Данные об общине в Северном Вэй
Материалы источников Северного Вэй дают возможность убедиться в существовании общины в деревне того времени. В докладе северовэйского чиновника Ли Аньши, которому согласно исторической традиции принадлежит инициатива во введении надельной системы, можно прочесть: «В неурожайные годы [люди] разбегаются и бросают или продают свои поля и жилища, поселяются в других сян... Так продолжается [уже] несколько веков. Когда... они возвращаются к разрушенным очагам и опустевшим колодцам, то [находят] тутовые деревья и вязы пересаженными — поскольку времени уже прошло очень много, легко [совершать] всевозможные подделки. Сильные цзу (хао цзу) творят произвол, совершая захваты и притеснения. Ссылаясь на прошлые времена, они [доводят родословную] своих семей до Вэй и Цзинь; ссылаясь на нынешние времена, они приводят свидетельства родственников и старожилов. И поскольку прошло уже много лет, сян лао оказываются сбитыми с толку. Хотя свидетельств [приводится] много, истину установить невозможно. Каждый приводит [в качестве свидетелей] своих родственников и знакомых. Все так запутано, что концов не найдешь. У каждой из сторон имеются свои доказательства и тот, кто их выслушивает, испытывает сомнения и колебания. Тяжбы длятся бесконечно, и их невозможно решить. Самые плодородные земли оказываются заброшенными, и никто их не обрабатывает, а самые плодоносные деревья засыхают, и урожая с них никто не снимает... Следует восстановить бедным их хозяйства, а у сильных (хао ю) отобрать излишки земли... Необходимо также установить срок, в течение которого можно оспаривать поля. Поскольку дело это давнее и выяснить здесь что-либо трудно, они должны остаться за тем, кому принадлежат сегодня. И тогда мошенники лишатся возможности притязать на что-либо, а честные люди будут ограждены от вторжений и захватов» [8, цз. 53, с. 10а-11а].
Как видим, и в Северном Вэй существовали сян, возглавлявшиеся «старейшими сян» (сян лао). Последние, как следует из текста, имели решающее слово в спорах из-за земли между семьями, входившими, очевидно, в состав сян. Иными словами, они олицетворяли «верховное» право собственности на земли, принадлежавшие отдельным хозяйствам в сян. Сам титул этих лиц — «старейшие сян», а также отсутствие такой должности среди перечисленных в северовэйских реестрах должностей государственных чиновников позволяют предположить, что сян лао были главами общинных коллективов, объединенных в рамках сян и обладавших правом «верховной» собственности на земли, принадлежавшие входившим в сян семействам. Заметим, что главы низших административно-территориальных единиц в Северном Вэй — линьчжан, личжэн и данчжан набирались, согласно эдиктам, «из людей сян» (разд. III, Б. п. 1). По-видимому, это были должностные лица общины, назначавшиеся из ее среды, а сами линь, ли и дан представляли собой ячейки организационной структуры общины — сян. О том, что община в период Северных Вэй ограничивалась рамками сян, могут свидетельствовать и другие факты. В упомянутом докладе Ли Аньши говорилось о том, что бежавшие из родных мест люди селились в «других сян». Сами эдикты того времени поощряли переселение байсин из «тесных» сян в «просторные» (разд. II, Е, п. 17, 25]. Все это характеризует сян как основную форму административно-территориального объединения байсин, какой могла быть община. |
загрузка...