Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Анатолий Москвин.   Сицилия. Земля вулканов и храмов

Провинция Энна

   Энна уникальна среди сицилийских провинций: она единственная не имеет выхода к морю. Именно в ее столице, как вычислили ученые, находится географический центр острова. Хотя в провинции есть и горы и низменные равнины, но преобладают в ней холмистые ландшафты, что благоприятствует как развитию сельского хозяйства, так и шоссейно-железнодорожной сети.

   Через территорию провинции проходит скоростная автомагистраль, соединяющая северное и восточное побережья. Интересно, что значительная часть автострады проложена на эстакадах. Это до минимума сокращает ущерб, наносимый сельскохозяйственным угодьям и выпасам.

   Самая высокая вершина – Монте-Самбугетти (1559 м).

   С востока в провинцию заходит обширная Катанская низменность. Крупных рек в провинции нет; самые значительные – Сальсо (или Южная Имера), впадающая в Средиземное море, и Сальсо-Чимароза, приток реки Симето. В провинции расположено одно из немногих природных озер Сицилии – Пергуза; в 1995 г. оно включено в состав национального заповедника. Площадь озера – 1,8 кв. км, максимальная глубина – 3,5 м. В тростниковых зарослях, в уютных рощицах и на зеленых холмах, окружающих озеро, гнездится более половины видов птиц, обитающих на Сицилии, и среди них такие редкие, как красная цапля и болотный сокол. Кроме того, этот водоем тектонического происхождения гостеприимно предоставляет свои берега множеству перелетных птиц, пересекающих остров при осенних и весенних миграциях.

   Всего же в провинции Энна образовано семь ландшафтных заповедников.

   В 2001 г. на территории семи коммун вокруг г. Энны началась организация геопарка Скала Цереры, объединяющего природоохранные задачи с сохранением типичных для Внутренней Сицилии исторических ландшафтов. Этому парку ЮНЕСКО присвоило статус общеевропейского. На Скале Цереры когда-то высился монументальный храм этой главной сицилийской богини; здесь устраивались пышные церемонии, в которых однажды принимал участие римский политик и прославленный оратор Цицерон; остатки храма сохранялись вплоть до 1000 г.

   Провинцию населяет около 175 тыс. человек. Большинство из них говорит на особом, центральном, диалекте сицилийского языка.

   В Энне, как и в любой итальянской провинции, устраивают многочисленные фольклорно-исторические и религиозные праздники. К числу самых интересных, специфических для провинции, относятся праздник Мадонны в г. Энна (2 июля), праздник Мадонны и Норманнское палио в Пьяцца-Армерина (13–14 августа), праздник в память священномученика Просперо в Катенануова (последнее воскресенье сентября), праздник Богоматери со связками лент в Пьетраперция (Страстная пятница), карнавал с парадом аллегорических повозок в Регальбуто и др.

Энна
   Одноименный с провинцией ее административный центр, является самой высокой провинциальной столицей в Италии: верхний город расположен на высотах около 930 м над уровнем моря. Впрочем, называться так город стал относительно недавно. До 1926 г. его название звучало иначе: Кастроджованни. Первые поселения в районе Энны возникли еще в XIV в. до н. э. Археологи нашли их следы на холмах у озера Пергуза, особенно на Коццо-Матриче. В бронзовом веке здесь развивалась специфическая эннезийская археологическая культура. Ее носителей часть ученых идентифицирует с сиканами.

   В XI в. в этом горном районе появляются сикулы. Кстати, некоторые черты их языка сохраняются в современном говоре жителей провинции. При греках город, который стал называться Энна (или Хенна), был известен по всей Сицилии как центр культа богини плодородия и земледелия Деметры (позднее отождествленной с римской Церерой). Основание греческой колонии было отмечено великим драматургом Эсхилом сочинением трагедии «Этнеи», которая до нас не дошла.

