Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Анатолий Москвин.   Сицилия. Земля вулканов и храмов

Провинция Трапани

   Самая западная провинция Сицилии называется Трапани; ее площадь 2,46 тыс. км2, население – около 440 тыс. человек (2008 г.). С трех сторон ее омывает море; в состав провинции входит архипелаг Эгадских островов и остров Пантеллерия, фактически относящийся уже к Африканскому континенту. На севере провинции есть несколько горных вершин, превышающих 1000 м. Крупных рек в Трапани нет; почти все реки характеризуются паводковым режимом. Естественных озер в провинции нет, да и водохранилищ – раз, два и обчелся. Побережье обладает привлекательными пляжами различного характера, омываемыми чистыми морскими водами, особенно у островов.

   Первые люди появились здесь, на западе Сицилии, около 10 000 лет до н. э. Их присутствие доказывается рисунками со сценами охоты, обнаруженными в пещере Гротта-дель-Дженовезе в Леванцо. В неолите морской народ сесиотов заселил остров Пантеллерию, сделав его центром экспорта обсидиана (вулканического стекла). В XI или X вв. до н. э. началась колонизация сицилийского побережья финикийцами (Солунто, Моция, Лилибео), поселения которых отошли позднее к карфагенянам. Вместе с тем внутренние районы острова заселяют элимы.

   Карфагеняне владели своими опорными пунктами до середины III в. до н. э., когда вынуждены были отдать свои владения римлянам. Потом на протяжении полутора тысячелетий хозяева сицилийского запада постоянно менялись, как и повсюду на острове: варвары, византийцы, арабы (их набеги начались в 652 г.), норманны, немцы, испанцы.

   В XIV в. в Трапани возникают торговые фактории генуэзских и английских купцов. Однако короткий расцвет торговли был прерван в 1492 г., когда испанцы изгнали с острова евреев. Дальнейшая судьба провинции в составе испанской Сицилии и королевства Обеих Сицилий характеризуется общим упадком экономики и застоем политической жизни.

   Некоторое оживление наступило во 2-й половине XVIII в., когда Трапани и Марсалу стали посещать британские купцы. Трапани стала первой провинцией, куда ступили гарибальдийцы. Джузеппе Гарибальди высадился в порту Марсалы 11 мая 1860 г. Присутствие двух британских военных кораблей предотвратило вмешательство подоспевших правительственных судов. В Салеми Гарибальди 14 мая от имени короля Пьемонта Витторио-Эммануэле объявил себя диктатором Сицилии. Два дня спустя гарибальдийская «Тысяча» одержала победу в сражении при Калатафами.

   В годы Второй мировой войны порты и аэродромы городов провинции неоднократно подвергались бомбардировкам союзной авиации.

   В январе 1968 г. провинцию Трапани затронуло сильное землетрясение Беличе: три города были полностью уничтожены, во многих других отмечены большие или меньшие разрушения.

   Основу сельского хозяйства провинции составляют виноградарство и виноделие. Под виноградниками в Трапани занято 67 тыс. га, а это больше, чем в любой другой итальянской провинции. Ежегодно в Трапани производится свыше 4 млн гектолитров вина.

   Виноделие – древняя традиция здешних краев. Виноградную лозу завезли на западное побережье Сицилии финикийцы. Местные вина были настолько хороши, что финикийцы вывозили его во все крупные города тогдашнего Средиземноморья. Вино в те далекие времена было самым важным товаром.

   Рыболовство – важнейшая отрасль экономики провинции. Самый крупный современный рыбный порт находится в городе Маддзара-дель-Валло. Соответственно, хорошо развита и рыбоперерабатывающая промышленность. Другая древнейшая отрасль хозяйства, связанная с морем, – добыча морской соли. Выпарочные бассейны и в наши дни продолжают оставаться характерным элементом берегового пейзажа в ряде городов и населенных пунктов, прежде всего – в г. Трапани.

   С XV в. в центре провинции начинают обрабатывать кораллы. Сначала этим ремеслом занимаются рыбаки, хорошо знающие расположение коралловых банок не только у родных берегов, но и в африканских водах. Новое ремесло рыбаки практиковали в те периоды, когда рыба уходила от сицилийских берегов и наступало вынужденное безделье. Потом появились мастера, специализировавшиеся на изготовлении коралловых украшений. В г. Трапани появилась даже особая улица мастеров этой профессии – виа Кораллари. По всему Средиземноморью шла слава об этих мастерах. Их работами интересовались ценители самого высокого ранга.

