Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Д. П. Алексинский, К. А. Жуков, А. М. Бутягин, Д. С. Коровкин.   Всадники войны. Кавалерия Европы

Эволюция германского рыцарского доспеха. 1360 — 1370 гг.

Вторая половина XIV столетия явилась переломным моментом в истории рыцарского снаряжения и прежде всего доспеха. 12501350 гг. были своего рода инкубационным периодом, когда зарождалось новое защитное снаряжение на основе пластинчатого доспеха. К 13801400 гг. сторонний наблюдатель с высоты веков со всей ясностью видит окончательно сформировавшееся оборонительное вооружение, основным линиям которого будет следовать доспех всю свою последующую историю. Короткий двадцатилетний период 1360-1370 гг. стал временем, когда ранний пластинчатый доспех еще не окончательно вступил в эру развитого «белого» доспеха. Тем не менее дыхание перемен уже ощущалось. В момент недолгого балансирования на грани старого и нового свет увидел невероятное разнообразие защитных приспособлений самых различных конструкций и геометрических очертаний. Данный раздел посвящен основным тенденциям эволюции доспеха конного воина1360 1370 гг. на примере материалов Священной Римской империи германской нации.



Европейскому защитному вооружению рассматриваемого периода можно дать следующие общие характеристики: во-первых, это повсеместный и стремительный переход к полному латному доспеху; во-вторых, окончательное складывание специфических местных форм защитного снаряжения; в-третьих, постепенное понижение роли средств динамической обороны — щитов.

Как отмечалось выше, смешение старых и новых тенденций в развитии доспеха породило максимальное разнообразие защитных средств за всю историю. Именно в рамках этого изобилия форм и конструкций и стало возможным выделение нескольких крупных школ производства и употребления доспеха. В начале XIV в. в Европе, несомненно, существовали некоторые национальные особенности оборонительного вооружения. К середине столетия они проступают все более явственно. В 1360х гг., благодаря выдающемуся многообразию видов и типов, стало возможным относительно точное определение главных национальных черт защитных комплексов. Германия занимала центральное географическое положение в Европе. На ее землях пересекались воздействия самых разнообразных культур и мод. Кроме того, чрезвычайно обширные территории создавали предпосылки для появления локальных, внутригерманских культурных особенностей. Все это обусловило то, что германский доспех 13601370 гг. отличался наибольшим в Европе разнообразием форм и конструкций. Остановимся на германском рыцарском снаряжении подробнее. Эволюция боевых наголовий привела к созданию весьма совершенных и надежных защитных конструкций в последней трети XIV столетия. Это привело к окончательному уходу большого шлема из боевого обихода. Отныне он стал почти исключительно турнирной и церемониальной принадлежностью. Развитие рафинированной турнирной традиции в это время требовало специального снаряжения. Большой шлем стал первой разновидностью специальных турнирных наголовий. Его дальнейшая эволюция породила хорошо известный шлем «жабья голова». Некоторые изображения больших шлемов начала XV в. можно однозначно охарактеризовать как «жабьи головы». Имеется также и вещественное свидетельство — большой шлем Генриха V Английского 14101420 гг. Германия и особенно ее восточная часть, известная своим традиционализмом, видимо, дольше всех сохраняла большой шлем в качестве боевого. При раскопках замка Таненберг, разрушенного в 1390 г., был обнаружен большой шлем, который предположительно мог употребляться в бою.

В 13601370 гг. бацинет окончательно утверждается как основное военное наголовье конницы также и в Германии. В рассматриваемый период бацинеты приобрели очень развитые и совершенные формы. Они стали оснащаться глубокими назатыльниками, которым могла придаваться изогнутая анатомическая форма, повторяющая очертания основания черепа и шеи для максимального удобства ношения. Основным приемом соединения конструктивных элементов тульи этих шлемов был метод кузнечной сварки. В Германии (и Италии) периодически встречаются изображения клепаных бацинетов, что, видимо, было исключением. Можно выделить несколько основных типов бацинетов, исходя из формы тульи. Во-первых, бацинеты с куполовидной тульей или куполовидные бацинеты. Во-вторых, полусферические бацинеты. В Германии описываемого периода они не были распространены, судя по наличествующим источникам Полусферическими могли быть малые бацинеты, так называемые «цервильеры».

