Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Анатолий Москвин.   Сицилия. Земля вулканов и храмов

Провинция Сиракузы

   Это самая юго-восточная провинция Сицилии. Она образована 9 декабря 1820 г. Ее теперешняя площадь – 2109 км2, население (на начало 2009 г.) – около 403 тыс. человек. Большую часть провинции занимают холмы и невысокие горы, главная вершина – Монте-Лауро (986 м над уровнем моря).

   Провинция богата водными источниками, хотя реки относительно короткие и имеют паводковый режим. Побережье, особенно со стороны Ионического моря, умеренно изрезано бухтами и заливчиками. Оно характеризуется чередованием отмельных песчаных и глубоководных скалистых участков. На территории провинции располагается несколько природных заповедников; самый значительный из них – национальный парк Монти-Иблеи.

   Вплоть до 1960х гг. основой экономики провинции было сельское хозяйство. Оно и сейчас занимает достойное место, хотя все чаще специализируется на изысканных, специфических продуктах. К последним относятся красные апельсины, оливковое масло со склонов гор Иблеа, помидоры из Пакино, сыр Рагузано из горных коммун, сиракузские лимоны, вина марок «Элоро», «Мускат Ното» (ликерный и шипучий), «Сиракузский мускат». На юго-восточном и юго-западном побережьях хорошо развито рыболовство.

   За последние полвека в провинции усиленными темпами развивается нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. Она сосредоточена на северо-востоке провинции, в треугольнике Аугуста – Приоло – Мелилли.

   Провинция исключительно богата археологическими памятниками. Раскопки велись почти по всей провинции и нередко приводили к сенсационным открытиям. В прибрежных районах осталось много замков различного возраста и далеко не одинаковой сохранности.

Сиракузы
   Сиракузы, или как его называют в Сицилии – Сарауза, центр одноименной провинции, является одним из старейших сицилийских городов. Его название происходит от сикулского «сирака», что означает «много воды». Сикулы поселились в болотистом междуречье Чаны и Анапо за 140 лет до н. э. Город в настоящем смысле слова основал в 734 г. до н. э. грек Архий, предводитель коринфских колонистов. Город первоначально возник на острове Ортидже (греки обычно выбирали для устройства колонии прибрежный островок или узкий, уходящий в море полуостров, в чем можно убедиться и на побережьях Черного моря: так легче защищаться от аборигенов и конкурентов), но вскоре колония перешагнула на сицилийский берег и стала Пенополисом, объединением пяти самостоятельных городков.

   Одним из памятников того отдаленного времени остался источник Аретуза на острове Ортиджа, невдалеке от пляжа. Источник обсажен папирусом; это одно из двух мест в Европе, где растет в натуральном состоянии нильский папирус (второе – устьевой участок р. Анапо). По некоторым гипотезам, ростки папируса прислал около 250 г. до н. э. царь Египта Птолемей II Филадельф сиракузскому тирану Герону II. Происхождению источника посвящена красивая легенда.

   Однажды прекрасная нимфа Аретуса купалась в море у берегов Эллады, когда ее увидел речной бог Алфей (в других вариантах мифа – простой охотник). Алфей стал повсюду преследовать нимфу. И та обратилась к Артемиде за помощью. Богиня открыла проход под морем, и Аретуса перебралась по нему на остров Ортигия, став животворным родником. Алфей был в отчаянии, но Зевс, тронутый горем безнадежно влюбленного, обратил его в реку, впадающую в море недалеко от Ортигии. (Античные эллины верили в подземное соединение этой реки с источником.)

   Древние сиракузяне почитали Аретусу; она была чем-то вроде городского божества, как это можно понять из многочисленных изображений головы нимфы на монетах, и не только сиракузских.

   Город вскоре превратился в самую могущественную из всех греческих колоний, выросших на средиземноморских берегах. Его жители сами начали основывать колонии на ближних сицилийских землях: Акри (664 г. до н. э.), Касмена (643 г. до н. э.), Камарина (598 г. до н. э.), ставшие в 553 г. до н. э. независимыми вследствие мятежа, поддержанного сикулами.