   Среди работ трапанийцев были и настоящие шедевры. Так, в 1571 г. вице-король Сицилии дон Авалос де Акино подарил испанскому королю Филиппу II ювелирное изделие из золота с коралловыми инкрустациями «Коралловая гора»; похожую драгоценность подарил в 1631 г. папе Урбану VIII сенат Палермо. Изделия из сицилийских кораллов хранятся в коллекциях крупнейших музеев мира.

   Несколько традиционных праздников провинции отличаются оригинальностью: в Кастелламмаре-дель-Гольфо 19–21 августа проводится красочный праздник в честь Пресвятой Марии Вспомогательницы (Сантиссима Мария дель Соккорсо), во время которого статуя Богородицы путешествует по морю, а вслед ей отправляются 10 000 плавучих огоньков-свечек; праздник заканчивается шумной ярмаркой и фейерверком; в Калатафами каждые 5–7 лет проводится с 1 по 3 мая один из самых древних народных празднеств в Италии – праздник Пресвятого Распятия; в Кустоначчи, в пещере Скурати, где жили доисторические люди, в конце декабря проводится реконструкция Рождества Христова, во время которой разыгрываются местные средневековые мистерии.

   В гастрономическом отношении провинция характеризуется сильным чужеземным влиянием, преимущественно арабским, а также преобладанием рыбных блюд. Среди последних можно назвать рау ди тунну, которое делают так же, как и мясное рагу, но из кусочков тунца, нашпигованных истолченными зубчиками чеснока и листочками мяты; тунцовые молоки, латтуми ди тунну, свежие (их обжаривают в сухарях и подают горячими) или соленые, буттарика, тунцовая икра.

   Из мясных блюд достойны упоминания телячьи рулетики, инвультина а трапаниза, куда в качестве фарша входит тертый овечий сыр, перемешанный с мелко рубленными петрушкой и чесноком, панировочными сухарями, солью и оливковым маслом, а также яддина кунзата, отварная курица, сдобренная веточкой мяты, рубленными петрушкой и чесноком, оливковым маслом, солью, перцем, уксусом.

   Среди типичных для провинции сладких блюд – мороженое с фигами, кассатедди ди фику, из Марсалы; эрицейские кусочки, пирожные с наполнением из бергамотового мармелада и ликера, эрицейская кассата с наполнением на основе бергамота.

   Арабским влиянием объясняется распространение такого блюда, как кускус. При этом сицилийский кускус отличается от магрибского. Сицилийское блюдо готовится из отрубей, которые варятся на пару в глазурованном терракотовом горшке. В качестве подливки используется густой бульон, который делается из смеси различных рыб с добавлением морских раков и креветок.

Трапани
   Начала 70-тысячного города Трапани уходят в мифологическую глубь времен. Одна из легенд утверждает, что город Трапани возник из упавшего серпа богини Деметры, когда она на колеснице, запряженной крылатыми змеями, объезжала землю в поисках похищенной Аидом дочери. Серп, по-древнегречески «дрепанон», упал в море и превратился в песчаную косу на берегу моря.

   В другом мифе говорится, что серп выпал из рук Сатурна, только что оскопившего своего отца Урана. Есть еще одна легенда, вспоминающая о том, как Эней, вернувшийся от Дидоны к могиле своего отца Анхиза, устроил здесь, на равнине Пиццолунго, в окрестностях нынешнего Трапани, грандиозные игры в память Анхиза. Последняя легенда, стало быть, предполагает, что на месте нынешнего Трапани еще до падения Трои существовал город.

   В действительности, когда финикийцы появились у западных берегов Сицилии, на месте Трапани существовала небольшая деревушка элимов, мирно существовавшая в дальнейшем и с финикийскими, и с карфагенскими колонистами. В V в. до н. э., во время войн карфагенян с греками, Трапани окружают оборонительной стеной. В Первую пуническую войну Трапани (Дрепано) оставался одной из двух последних карфагенских крепостей на Сицилии. Первая попытка взять Трапани с моря (249 г. до н. э.) закончилась разгромом римского флота, но всего через 8 лет римляне под командованием Гая Лютация Катула наголову разбили карфагенян в кровавом морском сражении у Эгадских островов, положившем конец войне.

   В мирное время Трапани оказывается среди городов, репрессированных за свою верность Карфагену, и его значение быстро падает. Новый расцвет начинается только с приходом норманнов в конце XI в. Карл V в XVI в. называет Трапани «ключом королевства», но в следующем столетии город и порт снова приходят в упадок. В XVIII–XIX вв. благодаря политике Бурбонов, благоприятствовавших морской торговле и рыболовству, экономическое положение города улучшается. Но монаршему благоволению приходит конец после активного участия жителей Трапани в революционных событиях 1848–1849 гг., кроваво подавленных правительством.

