Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

А. Ю. Тюрин.   Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III—VIII веках

Другие подати и повинности

Кроме рассмотренных выше податей и повинностей в период Тан байсин облагались и множеством других, объединении общим названием «чакэ».

Экземпляры реестров чакэ, датируемых 747-751 гг., были обнаружены экспедицией Пеллио в Дуньхуане [126, т. 3, с. 278-283; 383-394; 102, с. 71-100]. В нарративных источниках встречаются и более ранние упоминания о чакэ, относящиеся к 723-742 гг. [29, цз. 490, с. 12а-12б, 156; 24, цз. 6, с. За]. Все зафиксированные в реестрах виды повинностей чакэ можно разделить на три большие группы. В первую вошли те, которые налагались на байсин, не имевших звания «почетных чиновников». Одной из таких повинностей было услужение государственным чиновникам 1-9-го рангов. Эта повинность, как показывают реестры, выполнялась исключительно «несовершеннолетними» мужчинами. Другим видом повинностей считалась служба в качестве цуньчжэн.

Вторая группа — это подати и повинности, налагавшиеся на байсин, имевших звания «почетных чиновников». Из них прежде всего следует отметить объединенные общим названием «особые повинности» (сэ и), которые включали службу в качестве цвэй и услужение государственным чиновникам 3-го ранга и выше.

К «особым повинностям» относилась и денежная подать (чжо цянь), взимавшаяся в пользу государственных чиновников, девяти рангов. В реестрах чакэ в той графе, где зафиксированы подати и повинности, против имен потомков государственных чиновников — пинь цзы и пинь сунь — поставлена отметка «чжо цянь». По-видимому, здесь указывалось на их происхождение из семей, в пользу которых взималась чжо цянь.

Кроме сэ и в эту группу входили: несение охранной службы в административном учреждении военного округа (цзюнь) (от этой повинности можно было получить освобождение путем уплаты денежной подати — на цзы), служба в должности мелкого чиновника (ши) в пределах данной области или округа, служба в военных канцеляриях области или округа и на военных заставах, а также военная служба в гарнизонах пограничных крепостей.

Третья группа — это подати и повинности, налагавшиеся на байсин, как имевших звания «почетных чиновников», так и не имевших их. Важнейшими из них были: военная служба на заставах, служба в должности мелких чиновников (ши) в уезде, несение караульной службы у городских стен, работа надзирателями оросительных каналов. Сюда входит и исполнение должности личжэн.

Согласно реестрам, основаниями для освобождения от податей и повинностей чакэ считались: уход за престарелыми родителями, ношение траура по умершим, учеба в уездных и областных школах (только для «почетных чиновников»), пребывание в прошлом в должности государственного чиновника в одном из девяти рангов, а также уход в монахи. Повинности чакэ разрешалось не выполнять и «белым совершеннолетним», несшим службу в судебных учреждениях уезда или военного округа.

В источниках упоминаются еще две специфические подати не представленные в реестрах чакэ, которые, по мнению отдельных ученых, входили в эту систему податей и повинностей, речь идет о денежных податях, налагаемых на хозяйства байсин в пользу государственных чиновников. Одна из них взимаюсь, по-видимому, подушно, деньгами вместо повинности, которую должны были выполнять «совершеннолетние» байсин в пользу чиновников данного уезда или округа в течение определенного числа дней; повинность эта носила название «жи чжи», а Подать — «жи чжи кэ цянь» (подать деньгами за повинность жи чжи). В 746 г. и повинность и подать были отменены [24 цз. 6, с. 5а]. До этого времени, как считает Г. Нисимура, они были составной частью чакэ [126, т. 3, с. 400-401].