   В 492 г. до н. э. тиран Гелы Гиппократ попытался завоевать Сиракузы, но потерпел неудачу. Тем не менее в 485 г. до н. э. Гелон, новый тиран Гелы, в союзе с Фероном, тираном Акраганта, все-таки добился цели и установил первую в истории Сиракуз тиранию. В 480 г. союзники одержали блестящую победу при Гимере над карфагенянами. Эту победу Гелон отметил строительством храма Победы в Гимере и храма Афины в Сиракузах.

   При Гелоне значительно выросла территория города. Он объединил горожан. А также переселил в Сиракузы часть населения Гелы. Он основывал храмы, переустраивал площади и целые кварталы, развивал театральное искусство. При нем в Сиракузах жили великий Эсхил, поэтесса Сапфо, поэт Эпихарм, драматурги Арион из Меиммы и Синтий с Хиоса. Гелон заботился и о защите города: он разрушил мятежную Камарину (485 г. до н. э.), не раз отражал атаки сикулов и сиканов. Умер Гелон в 478 г. до н. э., почитаемый всеми согражданами. Сменивший его Гиерон I (478–466 гг. до н. э.) продолжал политику активного увеличения зависимой территории и культурного развития города. Он подчинил власти Сиракуз Леонтины и Катану. При нем в Сиракузах жили такие выдающиеся поэты, как Симонид, Вакхилид, Эпихарм, Пиндар; в те же годы здесь ваял скульптор Пифагор из Регия.

   Но главной заслугой Гиерона стала победа при Кумах над этрусками (474 г. до н. э.). Этой победой сиракузяне приостановили этрусскую экспансию в Средиземном море, но и обеспечили по меньшей мере на два века спокойное существование Великой Греции. Гиерону наследовал его брат Трасибул, человек «жестокий и жаждущий крови», как его определил Диодор Сицилийский. Жестокости тирана возмутили сиракузян, он был изгнан, а в городе установилась демократия. Это событие нашло широкий отклик во всей эллинской Сицилии. Между тем на острове ширилось, говоря современным языком, национально-освободительное движение.

   Сикулы под руководством своего всенародно в 460 г. до н. э. избранного царя Дукетия (488–440 гг. до н. э.) вознамерились изгнать греков с Сицилии. Сначала у движения были определенные успехи, но в 452 г. до н. э. два крупнейших греческих города (Сиракузы и Акрагант) объединились. К ним примкнули и остальные греческие города, и сикулы были разбиты, а Дукетий выслан в Коринф. Но Сиракузам угрожала новая война: с Афинами. Эта война, в которую включились Спарта и другие города на Пелопоннесе, закончилась подписанием неблагоприятного для Афин мирного договора в Лентини и панэллинской конференцией в Геле (424 г. до н. э.), на которой была подтверждена автономия греческих колоний на Сицилии. Афиняне стали готовиться к новой войне, повод для которой представился после просьбы Сегесты защитить город от нападений Селинунта.

   В 415 г. до н. э. к берегам Сицилии подошел афинский флот в составе 250 военных судов, на которых прибыла 25-тысячная сухопутная армия. Сначала война шла для афинян успешно, но потом фортуна переменилась, и в 413 г. они с позором были изгнаны с острова, оставив 7000 пленников в сиракузских каменоломнях.

   После широко отпразднованной победы простой народ Сиракуз потребовал реформ. Была создана комиссия по разработке более демократических законов. Между тем в городе продолжалась борьба за власть между демократами и сторонниками автократического правления. В противоборство военных лидеров этих направлений, Гермократа и Диокла, вмешалась карфагенская армия, разгромившая Селинунт.

   Диокл во главе 4-тысячного войска был послан под Имеру, но неожиданно отступил в ходе сражения, что и привело имерян к поражению (409 г. до н. э.). Потом последовала неудачная попытка спасти Акрагант. Полководцы карфагенян Ганнибал Магон и Гимилькон, пополнив свою армию ливийцами, маврами, иберами, финикийцами, кампанцами и нумидийцами, стали угрожать Сиракузам.