   В 396 г. до н. э. Энна перешла под власть Сиракуз, а в 212 г. – под власть римлян. В 134–132 гг. до н. э. здесь был центр восстания рабов. Отсюда войско восставших покорило весь восток Внутренней Сицилии. Под византийской властью город процветал, как и при арабах. Мусульмане переименовали город в Каср-Йани, что христиане после отвоевания стали произносить как Кастроджованни. Большую роль сыграл нынешний провинциальный центр в восстании «Сицилийская вечерня», после которого на некоторое время оставался свободным городом с республиканским управлением. При Фридрихе III Кастроджованни стал цветущим городом и украсился многими монументами и красивыми зданиями, сохранившимися до наших дней. При испанцах и Бурбонах город, как и большая часть Сицилии, пришел в упадок. Выделение новой провинции несколько подняло статус города. В 2001 г. в нем открылся университет. Населяют Энну чуть меньше 28 тысяч человек.

   Долгая история способствовала появлению в городе многочисленных памятников. Самым интересным из них надо считать Ломбардский замок, построенный на месте, где в V в. до н. э. находилось святилище Деметры. Византийцы разбили здесь военный лагерь, который при норманнах превратился в укрепленный замок. Название он получил по ломбардским наемникам, прибывшим на остров вместе с королевой Аделаидой Монферратской, женой короля Рожера I. Перестраивал замок зодчий Риккардо да Лентини. Из 20 башен замка сохранилось шесть; в самом лучшем состоянии находится Пизанская. Памятник подразделяется на три уровня. Во дворе в наши дни летом проходят на открытом воздухе спектакли драматического театра, собирающие до 5000 зрителей. Театр называется очень симптоматично: «Самый близкий к звездам». Выше располагается парк. На верхнем уровне можно видеть остатки королевских апартаментов, епископской капеллы, средневековой тюрьмы и, конечно, суровую зубчатую Пизанскую башню. У башни этой есть и другое название: Орлиная, потому что с арабских времен на ней гнездились хищные птицы.

   В Энне есть еще одна башня, построенная императором Фридрихом II на месте греческого театра. Восьмиугольная форма башни позволяет предположить, что она использовалась, помимо основных оборонительных задач, и для определения направления ветра. Эта башня была в свое время частью старинного оборонительного комплекса, от которого сохранилось немногое. Недалеко от Ломбардского замка возвышается Скала Цереры, где, начиная с античных времен, было святилище богини.

   Впрочем, сакральная функция была присуща этому месту еще с XIV в. до н. э. Но в римское время здесь стоял великолепный храм, восхитивший Цицерона. Украшением храма были четыре бронзовые статуи, почитавшиеся всеми сицилийцами. Их вывез в 77 г. в Рим претор Верр. От храма не осталось никаких следов. Согласно некоторым предположениям, его остатки рухнули вниз при одном из обвалов скального карниза. Другие исследователи считают более вероятным использование каменного материала храма арабами, воздвигшими из него городские стены.

   От скалы также открывается великолепный вид. За подобные красивые панорамы город Энна заслужил прозвище «сицилийского бельведера». Городской кафедральный собор построен в XIV в. стараниями королевы Элеоноры. Величественное здание собора является характерным образцом средневековой архитектуры Сицилии.

   Пожар 1446 г. уничтожил первоначальный декор храма, и перед посетителями теперь предстает в основном барочное оформление. Двумя рядами импозантных коринфских колонн интерьер храма разделен на три нефа, завершающиеся апсидами; в левом нефе сохранился оригинальный алтарь XIV в. Очень красив правый боковой придел, оформленный мастерами барокко. Алебастровая отделка интерьера восходит к XVI и XVII вв. В соборе сохранились фрески работы фламандского художника Вильгельма Борреманса (XVIII в.). Великолепен и барочный фасад собора, выполненный из желтого туфа.

   При соборе работает церковный музей, где выставлены несколько византийских икон, обширное собрание античных монет и культовые драгоценности. Наиболее значимым экспонатом считается золотая корона, украшенная бриллиантами, – так называемый Венец Пресвятой Девы.

   Несколько в стороне от обычных туристских маршрутов, но в очень красивом месте находятся ворота Яннискуру, единственные сохранившиеся из семи городских ворот арабо-норманнской крепости. Они перекрыты поздней аркой в древнеримском стиле. Святилище Папардура расположено в скалистой местности. Строгий внешний вид церкви обманывает туриста. По великолепию интерьера церковь принадлежит к лучшим образцам сицилийского барокко. Затейливую отделку потолка и стен выполнил в XVII в. мастер из Палермо.

   В церкви сохранились многочисленные полотна барочных художников, а также фрески работы Борреманса и статуи 12 апостолов. Поблизости от кафедрального собора находится церковь Сан-Микеле, переделанная из мечети XI в.

