Сведения о цзун в Северном Вэй
На основании некоторых данных источников можно высказать предположение, что сельская территориальная община была не единственной формой социальной организации байсин в период надельной системы. В источниках по истории Северного Вэй записано: «В начале [правления] Вэй не было установлено системы трех старшин (сань чжан)1. Существовала только система покровительства главы цзун (цзун чжу духу). Поэтому люди (минь) часто укрывались (иньмао): 30-50 семей объединялись в один двор (ху). Это называлось покровительством (иньфу). Пользующиеся покровительством (инь фу чжэ) не выполняли государственных повинностей (гуань и), а сильные (хао цян) брали с них подати, вдвое больше государственных» [24, цз. 3, с. 8б-9а; 9, цз. 12, с. 18а; 8, цз. 53, с. 14а].
В других источниках фраза «Люди часто укрывались» заменена следующей: «Люди (минь) часто пользовались покровительством (инь фу)» [8, цз. 110, с. 7а; 29, цз. 486, с. 86]. По сообщению источников, во времена Северного Вэй действительно были распространены социальные коллективы, объединявшие тысячи семей, которые размещались на территории в 50-60 кв. ли и возглавлялись цзун чжу [7, цз. 33, с. 16]. В текстах встречаются и упоминания о цзундан и цзунцзу [8, цз. 113, с. 4а; 7, цз. 33, с. 2а, 236]. По-видимому, во всех этих случаях речь идет об одной и той же или однотипной социальной организации; в основе наименования ее лежало слово «цзун», издревле обозначавшее в китайском языке социальную группу, все члены которой вели свое происхождение от одного общего предка [164, с. 436]. 1 Имеется в виду создание в 486 г. административно-территориальных единиц — линь, ли и дан, каждая из которых возглавлялась «старшиной» (чжан). |
загрузка...