   Страх перед нашествием вызвал панику в Сиракузах. Позабыты были стремления к демократии, и во главе города встал новый диктатор – Дионисий I. Было самое время: карфагеняне под командованием Гимилькона стояли у стен Сиракуз. Грекам помогла эпидемия чумы, уполовинившая армию Гимилькона. Карфагеняне почли за благо заключить мир и убраться в Африку.

   Дионисий в кратчайший срок (402–397 гг. до н. э.) строит мощную оборонительную стену длиной 27 км. Остатки ее кое-где стоят и по сей день. Потом он разрушил враждебные города Наксос. Катану и Леонтины и стал дожидаться карфагенян. Те не замедлили явиться в 397 г. до н. э.

   Пятилетняя борьба закончилась победой Дионисия. Гимилькон был изгнан из Сицилии, а Дионисий основал несколько городов, в том числе Тавроменион, завоевал Регий на континентальном берегу Мессинского пролива и г. Адрия в Апулии.

   Дионисий I был не только военным и государственным деятелем. Он интересовался литературой, искусством и философией; его частым гостем был философ Платон. После смерти Дионисия I началась борьба за власть, которая закончилась присылкой спартанских войск, с помощью которых коринфский полководец Тимолеон вернул городу демократическое правление (345 г. до н. э.). Как оказалось, ненадолго, потому что через пару десятилетий после его смерти (337 г. до н. э.) власть в Сиракузах захватил новый тиран– Агафокл. Тот вынужден был заключить мир с карфагенянами, но угроза нападения африканцев оставалась. Тиран Гиерон II попросил помощи у Пирра, царя Эпира, а в 275 г. до н. э. провозгласил независимость Сиракуз.

   50-летний период правления Гиерона был очень благоприятен для Сиракуз. В это время, в частности, был принят кодекс законов, так называемый Гиеронов закон, который впоследствии римляне сохранили в качестве основы сицилийского законодательства.

   В это время жил и величайший из сиракузян – прославленный математик, астроном, физик, механик и изобретатель Архимед (287–212 гг. до н. э.). С детства он отличался любовью к точным наукам. Отец отправил его обучаться в Александрию, признанную научную столицу эллинистического мира. Там Архимед познакомился и подружился с некоторыми из знаменитых ученых: астрономом Кононом Самосским, астрономом и географом Эратосфеном, математиком Досифеем из Пелусия. Архимед был буквально одержим математикой; он решил множество алгебраических и геометрических проблем. В области механики он изобрел немало блочно-рычажных механизмов, облегчающих подъем и транспортировку грузов. Изобретенный им винт для вычерпывания воды до сих пор находит применение, например, в Египте. Он открыл закон рычага и закон равновесия плавающих тел. С последним связан широко распространенный исторический анекдот.

   Архимед получил от правителя Гиерона задание: узнать, насколько чиста его золотая корона, много ли в этом золоте примесей. Долго думал ученый, как справиться с этой задачей, но решение все не приходило. И вот однажды в жаркий день он решил принять ванну. Погрузив туда разгоряченное тело, Архимед увидел, как вода выплеснулась на пол. Следовательно, решил он, тело вытесняет столько воды, каков его объем. А так как удельный вес золота известен, то достаточно определить объем короны, и решение о ее чистоте будет получено. «Эврика!» («Я нашел!») – обрадованно вскричал ученый и помчался к правителю. Так родился основной закон гидростатики, называемый с тех пор законом Архимеда.

   Инженерный гений Архимеда особенно проявился во время осады Сиракуз римскими войсками консула Марка Клавдия Марцелла (214–212 гг. до н. э.). Мощные метательные машины атаковали римлян тяжелыми камнями, причем как вблизи, так и на более далеком расстоянии. Мощные краны захватывали крюками носы римских трирем, поднимали корабли в воздух, а потом бросали вниз, отчего корабли переворачивались и тонули. Потом римский флот и вовсе был сожжен с помощью сконструированных Архимедом зеркал, фокусировавших солнечные лучи на легковоспламеняющихся частях кораблей (правда, в наши дни эту легенду опровергают, считая, что сфокусированные лучи служили лишь меткой для выпускавших зажигательные снаряды баллист).

   Согласно старинной легенде, Архимед был убит на пороге своего дома, когда враги все-таки ворвались в город. Он был углублен в чертежи очередного своего изобретения. Когда тень римского солдата легла на песок, на котором заостренной палочкой делал эскиз ученый, Архимед возмущенно сказал: «Не трогай моих чертежей!» Не знавший греческого языка солдафон принял возмущенный тон за ругань и зарубил великого ученого. Современные исследователи все больше склоняются к мысли, что римский вояка хорошо знал, на кого поднимал меч, а возможно, даже имел конкретный приказ убить великого ученого.

   Так или иначе Сиракузы пали, и началось постепенное угасание их славы. Она вспыхнет еще не раз, но далеко не тем блеском. Согласно легенде, именно в Сиракузах св. Павел основал первую на западе христианскую общину. В катакомбной церкви Сан-Джованни Павел предсказал победу христианского учения. Сиракузские катакомбы состоят из нескольких участков. В самом старом из них – Санта-Лючия (220–230 гг.) сохранилась часовня с византийскими рисунками на стене. Это самый большой и самый разветвленный участок катакомб. Катакомбы Сан-Джованни, в которых когда-то бывал св. Павел, переделаны в 315–360 гг. за счет включения участков греческого подземного акведука.

   В эти подземные галереи открыт доступ для посетителей. Существуют еще катакомбы Винья Кассия. Но доступ туда пока закрыт.

   Еще один звездный час для города наступил в 663 г., когда византийский император Констант II (630–668 гг.) из политических соображений перенес в Сиракузы столицу империи, потому что Сицилия находилась посередине древнеримского мира. Столицей Сиракузы пробыли всего пять лет. Император был убит в результате заговора 15 сентября 668 г. А новый император, его сын Константин IV, после победы над заговорщиками вернул столицу в Константинополь.

   В 878 г. сарацины после длительной осады овладевают Сиракузами и – «для острастки» – казнят 5000 мирных жителей. В 1038 г. византийцы на короткое время отбивают город, но в 1043 г. вновь сдают его арабам. За этот короткий срок они перевозят в столицу Византии мощи св. Лючии и строят мощный форт, который и в наши дни, после расширения его при Фридрихе II, называют Кастелло Маньяче – в честь командующего византийскими войсками в XI в. Окончательно отвоеван город был норманнами в 1086 г. На короткое время в городе воцарились генуэзцы (1205–1220 гг.), что способствовало развитию торговли, но потом пришли Гогенштауфены, за ними – анжуйцы, арагонцы, испанцы, т. е. последовала обычная для Сицилии смена правителей, столь же привычно ведшая к упадку, чему способствовало и разрушительное землетрясение 11 января 1693 г. Сиракузы, правда, пострадали меньше, чем юго-восток провинции, но и здесь началось масштабное строительство храмов и палаццо в стиле барокко. В 1729 г. город навестила эпидемия чумы.

   Далее – опять привычная для острова хронология: революционные беспорядки 1848 г. (в Сицилии они еще были обусловлены бездействием Бурбонов во время эпидемии холеры в 1837 г.), объединение Италии, бомбардировки союзной и германской авиации в 1943 г., послевоенное возрождение с упором на туризм и культурную привлекательность города.

   Понятно, что в городе, имеющем за спиной без малого три тысячи лет истории, осталось очень много памятников самых различных эпох. Что главное? Без чего нельзя сказать, что посмотрел Сиракузы?

