Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

А. Ю. Тюрин.   Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III—VIII веках

«Сян» как обозначение общины

В источниках по истории надельной системы сян выступает как основная ячейка социально-экономической и территориальной структуры страны в то время. Вся территория страны делится в эдиктах на «тесные» и «просторные» сян (разд. II, Д, п. 2; II, Е, п. 2, 4, 17, 25), а также на сян, в которых выращивали те или иные сельскохозяйственные культуры (разд. II, Б, п. 13; VI, Е, п. 1). Согласно танским эдиктам, замена натурального состава податей производилась в соответствии с ценами, действовавшими в данной сян (разд. VI, Е, п. 2). Наконец, подворные реестры (ху цзи) — основной вид реестров в период Тан — составлялись отдельно для каждой сян (разд. IV, А, п. 2).

Вероятно, это объясняется тем, что сян, начиная по крайней мере с Северного Вэй и до Тан включительно, представляла собой сельскую территориальную общину, бывшую в то время основной социально-экономической и административно-территориальной ячейкой страны. Это вполне согласуется и с предшествующим заключением о том, что сян в период Тан являлась общинным коллективом во главе со «старейшими» (цилао). Что касается «отцов-старейших» (фулао), функционировавших в период Тан на уровне уездов, то они, возможно, возглавляли объединение нескольких общин (сян).

Сам титул «отцов-старейших» позволяет предположить, что в основе их власти лежали существовавшие в общине отношения кровного родства. Как уже говорилось, в сельской общине периода Тан объединялись как родственные, так и неродственные семьи. Родственные семьи могли оказаться и в разных общинах — такое явление известно современной этнографии, в частности на примере структуры общины у живущей в Китае народности лису [79, с. 51 ].

В этом случае в объединении нескольких общин могли быть представлены все семьи, относившие себя к данной родственной группе в пределах достаточно большой территории (уезда). А «отцы-старейшие» олицетворяли в таких объединениях единство родственных семей, осуществляя, возможно, власть рода. Власть эта могла проявиться как в некоторых специфических областях (культовые отправления, регулирование брачных отношений и т. д.), так и в области экономических отношений внутри общин. В частности, «отцы-старейшие» могли охранять экономические интересы семей, принадлежавших к данной родственной группе в разных общинах.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров.
Древние китайцы: проблемы этногенеза

Леонид Васильев.
Проблемы генезиса китайского государства

А. Ю. Тюрин.
Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III—VIII веках

Дж. Э. Киддер.
Япония до буддизма. Острова, заселенные богами

Коллектив авторов.
История Вьетнама
e-mail: historylib@yandex.ru