   Новый экономический подъем отмечается только в конце XIX в., когда Трапани потерял значение города-крепости. Особенно значительный подъем отмечается после окончания Первой мировой войны, когда развиваются такие отрасли, как соляная, винодельческая и маслодельческая промышленность, рыболовство. Трапани понес значительные убытки от бомбардировок союзников в 1940–1943 гг., когда, в частности, был полностью разрушен исторический квартал Сан-Пьетро, от землетрясения 1968 г., наводнений 1965 и 1976 гг.

   В Трапани не сохранилось остатков античных городов. Тем не менее самые значительные антропологические и археологические находки собраны в Доисторическом музее, который находится в башне ди Линьи, построенной в 1671 г. по распоряжению вице-короля Клаудио Ла Моральдо, князя ди Диньи. К числу самых старых сооружений относится базилика-святилище Успения Богоматери, именуемая также Мадонна-ди-Трапани. Она построена в 1315–1332 гг. и значительно расширена в 1760 г. В этой церкви хранится почитаемая во всем средиземноморском мире ценнейшая мраморная статуя Мадонны Трапанийской, или Мадонны с Младенцем, работы скульптора Нино Пизано или его учеников.

   В бывшем монастыре кармелиток (здание XIV в.), примыкающем к зданию церкви, располагается региональный музей «Агостино Пеполи», обладающий богатой коллекцией предметов декоративного искусства, скульптуры (в числе экспонатов три работы Гаджини), изделий из кораллов; в галерее живописи хранятся работы таких художников, как Тициан и Джакомо Балла. Построенная в XIV в. церковь Сант’Агостино знаменита своей великолепной розеттой.

   Кафедральный собор Сан-Лоренцо построен в 1421 г., но он не раз перестраивался. В нем примечательны арочный барочный фасад XVIII в. и полотно «Распятие», приписываемое Ван Дейку. Другим великолепным образцом сицилийского барокко является церковь Пресвятой Марии делль’Итрия, где покоятся мощи преподобного Фра’Санто. Еще одна изящная барочная церковь находится на виа Гарибальди: это маленькая церковь Бадиа-Нуова. Из гражданских зданий можно выделить отделанный рустом палаццо делла Джудекка (XVI в.), старинную резиденцию семейства Чамбра в бывшем еврейском квартале.

   Историческое значение имеет палаццо Бургарелла-Стабиле (XV в.); в нем на несколько дней останавливался император Карл. Стоит обратить внимание на фонтан Сатурно, старейший в городе (1342 г.). В музее соли можно ознакомиться со старинными инструментами, использовавшимися в местных салинах (солевыпарочных бассейнах), а также с оборудованием ветряных мельниц, перемалывавших морскую соль. Кстати, добыча морской соли продолжается и в наши дни; с работой современных салин тоже можно ознакомиться.

Кастелламмаре-дель-Гольфо
   Этот 15-тысячный город на побережье залива Кастелламмаре основан в начале V в. до н. э. как Эмпориум-Сегестанорум, порт соседней Сегесты и как таковой разделял судьбу этого города элимов. Арабы называли город Лесенкой (аль-Мадариг) из-за лестницы, соединявшей порт с самым верхним бастионом городских укреплений. Арабы же начали строить замок на выступе прибрежной скалы, проложив вдоль крепостной стены ров. Норманны захватили замок одним из первых на Сицилии. Они расширили укрепление, в которое попадали с берега по подъемному мосту. Арабский путешественник аль-Идриси назвал этот замок «несравненным по местоположению и планировке». В начале XIV в. город стал местом ожесточенных боев между сторонниками арагонской и анжуйской династий. Вплоть до XVI в. Кастелламмаре развивался как торговый порт.

   В 1521 г. строится оборонительная стена, защищавшая возникший вокруг замка посад. Во второй половине XVI в., буквально в нескольких метрах от уреза воды, была построена церковь Пресвятой Девы Марии, к которой в 1590 г. пристраивают монастырь кармелиток, уже не существующий в наши дни. В 1587 г. город окружают второй стеной.

   В начале XVIII в. в гавани Кастелламмаре случилось чрезвычайное происшествие. Вот как о нем рассказывает местная легенда.

   13 июля 1718 г. испанский линейный корабль, спасаясь от преследования пяти британских судов, укрылся в порту Кастелламмаре. В защиту испанца замковая батарея сделала пять выстрелов, что вызвало неистовство преследователей, ответивших бортовыми залпами всей эскадры. Жители города попросили заступничества у Мадонны. И тогда над горой, смотрящей на море, появилась Богоматерь в окружении ангельской свиты. Перепуганные британские моряки, подняв все паруса, поспешно бежали от сицилийских берегов.

   С тех пор в Кастелламмаре в память чудесного спасения каждые два года устраивается праздник в честь Мадонны Вспомогательницы.