   Может быть, стоит начать с Археологического парка Неаполис, куда ежедневно прибывают тысячи туристов. Самый значительный памятник парка – греческий театр. Он построен в V в. до н. э. под руководством зодчего Демокопоса и значительно расширен двести лет спустя. Перестройка полностью изменила первоначальный облик театра, который стал одним из самых больших эллинских театров всего Средиземноморья. Его поперечник составляет 138 м. Он мог вместить около 15 000 зрителей. Из 67 рядов, разделенных на 9 секторов, сохранилось 42. От сцены и орхестры (места для хора между сценой и рядами для зрителей) остались только следы.

   У греков театр был предназначен для исполнения трагедий и комедий, а также для народных собраний. Римляне переделали театр, чтобы в нем можно было устраивать и цирковые (в том, античном, страшном смысле слова) представления. К сожалению, в XVI в., при императоре Карле V, камни театра варварски использовались при строительстве укреплений. В наши дни театр используется для концертов и театральных фестивалей, проходящих в летний сезон. Билеты, прямо сказать, недешевые, раскупаются очень быстро. Римляне в III в. н. э. построили свой амфитеатр. Размеры его 140 на 119 м. К арене был подведен акведук, чтобы наполнять ее чашу водой и разыгрывать морские сражения. Амфитеатр находится в куда более худшем состоянии, чем театр. К западу от театра находился жертвенный алтарь Гиерона II. Сейчас от него остался только фундамент. В «рабочем» состоянии алтарь имел 198 м в длину, 22 – в ширину и более 10 м в высоту. В праздничные дни здесь убивали до 450 животных.

   Сиракузы. Античные каменоломни



   С другой стороны театра находятся латомии (каменоломни). Здесь рабы высекали камни для построек, прославивших Сиракузы. Сейчас каменоломни поросли пышными зелеными зарослями. Тут и там золотистые лимоны просятся прямо в рот. Трудно поверить, что две тысячи лет назад здесь, в голой раскаленной солнцем каменной чаше, мучаясь от жажды, умирали несчастные рабы. И, словно в насмешку, одна из каменоломен была названа Райской.

   Сиракузы. Пещера «Ухо Диониса»



   Рядом с каменоломнями устроена искусственная пещера длиной 64 м, шириной до 11 м и высотой 37 м. Пещера отличается удивительной акустикой. Великий художник Караваджо назвал пещеру «Ухо Диониса». Согласно легенде, античный тиран устраивался в специальном помещении над пещерой. Через систему проходов до него якобы доходил каждый звук, сказанный – даже шепотом – его подданными внизу. На краю латомий находится некрополь Гроттичелли. Здесь принято показывать «могилу Архимеда». На самом деле эта декорированная двумя дорическими колоннами усыпальница относится к римскому времени (колумбарий I в.).

   Сиракузы. Римский амфитеатр



   В Старом городе на острове Ортиджа интересен источник Аретузы, описанный выше. Остается добавить, что водный бассейн, птиц, в нем плавающих, и заросли папируса можно очень хорошо рассмотреть сверху. Если же вознамериться подойти к самому источнику, то надо спуститься вниз и пройти через помещение Аквариума. Храм Аполлона был построен в VI в. до н. э. Это – самый старый из обнаруженных древнегреческих храмов. В византийское время храм использовался под христианскую церковь, при арабах здесь была мечеть, потом снова церковь. Обнесенные загородкой остатки храма раскопаны в 30х – 40х гг. прошлого столетия.

   Сиракузы. Соборная площадь. Кафедральный собор (слева) и собор св. Лючии (вдали)



   Правда, некоторые ученые считают, что первоначально храм был посвящен Артемиде. Кафедральный собор Санта-Мария-делле-Колонне был построен по велению епископа Зосимы в VII в. н. э. на месте языческого храма Афины в дорическом стиле (V в. до н. э.). Колонны языческого храма украшают фасад собора, а также разделяют нефы. Дорические колонны появились на фасаде после перестройки, которую выполнил в 1725–1753 гг. зодчий Андреа Пальма. Над порталом появилась статуя работы ваятеля Игнацио Марабитти. В боковой капелле собора находится серебряная статуя св. Лючии работы Пьетро Риццо (1599 г.). В дни поминовения святой (13 декабря и в первое воскресенье мая) эту серебряную четырехметровую статую несут во главе торжественной процессии по улицам города.

