Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

А. Ю. Тюрин.   Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III—VIII веках

Параллельное существование линь и бао в период Тан

Положения танских эдиктов предусматривали функционирование в деревне двух различных территориально-административных единиц — линь и бао, одна из которых объединяла четыре семьи, а другая — пять (разд. III, Д, п. 4, 6). Параллельное существование двух единиц, состав которых разнится всего лишь на одну семью, естественно, не может не вызвать недоумения.

По другим источникам (об этом свидетельствует Н. Ниида), в бао объединялись не пять семей, а пять линь [125, т. 3, с. 663-667]. Последнее выглядит более логичным, поскольку складывается строго последовательная иерархичная структура: четыре семьи — линь, пять линь — бао. Именно поэтому некоторые ученые отдают предпочтение данной версии [125, т. 3, с. 663-673].

Однако тот факт, что бао в период Тан состояли из пяти семей, а не из пяти линь, подтверждается документально. В своем исследовании по истории китайского права Ниида приводит пять обнаруженных научными экспедициями в Турфане документов, датируемых 764-765 гг., которые фиксируют выдачу хозяйствам байсин зерна из государственных хранилищ [125, т. 3, с. 673-676]. В каждом из четырех документов упомянуты пять человек, получивших зерно из хранилищ, и все они принадлежат к одному бао. При этом один из пятерых три раза обозначен как «глава бао» (бао тоу), четверо остальных — как «входящие в бао» (бао нэй) [125, т. 3, с. 673, 675-676], а в одном случае все пятеро названы «людьми бао» (бао жэнь) [125, т. 3, с. 674]. В пятом документе сохранились лишь имена двух «входящих в бао» [125, т. 3, с. 674-675]. По-видимому, в документах перечислены главы семейств, объединенных в одном бао. И, значит, бао действительно состояли из пяти семей (цзя), а не из пяти линь.

Для того чтобы найти объяснение параллельному существованию двух различных объединений — линь и бао, сошлемся на стихи известного поэта танской эпохи Ду Фу, в которых можно прочесть такие строки: «Теперь рожденье сына — лишь кручина. Рожденье дочки много лучше, право! Быть может, мужа ей найдешь в соседнем лине. А сыну — лишь могилу где-то в дальних травах!»1 [183, цз. 1, с. 21б-22а]. Из этих слов можно заключить, что внутри своих линь девушки замуж не выходили - их отдавали в другие линь.

Известно, что танским законодательством запрещалось заключение браков внутри син [21, цз. 14, с. 1а], которые, как будет показано ниже, представляли собой объединения родственных семей. Отсюда можно заключить, что в каждое линь входили семьи, принадлежавшие к одному син. Бао же, как свидетельствуют упомянутые выше документы из Турфана, состояли из неродственных семей: в трех документах все пять человек, входивших в одно бао, носят разные фамилии [125, т. 3, с. 673-676]; в одном документе двое имеют фамилию Сун, а трое других — три разные фамилии [125, т. 3, с. 675].



1 Перевод этого отрывка сделан по просьбе автора С. А. Торопцевым. В опубликованных переводах А. Гитовича эти строки выпущены.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Майкл Лёве.
Китай династии Хань. Быт, религия, культура

Дж. Э. Киддер.
Япония до буддизма. Острова, заселенные богами

Эдвард Вернер.
Мифы и легенды Китая

Коллектив авторов.
История Вьетнама

А. Ю. Тюрин.
Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III—VIII веках
e-mail: historylib@yandex.ru