и XXXIV.

174) Р. of M., I, 123, рис. 92.

175) J. E. A., XII, 90 и 94; Studies, I, 132; II, 122. Что касается слоновой кости, то слоны встречались в Сирии еще в XV столетии до н. э.; таким образом, для приобретения материала обе страны располагали одинаковыми возможностями.

176) Ср. эту голову с головой, найденной во втором овальном храме в Хафайе (прибл. 2800 2600 годы до н. э.) — О. I. С, 19, рис. 75 и стр. 85. Однако Франкфорт склонен относить первую к сирийской культуре, с которой мы только теперь начинаем знакомиться.

177) См. V. Т. М., 129; City of Akhenaten, II, 43.

178) P. of M., II, 258.

179) Например, Mochlos, табл. III, XXI, 10, рис. 46, VII, а.

180) Ср. каталог Британского музея, I, I, XXVIII сл. и группу предметов, приводимую в книге Child, Dawn of European Civilization, рис. 22.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

А. С. Шофман.
История античной Македонии

Антонин Бартонек.
Златообильные Микены

Хельмут Хефлинг.
Римляне, рабы, гладиаторы: Спартак у ворот Рима

Ричард Холланд.
Октавиан Август. Крестный отец Европы

А. В. Махлаюк.
Солдаты Римской империи. Традиции военной службы и воинская ментальность
e-mail: historylib@yandex.ru
X