   Кроме того, в соборе хранится статуя Антонелло Гаджини «Мадонна делла Неве» (1512 г.). На той же Соборной площади находится базилика Санта-Лючия-экстра-Моэния. Согласно традиции, она построена в VI в. на месте мученичества святой в 303 г. Современный вид храма сложился в XIV–XVII вв. Правда, переделки XVII в. неожиданно обрушились в 1970 г. Они восстановлены к концу XX в.

   Сиракузы. Улица в историческом центре на острове Ортиджа



   В 2006 г. на алтарном возвышении церкви была выставлена картина Микеланджело Меризи да Караваджо (1573–1610) «Погребение святой Лючии». Эта мрачная по колориту картина стала первой работой, выполненной художником после бегства с Мальты на Сицилию (осень 1608 г.). Под этой церковью расположены катакомбы св. Лючии.

   Кафедральному собору противостоит архиепископский дворец (XVII в.), где располагается библиотека Алагониана, хранилище большого количества греческих, латинских и арабских рукописей, а также обширного собрания античных монет. И все на той же площади стоят палаццо Вермексио (XVII в.), названный по имени местного архитектора испанского происхождения Джованни Вермексио и в наши дни занимаемый ратушей, и старинный палаццо Беневентано Дель Боско, средневековое строение, переделанное в 1778 г. Лучано Али в стиле барокко; в этом палаццо в свое время останавливались британский адмирал Нельсон и сицилийский король Фердинанд IV. В палаццо Вермексио включены фрагменты находившегося здесь ионического храма V в. до н. э.

   Посреди Соборной площади уложена (именно уложена, а не установлена!) современная скульптура Сьюарда Джонсона «Пробуждение».

   Переходим в центр Старого города, на площадь Архимеда, где в окружении старинных палаццо XIV–XVI вв. высится фонтан Артемиды, представляющий сцену превращения с божественной помощью нимфы Аретусы в источник. В палаццо Белломо, интересном как памятник архитектуры XIII–XIV вв., расположена региональная художественная галерея с ценным собранием живописи и церковного серебра. Жемчужиной галереи является «Благовещение» Антонелло да Мессина (1474 г.). На оконечности острова Ортиджа находится замок Маньяче. Он назван в честь византийского коменданта города Георгия Мониака, приказавшего в 1038 г. выстроить на этом месте форт для защиты естественного порта города. В 1239 г. король Фридрих II расширил старое оборонительное сооружение, превратив его в настоящую крепость.

   Вне острова Ортеджа интересен прежде всего региональный археологический музей, названный в честь известного итальянского археолога Паоло Росси. Он занимает одно из ведущих мест среди подобных музеев Италии. В парк виллы Ландолина музей переехал недавно, в 1988 г. Сейчас в его витринах выставлено более 18 000 экспонатов, собранных как в Сиракузах, так и на других раскопах Восточной Сицилии. Наибольшую ценность и наибольший интерес представляет статуя Венеры Анадиомены (Выходящей из моря), римская копия греческого оригинала, найденная в 1804 г. археологом Ландолиной, а потому иногда называемая также Венерой Ландолинской.

   Среди сооружений недавнего времени привлекает внимание видимый из многих районов города монументальный храм Плачущей Мадонны (Мадонна делле Лакриме). Храм поставлен в честь чудесного события, свершившегося в Сиракузах в августе 1953 г.: тогда из глазниц обыкновенной гипсовой статуи Мадонны, стоявшей у изголовья смертельно больной женщины, закапали слезы. Так опечалилась Мадонна страданиями больной. Химический анализ слез, собранных специальной медицинской комиссией, подтвердил их родство с человеческими. Женщина выздоровела, и Плачущая Мадонна стала объектом поклонения многих тысяч верующих, прибывающих со всех концов света. Конический по форме храм открыт в августе 1968 г. Высота его 74 м, внутренний диаметр святилища – 71,4 м, внешний (включая крипту) – 80 м.