Вторая подать взималась деньгами с хозяйств байсин в зависимости от их категории, а деньги шли на выплату жалованье чиновникам. Она носила название «подворная подать» (ху шуй) [10, цз. 3, с. 37а] и делилась на две части: «малую денежную подать» (сяо шуй цянь) и «большую денежную подать» (да шуй цянь). Первая взималась один раз в год, вторая один раз в три года [10, цз. 3, с. 37а]. Экспедицией профессора Отани в Турфане было обнаружено несколько экземпляров документов, являвшихся своеобразными квитанциями, которые были выданы хозяйствам байсин, внесшим ху шуй. Эти документы опубликованы в работе японского исследователя Е. Судо, специально посвященной подати ху шуй [126, т. 3, с. 230-233, 237-238]. Обращает на себя внимание, что в этих документах употреблены термины «ху шуй» [126, т. 3, с. 230-232] и «да шуй цянь» [126, т. 3, с. 230, 232-233], однако термина «сяо шуй цянь» в них не встречается. Вместе с тем частое упоминание в документах термина «податные деньги» (шуй цянь) [126, т. 3, с. 230, 233, 237-238] и присутствие его в нарративных источниках [27, цз. 48; с. 2а; 16, цз. 51, с. 5а; 24, цз. 6, с. 5а; 9, цз. 3, с. 1а-1б] дает возможность высказать предположение, что он употреблялся для обозначения как сяо шуй цянь, так и всей подати в целом, поскольку ежегодно ху шуп взималась в форме сяо шуй цянь и только раз в три года — как да шуй цянь. Во всяком случае, в статистических материалах Ду Ю о податях, собираемых в империи Тан в годы Тяньбао, приведены сведения о шуй цянь, взимавшейся по категориям хозяйств [24, цз. 6, с. 5а]. Скорее всего имелась в виду именно ху шуй.

Данные о ху шуй, содержащиеся в турфанских документах, датированы 677 г. [126, т. 3, с. 231], а первые упоминания об этой подати в нарративных источниках относятся к началу VIII в. Некоторые документы фиксируют, что с части хозяйств байсин в качестве подати ху шуй был взят хворост, который затем поступил в распоряжение местных чиновников [126, т. 3, с. 231]. Это свидетельствует одновременно о двух фактах — о том, что власти в зависимости от обстоятельств меняли натуральный состав ху шуй или дополняли его по своему усмотрению, а также о том, что первоначально ху шуй взимали, возможно, не в денежной форме, а натурой и лишь со временем стали взимать деньгами. О дальнейшей трансформации ху шуй можно судить по сообщению об отмене подати жи чжи кэ цянь, где отмечалось увеличение подати шуй, взимавшейся деньгами. Характерно, что это сообщение непосредственно предшествовало приведенным Ду Ю статистическим данным о податях, собранных в годы Тяньбао, в которых, как уже указывалось, речь шла и о подати ху шуй. Учитывая все это, можно предположить, что термином ху была названа подать ху шуй. Иными словами, к 746 г. подать жи чжи кэ цянь просто-напросто стала составной частью подати ху шуй.

К сожалению, мы не располагаем аналогичными материалами о дополнительных податях и повинностях, налагавшихся на байсин во времена надельной системы, предшествовавшие периоду Тан. Но это обстоятельство, на наш взгляд, не свидетельствует об отсутствии таких податей и повинностей до Тан. Скорее всего в то время они еще не были приведены в систему в такой степени, как это произошло в период Тан, и именно поэтому соответствующие факты не нашли отражения в официальных источниках.

Дополнительным бременем для байсин была подать гун - «дань», «подношение», которая на протяжении всей истории надельной системы налагалась центральным правительством на каждую область (чжоу). Эта подать, как правило, включала специфическую продукцию, производимую в данной провинции, а также зачастую ткани и пряжу [8, цз. 110, с. 5а, 10а; 17, цз. 24, с. 17а; 27, цз. 48, с. 6а; 16, цз. 51, с. 4а; 24, цз. 5, с 56, цз. 6, с. 6а-6б, 33а, 346; 10, цз. 3, с. За].
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Леонид Васильев.
Древний Китай. Том 1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.)

Ричард Теймс.
Япония. История страны.

Л.C. Васильев.
Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)

Под редакцией А. Н. Мещерякова.
Политическая культура древней Японии

Майкл Лёве.
Китай династии Хань. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru