Сарматские кожаные и костяные панцири
Небольшое количество металлических панцирей, обнаруженных в савроматских и прохоровских погребениях, заставляет предполагать наличие оборонительных доспехов из более дешевых материалов. Ими могли быть кожа и кость. Это подтверждают античные авторы. Страбон [48, VII, 3, 17] сообщает о шлемах и панцирях роксоланов, изготовленных из сырой воловьей кожи. Павсаний [32, I, 21, 6] описывает сарматский панцирь из пластин, нарезанных из лошадиных копыт и расположенных наподобие змеиной чешуи или сосновой шишки. Аммиан Марцеллин [3, XVII, 12] упоминает о сарматском панцире из маленьких чешуек полированного рога, прикрепленных к полотняной подкладке, как оперение птицы.
Кожаные панцири были широко распространены у самых различных народов. Как и костяными, ими не пренебрегали даже римляне [54, IV, 9; см. также: 376, стр. 455] и парфяне [38, XVIII, XXV]. Β Монголии и Маньчжурия они употреблялись еще в XIX в. Относительная дешевизна делала этот вид оборонительного доспеха доступным рядовым воинам. Вместе с тем он был достаточно эффективным, особенно при борьбе с легковооруженным противником: защищал от стрел, мог в какой-то степени ослабить удар меча и копья и т. д. Особенно надежны были панцири, изготовленные из нескольких слоев кожи. Такие панцири были у монголов, как это явствует из описания Марко Поло [200, стр. 63]. Кожаные панцири имели и скифы. Наиболее уязвимые части их они укрепляли иногда металлическими пластинами. Такой панцирь, найденный в мавзолее Неаполя скифского, представлял собой куртку без рукавов с разрезом спереди. На грудной части были прикреплены две железные позолоченные пластины [248, стр. 120; 353, стр. 148, рис. 4]. По времени (рубеж II—I вв. до н. э.) этот панцирь соответствует сарматским, описанным Страбоном, и последние, возможно, походили на него. Сарматы могли изготовлять также в подражание металлическим панцири из кожаных чешуек. Такие панцири обнаружены в Дура-Эвропосе [376, стр. 450 и сл., табл. XXIII]. Кожаные чешуйчатые панцири известны также в Китае и Восточном Туркестане [488, I, стр. 462—465; IV, табл. I]. Другим материалом, шедшим на изготовление сарматских панцирей, могла быть кость. Возможно, именно к таким панцирям относятся не совсем ясные сообщения Павсания и Аммиана Марцеллина12. Широкое распространение костяных панцирей устанавливается данными этнографии. До недавнего времени их употребляли чукчи13 , эскимосы Аляски и североамериканские индейцы [422, стр. 632, и сл.]. В Сибири древнейшие костяные доспехи относятся ко II тысячелетию до и. э. [241, стр. 248—254, рис. 118—120]. В Западной Сибири доспехи из костяных чешуек, по форме близких к металлическим, известны с I тысячелетия до н. э. вплоть до позднего средневековья [226, стр. 91—101, табл. 11, 8—9; 225, стр. 34—35; 418, рис. 90, 92, 94]. Возможно, для оборонительного доспеха предназначались костяные пластины, найденные О. Н. Бадером на селище Скородум в Прикамье (IV—III вв. до н. э.) [76, стр. 51, рис. (15, 11—45]. Несколько раз костяные чешуйки от панциря, копирующие металлические, встречались в курганах скифского времени на Днепровском Левобережье [211, стр. 72; 350, стр. 84]. Доспех, составленный из таких пластин, имел вид чешуйчатого панциря. Вероятно, такими же были и костяные панцири сарматов. 12Этнографии известны и примеры роговых панцирей, хотя они никогда не получали широкого распространения. Так, известен тлинкитский панцирь из маленьких кусочков оленьего рога, прикрепленных к лосиной шкуре на манер чешуйчатого. С островов Сулу (Филиппины) происходит панцирь из бычьего рога. О панцирях, изготовленных из ,рога, упоминается в китайских источниках [см.: 436, стр. 191—192]. 13Такой панцирь хранится в МАЭ, инв. № 4859—14. |
загрузка...