   Город вообще относительно богат храмами в честь Богородицы: маленькая церковь Мадонны дель Розарио (построена около 1100 г.) с рельефом на портале, изображающем Мадонну с Младенцем, святыми и Распятием, и статуей Черной Мадонны в интерьере; кафедральная церковь Мадонны Вспомогательницы (1726 г., на месте более раннего храма), в которой хранится майоликовая статуя Мадонны XVI в.; церковь Мадонны делла Грацие (начало XVII в.) с фреской XVIII в., изображающей Мадонну с Младенцем.

   Но, пожалуй, интереснее всего обращенная к морю миниатюрная церковь Мадонны делла Скала (XVII в.), с которой связана еще одна местная легенда.

   В день 7 сентября 1641 г., под вечер, разразилась буря. В это время местная девчонка Мария Д’Анджело пасла овец на горе, возвышающейся над Кастелламмаре. Она спряталась от дождя в первой попавшейся на глаза неглубокой пещере. В этом укрытии она увидела попорченную коррозией медную шкатулку. Внутри большой шкатулки находилась маленькая – серебряная. На крышке маленькой шкатулки виднелись монограмма Девы Марии и крест. Как только девочка взяла в руки шкатулку, буря прекратилась. Девочка отдала находку архиерею Кастелламмаре. Тот открыл шкатулку, и перед глазами собравшихся прихожан предстал серебряный крест и реликварий с изображением Девы Марии с Младенцем на руках в обрамлении драгоценных камней и золота. «Чудо!» – воскликнул священник и немедленно решил построить на месте находки церковь, освященную в честь Марии делла-Скала.

   Побережье Кастелламаре славится и красивейшими природными достопримечательностями. К таковым относятся прежде всего пещера Санта-Маргерита с рисунками XIII–XIV вв. на стенах, а также пещера Фикарелла в заповеднике Дзингаро, в большой зал которой попадают через подводный туннель, опускающийся до глубины 14 м. И, конечно, нельзя не упомянуть выступающие из воды внушительные скалы-близнецы, фаральони, находящиеся в Скопелло, в десятке километров от Кастелламаре.

   До Кастелламмаре-дель-Гольфо нетрудно добраться из облюбованного отечественными туристами Читта-дель-Маре.

Марсала
   Со своими 82,5 тыс. жителей (2007 г.) Марсала является пятым по величине населения городом Сицилии. Основан город, видимо, в самом начале IV в. до н. э., после того как в 397 г. до н. э. войсками Дионисия I, тирана Сиракуз, был разрушен карфагенский город Моция.

   Уцелевшие жители Моции перебрались на сицилийский берег и назвали свое новое обиталище Лилибео, т. е. «Город, смотрящий на Ливию». Напомним, что Ливией тогда называлось все побережье Северной Африки. Римляне захватили Лилибео в 241 г. до н. э., и город стал одним из самых значительных торговых центров Сицилии. Цицерон, побывавший на Сицилии в 76–75 гг. до н. э., назвал Лилибео «блистательнейшим городом». Падение Западной Римской империи положило конец процветанию города. После долгих веков прозябания город начал возвращать свою роль только в IX в., при арабах, которые, кстати, дали городу новое имя: то ли Марса-Аллах («Порт Аллаха»), то ли Марса-Али («Порт Али»). Второе вероятнее, потому что слово «Али» наряду с прямым значением (халиф Али, двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда) употреблялось и как синоним слова «большой», то есть Марсала – «Большой порт», что соответствовало географической обстановке.

   Потом последовала частая смена правящих этносов, но процветание вернулось к Марсале только при испанцах, точнее – после того как Карл V покончил с крупномасштабным пиратством в средиземноморских водах. Новая перемена судьбы произошла в конце XVIII в., когда ливерпульский купец Джон Вудхауз открыл способ производства нового типа крепленых вин, получивших название марсала. Важное место занял город в истории объединения Италии. Именно в Марсале 11 мая 1860 г. высадилась гарибальдийская «Тысяча», отсюда началось воссоединение страны. Впрочем, в истории Марсалы дата 11 мая отмечена и другим, прискорбным событием: в этот день в 1943 г. город подвергся жестокой бомбардировке британских ВВС, стоившей гражданскому населению большого количества жертв.

   Виноделие и сегодня играет важнейшую роль в экономике города. Кроме этой отрасли, Марсала известна предприятиями по переработке кофе и производству машин и материалов по сбору отходов. В последние десятилетия успешно развивается индустрия туризма.