   В плане храм имеет круглую форму. Его полная площадь 4700 м2, а вмесить он может до 11 000 человек. Авторами проекта собора были архитекторы из Парижа (М. Одро и П. Пара) и Рима (Р. Моранди).

   Именно в этой крепости устанавливал Архимед свои зеркала, поджигавшие римские суда. Римляне смогли в 212 г. до н. э. взять крепость только с помощью изменников. Впоследствии крепость не раз перестраивали. Нынешний план остался от византийских времен. Излишне говорить, что кастелло сохранился в полуразрушенном виде.

Ното
   Город расположен в 32 км юго-западнее Сиракуз, у подножия гор Монти-Иблеи, на средней высоте 159 м над уровнем моря. Часть города выходит к побережью Ионического моря (Марина-ди-Ното); она дала название обширному заливу, песчаные берега которого с белым тонкозернистым песком являются отличным местом для отдыха.

   Исторический Ното расположен в 8 км севернее современного города. Его начала уходят далеко в глубь времен – в XX–XVIII вв. до н. э. Эти места были заселены предками сикулов, но сиракузские греки, возможно, уже в VI в. до н. э. наведывались в эти благодатные края.

   Согласно легендам, Дедал отдыхал здесь после полета над Ионическим морем, а также и Геракл – после своего VII подвига. В V в. до н. э., опять-таки согласно легенде, местные жители пришли на помощь вождю сикулов Дукетию, сражавшемуся с греками. Вождь укрепился на горе Альверии; это укрепление и дало начало городу Неатон, который вскоре попал под влияние Сиракуз, а в 263 г. до н. э. заключил с римлянами федеративный договор. В 535 г. город завоевали византийцы, и этот период ознаменовался строительством значительных сооружений, как, например, базилика Элоро.

   В 864 г. арабский полководец Кафаг бен-Софьян захватил город и укрепил его. В 903 г. арабы сделали Ното центром одной из трех административных единиц Сицилии (Валь-ди-Ното). Город, в окрестностях которого росла шелковица, быстро богател на торговле шелком. В 1091 г. Ното захватили норманны, а дальше – обычная судьба сицилийских городов под властью часто сменяющихся монархов.

   В 1282 г. город отметился участием в восстании «Сицилийская вечерня». В 1431 г. герцог Педро Арагонский заканчивает строительство замка. В 1542 г. вице-король Ферранте Гонзага укрепляет городские стены. Конец Старому Ното приносит ужасное землетрясение 1693 г. Оно полностью разрушило город. Во время землетрясения погибло около 1000 человек. Сразу же после землетрясения Джузеппе Ланца, герцог ди Камастра, назначенный генеральным викарием по реконструкции города, принял решение о возобновлении города в другом месте. Над планом нового Ното работало много людей.

   Ното. Кафедральный собор



   Наиболее важный вклад внесли голландский военный инженер Карлос де Груненберг, местный математик Джованни Баттиста Ландолина, иезуит фра Анджело Италиа, военный архитектор Джузеппе Форменти, архитекторы Розарио Гальярди, Паоло Лабизи, Винченцо Синатра, Антонио Маддза.

   Новый Ното принадлежит к числу самых прекрасных сицилийских городов. В 2002 г. комиссией ЮНЕСКО он включен в список объектов Всемирного наследия человечества.

   Новый Ното, отстроенный после землетрясения, стал жемчужиной сицилийского барокко, подлинным Каменным Садом. И первый «цветок», встречающий приезжего за Порта-Реале (Королевскими воротами), построенными в 1838 г., на главной улице города, корсо Витторио Эммануэле III, – церковь Сан-Франческо-алль’Иммаколата (арх. Розарио Гальярди и Синатра), к которой ведет широкая лестница.

