Наиболее интересным периодом в истории развития средневекового вооружения является XIV столетие. Это было время кардинальной перестройки комплекса защитного и наступательного снаряжения. Время поиска, ознаменовавшееся смелым экспериментированием с различными конструкциями и материалами, известными ранее, и массовым изобретением новых, до того не применявшихся или прочно забытых. Изыскания в сфере защитного вооружения породили невиданное ранее количество разновидностей и типов доспехов. Усилившаяся защита инициировала, в свою очередь, развитие наступательных средств, вписав новую страницу в бесконечном соревновании оборонительного и наступательного вооружения.
Производство развитого пластинчатого доспеха не могло быть повсеместным. Для этого требовалось слишком много благоприятных факторов. Регион должен был иметь совершенную инфраструктуру и давние традиции металлургического производства. Необходимо было бесперебойное снабжение мастерских сырьем. Для этого точка производства должна была находиться вблизи от места добычи железной руды или располагаться на торговых путях, где сырье можно было покупать. Дороги также обеспечивали бесперебойный спрос на продукцию и облегчали сбыт. Неудивительно, что к началу XIV в. Северная Италия начала выходить в лидеры индустрии вооружения, ведь здесь сосредоточились наиболее развитые в техническом и экономическом плане государства средневековой Европы. Венеции, Генуе и, в первую очередь, Милану суждено было стать более чем на полтора столетия главным поставщиком защитного высококачественного вооружения на континенте. Исследователям хорошо известна многочисленная группа предметов наступательного вооружения итальянского происхождения, однако именно доспехам Италия обязана славой лучшей в Европе военной индустрии.
Период первой половины XIV в. особенно важен при изучении военного производства в Италии, так как это было время становления искусства местных мастеров, сложения неповторимой местной школы. Доспех являлся залогом боеспособности рыцарской конницы. Итальянские доспехи из-за своих высоких боевых качеств считались лучшими в Европе. Поэтому необходимо рассмотреть важнейшие аспекты изучения истории итальянского доспеха отдельно, пусть даже в отрыве от истории конницы.
Базой любого исторического исследования являются источники информации по изучаемому предмету. При исследовании истории доспеха, в частности итальянского доспеха XIV в, привлекаются следующие группы источников. Во-первых, вещественные источники. Это предметы вооружения, дошедшие до настоящего времени в качестве археологических находок или коллекционных антикварных материалов, не попадавших в землю. Для периода 1300—1350 гг. на сегодняшний день известна сравнительно незначительная группа разрозненных предметов вооружения или их фрагментов. Как правило, это мечи, которые хранились в храмах как пожертвования донаторов. Элементы защитного снаряжения редки и даже в лучшем случае не представляют полного боевого комплекса своего времени. Во-вторых, письменные источники. Это хроники, платежные документы и ведомости, росписи снаряжения наемных отрядов, описи арсеналов, завещания и т. д. Вспомним и нарративные (повествовательные) источники, ведь описания тех или иных военных моментов встречаются во множестве средневековых литературных произведений. Все они — бесценное подспорье для определения количественных соотношений, цен на вооружение, аутентичной терминологии. Однако конструктивные особенности и данные о внешнем виде комплекса вооружения с их помощью в подробностях не восстанавливаются. Отметим, что по Италии сохранились богатейшие архивы документов, упоминающих предметы вооружения. В-третьих, изобразительные источники. Данная категория источников предоставляет наиболее подробную информацию о комплексе защитного и наступательного вооружения XIV в. Необходимо упомянуть следующие группы изобразительных материалов: книжная миниатюра, станковая живопись, мелкая пластика, монументальные изображения. Живописные источники Западной Европы отмечены печатью реалистической школы, что сообщает их информативному наполнению высокую степень достоверности. В высшей мере эта оценка применима и к памятникам итальянского искусства. Ведь именно в этом регионе в начале XIV в. берет начало эпоха Возрождения, когда фотографическая реалистичность стала одним из высших достоинств того или иного произведения. Но при изучении живописи Возрождения как источника оружиеведения, начиная с раннего этапа, необходимо учитывать, что многие изображения, невзирая на протокольную подробность, не имеют ничего общего с реальностью. В первых декадах XIV столетия появляется традиция гротескных и псевдоисторических изображений. Если в эпоху раннего и развитого Средневековья художник писал некий библейский сюжет или сцену из античных мифов, его произведение отражало современные ему реалии. Герои древности с полной уверенностью наделялись рыцарскими званиями. Отсюда происходят изображения Александра Великого или Энея в хаубертах, горшковидных шлемах, с рыцарскими мечами и копьями и т. д. В XIV в. такое положение вещей сохранилось, однако художники с веянием времени постепенно пришли к пониманию, что тысячу лет назад вооружение и костюм не могли быть такими же, как в их дни.
В результате появляются изображения, где некоторые или все персонажи одеты на античный манер, как это представляли рисовальщики XIV в. Приведем хрестоматийный пример из творчества Джотто. На картине «Арест Христа» 1304—1306 гг. аутентичные изображения оружия соседствуют с панцирями и шлемами неправдоподобных очертаний и декорировки. Подобные памятники приходится вычленять из общей массы и исследовать с особой осторожностью.