   Самой, пожалуй, достойной внимания туристов в городе является пьяцца делла Репубблика. Здесь сохранились остатки средневековых бастионов XIV в. и относящиеся к XVI–XVII вв. дворцы: палаццо VII апреля и палаццо Лодджа-дей-Пизани, в котором теперь находится городской муниципалитет. На площадь выходит также барочный фасад кафедрального собора, посвященного св. Фоме Кентерберийскому (заложен норманнами в 1176 г., последняя перестройка – XVIII в.); внутри находятся многочисленные статуи работы Антонелло и Джан Доменико Гаджини, в частности – статуя св. Томмазо (Фомы).

   В западной части города находятся здания монастыря кармелитов: церковь, монастырское здание и колокольня (кампаниле). Церковь Благовещения и монастырь относятся к XIV в. и тогда находились за городскими стенами. Церковь обновлена в первый раз в 1490 г., потом неоднократно перестраивалась; монастырское здание возведено в 1255 г., массивная колокольня – видимо, позже.

   Возле кафедрального собора находится Музей шпалер, где выставлены восемь фламандских шпалер XVI в., дар городу монсиньора Антонино Ломбардо, епископа Мессины. Раньше эти шпалеры с древнеримскими сюжетами украшали кафедральный собор. По ценности это – второе шпалерное собрание Южной Италии (после неаполитанской «Битвы при Павии»).

   Непосредственно под церковью Сан-Джо-ванни-Баттиста-аль-Боэо (1555 г.), на глубине около 5 м, находится Грот сивиллы. Согласно легендам, здесь в римские времена обитала сивилла (Сибилла Сикула, или Сибилла Лилибетана), то есть прорицательница и предсказательница судеб. Она жила в тесной пещере, будто бы вырытой собственными руками. Здесь же прорицательницу и похоронили. Ее имя упоминается в античных источниках. Правда, Диодор Сицилийский утверждает, что в этой пещере в 409 г. до н. э. была захоронена Сивилла Кумская, но это, видимо, неточность, потому что названная предсказательница обитала близ Неаполя, хотя временами и отправлялась в Рим.

   Куда интереснее исторический факт, что в этой пещере в V в. н. э. находилась одна из раннехристианских церквей – св. Иоанна Крестителя, а до этого несколько столетий, во времена гонений на христиан, здесь собирались адепты запрещенной религии. В пещере и сейчас находится мраморное изображение святого, относящееся к XV в.

   На востоке Марсалы сохранился норманнский замок XII–XIII вв., но его строения используются сегодня как тюрьма.

   В археологическом музее «Бальо Ансельми» наибольший интерес представляет корпус финикийского судна, обнаруженный близ мыса Пунта-Альга. Это судно, как полагают, принимало участие в морском сражении у Эгадских островов, завершившем Первую пуническую войну (241 г. до н. э.). Данный музейный экземпляр – единственный в мире. Он имеет огромное значение для изучения финикийского мореходства. Кроме того, представлена большая коллекция римских монет, керамики и мелкой пластики. В городе открыт также Гарибальдийский музей, посвященный главным образом событиям на Сицилии в 1860–1861 гг.

   Большой интерес у туристов вызывает лагуна (Ло Станьоне) с великолепными условиями для занятий сёрфингом и парусным спортом, а также с возможностью познакомиться с добычей морской соли и остатками карфагенского города Моция.

Моция
   В наши дни этот островок, известный также как Мотия, называется Сан-Панталео. Он находится в лагуне Станьоне-ди-Марсала и прикрыт от морских ветров и волн другим островом, Изола-Гранде. Очень удобное положение острова благоприятствовало устройству укрепленного порта, что не осталось незамеченным финикийскими мореплавателями.

   Уже в конце XII в. до н. э. здесь обосновалась финикийская колония, сыгравшая большую роль в освоении ближневосточными купцами сицилийского побережья. На острове было построено даже два порта. Правда, укрепления, открытые археологами, построены в VI в. до н. э., когда торговому поселению стали угрожать греки. Впоследствии Моция перешла в руки карфагенян, но она быстро потеряла свое значение, поскольку рядом был основан новый город: Лилибео. Окончательно Моцию оставили после римской победы у Эгадских островов в 241 г. до н. э. На острове по-прежнему жили люди, но значительных поселений здесь больше не возникало. Идентификацию острова Сан-Панталео с античной Моцией сделал в XVII в. голландский путешественник Филипп Клюверий, а первые археологические находки сделаны на Моции в XVIII в. В начале XX в. остров купил англичанин Джозеф Уайтекер, наследник известной семьи виноделов и виноторговцев и археолог. Он организовал в 1906–1929 гг. по-настоящему масштабные раскопки, в ходе которых были открыты остатки финикийско-карфагенского святилища, северного и южного портов, Дома мозаик и прочие объекты. Большинство мелких предметов, найденных при раскопках, помещается в частном музее. Теперь остров находится в частном владении наследников и фонда Уайтекера. Попасть на остров можно в часы работы музея на частных катерах.