   От разрушенной церкви Сан-Джованни сохранилась колокольня, интересная архитектурными деталями: изящные архивольты на арках, окна, декорированные в катанском стиле. Бенедиктинский монастырь барочной архитектуры с сохранившимися готическими фрагментами пришел в упадок, но в последние годы найдены средства на его реставрацию, по окончании которой там расположится ректорат местного университета Коре.

   Кстати, это учебное заведение основано в 2005 г. Это самый молодой сицилийский университет, к тому же первый возникший на острове после объединения Италии. В здании ренессансной церкви св. Франциска (XV в.) располагается городская библиотека. В этом месте привлекут внимание туриста колокольня XV в. и живописное Распятие того же времени в интерьере. Также к XV в. относится церковь Сан-Томмазо на площади Нелья.

   В палаццо Варизано, особняке XVIII в., располагается с 1980 г. региональный археологический музей, где собраны многочисленные находки археологов из различных районов Внутренней Сицилии, в том числе из Моргантины и знаменитой Вилла-дель-Казале (Пьяцца Армерина).

   Интересен и музыкальный музей Энны, где в числе прочих экспонатов выставлены портреты всех знаменитых музыкантов, как коренных сицилийцев, так и работавших на острове приезжих мастеров. Надо сказать, что после 1927 г. многие исторические здания и архитектурные памятники были уничтожены в угоду провозглашенной тогдашним правительством Италии концепции строительства современного города.

   В десятке километров от центра Энны находится озеро Пергуза. О его ландшафтном и археологическом значении уже говорилось. Но с этим озером связан и один из античных мифов.

   Здесь, на берегу озера Пергуза, жила когда-то беззаботно и привольно молодая девушка Прозерпина (в эллинском варианте – Персефона), дочь богини Цереры (Деметры). Дни она проводила с подружками в веселых играх, купаниях в водах чистейшего озера, собирании цветов и плетении венков. Дочка богини не могла не быть прекрасной, и вот очаровательную девушку как-то увидел владыка подземного царства Плутон (Аид). В его мрачном царстве не было таких прелестных созданий. Разумеется, Плутон влюбился в Прозерпину и задумал заполучить ее в хозяйки своих подземных владений. Только какое же земное существо захочет лишиться солнечного света и добровольно отправиться в царство теней? Значит, девушку надо выкрасть. Только вот беда: отцом Прозерпины был Юпитер (Зевс), старший среди олимпийских богов.

   Плутон отправился к Юпитеру, приходившемуся ему братом, и попросил разрешения похитить его дочь. Однако родич не помог. Юпитер боялся гнева Цереры и очень дипломатично ответил брату: «Не дать тебе разрешение я не могу, но и дать не могу. Поступай, как знаешь». Тогда Плутон упросил богиню земли Гею вырастить цветок необыкновенной красоты. Что это был за цветок, сказать трудно. Гомер называет его розой, Овидий – гиацинтом.

   Так или иначе, но Прозерпина увидела чудесный росток, пленилась цветком и сорвала его. И в тот же миг разверзлась земля, из бездны появилась золотая колесница, влекомая четверкой черных коней. Из колесницы выскочил Аид, схватил девушку и умчался в свое мрачное царство. Только и успела Прозерпина что отчаянно закричать. Этот крик услышала мать девушки. Долго искала Церера пропавшую дочь и, наконец отыскала. Она потребовала у Юпитера вернуть ей любимое дитя, а свои требования подкрепила жестоким, но действенным средством: она наслала на Землю страшный голод. Верховный бог вынужден был послать Меркурия (Гермеса) к Плутону с приказом вернуть девушку в мир людей. Плутон вынужден был подчиниться, но перед тем как отправить Прозерпину на поверхность Земли, он дал ей проглотить зернышко граната, чтобы она не забыла подземного царства. И с тех пор повелось, что две трети года Прозерпина проводит с Церерой, а на последнюю треть возвращается под землю, к мужу.

   Конечно, отождествление тех райских Нисейских лугов, на которых резвилась с подружками юная Прозерпина, неоднозначно, но на Сицилии, тем более в провинции Энна, твердо знают, что эти события происходили у них (точнее, у их далеких предков) под боком.