В-третьих, пилотковидные бацинеты. Отличались приостренной, куполовидной формой в анфас, с выраженным медиальным ребром. В профиль же они имели скругленную, полусферическую или более вытянутую яйцевидную форму. В-четвертых, бацинеты со смещенным назад верхом. Стремление повторить или приблизиться к форме человеческого черепа заставляло сдвигать назад острие шлема. В конце концов к 13801390 гг. задняя образующая зачастую составляла прямую линию от основания до верхушки тульи. В 1360 г. этот процесс только начал набирать обороты, и верх смещался назад не более чем на три четверти длины шлема В Священной Римской империи данная разновидность шлема была наиболее распространена в рассматриваемый период. Интересной разновидностью были шатровидные или цилиндро-конические бацинеты. Коническая или воронковидная тулья у них с выраженным углом перехода продолжалась вниз цилиндрическим или усеченноконическим венцом. Данная форма не была распространена в Германии, кроме восточных земель. Это же касается и сфероконических бацинетов.

Бацинет с забралом «хундсгугель». 1370 — 1380 гг. Налобное крепление забрала типа «клапвизир». Подвеска бармицы на цилиндрическких втулках — типичная германская черта
Бацинет с забралом «хундсгугель». 1370 — 1380 гг. Налобное крепление забрала типа «клапвизир». Подвеска бармицы на цилиндрическких втулках — типичная германская черта

Рельеф. Бамбергский собор, 1370-е гг.
Рельеф. Бамбергский собор, 1370-е гг.

Полутораручный меч — так называемый «бастард». Вторая половина XIV в. Германия
Полутораручный меч — так называемый «бастард». Вторая половина XIV в. Германия

Забрала приобрели в это время очертания со значительной степенью выпуклости. Для придания лучшей обтекаемости и усиления отражающего эффекта, а также чтобы максимально удалить поверхность забрала от лица владельца, в 1360 1370 гг. они все больше вытягиваются и заостряются в центре. Результатом этого процесса стало появление в 1380х гг. (не исключено, что и в конце 1370х гг.) забрал с конической или подконической передней частью. За внешнее сходство их прозвали «собачьими головами», или «хундсгугель». В 1370 гг. уже существовали переходные формы от обычного забрала к хундсгугелю. Например, забрало из музея кантона Золотурн (Швейцария) так подано вперед, что почти образует конус.
Наряду с традиционными забралами с двухточечной шарнирной подвеской на височных долях тульи появились забрала с одноточечной подвеской на петле в лобной части тульи. Такая конструкция называлась в Германии термином «clapvisi er» — «клапвизир». Судя по дошедшим до нас шлемам и надгробным изображениям, подобные забрала были наиболее распространены на территории Священной Римской империи. Появились они, скорее всего, в Северной Италии, где подъемные наносники на шарнире в лобной части шлема были известны с 1330— 1340 гг. В Германии была распространена другая система крепления подвижного наносника. Имеются в виду откидные носовые пластины, нижний край которых крепился к бармице, а верхний вдевался в скобу или на поворотный шкворень над лицевым вырезом. Синтез обеих систем привел к появлению забрал «клапвизир», максимальное распространение которых было связано, в первую очередь, с германским рыцарством. Эволюция клапвизира и привела к появлению хундсгугелей. По крайней мере, забрало из Золотурна и прочие однотипные забрала имеют именно такую конструкцию подвески к шлему.

Шея и плечи прикрывались бармицей, которая в рассматриваемом регионе в это время была почти исключительно кольчужной. Некоторые бацинеты с достаточно глубокой назатыльной частью могли употребляться вообще без бармицы, так как полностью закрывали шею.

Наибольшее распространение данный вид приобрел в Италии. Бармица могла иметь внешнюю или внутреннюю подвеску1. Внешняя подвеска характерна для большинства шлемов, происходящих с территории империи. Она осуществлялась посредством пришивки кольчужной сетки к кожаной полосе, которая, в свою очередь, надевалась на ряд втулок вдоль нижнего края шлема и лицевого выреза. Через втулки пропускался толстый и прочный кожаный шнур, который фиксировал полосу с бармицей. Для Германии были характерны втулки в виде длинных круглых или пятигранных трубок, приклепанных к тулье, в отличие от итальянских шлемов с массивными, короткими сферическими втулками. Внутренняя подвеска осуществлялась посредством приклепывания кожаной полосы к тулье изнутри. К полосе подшивалась кольчужная бармица.