Седжеста
   Так теперь называется древний город Сегеста, расположенный на вершине Монте-Барбаро, в коммуне Калатафими-Седжеста, в десятке километров от Алькамо и от Кастелламмаре-дель-Гольфо. Точное время его основания не известно, хотя места эти были заселены элимами по меньшей мере в VI в. до н. э.

   Древнегреческий историк Фукидид рассказывает, что троянцы, уцелевшие после взятия Трои, отправились по Средиземному морю искать место для нового поселения. Они прибыли на северо-запад Сицилии и основали там два города: Сегесту и Эрикс.

   Первым – мифическим – королем города был Ацест, сын благородной троянки Эгесты и местного речного бога Кримиса. Полагают, что изначальное имя города было Эгеста или Ацеста, и только римляне переделали его в Сегесту.

   Первые исторические сведения о Сегесте относятся к 580 г. до н. э… когда из вооруженного столкновения Сегесты и Селинунта победителями вышли сегестяне. Население Сегесты в V в. до н. э. состояло из смеси элимов и ионийских греков, эллинизировавших коренных жителей. В 454 г. до н. э. снова вспыхивает война Сегесты и Селинунта. Постоянные ссоры с соседями вынуждают жителей Сегесты просить помощи у афинян. Те высылают разведчиков, которые высказываются за предоставление помощи.

   По мнению многих исследователей, немалое значение в этом решении сыграл знаменитый дорический храм, о котором – чуть позже. Но афинские разведчики рассчитали плохо: за Селинунт вступились Сиракузы, и афинская экспедиция 415–413 гг. до н. э. закончилась полным крахом. Тогда сегестяне обратились за помощью к Карфагену. Эта просьба оказалась более действенной, и Селинунт был разрушен до основания карфагенянами в 409 г. до н. э.

   На целое столетие Сегеста стала союзницей Карфагена. Но вот наступил 307 г. до н. э., когда сиракузский тиран Агафокл в наказание за отказ сегестян в экономической помощи разрушил город, жестоко убил многих его жителей, других продал в рабство. Агафокл даже изменил название города на Дикеополис, т. е. Город правосудия. Сегеста, однако, возродилась, и в 276 г. до н. э., когда на Сицилию пришла армия Пирра, сегестяне объявили себя союзниками царя Эпира, а через 15 лет переметнулись на сторону римлян. За этот поступок римляне не стали наказывать город за длительный союз с карфагенянами. Наоборот, опираясь на миф о происхождении горожан от троянцев, от Энея, почитаемого в Риме, сегестяне добились от римлян статуса вольного города, освобожденного от налогов.

   Современная Седжеста – это главным образом остатки дорического храма, одного из самых сохранившихся на Сицилии. Храм занимает вершину холма. Однако раскопки на территории древнего города проходят на более обширной территории: обнаружены остатки городских стен и норманнского замка, мусульманской мечети. В общих чертах составлен план античного города. Все это тем не менее остается вне внимания многочисленных туристов, основной целью которых является – и по справедливости! – знакомство с великолепным дорическим храмом V в. до н. э.

   Храм в Седжесте



   «Положение храма странно: в верхнем углу широкой и длинной долины, на изолированном холме, да еще и окруженном скалами, стоит этот храм, господствуя над окрестными далями и кусочком моря. Округа покоится в печальном изобилии, все поля возделаны, но нигде не видно человеческого жилья. На цветущих головках цветов предаются своим мечтам бесчисленные бабочки… Ветер шумит в колоннах, как в лесу, и хищные птицы, с криками, парят над карнизом храма».

   Такими предстали окрестности Иоганну Вольфгангу Гёте, посетившему Седжесту в 1787 г. Сегодня, по меньшей мере в летний период, тишиной возле Седжесты и не пахнет. То и дело подъезжают автобусы с экскурсантами. Многоязыкая речь будоражит покой древних колонн. Да, сюда стоит приехать издалека.



   Храм построен по классической модели; на прямоугольном основании размером 21 на 56 м и высотой около метра установлены 36 колонн: по 6 в короткой стороне, по 14 – в длинной (угловые колонны, естественно, в сумму входят по одному разу). Храм никогда не был перекрыт. В нем не было культового помещения с жертвенником. У колонн нет каннелюр. Все это позволяет предположить, что храм никогда не был закончен. Кроме того, кажется по меньшей мере странной сама идея построить большущий эллинский храм в городе, где греческое население составляло ничтожное меньшинство.