   Город Энна живет полнокровной современной жизнью. Ежегодно город устраивает десятки самых разнообразных праздников и фестивалей. Среди них праздник покровительницы города Пресвятой Девы Марии (2 июля), праздник Хозяина озера Пергуза, майская и сентябрьская ярмарки, международный музыкальный турнир, театральный и концертный фестивали.

   В окрестностях города, на берегу озера Пергуза, построен крупнейший на юге Италии автодром с кольцом длиной 4,9 км. Здесь проводятся крупные международные гонки, в том числе Гран-при Энна.

   Известна Энна и кулинарными традициями. В числе самых известных изготовляемых в городе продуктов фирменный хлеб ручного замеса «Диттайно», неповторимый по вкусу сыр пьячентино с добавкой шафрана, придающего продукту желто-оранжевый цвет, вкуснейший торт «Аджира» в форме полумесяца, который делают из песочного теста, а между коржами пролагают смесь какао-порошка, тертого миндаля, мелко порубленных лимонных корок, сахара и по желанию добавляют корицу.

Пьяцца-Армерина
   Разумеется, поездка в Энну немыслима без посещения этой коммуны, где находится один из самых знаменитых античных памятников всей Сицилии. Пьяцца-Армерина (по-сицилийски Кьяцца, или Чацца) расположена на южных склонах гор Эреи, на высотах от 700 до 880 м, поблизости от г. Энна, среди лиственных, преимущественно эвкалиптовых лесов. Население города немного не достигает 21 тыс. человек. Говорят они на «галло-сикульском» диалекте, характерном для населенных пунктов, заселенных в XII в. наемниками из Северной Италии.

   От провинциального центра до городка легко добраться по шоссейной дороге А19; туристам из других провинций город легко доступен с государственной автострады S.S.117, которую называют также SP Turistica. Железная дорога связывает городок с крупными центрами восточного и северного побережья. Достоверная история Пьяццы известна только с 1163 г., когда король Вильгельм II приказал начать реконструкцию поселения.

   О далеком прошлом имеются только предположения. Так, еще с эпохи Возрождения живет гипотеза о возникновении города на месте римской деревни Плуция, хотя в античных источниках такой населенный пункт не упоминается. Более достоверны гипотезы о существовании арабской деревушки Иблатаса, будто бы построенной на месте более древнего поселения.

   Похожий топоним встречается у арабского географа аль-Идриси: Ибла-Элатсон; с этим топонимом уже можно найти аналогии в трудах античных авторов: Ибла-Гелеате у Фукидида, Ибла-Гереате у Павсания. Во всяком случае, известно, что норманнский король Рожер I основал какое-то поселение на месте арабской деревни, а Вильгельм I Злой – в наказание за мятеж – разрушил его. В 1163 г. Пьяцца была воссоздана на холме Армерино. Ничем особенным в дальнейшем ходе истории город не отмечен.

   Тем не менее в городе вполне достаточно старинных памятников, чтобы привлечь любознательного туриста. Самый старый из них расположен за пределами современного города: церковь приората Сант’Андреа, основанная в 1096 г. графом Симоном Бутера, племянником Рожера I. В церкви сохранились ценные средневековые фрески.

   В 1153 г. была заложена церковь св. Мартина Турского. Еще в одной готической церкви, Делла-Комменда (XII в.), нашли временное пристанище мальтийские рыцари. К позднему Средневековью относится массивный Арагонский замок (1392–1396). Церковь св. Иоанна Евангелиста (XIV в.) расписана фресками Вильгельма Борреманса и его учеников. В Палаццо-ди-Читта (1613 г.) роспись потолка выполнил Сальваторе Марторана. Оригинальный фасад привлекает внимание к церкви св. Анны (XVIII в.). Самым крупным памятником является, конечно, кафедральный собор. От старого здания (XV в.) осталась только часть левой стены с окнами в каталонско-готическом стиле. Перестройка собора началась в XVII в. и закончилась в 1768 г. Примечателен портал со спиральными колоннами работы Леонардо де Луки. В однонефном интерьере интересна икона Богоматери-Победительницы (Мадонна делла Виттория) византийской работы. В храме хранится стяг, врученный в свое время Рожеру I римским папой. Интересно и двустороннее распятие работы неизвестного мастера.