Монументальные памятники являются наиболее ценным источником по периоду XIV столетия.
Основная же информация получается при исследовании рыцарских надгробий, которые изображали воинов в полном вооружении. Надгробия отражают реальность с высочайшей степенью достоверности. Нередко прорабатывались даже надписи и изображения на перстнях покойного, не говоря уже о деталях вооружения. Надгробие должно было нести имя покойного и дату смерти, отталкиваясь от которой определяется время бытования изображенного комплекса. Можно выделить два основных варианта соотнесения аутентичности изображения с датой смерти его владельца, которые зависят от времени и условий изготовления надгробия.
Во-первых, прижизненное изготовление надгробия. В таком случае вооружение относится к периоду, предшествующему дате смерти. Временной промежуток можно сузить, если известны годы жизни покойного. Тогда в расчет принимается период от совершеннолетия до момента смерти, когда рыцарь мог активно использовать изображенный комплекс вооружения. Если рыцарь жил достаточно долго и мог сменять вооружение на более современное, более уместным кажется время, приближенное к дате смерти. Во-вторых, посмертное изготовление надгробия. В такой ситуации возможно полное соответствие реалиям периода жизни покойного, частичное соответствие или полное несоответствие. В первом случае скульптор или резчик имел перед глазами полный комплекс снаряжения покойного и ваял с натуры. Во втором случае мастер имел возможность ознакомиться лишь с некоторыми предметами вооружения, которые хранились в храме как дар или реликвия. Как правило, данная ситуация имела место, когда надгробие изготавливалось спустя некоторое время после смерти рыцаря. Тогда изображалось современное мастеру вооружение, с которым он был хорошо знаком, но с добавлением отдельных более ранних элементов снаряжения, принадлежавших покойному. Как правило, это были меч и шлем, которые семья оставляла при надгробии. Классическим является пример надгробия Эдуарда Английского Черного Принца. Он умер в 1376 г. и был похоронен в Кентерберийском аббатстве. Аббатству были пожертвованы большой шлем, щит, перчатки и геральдический джупон принца (там они хранятся по сей день). Надгробие из чеканной бронзы было изготовлено в начале XV в. и отображает классический итальянский доспех этого периода, однако оно несет и несколько архаических для начала XV в. деталей, а именно — горшковидный шлем под головой принца, перчатки и джупон, выполненные с фотографической точностью. Их делали с реальных образцов, в то время как остальной доспех покойного был утрачен, и вместо него изобразили то, что видели в обиходе высшей аристократии своего времени. В третьем случае надгробие изготавливается без каких-либо памятных образцов. В основном этот происходило через несколько десятилетий после смерти владельца, то есть имеет место полное несоответствие изображения с реалиями даты смерти. В данной ситуации необходимо знать время изготовления надгробия или датировать его, сопоставляя с группой единовременных источников. Приведем пример надгробия св. Генриха епископа Упсальского. Он умер в 1150 г. Надгробие было изготовлено только в 1412 г. северогерманскими мастерами. Здесь имеет место не только полное временное, но и территориальное несоответствие, то есть надгробие выступает источником не по шведскому вооружению XII в., а по-германскому XV.
В Италии к XIV столетию сложились несколько разновидностей рыцарских надгробий. Первая разновидность — это мраморная плита с барельефом, который изображает лежащего на спине рыцаря со сложенными на груди руками в полном доспехе с мечом у бедра. По краю обычно идет латинская надпись, содержащая краткий некролог покойному (имя, титулы, даты жизни). Для Италии характерно статичное изображение рыцаря.
Чрезвычайно редко встречается фигура в некоей «живой» позе.
Вторая разновидность была более дорогостоящей и, как следствие, менее распространенной.
Это саркофаг, имевший форму массивной прямоугольной базы с уложенным сверху барельефом или, реже, скульптурным изображением покойного. Верх саркофага мог оформляться в виде полога, поддерживаемого рядом витых колон. По периметру базы часто шли резные панели с изображением значительных событий из жизни покойного, вооруженных фигур, так называемых стражей, или просто орнаментальных вставок. Третья разновидность является самой редкой и самой ценной. Это конные надгробия. В Италии XIII—XIV вв. конные статуи вообще были мало распространены. Конных же надгробий до нашего времени дошло всего три: Киостро ди Морти, 1289 г, Флоренция; Колаччио Беккаделли, 1341 г., Имола; Тиберио Брандолини, 1397 г.; Банкавалло (недалеко от Имолы).
Надгробие Джованни ди Каструччо Кастракане.1343 г. Графическая реконструкция Е.Т. Коэльо
Надгробие рода Ферретти. 1357 г. Аскона
Конное надгробие ценно тем, что дает исчерпывающую информацию о полном комплексе снаряжения коня и всадника. Они позволяют судить о конструкции, внешнем виде, способах употребления и взаимосочетаемости тех или иных деталей вооружения, словом, дают комплексную информацию по интересующему предмету.
Конное надгробие Колаччио Беккаделли заслуживает пристального внимания при исследовании итальянского рыцарского вооружения 1330— 1340 гг. Это мраморная плита с барельефом, установленная в стене церкви св. Николая и Доминика в Имоле. Ранее плита лежала на саркофаге, но впоследствии была перемещена. Плита окаймлена латинской надписью: «Под этой плитой лежит Колаччио Беккаделли, рожденный в Болонье, готовый предстать перед Господним Судом. Он был украшен многими достоинствами, потому что превзошел многие свершения. Он умер в Девятом Индикте 13 мая 1341»1. Колаччио (сокр. от Николаччио) родился в конце XIII в. В 1305 г. сражался против Гвидинелло Монтекуччоли, в 1315г. участвовал на стороне Флоренции в битве при Монтекасино, где были разбиты войска гвельфов. Служил послом в Ферраре и Падуе в 1319 г. В период с 1320 по 1335 гг. неоднократно избирался старейшиной коммуны, являясь, таким образом, одной из наиболее влиятельных фигур в городе. В 1337 г. семья Беккаделли была изгнана и лишена владений за политические проступки. В 1350 г. изгнанники вернулись в Болонью, однако Колаччио умер за девять лет до этого в Имоле.
Надгробие Томазо и Карлуччио Вулкано. 1337 и 1345 гг. Неаполь
На надгробии изображен рыцарь на коне. Голову закрывает куполовидный бацинет без забрала с двойной бармицей — характерной чертой итальянского доспеха первой половины XIV в. Нижняя бармица полная и закрывает подбородок, шею и плечи. Верхняя бармица представляет собой разомкнутую широкую прямоугольную полосу, которая монтируется на тех же втулках, что и нижняя бармица. Она закрывает голову на уровне висков и скул, идя от одного края лицевого выреза до другого. За спину откинут большой шлем. Он крепится к нагруднику доспеха цепями со шкворнями, которые помещены в крестообразные пропилы в нижней части шлема.
О точной конструкции и геометрии шлема судить трудно, так как он покрыт почти полностью наметом и нашлемной фигурой в виде двух крыльев с орлиными лапами. В лицевой части шлем усилен крестообразной стальной накладкой с фигурными окончаниями. Шлем снабжен двумя глазными прорезями. Корпус защищен бригандиной, которая полностью скрыта геральдической коттой с гербом — золотым крылом с орлиной лапой на лазоревом поле.
Бригандина угадывается благодаря цепедержателю, который смонтирован на нагруднике и помещен в вырез в котте. Под бригандиной надета длиннополая кольчуга. Рукава кольчуги закрывают руки. Кисти защищены перчатками с длинными крагами, видимо, из вываренной кожи. Собственно кисть, включая основание большого пальца, закрывает монолитная стальная пластина, которая зафиксирована на кожаной подоснове посредством заклепок. Пальцы прикрыты чешуйчатыми накладками. Крага сверху усилена отдельной прямоугольной пластиной. Ноги закрыты набедренниками, наколенниками, наголенниками и сабатонами. Набедренники бригандинные защищают бедро спереди и с боков. К набедреннику крепится трехсторонний коробчатый наколенник. Он имеет значительную степень выпуклости. Во фронтальной части снабжен выраженным гребнеобразным ребром жесткости. Внизу наколенник продолжен круговой кольчужной подвеской — еще одной характерной итальянской деталью. На тыльной части бедра виден стеганый набедренник, подведенный под бригандин ный набедренник, наколенник и кольчужную подвеску. Наголенник латный, анатомический, конструктивно состоит из двух створок. Створки соединены с наружней стороны посредством трех навесных петель.
Наступательное вооружение представлено на надгробии мечом и шестопером. Меч полутораручный с дополнительной оплеткой рукояти кожаным шнуром. В правой руке воин держит четырехлопастной шестопер, употреблявшийся почти исключительно в Италии.
Голову и шею коня закрывает стальной наглавник — «шаффрон». Наглавник латный, конструктивно состоит из пяти деталей. Основная пластина закрывает голову спереди и с боков. Снабжена двумя круглыми глазными прорезями, крестообразной стальной накладкой и прикрытиями ушей в виде стальных трубок, приклепанных к поверхности пластины. С боков имеются узкие латные подвески по две с каждой стороны. В задней части наглавник продолжен серией широких прямоугольных пластин, закрывающих шею и собранных посредством заклепок и изнаночных ремней. Тело коня задрапировано геральдической попоной, под которую могла поддеваться защитная стеганая попона.
Реконструкция выполнена на основе надгробия Колаччио Беккаделли. Исходное изображение надгробия несет одно исправление и одно дополнение. Во-первых, у задней луки седла нарисован щит, которого нет на надгробии. Щит — тарч с вырезом в правой верхней части под копье. (Статуя Мастино II делла Скала, 1340—1350 гг, Верона.) Во-вторых, вместо шестопера в руку воина вложено копье с ронделем2. (Статуя Мастино II делла Скала, 1340—1350 гг., Верона.)
1Индикт — пятнадцатилетний период срока действия налога на имущество, который устанавливал римский император.
2Рондель — устройство, защищающее руку на копейном древке и одновременно сообщающее ей упор в момент удара.
|