   Для чего же построен этот храм? Большинство современных историков разделяет мнение, что посвященный неведомому божеству храм имел представительское назначение. Обращаясь за помощью к Афинам, жители Сегесты хотели показать делегации потенциальных союзников свое богатство и могущество, символом которого и должен был стать величественный храм. Когда же союз был заключен, надобность в завершении храма отпала. Это, конечно, гипотеза, но очень вероятная. Впрочем, за последние годы в Италии вышло по меньшей мере пять научных работ, излагающих различные версии замысла и истории строительства храма.

   Как бы то ни было, но строителем храма был греческий зодчий, и он оставил нам великолепный образец эллинской архитектуры классического периода.

   Почему так хорошо сохранился храм? (Впрочем, не будем забывать, что нынешний его вид во многом обязан реставрации 1781 г.) Почему последующие поколения не разобрали его на свои нужды? Наиболее вероятной кажется следующая версия. Храм остался неосвященным, а по поверьям, считалось плохим предзнаменованием использовать материал таких культовых построек.

   Для большинства туристов остается неведомым греческий театр III в. до н. э. Он находится на противоположном от храма холме, на высоте около 440 м над уровнем моря Театр разделен на семь секторов, в которых расположено около 3000 зрительских мест. Зрители могут перемещаться по горизонтали из одного сектора театра в другой. Верхняя часть театрального амфитеатра сильно повреждена.

   Предполагается, что в древности она была украшена колоннами и пилястрами. В общем-то сам театр не представляет ничего особенного в ряду других, сохранившихся в Сицилии античных амфитеатров. Но волшебное очарование театру Седжесты придает вид, открывающийся со зрительских мест. Он сравним с панорамой, открывающейся зрителям греческого театра в Таормине.

   Предоставим снова слово Мопассану: «Когда посещаешь местность, где обитали греки (или колонизовали ее), достаточно отыскать их театры, чтобы получить наилучшие точки обзора. Если свои храмы они располагали в местах, где можно было добиться наилучшего эффекта, там, где они могли лучше всего украсить горизонт, то театры, напротив, они помещали в таких местах, где глаз могли сильнее всего взволновать перспективы. Театр в Седжесте, на вершине горы, является центром амфитеатра, окружность которого раскинулась, по меньшей мере, в ста пятидесяти – двухстах километрах. Зрителю окрываются еще и другие, дальние, вершины, и вот прямо перед вами, среди зеленых вершин показывается голубизна морского залива» (Ги де Мопассан. Бродячая жизнь, гл. 4. Сицилия).

Селинунт
   Это был античный греческий город на юго-западном побережье Сицилии. Его основали в середине VII в. до н. э. на побережье Сицилийского пролива, между руслами рек Беличе и Модионе, колонисты из Мегары Иблейской. Город процветал, и через 200 лет его население достигло 25 тыс. человек. Горожане были союзниками карфагенян, что давало им защиту от притязаний элимского города Сегеста. Погубила Селинунт неудачная афинская экспедиция 415–413 гг. до н. э. Сегеста сначала была союзницей Афин, но потом переметнулась к карфагенянам. В Селинунте, видимо, не знали об этой перемене. И вот, когда афинян прогнали, Селинунт напал на Сегесту. Карфагеняне, естественно, пришли на помощь своей союзнице. К Селинунту подошла 100-тысячная армия карфагенян, и после девятидневной осады город был взят. 16 000 горожан погибло при штурме, 5000 попали в плен.

Эриче
   Эриче, древний Эрикс, располагается на высокой горе (750 м над уровнем моря), господствующей над прибрежной равниной. До конца 1930х гг. гора называлась Монте-Сан-Джулиано.

   Изумительно красив подъем на гору по восточному склону, по вьющейся серпантинами автомобильной дороге из Палермо. С каждым новым поворотом дороги открывается чарующий и немного захватывающий дух вид на долину Эриче. Автобусы останавливаются у крепостных ворот города. По узким улицам Эриче разрешено движение только местных легковых машин и автофургонов.

   Постоянное население города едва превышает 300 человек. Число жителей возрастает во много раз в летний период. Характерное ремесло горожан – керамика. На узких улочках города чуть не на каждом шагу встречаются магазинчики и лавчонки, где за небольшую цену можно подобрать в качестве сувенира оригинальное керамическое изделие.

   По одной из древних легенд, пересказанных Фукидидом, город основали беженцы из разрушенной греками Трои. Странствуя по Средиземному морю, они нашли удобное место для основания города и поселились здесь. Эти беженцы впоследствии дали начало народу элимов. Вергилий уточняет, что предводителем беженцев был Эней. Корабли троянцев остановились в порту уже существовавшего города Эрикс (на месте современного Трапани). Город же на вершине скалистой горы был основан великим героем Геркулесом (Гераклом) на месте его битвы с местным богатырем Эриксом. Во время стоянки троянских судов умер Анхиз, отец Энея. Его похоронили у подножия горы. Эней поплыл дальше, а те, кто не пожелал разделить с ним дальнейшие странствия, остались в городе, смешавшись с аборигенами и положив начало племени элимов.