   Раз в год, с 12 по 14 августа, в Пьяцца-Армерине дается костюмированное театральное представление, которое называется Палио дей Норманни. Торжество напоминает о давнем историческом событии – приезде в 1061 г. графа Рожера I, сына короля Танкреда д’Отвиля, на помощь брату, Роберту Гуйскарду, освобождавшему Сицилию от североафриканских арабов (сарацинов). Рожер привез с собой благословение папы Николая II и подаренный понтификом образ Девы Марии. Через сто лет, когда городу угрожал король Вильгельм II, жители Пьяццы спрятали образ в кипарисовый саркофаг и закопали. Место схрона как-то позабылось, и образ стали уже считать навек утраченной, но в 1348 г., когда к Пьяцце подбиралась чума, священнику Джованни Кандилле приснилась Богородица и открыла место, где покоился саркофаг. Святыню отыскали и торжественно внесли в город. Местные хронисты утверждают, что чума немедленно отступила. Это чудо горожане приписали Мадонне. В первый день праздника костюмированный кортеж проходит по улицам города, задержавшись перед кафедральным собором. В храме Гран Маэстро (так называлась должность главного городского начальника) зажигает лампаду перед ликом Мадонны делла Виттория (Божьей Матери Победительницы), покровительницы Пьяцца-Армерины. Там же благословляют «рыцарей» четырех древних общин города Плуции (Канали, Казалотто, Кастеллина, Монте), которые примут участие в состязаниях.

   На следующий день в четырех названных районах (контадах) проводятся раздельные, также костюмированные, парады. Потом четыре процессии, составленные пешими ополченцами и конными норманнскими рыцарями, с разных сторон направляются к площади перед кафедральным собором на встречу с графом Рожером. Во главе каждой колонны идут первосвященник и магистрат соответствующего квартала.

   Под гудение труб и стук барабанов граф торжественно выходит на площадь в сопровождении своих рыцарей. Гран Маэстро с поклоном приветствует его и передает графу ключи от города. Когда церемония закончится, представители общин отправятся в свои кварталы под приветственные крики зрителей, пляски и невероятно шумное музыкальное сопровождение. Розыгрыш приза (палио) происходит в последний день праздника.

   В состязании принимают участие конные «сборные» четырех городских районов. Каждой команде из пяти всадников раз и навсегда присвоен свой цвет: желтый, голубой, красный или зеленый. Соревнующиеся должны выдержать по четыре испытания. Успешно выполнившим эти испытания начисляются очки. Команда, набравшая максимальное количество очков, объявляется победительницей. Ей присуждается приз – палио, представляющий собой знамя с изображением Богородицы. Это знамя победители будут целый год хранить в своей приходской церкви.

   В первом испытании участники состязаются в как можно более точном поражении «сарацина» (куклы, одетой в костюм мусульманского воина). Разогнав лошадь, всадник на полном скаку должен поразить цель тяжелым деревянным копьем, в острие которого вбит гвоздь. Во втором испытании всаднику предлагается метнуть с галопирующей лошади в ту же цель несколько более легкое копье. В третьем испытании всадник на полном скаку должен насадить на свое копье кольцо диаметром 11 см, прикрепленное к правой руке «сарацина». Кольцо обматывают цветными лентами, чтобы всадник мог легче различить его. Особо оценивается выполнение четвертого испытания, в котором надо метнуть копье, попав в кольцо такого же диаметра, подвешенное на высоте пяти метров над землей. После определения выигравшего радостные победители с палио в руках отправляются по главным улицам города в свой квартал, приветствуемые всеми жителями Пьяцца-Армерины.

   И все-таки главная приманка для туриста в Пьяцца-Армерине – всемирно известная римская Вилла-Казале, входящая в список культурного наследия человечества, утвержденный ЮНЕСКО. Виллу, воспользовавшись указаниями местных жителей, открыл в окрестностях города в 1950 г. археолог Джино Виничо Джентили. Основываясь на стиле мозаик, историки искусства относят строительство виллы к концу III – началу IV в. Именно мозаики составляют основное богатство виллы. Их общая площадь достигает 3500 кв. м., основные работы выполнены мастерами африканского происхождения.