Шапельдефер (или шлем с полями) продолжал пользоваться успехом у конников. Традиционно его использовали воины, которым не грозила непосредственная копейная сшибка. Это были представители легкой конницы — стрелки, а также бойцы из задних рядов конных батальонов. То есть все те, кому было необходимо свободно ориентироваться на поле сражения во время дистанционного боя или ближнего боя с использованием клинкового и ударного оружия.

Отметим, что такой порядок не являлся правилом, а только намечающейся тенденцией. Конники задних рядов часто использовали бацинеты с забралом, а в передних шеренгах могли носить и шапель, особенно если он был снабжен подбородной пластиной. Все перечисленные категории воинов могли также носить бацинеты без забрала.

Надгробие Бурхарда фон Штейнберга. 1379 г. Особый интерес на надгробии представляет анатомическая «мускульная» кираса наподобие античных тораксов. Вооружение дополняют шинно-бригандинны.е наручи — известные в основном по надгробиям семейства
Надгробие Бурхарда фон Штейнберга. 1379 г. Особый интерес на надгробии представляет анатомическая «мускульная» кираса наподобие античных тораксов. Вооружение дополняют шинно-бригандинны.е наручи — известные в основном по надгробиям семейства

Шит с гербом швейцарского семейства фон Фройденберг. Конец XIV в.
Шит с гербом швейцарского семейства фон Фройденберг. Конец XIV в.

Рельеф. Бамбергский собор, 1370-е гг. Изображение представляет вооруже¬ние рядового рыцаря, которое конт¬растирует со аристократическим снаряжением, изображаемым на богатых надгробиях княжеских и графских семей
Рельеф. Бамбергский собор, 1370-е гг. Изображение представляет вооруже¬ние рядового рыцаря, которое конт¬растирует со аристократическим снаряжением, изображаемым на богатых надгробиях княжеских и графских семей

Надгробие графа Герхарда фон Юлиха и Гемелина. Конец XIV в.
Надгробие графа Герхарда фон Юлиха и Гемелина. Конец XIV в.

В 1360-1370 гг. конница в Германии, судя по имеющимся в нашем распоряжении источникам, использовала почти исключительно шапели с куполовидной или сфероконической тульей. Поля для лучшего прикрытия лица и затылка опускались все ниже, пока, наконец, не возникла необходимость в арковидном вырезе в лицевой части, который обеспечивал бы обзор2.

Прикрытие корпуса в данный период могло осуществляться посредством кольчуги или стеганого панциря — «жака», особенно в среде легкой конницы. Тяжелая конница продолжала употреблять бригандинные доспехи. Эволюция бригандин была обусловлена требованиями к повышению безопасности и удобства употребления. Последнее условие нашло реализацию в приталивании бригандин за счет точной подгонки по фигуре. Приталенные бригандины появились в широком ходу в Германии в 1340-е гг.

За подобной формой в историографии укрепился описательный термин «песочные часы». В 1360-1370 гг. бригандины «песочные часы» приобрели еще более изящные очертания благодаря более выпуклой нагрудной части, которая контрастировала с узкой талией. Тогда же появился несколько иной Х-образный силуэт бригандины. В данном случае переход от нагрудной части к подолу осуществлялся не плавно, а резко — через выраженный угол на талии. Продолжали употребляться и старые «не модные» бочкообразные бригандины, которые, невзирая на кажущуюся неуклюжесть и архаичность, обладали отменными боевыми качествами.

Эволюционные изменения пластинчатого набора бригандин были подчинены двум основным тенденциям. Во-первых, укрупнение пластин и создание все более жесткой и монолитной защиты. Появление Х-образного силуэта и выпуклогрудых «песочных часов» было связано именно с этой тенденцией. Она закономерно привела к появлению монолитного нагрудника, который, увеличившись в размерах, стал прототипом кирасы. Шагом, непосредственно предшествовавшим ее появлению, стало введение в 1360х гг. (возможно, что и в конце 1350х гг.) монолитного нагрудника, зафиксированного поверх несущей основы бригандины.

Изначально это были небольшие пластины наподобие ранних русских зерцал. Они закрывали пространство от горловины до диафрагмы. Приведем в качестве примера статую св. Георгия из Бамбергского собора, 13601370 гг., а также надгробие неизвестного рыцаря того же периода. Скоро нагрудник увеличился еще больше, закрыв также и область диафрагмы, как показано на надгробии Альберта фон Лимбурга 1374 г. из Вюртемберга. Все описанные нагрудники входили в состав бригандин с силуэтом «песочных часов». Все они имели внизу продолжение из одной-трех горизонтальных полос, которые плавно переходили в подол аналогичной конструкции. Спина прикрывалась небольшими прямоугольными и трапециевидными пластинами, набранными горизонтальными рядами. С введением кирасовидного нагрудника, который закрывал корпус до талии, связано появление Х-образных бригандин, ибо с ним отпала необходимость в серии переходных полос на талии. Нагрудник продолжался непосредственно подолом, который обычно состоял из пяти полос, редко больше. Самое раннее изображение — это надгробие баварского рыцаря Конрада фон Сайнсхайма 1369 г. в Швайнфуртской церкви. Аналогичное изображение относится к1376 г. Это надгробие Конрада фон Лимбурга (родного брата Альберта). Отметим, что кирасовидный нагрудник мог устанавливаться и на изнанке тканевой основы в традиционной для бригандин манере. Например, замечательный доспех (к сожалению, сохранилась только передняя часть) из баварского Национального музея, Мюнхен, 13701380 гг. Он имеет несомненное итальянское происхождение. Подобные примеры во множестве встречаются в итальянском искусстве этого периода. Бригандины же с «белым» нагрудником — яркая отличительная черта германского доспеха. Упразднение тканевой основы и непосредственное соединение конструктивных элементов между собой привели к появлению кирасы в полном смысле слова. Введение кирасы можно датировать концом 1370 г. Интересным и необычным для столь раннего периода является свидетельство надгробия Бурхарда фон Штайнберга 1379 г, Хильдесхайм. Рыцарь облачен в мускульную кирасу, наподобие античных тораксов, которая дополнена ламинарным подолом3.

Надгробие Рудольфа фон Саксенхаузена,. 1371	г.. Франкфурт- на-Майне
Надгробие Рудольфа фон Саксенхаузена,. 1371 г.. Франкфурт- на-Майне

Шапель-де-фер. Вторая половина XIV в. Нюрнберг, Национальный Германский музей.. По периметру полей хорошо видна отвальцовка, служащая для придания ж.есткости конструкции
Шапель-де-фер. Вторая половина XIV в. Нюрнберг, Национальный Германский музей.. По периметру полей хорошо видна отвальцовка, служащая для придания ж.есткости конструкции

Надгробие графа Иоганна фон Кацнеленбогена (ум.1353). Изготовлено надгробие не ранее 1360-х гг. Эбербах
Надгробие графа Иоганна фон Кацнеленбогена (ум.1353). Изготовлено надгробие не ранее 1360-х гг. Эбербах

Вторая тенденция в развитии пластинчатых наборов имела противоположенную направленность. Она заключалась в создании максимально гибкой и легкой защиты. Панцири выкладывались мелкими пластинами, число которых все увеличивалось и могло достигать 600-700 штук. Характерным примером служит доспех из братских могил под Визбю 1361 г.

Известны пять основных типов выкроек тканевых основ бригандин, распространенных в большей или меньшей степени в Германии этого периода. Первый — с асимметричной застежкой. Застежка осуществлялась на одном боку и плече. Или на обоих боках и плече. Второй — задняя застежка посредством клапанов, заходящих на наспинник. Оба типа были относительно слабо распространены в 1360-1370 гг. В любом случае прогрессивной чертой они уже не являлись и доживали последние годы в боевом обиходе4. Третий тип — застежка по бокам, то есть выкройка наподобие «пончо». Употреблялась, судя по всему, преимущественно на бригандинах из мелких пластин. Четвертый — медиальная застежка сзади с фиксацией на плечах. Пятый — аналогичная медиальная застежка спереди. Последние два типа были наиболее распространены. В первую очередь, такая выкройка (особенно с застежкой сзади) сопровождала бригандины из горизонтальных полос с монолитным нагрудником.

Рассмотрим комплекс прикрытия рук и ног. Конструктивная эклектика 1360-1370 гг, в первую очередь, отразилась на этих боевых средствах.

Особенно ярко данное положение прослеживается на примере германского доспеха. Руки все еще могли полностью прикрываться кольчужными или даже стегаными покровами (кольчужными рукавами или рукавами акетона) даже в случае с тяжелой рыцарской конницей.

Предплечья прикрывались наручами. Латные наручи этой эпохи приобретают сложные анатомические «тюльпановидные» очертания для наилучшей пригонки к руке владельца. Помимо латных, в ходу остаются шинные, бригандинные, шиннобригандинные конструкции. Суставы закрываются выпуклыми стальными пластинами. Налокотники в рассматриваемое время почти исключительно трехсторонние с боковыми защитными крыльями различных форм. Наплечники в Германии, как правило, в сравнении с ламинарными наплечниками итальянского происхождения, остаются архаичными — в виде крупных монолитных выпуклых пластин. Локти и плечи могли прикрываться удлиненными конструктивными элементами плечевых щитков и (или) наручей. Во второй половине XIV в. прикрытия рук стали соединять в единый защитный комплекс. Причем для исконного германского вооружения был характерен метод фиксации деталей на внутренних несущих ремнях, а для итальянского — посредством шарнирных соединений. Кисти рук закрывались перчатками. С середины XIV в. появляются и к 1360м гг. входят в повсеместный обиход латные перчатки с прикрытием кисти монолитной конструкции и короткой крагой. За внешнее сходство за ними укрепился термин «песочные часы» (не путать с бригандиной).
Защита ног развивалась аналогично. Большинство исследователей справедливо констатируют некоторое эволюционное опережение по сравнению со средствами защиты рук. Например, латные поножи обязательно имели развитые, геометрически сложные анатомические наголенники и набедренники, в отличие от защиты рук только с наручами анатомических форм.

Комплекс защиты рук и ног в Германии отличался наибольшим количеством сочетаний различных конструкций. Самые передовые средства могли сочетаться с самыми архаичными. Например, на надгробии Гюнтера XXIII фон Шварцбурга из Франкфурта на Майне (1370 г.) развитые латные поножи сочетаются с шиннобригандинными наручами и кольчужной защитой плеч. Схожая ситуация с надгробием Бурхарда фон Штайнберга — плечевые щитки латные, одностворчатые (см. выше). Надгробие 1372 г. Гартмана фон Кронеберга представляет развитые анатомические латные поножи в сочетании с кольчужными плечами и одностворчатыми латными наручами без налокотников.

Вообще, при изучении защитного вооружения Европы 13601370 гг. необычные конструктивные решения и сочетания защитных приспособлений для рук и ног зачастую помогают с большой долей уверенности выявлять экспортные германские доспехи или доспехи, изготовленные под влиянием германского стиля. Например, английское надгробие сэра Томаса Чейна 1368 г. изображает полное латное бронирование рук с ламинарными наплечниками и налокотниками на шарнирах в сочетании с бригандинными набедренниками и шинными наголенниками.



На реконструкции представлены германские рыцари 1360-1370 гг.

Фигура на коне изображает тяжелое снаряжение, характерное преимущественно для аристократов или воинов из их свит, а также рыцарей из богатых торговоремесленных городов. Основа реконструкции — надгробие Конрада фон Сайнсхайма, 1369 г., Швайнфурт.
Прикрытие головы: куполовидный бацинет монолитной конструкции с забралом «клапвизир». Забрало съемное. Крепится в налобной части посредством скобы и поворотного шкворня. (Надгробие Альберта фон Лимбурга, 1374 г.; прямой аналог — бацинет, приписываемый королю Польши Казимиру, 13601370 гг.)

Бригандина: имеет вертикальную медиальную застежку на спине и две горизонтальные застежки на плечах. Нагрудник кирасовидный укреплен поверх основы посредством заклепок. Силуэт доспеха Хобразный. Подол из пяти полос. Наспинная часть набрана из трапециевидных пластин. (Надгробие Конрада фон Сайнсхайма.)

Прикрытие рук: конструктивно состоит из наплечников, плечевых щитков, наручей и перчаток.
Наплечники: имеют монолитную конструкцию. Форма пластины пятиугольная с незначительной степенью выпуклости. Зафиксирована на поверхности бригандины посредством навесной петли.
Плечевые щитки: шинные.

Бацинет. Вторая половина XIV в. Нюрнберг., Национальный германский музей
Бацинет. Вторая половина XIV в. Нюрнберг., Национальный германский музей

Латная перчатка (изнаночная сторона). 1370 — 1390 гг. Нюрнберг., Национальный германский музей
Латная перчатка (изнаночная сторона). 1370 — 1390 гг. Нюрнберг., Национальный германский музей

Имеют замкнутую трубчатую конструкцию Сформированы набором из широких, изогнутых в одной плоскости, горизонтальных полос. Зафиксированы поверх рукава кольчуги посредством шнуровки в верхней и нижней части. Заходят на область локтя сверху, накрывая окончания наручей.

Наручи: шинные с застежкой. Имеют анатомическую форму и закрывают локоть.

Перчатки: латные, «песочные часы». Пальцы защищены крупными длинными пластинами с выпуклыми прикрытиями суставов. (Надгробие Конрада фон Сайнсхайма.)

Прикрытия ног: конструктивно состоят из набедренников, наголенников и сабатонов.
Набедренники: латные, анатомические. Выполнены монолитно с наколенниками. Закрывают ногу спереди и сбоков. В области колена имеют выраженную выпуклость. Нижний край имеет вид узкого фигурного бортика. Зафиксированы на ноге посредством застежки. Пришнурованы к акетону. Надеваются поверх стеганой подкладки.

Наголенники: анатомические, шинные. Застежка сзади.

Сабатоны: ламинарные. (Надгробие Конрада фон Сайнсхайма.)

Наступательное оружие представлено мечом и кинжалом «базелард» с «антенновидным» эфесом.
Вторая фигура представляет вооружение рядового рыцаря. Основа реконструкции статуя св. Георгия 13601370 гг. из Бамберга.

Прикрытие головы: кольчужный капюшон и шапельдефер.

Шлем имеет массивную сфероконическую тулью с коротким шпилевидным увенчанием. Поле приспущено под значительным углом, кроме лицевой части, где оно поднято выше для обеспечения обзора.

Прикрытие корпуса: бригандина поверх акетона с при шнурованными кольчужными элементами — подолом и рукавами.

Бригандина: приталенная, «песочные часы», имеет вертикальную медиальную застежку на спине и две горизонтальные застежки на плечах. Нагрудник укреплен поверх основы посредством заклепок. Имеет выраженную выпуклость. Формирует защиту от области диафрагмы до горловины. Продолжен горизонтальными полосами на талии (три штуки) и подоле (пять штук). Бригандинные наплечники выполнены зацело с панцирем. (Статуя св. Георгия, 13601370 гг, Бамберг.)

Прикрытия рук: кольчужные рукава и перчатки.

Перчатки: латные, «песочные часы». Прикрытие кисти имеет монолитную конструкцию. Пальцы закрыты небольшими стреловидными чешу ями. (Статуя св. Георгия 13601370 гг., Бамберг.)
Прикрытия ног: набедренники. Набедренники бригандинные, трехсторонние. Закрывают ногу до колена включительно. Внизу продолжены двумя переходными пластинами, соединенными посредством шарниров. Переходные пластины не покрыты тканью и закрывают верх голени.

Поднабедренники подведена стеганая подкладка. (Статуя св. Георгия, 13601370 гг., Бамберг).
Щит: сложнофигурный тарч с вырезом под копье. (Статуя св. Георгия, 13601370 гг., Бамберг.)
Наступательное оружие: копье, кинжал и фальшион.

Копье: наконечник четырехгранный вытянутотреугольной формы. К древку под наконечником подвязан прапорец с гербом владельца.

Фальшион: клинок саблевидный с выраженной елманью на 1/4 длины клинка. Вдоль обуха идет узкий дол. Гарда в виде простого перекрестья с кольцом для продевания указательного пальца со стороны лезвия.



1Все описываемые способы подвески бармицы появились в конце XIII — начале XIV вв., когда бацинеты вошли в широкий обиход.
2Подобные сверхглубокие поля были характерны, в первую очередь, для шапелей итальянского происхождения. Тем не менее они могли иметь хождение и в Германии, особенно в южных землях.
3В данном единичном для XIV в. случае имеет место подражание античному искусству. Феномен этот характерен скорее для оружия, начиная со второй четверти XVI в., причем парадного, а не боевого.
4В Восточной Европе такие доспехи продолжали употребляться вплоть до начала XV в. Например, в Польше найдена одна бригандина с клапаной задней застежкой.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Марджори Роулинг.
Европа в Средние века. Быт, религия, культура

Иван Клула.
Екатерина Медичи

А. Л. Станиславский.
Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории

Аделаида Сванидзе.
Ремесло и ремесленники средневековой Швеции (XIV—XV вв.)

А. Л. Мортон.
История Англии
e-mail: historylib@yandex.ru