О взаимосвязи между цзун и общиной
Как было показано выше, почти на всем протяжении истории надельной системы наряду с общиной байсин существовала и такая форма социальной организации, как цзун. В рамках этой организации на базе отношений кровного родства байсин объединялись с представителями господствующего класса, и эксплуатация байсин внутри цзун принимала патриархальную форму.
В частности, можно вспомнить о претензии «сильных цзу» на земельные наделы в общине сян в Северном Вэй, о которых говорилось в докладе Ли Аньши. Основанием для таких претензий скорее всего была взаимосвязь между общиной и цзун, в состав которых и входили «сильные» цзу. Материалы танских источников свидетельствуют и о существовании объединений родственных семей байсин внутри общин, и даже о функционировании более крупных объединении таких семей из разных общин во главе с «отцами-старейшими». Обращает на себя внимание и тот факт, что некоторые административно-территориальные единицы в Северном Вэй, Северном Ци и Суй носили наименования, одинаковые с организациями типа цзундан, цзудаи, цзу. Однако в целом мы не располагаем достаточными данными для ответа — даже предположительного — на вопрос о конкретных формах взаимосвязи между цзун и общинами байсин. |
загрузка...