Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

А. Ю. Тюрин.   Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III—VIII веках

О цзун в Северном Ци

В материалах по истории Северного Ци можно прочесть такую запись: «В эпоху Вэнь Сюаня (первый император Северного Ци. Правил в 550-559 гг. — А. Т.) правление было очень строгим и сильные [цзу] Ян и Би были переселены. Что кажется ши Ин, И, Чжу, Лю, Цин, Кэ, Чжан, Сун, Бин, Чжоу и Ван, а также цзу Пу, Ян и Хоу, то с ними со всеми поступили так же. Их разместили так, что огни [очагов] 10 тысяч жиилищ тянулись друг за другом, образуя непрерывную [цепь], и люди селились жилье к жилью... В то время Сун Шилян подал доклад, в котором было сказано, что 10 син из ши Вэй и 36 син из восьми [других] ши нелояльны по отношению к [династии] Ци, и предлагалось поэтому расселить их... там, где не было знатных цзу (ши цзу)... Вэнь Сюань не принял этого предложения, и много лет спустя все главы (ши и син) подверглись каре» [24, цз. 3, с. 10а-10б].

Из этой цитаты прежде всего следует, что цзун были известны и в Северном Ци. Далее, поскольку цзун упомянуты в контексте, где речь идет о переселении «сильных» или «знатных» цзу и их размещении на новом месте, можно вывести заключение, что они возглавляли цзун и составляли его верхушку.

В тексте говорится также о ши как о чем-то сопоставимом с цзу и о син как составной части ши. По мнению М. В. Крюкова, син в XIV-XVI в. до н. э. представляли собой тотемное наименование рода, а ши — эпонимическое наименование цзун т. е. патронимию в собственном смысле этого слова — общее наследственное имя всех членов данного цзун [67, с. 114-127]. Как мы видим, в Северном Ци ши и син уже обозначали определенные формы социальной организации. Возможно, ши к этому времени стало эквивалентном цзун (поскольку первоначально ши было наименованием цзун и в период надельной системы оно служило обозначением вполне конкретной социальной организации патронимического типа — типа цзу), а син в качестве составной части ши могло превратиться в эквивалент цзу (входившей в состав цзун).
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Чарльз Данн.
Традиционная Япония. Быт, религия, культура

А. Ю. Тюрин.
Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III—VIII веках

Майкл Лёве.
Китай династии Хань. Быт, религия, культура

Л.C. Васильев.
Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)

В.М. Тихонов, Кан Мангиль.
История Кореи. Том 1. С древнейших времен до 1904 г.
e-mail: historylib@yandex.ru