9. Религиозные представления и культовая практика
Много важных данных удалось получить ученым в результате прочтения текстов линейного письма В для изучения раннего периода в истории древнегреческой религии. Немало имен божеств, почитавшихся греками II тыс. до н.э., встречается на кносских и пилосских табличках. Боги фигурируют в хозяйственных записях исключительно [56] как объекты жертвоприношений, поэтому их имена в списках священных даров стоят как правило в формах дательного и родительного падежей. В пантеоне греков-ахейцев обнаруживаются многие божества, известные позднее эллинам I тыс. до н.э. Зевс присутствует здесь под именем Дивия (Di-wo, Di-we и др., ср. греч. Διός) вместе с парной ему богиней Дивией (Di-u-ja, Di-wi-ja),25) при этом его всегдашняя супруга (согласно представлениям греков классического периода) — Гера (E-ra, ср. "Ηρα) появляется в том же тексте в качестве самостоятельной богини. Еще одну божественную пару составляют владыка моря Посейдон (Po-si-da-o и др., ср. Ποσειδάων) и Посидея (Po-si-da-e-ja и др.). Афина26) выступает с эпитетом Потния — 'Госпожа' (A-ta-na po-ti-ni-ja, ср. ‘Αθανα Πότνια), который и позднее был употребителен по отношению к наиболее чтимым богиням. Из числа будущих олимпийских богов в текстах линейного В надежно опознаются по именам также Артемида (A-te-mi-to — род. п., A-te-mi-te — дат. п., ср. Αρτεμις), Гермес (E-ma-a2 — дат. п., ср. Έρμης), Гефест (с ним связано, как полагают, личное имя A-pa-i-ti-jo = Hāphaistios, ср. Ήφαίστιος — Гефестий, упоминаемое в одной из кносских табличек;27) ср. Άφαιστος, Ήφαιστος), Дионис (Di-wo-nu-so-jo — род. п., ср. Διώνυσος). Бог войны Арес известен табличкам под именем Эниалия — 'Воинственного' (E-nu-wa-ri-jo, ср. Ένυάλιος — постоянный эпитет Ареса у древнегреческих поэтов и трагиков, начиная с Гомера и Гесиода), а Аполлон — под именем Пайавона — 'Целителя' (Pa-ja-wo-ne — форма дательного падежа, ср. Παιήων). Деметра прямо не названа в текстах ахейских архивов, но в них встречаются ее более общее обозначение как Матери Божественной (ma-te-re te-i-ja — mātrei theiāi — дат. п.), а также другие иносказательные наименования — 'госпожа хлеба' (si-to-po-ti-ni-ja = sītōn potniāi или sītoī potniāi, cp. Σιτώ —эпитет Деметры), '(госпожа) коней' (i-qe-ja = hiqqueiāi — дат. п., ср. ιππειος), 'госпожа из Азии' (po-ti-ni-ja a-si-wi-ja = Potniāi Aswiāi — дат. п., ср. Ασία, хеттское Aššuwa). В перечне приношений встречается богиня Пресва (Pe-re-swa = Preswā), возможно родственная Персефоне, дочери Деметры. Из второстепенных божеств позднейшего эллинского пантеона ахейцы почитали: Илитию, помогавшую при родах (E-re-u-ti-ja, ср. Έλευθία, Ειλείθυια);28) Эринию — богиню возмездия (E-ri-nu, E-ri-nu-we — дат. п., ср. Έρινύς); Элевтера, сына Аполлона (E-re-u-te-re — дат. п., ср. Έλευθήρ); Ифимедею, сохранявшуюся затем в памяти треков лишь как незначительный мифологический персонаж (I-pe-me-de-ja — дат. п., ср. Ίφιμέδεια). В инвентарных списках адресатов священных даров есть и [57] другие личные имена (а также некоторые слова с неясным смыслом), которые, однако, нельзя с уверенностью считать теонимами неизвестных нам богов, поскольку они могут оказаться всего лишь именами или титулами служителей культа, непосредственно принимавших подношения. В Кноссе засвидетельствован культ ветров: в тексте одной из табличек упоминается "жрица ветров" (а-пе-то i-je-re-ja = anemōn hiereiāi). Там же регулярно совершались приношения "всем богам" (pa-si te-o-i = pansi theoihi), что однако совсем не характерно для Пилоса. Обычно богам жертвовали продукты питания: пшеницу, ячмень, растительное масло, сыры, фиги, вино, мед, пряности. Иногда подношениями служили крупный и мелкий рогатый скот (быки, бараны), шерсть (ее, например, получала в жертву богиня Гера в Фивах), овечьи шкуры, благовонные мази. Посвятительными дарами оказывались, кроме того, золотые сосуды и люди (по-видимому, отдаваемые в услужение богу и его жрецам). В ахейском обществе XV—XIII вв. до н.э. существовали профессиональные служители культа. Документы линейного В сообщают о жрецах (i-je-re-u, ср. ιερεύς) и жрицах (i-je-re-ja, ср. ιέρεια). Однако встречающиеся в них специальные термины, передающие отдельные жреческие титулы и храмовые должности, пока удовлетворительному толкованию, в смысле точной дифференциации их функций, не поддаются: da-ko-ro (ср. ζάκορρς — 'храмовый служитель'), i-je-ro-wo-ko (ср. ιερουργός — 'совершитель священных обрядов'), ka-ra-wi-po-ro = klāwiphoros — 'носительница ключа, жрица-ключарь'), pu-ka-wo (ср. πυρκαεύς — 'зажигатель огня'). Не вызывает сомнений принадлежность священнослужителей к привилегированным слоям общества. Они, как показывают пилосские тексты, могли принадлежать и к разряду землевладельцев. Так, имя жреца We-te-re-u не раз встречается в табличках с записями, фиксирующими поземельные отношения. 25) Богиня Дивия известна в более позднее время по одной из греческих надписей из Памфилии, где она тождественна малоазийской Великой Матери. 26) Ахейская A-ta-na восходит к минойской богине Атане (A-ta-na, A-ta-no), упоминаемой в текстах линейного письма А. 27) Исходной основой и данного теофорного имени, и имени самого бога является критский догреческий топоним Pa-i-lo (c греческим окончанием) — Фест (ср. Φαιστός). 28) Обнаружение имени этой богини на кносских табличках особенно примечательно в свете сообщения Гомера о существовании ее пещерного святилища около Амниса — гавани Кносса. Упоминаемое в "Одиссее" (XIX, 188-189) святилище, основанное еще в минойское время, обнаружено и исследовано археологами. |