   Сохранившиеся остатки виллы группируются в четыре ядра: монументальный вход со двором в форме подковы; центральная часть, сформировавшаяся вокруг четырехугольного Большого перистиля с примыкающим садом, где расположен продолговатый бассейн; триклиний с овальным перистилем перед ним, окаймленным с двух сторон ваннами; термальный комплекс.

   Мозаики виллы заметно отличаются по стилю, что не обязательно свидетельствует в пользу их разновременного исполнения, а скорее наталкивает на мысль о мастерах различных художественных школ. Каждое из четырех ядер скомпоновано вокруг собственной оси. Четыре оси сходятся к бассейну в Большом перистиле. Отсюда следует неизбежный вывод, что вилла строилась по единому проекту, органически соединявшему в себе помещения различного предназначения. Продолжительность строительства после длительных споров определена в пять – десять лет.

   Предназначение помещений хорошо объясняется мозаичными сюжетами на полу. Последовательность помещений (вестибюль – двор – нартекс – зал с апсидой) характерна для целого ряда строений Поздней империи. Подобная же вилла с изолированными помещениями была устроена в Ното (провинция Сиракузы), что известно по древним документам; такие же виллы строились и в Северной Африке. А образцом для них, видимо, служила вилла императора Адриана в Тиволи. Толчком к созданию виллы могло послужить оживление хозяйственной деятельности в сельской Сицилии в начале IV в.

   Связано это в первую очередь с созданием новой столицы в Константинополе, куда переключился поток египетского зерна, ранее направлявшийся в Рим.

   Именно в эти времена богатые люди из патрицианского и всаднического сословий начали покидать городские дома, обосновываясь в пригородных виллах. Вопрос о владельце виллы Казале возник сразу же после ее открытия.

   Самой вероятной была признан гипотеза о принадлежности виллы видному политическому деятелю времен императора Константина Великого Луцию Арадию Валерию Прокулу Популонию, губернатору Сицилии (327–331) и консулу 340 г. Это был очень богатый человек. В 320 г. он, будучи претором Рима, устроил столь пышные празднества, что они вспоминались не один десяток лет. Возможно, что темы некоторых мозаик виллы («Большая охота», «Цирковые игры») воссоздают это неординарное событие.

   К числу лучших сюжетов относятся мозаики, собранные в коридоре «Большой охоты» (66 x 5 м), хотя изображают они не столько охоту, сколько ловлю и транспортировку диких животных. Мозаичные картины разделяются на две стилистические группы: одна, северная, отличается хорошей пластикой, натуралистичностью изображений животных, определенным консерватизмом стиля. В южной группе изображения более сухие и схематичные.

   Предполагают, что северные сюжеты выполняли мастера, вышедшие из традиционных художественных школ Греции или Малой Азии, тогда как южные – работа мозаистов, связанных с новаторским направлением IV в., характерным для запада античной ойкумены.

   Апартаменты, расположенные к северо-востоку от коридора «Большой охоты», украшает мозаика со сценой на сюжет «Одиссеи»: «Одиссей обманывает Полифема», а в другой комнате внимание посетителя неизменно привлекает широко известная по репродукциям эротическая сцена.

   В одном из двух малых помещений на юго-западном углу коридора изображены десять девушек в купальных костюмах, похожих на современные бикини. Это помещение так и называют – «Зал девушек в бикини». Девушки выполняют различные гимнастические или атлетические упражнения. Эти мозаики также широко известны по репродукциям. В залах на юго-восточном углу коридора можно увидеть изображения легендарного певца Орфея и поэта Ариона. Помещения по сторонам овального перистиля заполнены мозаиками амуров, занимающихся рыбной ловлей и сбором винограда.

   В триклинии, служившем зимним залом для пиршеств, пол выложен мозаиками на мифологические сюжеты: «Триумф Геркулеса», «Битва Геркулеса с титанами», «Зарождение жизни» и др. Слева от монументального входа на виллу расположен термальный комплекс. Его положение позволяет предположить, что он был доступен и людям со стороны.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Лев Гумилёв.
Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению

Тамара Т. Райс.
Византия. Быт, религия, культура

Константин Рыжов.
100 великих изобретений

Карл Расселл.
Ружья, мушкеты и пистолеты Нового Света. Огнестрельное оружие XVII-XIX веков

Олег Соколов.
Битва двух империй. 1805-1812
e-mail: historylib@yandex.ru