   Эрикс славился пышными религиозными празднествами. Кроме того, в самой высокой точке города стоял храм Афродиты (первоначально – финикийской богини Астарты). Моряки с заходивших в гавань кораблей считали необходимым возложить богатое подношение к ногам статуи богини. И вот уставшие в плавании (а оно иногда совершалось единственно с целью паломничества к святилищу богини) они поднимались на высокую гору в сопровождении рабов, несших дары. У храма людей моря встречали жрицы богини любви, и начинались многодневные оргии, которые, видимо, и были основным побудительным мотивом восшествия моряков ко храму.

   В античные времена популярностью пользовалась легенда, рассказывавшая о том, что жертвенные животные сами поднимались по крутой дороге к храму Венеры и добровольно шли к алтарю, где их убивали.

   В христианские времена языческий храм был разрушен, а на его месте построена скромная церковь. Рядом с ней в 1963 г. по инициативе физика Антонино Дзикики построен Центр научной культуры «Этторе Майорана», где ежегодно проводятся летние семинары по теоретической физике, а также по фундаментальным проблемам астрономии, биологии, химии, права и филологии. Эти семинары, а также периодические научные конференции вызвали к жизни новый эпитет Эриче: город науки.

   Но вернемся к истории города. В годы Первой пунической войны карфагенский главнокомандующий Гамилькар расположил на вершине горы, за крепостными стенами VI в. до н. э., сильный гарнизон, защищавший от римлян расположенный на прилегающей приморской равнине город Лилибео. Часть жителей Эрикса он переселил на берег моря, в основанный им город Дрепанон, современный Трапани.

   Римляне захватили Эрикс в 244 г. до н. э. При них храм богини любви процветал, только слегка изменив название: он стал храмом Венеры Эрицейской. В конце римского владычества город запустел и, видимо, на какое-то время был вообще оставлен жителями. Возрождение города связано с приходом норманнов, обновивших крепостные укрепления и построивших массивный замок. Норманны же в 1167 г. переименовали гору, а вместе с ней и город, в честь св. Юлиана: Монте-Сан-Джулиано – так назывался Эриче до 1934 г., когда было восстановлено старое название.

   Испанское правление потомки элимов встретили недовольством и частыми мятежами, которые испанцы жестоко подавляли. Постепенно город обрастал католическими храмами и монастырями, можно сказать, смирнел.

   Эриче. Норманнский собор



   В городе сохранились средневековые крепостные стены. У входных ворот Порта-ди-Трапани находится массивный кафедральный собор в память Успения Богоматери, построенный в XIV в. в стиле «кьярамонте». Фасад собора украшен заметно выступающим портиком XV в. Современный интерьер собора, переделанный в неоготическом стиле, датируется XIX в. Рядом с собором возвышается колокольня, использовавшаяся также в целях обороны города.

   В Эриче сохранились два замка: Кастелло Пеполи, относимый к сарацинским временам, и норманнский замок XII–XIII вв., построенный на развалинах святилища Венеры Эрицейской, а потому называемый Кастелло Венера. В Эриче есть несколько древних церквей, правда, выдержавших последующие перестройки. Старейшая из них – церковь Сан-Джованни-Баттиста, заложенная в XII в. и сохранившая оригинальный портал XIII в. В интерьере церкви, перепланированной в XVII в., хранятся статуи св. Иоанна Евангелиста (работы Антонелло Гаджини) и св. Иоанна Крестителя (работы Антонио Гаджини). Церковь Сан-Пьетро построена в 1353 г.; церковь Сан-Юлиано предстает перед нами в облике, который ей придали в XVII в., но она гораздо старше; также в XVII в. переделана готическая церковь Сан-Мартино; в XVII в. построена церковь Сан-Пьетро.

   В здании городского муниципалитета находится музей А. Кордичи. В нем хранится коллекция живописи XVII–XIX вв. и археологические находки доисторического и античного времени. Среди последних – хорошо сохранившаяся голова Афродиты (V–IV вв. до н. э.).

   Между Трапани и Эриче поддерживается регулярное автобусное сообщение. Кроме того, в летний период работает канатная дорога, поездка по которой в одном направлении занимает около 10 минут.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Майкл Шапиро.
100 великих евреев

Игорь Муромов.
100 великих авантюристов

Сабатино Москати.
Древние семитские цивилизации

Надежда Ионина.
100 великих городов мира
e-mail: historylib@yandex.ru
X