   По-барочному изящен портал входа, фланкированный мраморными колоннами. Внутри однонефной церкви находится деревянная статуя Мадонны с Младенцем (1564 г.). К церкви примыкает бывший монастырь францисканцев. Вместе эти два здания образуют удивительный по гармоничности ансамбль. С другой стороны церкви расположен еще один храм с примыкающим зданием бывшего бенедиктинского монастыря – церковь Сантиссимо Сальваторе, в которой находится скульптура Мадонны с Младенцем, приписываемая Гаджини. Дальше идет грандиозная барочная базилика с фасадом из желтого песчаника – кафедральный собор Сан-Николо (закончен в 1776 г.).

   Ното. Собор св. Доминика



   В результате землетрясения 13 декабря 1990 г. собор получил серьезные повреждения (вызванные, как оказалось, конструктивными недостатками пилястров центрального нефа), в результате которых в 1996 г. обвалился купол собора и был разрушен центральный неф. Разрушения восстановили к 2007 г., но интерьер собора пока еще выглядит простовато. Напротив кафедрального собора находится палаццо Дучезио, названный в честь древнего вождя сикулов. Здание принадлежит муниципальным властям. Внутри палаццо интересен парадный салон, обычно именуемый Зеркальным залом. Потолок этого зала занимает роспись «Король Дукетий указывает место, куда следует перенести город Ното, его родину».

   Ното. Балкон дворца Николачи



   Интерьер полукруглого зала устроен в стиле Людовика XV; стены зала украшены старинными зеркалами. Вообще-то этот зал предназначен для встречи высоких гостей и торжественных церемоний, однако, когда таковых событий не случается, он доступен и рядовым посетителям. Чуть дальше расположены церковь Сан-Карло-Борромео (арх. Гальярди; закончена в 1730 г.) и бывшая коллегия иезуитов. Интересен фасад церкви, где сочетаются три классических архитектурных ордера: дорический, ионический и коринфский.

   Интерьер богато украшен картинами мастеров XVIII в.; своды расписаны фресками, приписываемыми художнику Карази. Посетитель может подняться по лестнице на крышу собора, откуда открывается великолепный вид на город и окрестности, в том числе на гору Альверия. Чуть наискосок от церкви Сан-Карло, за фонтаном Геркулеса с мраморной статуей античного героя работы скульптора Дж. Орландо, располагается красивейшая церковь Сан-Доменико (арх. Гальярди; закончена в 1737 г.), а напротив нее – городской театр «Витторио Эммануэле» на 250 мест (арх. Кассоне; конец XIX в.).

   Из гражданских зданий выделяется палаццо Николачи, привлекающий внимание ажурными железными решетками балконов и аллегорическими фигурами, поддерживающими эти балконы. В палаццо есть три зала, обитых дорогой парчой разного цвета (Зеленый, Желтый и Красный); их потолки покрыты гармонирующими по цвету росписями. Улочка, на которой расположен палаццо, в третье воскресенье мая наряжается в красочный цветочный ковер, сплошь устилающий мостовую. Так проводится Праздник цветов, к которому в городе долго готовятся, выдумывая узоры и подбирая цветы. Лучшие композиции получают награду.

   Ното. Памятник согражданам, погибшим в I мировую войну



   В интерьере церкви интересен алтарь из полихромных мраморов с богатыми лепными украшениями и четыре картины, приписываемые мастеру Карази (одна из них, «Пьета», 1772 г., подписана художником). Названные памятники красивы и сами по себе, но вместе они образуют неповторимый ансамбль возрожденного города. По маленькому Ното можно бродить часами, постоянно открывая для себя новые здания и новые виды.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Олег Соколов.
Битва двух империй. 1805-1812

Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк.
Осада и оборона крепостей. Двадцать два столетия осадного вооружения

Игорь Мусский.
100 великих заговоров и переворотов

Джаред М. Даймонд.
Ружья, микробы и сталь. Судьбы человеческих обществ

Игорь Муромов.
100 великих кораблекрушений
e-mail: historylib@yandex.ru
X